Средство избежать артефактов такого рода — «замаскированный
Средство избежать артефактов такого рода — «замаскированный эксперимент». Маскировка экспериментального воздействия и тестирования производится двумя путями: а) вкрапление элементов эксперимента в процесс привычной жизнедеятельности; б) легендирование (обман: «белая ложь»), которое в известном смысле морально «травмирует» и экспериментатора (переживание собственной лжи), и испытуемого (что его обманули, а он разоткровенничался). Причем уровень травмирования зависит от масштабов обмана. Маскировка эксперимента связана с рядом моментов, а именно: необходимостью получения согласия испытуемого на участие в эксперименте и проблемами вторжения в его личную жизнь. Способы нейтрализации аспектов «травмирования маскировкой»: анонимность при сборе сведений доверительных, сугубо личного плана; некоторые исследователи осуществляют по окончании эксперимента процедуру «демаскировки» («извинения за обман»), считая это обратной связью. «Демаскировка » приводит к «облегчению» чувств экспериментатора, освобождает его от болезненных переживаний. Но, с другой стороны, она наносит ущерб испытуемому, так как он осознает, что из-за своей доверчивости к экспериментатору он поставлен в неловкое положение. И вряд ли в других экспериментах от него можно будет добиться доверия, не считая факта распространения этого недоверия. «Гласность» вызывает гнев общественности, наносит ущерб респондентам и
возможно губит эксперимент. В заключение рассказа об артефактах следует подчеркнуть довольно оптимистичную фразу Д. Кэм- пбелла: «... с точки зрения мотивации самое лучшее ... не думать о них [артефактах — И. Н. ] заранее как о неотвра{ напротив, закрыть глаза на их возможность и рассматривать всякого рода возмущение, коль скоро *Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — С. 14. оно возникло, как специфическую аномалию в целеустремленном во всех других отношениях научном поиске »*. 2. 8. Соотношение качественного и количественного знания в психологии «Недостаточно еще во всем сомневаться, нужно знать, почему возникает сомнение». А. Пуанкаре 2. 8. 1. Проблема научного познания 2. 8. 1. 1. Некоторые проблемы познания в психологии __________Научный статус социальной нелабораторной науки в лучшем случае сомнителен. Самая лучшая из них может рассчитывать не на статус «доказанной», а на статус «правдоподобной». Всякие обыденные и научные знания гипотетичны, так как они опираются на множество недоказанных предпосылок. Некоторые предпосылки проходят апробацию, но валидность всей совокупности не может быть доказана и страдает необоснованностью. Задача методолога науки состоит в поиске своего пути (меры) между крайностями: скептицизмом и наивной доверчивостью. Когда исследователь утверждает, что существует масса данных в пользу какой-то теории, то его можно опровергнуть, если найти теорию, которая более правдоподобно объясняет эти экспериментальные факты, так как «... абстракции
бывают в такой же или даже большей степени реальны, чем осязаемые конкретные факты». * 2. 8. 1. 2. Зависимость научного знания от обыденного опыта Научное знание не опровергает обыденное знание. Наука скорее зависит от «здравого смысла», иногда выходя за его пределы. Наука входит в некоторый кон- *Кун Т. Структура научных революций. — М, 1977. фликт с отдельными элементами здравого смысла, практически всегда доверяя большей части обыденного знания, здравому смыслу в целом. Рассмотрим иллюзию Мюллера-Лайера о неадекватности восприятия объектов одинаковой длины: Обыватель, убедившись в своей ошибке восприятия, в лучшем случае откажется от одной части признаков субъективного восприятия, но основные элементы обыденного наблюдения оставит без изменения. Для межотраслевого обмена информацией (общения) научные абстракции конкретизируются в формы обыденного языка. Иначе ученые и практики не смогут понимать друг друга, кроме общающихся исследователей узкой специализации. Идеоматичность научного текста переводится в популярный текст, иногда «разбавляется » некоторыми теоретическими формулами (абстракциями). Восхождение от абстрактного к конкретному — суть закон соотношения научного и обыденного знания. 2. 8. 1. 3. Соотношение сомнения и доверия. Научное знание стоит между скептицизмом и наивным доверием. Если принять одну крайность, то необходимо познание отменить, а если другую — то исключить совершенствование науки. Баланс между некоторым исследовательским критицизмом (сомнением) и здравым доверием к результатам научных поисков и есть та мера суть возможности существования и развития научного знания. Эта мера и определяет развитие науки. Сущность меры заключается в законе доверия к большей части теории и сомнения по отношению к отдельным ее элементам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|