Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

эксперимент. 2.7.2.1. Типология артефактов. основные эффекты. В ходе воздействия X появляются дополнительные. переменные, которые совместно с X воздействуют как




эксперимент.

2. 7. 2. Артефакты и контроль [18]*

2. 7. 2. 1. Типология артефактов

1) Смешанные факторы экспериментального воздействия:

основные эффекты.

В ходе воздействия X появляются дополнительные

переменные, которые совместно с X воздействуют как

на экспериментальную, так и на контрольную выборки,

смещая эффект эксперимента. К сожалению, многие

исследователи подвержены «эффекту ожидания

результата», который характеризуется тем, что замечается

только экспериментальный эффект, если он

укладывается в теорию. Причинами появления дополнительных

воздействий могут являться инструментальные

погрешности и отсутствие «чистоты»

эксперимента, которые, к сожалению, недостижимы.

Контроль смещения экспериментального эффекта

осуществляется следующими способами: введение новой

контрольной группы, которая подвергается только

воздействию дополнительных переменных; применение

новых форм, процедур эксперимента, где X

«очищается» от дополнительных переменных.

2) Смешанные аспекты экспериментального воздействия:

эффекты взаимодействия.

Эффекты взаимодействия X и дополнительных переменных

в эксперименте имеют меньшую вероятность.

Они не учитываются, но могут иметь место, являясь

причиной артефактов.

3) Смешанные аспекты экспериментального воздействия:

фоновые взаимодействия.

Воздействие фона на X имеет место в экспериментальной

и контрольной выборках. Фон успешно контролируется

в лабораторном эксперименте путем ограничения

фона или изменения X.

4) Смешанные аспекты экспериментального воздействия:

взаимодействие с характеристиками популяции.

Психологу следует особое внимание уделять

репрезентативности экспериментальной выборки, нарушение

которой является источником артефактов.

Контроль репрезентативности достигается путем рандомизации,

методом эквивалентных пар и т. д.

5) Смешанные аспекты измерения: основные

эффекты.

В ходе эксперимента важное место занимает измерительный

инструмент. Погрешности инструмента являются

источником артефактов: установки на ответы;

проблемы социальной желательности; проблемы восприятия

тестов; проблемы следов прошлого тестирования.

Контроль осуществляется посредством применения

различных тестов, применением лабораторного

эксперимента и неоднократного повторения экспериментальных

воздействий.

6) Смешанные аспекты измерения: взаимодействие

с процессами воздействия.

В эксперименте реакция на X может быть вызвана

не только экспериментальным воздействием, но и кон-

кретным способом измерения этого воздействия. Контроль

осуществляется при помощи применения альтернативных

измерительных средств.

2. 7. 2. 2. Контроль артефактов

Формы контроля артефактов

1. Применение контрольных групп, которые подвергаются

дополнительному воздействию методом

ложного экспериментального воздействия.

2. Повторение воздействия с использованием других

методов (Xj).

3. Применение многочисленных методов измерения

экспериментального

эффекта

4. Применение дополнительного варьирования X,

сущность которого заключается в выявлении дополнительного

X (источника артефакта) и применении его на

контрольной группе. Если дополнительная X не вызывает

экспериментального эффекта, то данная конкурентная

гипотеза отвергается. Варьирование может

применяться во всем диапазоне воздействия дополнительного

X или в экстремальном спектре воздействия

дополнительного X (при изучении интеллекта IQ дополнительная

переменная — «плохая погода». Возможно

два варианта контроля дополнительного X: изучение

IQ при различных погодных условиях; изучение

IQ в экстремальных (плохих) погодных условиях).

5. Повторение эксперимента с использованием

разных методов воздействия и измерения данных.

Для нейтрализации инструментальных погрешностей,

которые могут привести к появлению артефактов,

в начальной фазе исследования необходимо вводить X

двумя независимыми способами и в каждом случае измерять

экспериментальный эффект двумя независимыми

методами.

6. Замаскированные эксперименты в естественных

условиях.

Важными источниками артефактов являются факт

и степень осведомленности респондентов об

экспериментировании — реакция на эксперимент (ситуация

«подопытного кролика»). Этот артефакт имеет

место в ситуации сигнализирования испытуемому о

том, что он является участником эксперимента. Сигнал

подает предварительное тестирование или/и итоговое

обследование, а также влияние экспериментатора. Возникает

дополнительное воздействие: боязнь оценивания

(социальная желательность); симуляция (доведение

желательной или нежелательной реакции до крайности);

подозрительность (осторожность, напряженность,

недоверие, боязнь, робость и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...