Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(знакомство с информационными источниками, литературный




(знакомство с информационными источниками, литературный

обзор и т. д. ). Оптимален вариант, когда исследователь

в своей работе соединяет качественную и

количественную оценку в исследовании.

Социальное познание — это гипотетический процесс.

При каждом подходе всегда имеет место обоснованная

критика другого подхода вместо нейтрализации

погрешностей собственных воззрений. Д. Кэмпбелл

(сторонник количественного знания) настоятельно рекомендует

исследователям количественные и качественные

подходы как необходимые, взаимно дополняю-

*Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического

кризиса. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. — М: Педагогика, 1982. —

С. 308.

**Там же. — С. 326.

щие средства перекрестной валидизации. Ориентация

только на количественный подход в настоящее время

значительно утрачивает качественные знания. Истинная

наука отличается восстановленностью качественной

основы количественного знания.

Л. С. Выготский указывал, что увлечение исследователей

количественным знанием приводит к эмпиризму.

Выхолащивает содержание объекта познания. «Объем

понятия [при таком подходе — И. Н. ] растет и стремится

к бесконечности, по известному логическому закону

содержание его столь же стремительно падает до нуля

». * Пределы экспериментальным фактам задает теория,

определяет границы эмпирического и теоретического

знания. Поэтому интерпретация результатов —

ответственное дело. Исследование испытывает не

только респондентов, но и экспериментатора. Компетентность

исследователя определяется не только его

подготовкой как экспериментатора, но и его теоретическим,

методологическим уровнем, целесообразностью

его деятельности, его нравственной позицией в интерпретации

результатов эксперимента. Критикуя методологическую

несостоятельность взглядов исследователей,

стоящих на позициях крайнего количественного

оценивания, Л. С. Выготский писал: «Во всех этих попытках

берется хвост от одной системы и приставляется

к голове другой, в промежуток вдвигается туловище

от третьей. Не то, чтобы они были не верны, эти чудовищные

комбинации, они верны до последнего десятичного

знака, но вопрос, на который они хотят ответить

поставлен ложно... »**

Теоретическая система, качественное знание, со-

относясь с количественной эмпирической информацией,

должно объяснять и корректировать экспериментатора

в его исследовательских поисках. В. М. Бехтерев

был прав, когда писал, что экспериментальная психология

не имеет своего предмета — это всего лишь

совокупность методов для подтверждения или/и опровержения

теоретического знания. «В конце концов

человек в своих обыденных делах является весьма компетентным,

и качественное обыденное знание не замещается

знанием количественным. Скорее напротив,

количественное знание должно доверять качественному,

в том числе и обычному восприятию, и основываться

на нем». *

*Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии

и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. —

С. 297.

Контрольные вопросы по экспериментальной

психологии

(В некоторых заданиях возможны несколько правильных

ответов)

1.

Под экспериментальной психологией понимается:

а) отрасль психологии, имеющая свой особый

предмет изучения, который заключается в исследовании

психических явлений;

б) совокупность психологических знаний, которые

выявляются путем эксперимента;

в) система частных методов и методик, при помощи

которых изучаются психические явления.

2.

В чем отличие термина «психология эксперимента

» от «экспериментальной психологии»? Номер правильного

ответа в регистрационном бланке обведите

кружком.

а) нет отличий — это одно и то же;

б) первый термин обозначает особый предмет психологических

знаний, который заключается в исследовании

психических явлений, проявляющихся в ходе

эксперимента;

в) второй термин определяет особый предмет психологических

знаний, который заключается в изучении

сущности отношений между исследователем и испытуемым

в ходе эксперимента.

3.

Основными методами психологического исследования

являются:

а) тестовый метод и метод беседы;

б) наблюдение и эксперимент;

в) метод изучения документов и клиническая беседа.

4.

К основным принципам экспериментальной психологии

относятся:

а) принцип объективности, взаимосвязи с другими

объектами и принцип развития;

б) принцип самостоятельности, воспроизводимости

результатов и последовательности;

в) принцип целостности, иерархичности и относительности.

5.

Сущностью экспериментального метода является:

а) наблюдение за испытуемым в период работы с

ним в специально созданных экспериментальных условиях;

б) тестирование объекта исследования для получения

определенной информации в ходе эксперимента;

в) моделирование изучаемых психических явлений,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...