(знакомство с информационными источниками, литературный
(знакомство с информационными источниками, литературный обзор и т. д. ). Оптимален вариант, когда исследователь в своей работе соединяет качественную и количественную оценку в исследовании. Социальное познание — это гипотетический процесс. При каждом подходе всегда имеет место обоснованная критика другого подхода вместо нейтрализации погрешностей собственных воззрений. Д. Кэмпбелл (сторонник количественного знания) настоятельно рекомендует исследователям количественные и качественные подходы как необходимые, взаимно дополняю- *Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. — М: Педагогика, 1982. — С. 308. **Там же. — С. 326. щие средства перекрестной валидизации. Ориентация только на количественный подход в настоящее время значительно утрачивает качественные знания. Истинная наука отличается восстановленностью качественной основы количественного знания. Л. С. Выготский указывал, что увлечение исследователей количественным знанием приводит к эмпиризму. Выхолащивает содержание объекта познания. «Объем понятия [при таком подходе — И. Н. ] растет и стремится к бесконечности, по известному логическому закону содержание его столь же стремительно падает до нуля ». * Пределы экспериментальным фактам задает теория, определяет границы эмпирического и теоретического знания. Поэтому интерпретация результатов — ответственное дело. Исследование испытывает не
только респондентов, но и экспериментатора. Компетентность исследователя определяется не только его подготовкой как экспериментатора, но и его теоретическим, методологическим уровнем, целесообразностью его деятельности, его нравственной позицией в интерпретации результатов эксперимента. Критикуя методологическую несостоятельность взглядов исследователей, стоящих на позициях крайнего количественного оценивания, Л. С. Выготский писал: «Во всех этих попытках берется хвост от одной системы и приставляется к голове другой, в промежуток вдвигается туловище от третьей. Не то, чтобы они были не верны, эти чудовищные комбинации, они верны до последнего десятичного знака, но вопрос, на который они хотят ответить поставлен ложно... »** Теоретическая система, качественное знание, со- относясь с количественной эмпирической информацией, должно объяснять и корректировать экспериментатора в его исследовательских поисках. В. М. Бехтерев был прав, когда писал, что экспериментальная психология не имеет своего предмета — это всего лишь совокупность методов для подтверждения или/и опровержения теоретического знания. «В конце концов человек в своих обыденных делах является весьма компетентным, и качественное обыденное знание не замещается знанием количественным. Скорее напротив, количественное знание должно доверять качественному, в том числе и обычному восприятию, и основываться на нем». * *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 297.
Контрольные вопросы по экспериментальной психологии (В некоторых заданиях возможны несколько правильных ответов) 1. Под экспериментальной психологией понимается: а) отрасль психологии, имеющая свой особый предмет изучения, который заключается в исследовании психических явлений; б) совокупность психологических знаний, которые выявляются путем эксперимента; в) система частных методов и методик, при помощи которых изучаются психические явления. 2. В чем отличие термина «психология эксперимента » от «экспериментальной психологии»? Номер правильного ответа в регистрационном бланке обведите кружком. а) нет отличий — это одно и то же; б) первый термин обозначает особый предмет психологических знаний, который заключается в исследовании психических явлений, проявляющихся в ходе эксперимента; в) второй термин определяет особый предмет психологических знаний, который заключается в изучении сущности отношений между исследователем и испытуемым в ходе эксперимента. 3. Основными методами психологического исследования являются: а) тестовый метод и метод беседы; б) наблюдение и эксперимент; в) метод изучения документов и клиническая беседа. 4. К основным принципам экспериментальной психологии относятся: а) принцип объективности, взаимосвязи с другими объектами и принцип развития; б) принцип самостоятельности, воспроизводимости результатов и последовательности; в) принцип целостности, иерархичности и относительности. 5. Сущностью экспериментального метода является: а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально созданных экспериментальных условиях; б) тестирование объекта исследования для получения определенной информации в ходе эксперимента; в) моделирование изучаемых психических явлений,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|