Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средство избежать артефактов такого рода — «замаскированный




Средство избежать артефактов такого рода — «замаскированный

эксперимент». Маскировка экспериментального

воздействия и тестирования производится

двумя путями:

а) вкрапление элементов эксперимента в процесс

привычной жизнедеятельности;

б) легендирование (обман: «белая ложь»), которое

в известном смысле морально «травмирует» и экспериментатора

(переживание собственной лжи), и испытуемого

(что его обманули, а он разоткровенничался).

Причем уровень травмирования зависит от масштабов

обмана.

Маскировка эксперимента связана с рядом моментов,

а именно: необходимостью получения согласия испытуемого

на участие в эксперименте и проблемами

вторжения в его личную жизнь.

Способы нейтрализации аспектов «травмирования

маскировкой»:

анонимность при сборе сведений доверительных,

сугубо личного плана;

некоторые исследователи осуществляют по окончании

эксперимента процедуру «демаскировки» («извинения

за обман»), считая это обратной связью. «Демаскировка

» приводит к «облегчению» чувств экспериментатора,

освобождает его от болезненных переживаний.

Но, с другой стороны, она наносит ущерб испытуемому,

так как он осознает, что из-за своей доверчивости

к экспериментатору он поставлен в неловкое положение.

И вряд ли в других экспериментах от него

можно будет добиться доверия, не считая факта распространения

этого недоверия. «Гласность» вызывает

гнев общественности, наносит ущерб респондентам и

возможно губит эксперимент.

В заключение рассказа об артефактах следует подчеркнуть

довольно оптимистичную фразу Д. Кэм-

пбелла: «... с точки зрения мотивации самое лучшее

... не думать о них [артефактах — И. Н. ] заранее как о

неотвра{ напротив, закрыть глаза на их возможность и

рассматривать всякого рода возмущение, коль скоро

*Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: Пер. с

англ. — М.: Прогресс, 1987. — С. 14.

оно возникло, как специфическую аномалию в целеустремленном

во всех других отношениях научном поиске

»*.

2. 8. Соотношение качественного и количественного

знания в психологии

«Недостаточно еще во всем сомневаться,

нужно знать, почему возникает сомнение».

А. Пуанкаре

2. 8. 1. Проблема научного познания

2. 8. 1. 1. Некоторые проблемы познания в психологии

__________Научный статус социальной нелабораторной науки

в лучшем случае сомнителен. Самая лучшая из них

может рассчитывать не на статус «доказанной», а на

статус «правдоподобной». Всякие обыденные и научные

знания гипотетичны, так как они опираются на

множество недоказанных предпосылок. Некоторые

предпосылки проходят апробацию, но валидность всей

совокупности не может быть доказана и страдает необоснованностью.

Задача методолога науки состоит в

поиске своего пути (меры) между крайностями: скептицизмом

и наивной доверчивостью. Когда исследователь

утверждает, что существует масса данных в пользу

какой-то теории, то его можно опровергнуть, если

найти теорию, которая более правдоподобно объясняет

эти экспериментальные факты, так как «... абстракции

бывают в такой же или даже большей степени реальны,

чем осязаемые конкретные факты». *

2. 8. 1. 2. Зависимость научного знания от обыденного

опыта

Научное знание не опровергает обыденное знание.

Наука скорее зависит от «здравого смысла», иногда

выходя за его пределы. Наука входит в некоторый кон-

*Кун Т. Структура научных революций. — М, 1977.

фликт с отдельными элементами здравого смысла,

практически всегда доверяя большей части обыденного

знания, здравому смыслу в целом. Рассмотрим иллюзию

Мюллера-Лайера о неадекватности восприятия

объектов одинаковой длины:

Обыватель, убедившись в своей ошибке восприятия,

в лучшем случае откажется от одной части признаков

субъективного восприятия, но основные элементы

обыденного наблюдения оставит без изменения.

Для межотраслевого обмена информацией (общения)

научные абстракции конкретизируются в формы

обыденного языка. Иначе ученые и практики не смогут

понимать друг друга, кроме общающихся исследователей

узкой специализации. Идеоматичность научного

текста переводится в популярный текст, иногда «разбавляется

» некоторыми теоретическими формулами

(абстракциями). Восхождение от абстрактного к

конкретному — суть закон соотношения научного и

обыденного знания.

2. 8. 1. 3. Соотношение сомнения и доверия.

Научное знание стоит между скептицизмом и наивным

доверием. Если принять одну крайность, то необходимо

познание отменить, а если другую — то исключить

совершенствование науки. Баланс между некоторым

исследовательским критицизмом (сомнением)

и здравым доверием к результатам научных поисков и

есть та мера суть возможности существования и развития

научного знания. Эта мера и определяет развитие

науки. Сущность меры заключается в законе доверия к

большей части теории и сомнения по отношению к

отдельным ее элементам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...