Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

целостностей и их структурирования ( природа — из




целостностей и их структурирования ( природа — из

организмов; организм из клеток и функциональных

систем и т. д. ).

Так и в науке. Теория, как целостность, не может

изменяться под влиянием удавшихся или не удавшихся

экспериментальных опытов. Теорию формирует исследователь

(ученый, обремененный одаренностью, опытом

экспериментальной работы, интуицией, креативностью

посредством инсайта, работоспособности,

*Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: Пер. с

англ. — М.: Прогресс, 1987. — С. 14.

особого склада ума)*. Вызрев и родившись в сознании

ученого, с одной стороны, теория входит в экспериментальную

практику, формируя последнюю «под себя» до

этапа появления новой более правдоподобной теории.

Экспериментальные опыты могут лишь «опровергать»

или «не опровергать» ее. С другой стороны, обыденное

сознание подбирает «под себя» наиболее прагматичную

теорию: Производит ее практическую апробацию.

Осуществляется перекрестная валидизация теории при

помощи обыденного знания (в практической психологии:

оптимизация трудовых операций намотчиц приводит

к повышению производительности труда, снижению

количества ошибок и т. д.; профотбор и рациональное

распределение кадров приводит к снижению текучести

кадров, конфликтов в межличностных отношениях, нарушений,

ошибок, заболеваемости, повышению качества

деятельности и т. д. ).

2. 8. 2. Качественное оценивание

Существуют, по крайней мере, два мнения о соотношении

качественных и количественных оценок в

социальных науках. Первое, приверженцы количественного

подхода определяют его основным методом

исследования психологической целостности или ее показателей

(забывая иногда, что все количественные

методы основываются на качественных, то есть теоретических

парадигмах). Второе, критики количественных

методов исследований проповедуют скептицизм в

экспериментальной науке.

Типы качественного оценивания

Качественная оценка основывается на процессе

препарирования опыта участников событий (или опыт

а экспертов). Опыт участника есть примитивное

качественное знание, которое с течением времени, в

результате примешивания последующего опыта заметно

деформируется.

Поэтому первым типом качественной оценки является

оперативное оценивание зарегистрированного

опыта участников (записи участников, актуальное интервью

и т. д. ). Опыт участников может быть представлен,

по крайней мере, в двух различных формах: опыт

единовременной выборки (в период решения конкретной

ситуации) и опыт целостного социального действия

(в периоды подготовки — решения — постситуативного

периода).

Используются следующие методы:

включенное или/и невключенное наблюдение;

деятельностный метод: участие в деятельности;

интервью;

опрос мнений;

интервью по поводу опыта;

анкетирование;

голосование за альтернативу...

Второй тип — оценивание процесса. В экспериментальной

психологии имеет место ситуация измерений

входа и выхода системы. Сам процесс представляет

собой «черный ящик». Использование контрольной

группы помогает предположить, что происходит внутри

этого «черного ящика». Причем это предположение

носит вероятностный характер. Качественное оценивание

процесса, происходящего внутри «черного ящика»,

предполагает исследование конкретных событий, происходящих

при осуществлении деятельности, включая

типичный опыт участников. Проведение эксперимента

в данной ситуации теряет смысл.

Способы оценивания процесса: сам персонал оценивает

события; специальный эксперт оценивает событие

методом включенного наблюдения или трудовым

методом;

Результаты качественного оценивания оформляются

в виде литературно-исторического описания данного

опыта. Оценивание процесса имеет отрицательные

моменты, которые заключаются в неопределенности

выводов, в отсутствии возможности регистрации сходных

выводов и критического обсуждения результатов

наблюдения между участниками событий.

Третий тип — формативное оценивание. Это

оценка новой программы относительно старой, критика

неэффективных элементов старой программы. Данный

тип оценивания является существенным дополнением

количественного оценивания и не противоречит

ему.

Четвертый тип — системный анализ. Это квалифицированное

использование результатов эксперимента

при оценке программ, с точки зрения организационного

функционирования программы и связи с другими

системами.

К качественной оценке социальных явлений могут

привлекаться специалисты различных областей социальных

знаний: этнографы, антропологи, историки, политологи,

социологи и т. д.

Специалистам — сторонникам количественного

подхода знакомство с методами качественной оценки

поможет избежать ошибок в экспериментальной работе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...