Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Одной из задач развития сюжетно-ролевой игры в средней группе яв­ляется расширение диапазона ролей. Ребенок, умеющий выполнять различные роли, становится интересным партнером для сверстни­ков, он может быть и «мамой», и «собачкой», и «водителем». Возмож­ность в игре быть кем-то другим открывает перед ребенком характе­ры персонажей, необходимость по-разному строить ролевое поведе­ние своего героя, соответствовать каждой роли. Таким образом, дети лучше ориентируются во взаимоотношениях взрослых людей, пости­гают личностные качества человека.

В каждой роли заключены определенные правила поведения. В игре ребенок, не осознавая этого, реализует эти правила и руко­водствуется ими при взаимодействии с носителями других ролей. Это способствует формированию ролевого поведения в игре и развитию личности самого ребенка.

В театрализованной игре с помощью взрослого у детей форми­руется умение передавать характер героев с помощью интонации, мимики, жеста. Эти средства выразительности помогают детям «прожить» и понять состояние героя, информацию о котором дети получили на занятии. Так осуществляется связь организованных за­нятий с театрализованными играми. Умение передать характер ге­роя, которое формируется в театрализованной деятельности, дети используют потом и в самодеятельных играх. Следует заметить, что средства выразительности нельзя сформировать в процессе сюжет-но-ролевых игр, поскольку у них другие задачи. Это игры-импрови­зации, и грубое навязчивое вмешательство взрослого в такую игру чаще всего ее просто разрушает. Если в театрализованной игре и иг­ре-драматизации участие педагога обязательно (дети этого возрас­та нуждаются в образце действия и в положительной оценке своих действий), то в самостоятельную игру педагог вмешивается только


в случае конфликта, или если сюжет постоянно, в течение многих дней проигрывается в одной и той же форме с теми же игрушками. В этой ситуации воспитатель может ненавязчиво, не авторитарно, а лишь косвенно вмешаться в игру с целью внесения в нее разнооб­разия: предоставить дополнительные игрушки, ввести новых героев (игрушек или детей), но обязательно в форме наводящих вопросов или предложений. (А давай..? Ой, мне кажется, к нам новый гость идет. Кто это? И т. д.)

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Педагог предлагает детям сделать книги и для этого вспомнить, как они это делали раньше — складывали бумажный квадрат пополам по прямой линии, совмещая его противоположные углы.

Воспитатель раздает детям листы белой бумаги и маленькие кар­тинки с изображением деревьев, цветов, красивой деревянной посу­ды, народных игрушек и говорит: «Сначала сложите листы пополам, а я помогу вам соединить их в книжку. Затем выберите картинки и приклейте их к каждому листочку своей книги». Дети приступают к работе.

В конце воспитатель подводит итог: «Книги получились разные и интересные. Одни о животных, другие — об игрушках. Посуде, растениях. Они сделаны из квадратных листов бумаги, сложенных пополам и имеют прямоугольную форму. Мы поместим их в нашем книжном уголке».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Пчелки на разведках»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать вести ролевой диалог, в речевой игре ар­гументировать свои высказывания. Развивать речевое внимание, ар­тикуляционный аппарат детей. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь»; учить различать их на слух и при про­изношении.

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. Картинки: самолет, вертолет, ракета, пылесос, пчела, муха, бабочка, ромашка, синица, ворона, воробей, стрекоза. Наборное полотно. Элементы костюмов к игре-драматизации — шапочки пчел, синий цветок, ветки нераспус­тившихся яблони и вишни.

Содержание образовательной деятельности. Педагог предлагает де­тям поиграть в игру «Летает — не летает». Объясняет правила игры: «Я буду бросать мяч и называть слово. Надо перекинуть мяч и ска­зать, летает этот предмет или нет».


В игре используются слова: жук, оса, кузнечик, самолет, червяк, гусеница, бабочка, божья коровка, стрекоза, шар, воробей, лягушка, синичка, пчела, голубь, муха, мотылек, рыба, вертолет.

Затем педагог говорит детям: «А сейчас давайте мы все как буд­то превратимся в вертолеты. Большие вертолеты летят и издают звук «р-р-р», а маленькие вертолетики летят и издают звук «рь-рь-рь». Дети разбиваются на пары и договариваются, кто будет большим вертоле­том, а кто — маленьким вертолетиком. Сначала «заводят моторы», летят и гудят большие вертолеты, затем маленькие. После этого дети меняются ролями, и игра повторяется.

Затем организуется игра на внимание. Педагог говорит: «Если ус­лышите слово, в котором есть звук «р» — хлопните в ладоши; если услышите звук «рь» — поднесите палец к губам. В игре используют­ся слова: рак, шар, фонарь, снегирь, якорь, рот, картошка, перчатки, букварь, царь, зверь, ракушка.

Затем воспитатель загадывает детям загадку1:

Над цветком летает И порхает, и порхает. (Бабочка)

Эту загадку дети разучивают и читают как чистоговорку в умерен­ном темпе, негромко, повторяют 3—4 раза.

Далее проводится игра «Четвертый лишний». Педагог выставляет на наборное полотно ряд из четырех картинок. Детям надо назвать лишнюю картинку и объяснить, почему они так думают. В игре ис­пользуются 3 ряда картинок:

1) самолет, пылесос, вертолет, ракета;

2) ромашка, пчела, муха, бабочка;

3) синица, ворона, стрекоза, воробей.

Затем воспитатель предлагает детям послушать сказку. Зачитывает сказку К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.

Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подругу, и выглянули они в окошечко — разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблонъке.

— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали.

1 Степанов В. Окружающий мир // Первые уроки. — М.: Олма-Пресс, Омега, 2005 С 145.


 




Нет,говорит им яблонъка, — вы прилетели слишком рано, мои
цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь узнать у вишни.

Полетели пчелки к вишне:

Милая вишенка!Нет ли у тебя цветочка для бедных пчелок?

Наведайтесь, милочки, завтра,отвечает им вишня, — сегодня
еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я
буду рада гостям.

Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку; но не было в ней ни запаху, ни меду. Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный, темно-синий цве­точек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домойвеселенькие'.

По двум эпизодам этой сказки организуется игра-драматизация: «пчелки» летят и просят вкусного сока у яблони и вишни, разыгрыва­ется ролевой диалог. Последний эпизод сказки воспитатель прогова­ривает сама. «Пчелки» летят к синему цветку.

РИСОВАНИЕ «Цветущая ветка»

Задачи. Учить детей создавать композицию, гармонично сочетаю­щую разные элементы (ветка и цветы на ней). Познакомить со спо­собом изображения венчика цветка из 5—6 лепестков приемом «при-макивание». Создать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать глазомер. Формировать навыки планирования работы. Воспитывать интерес к отражению впечатлений от явлений природы в рисунке, умение любоваться красотой цветения растений.

Предварительная работа. Наблюдение за цветущими деревьями в саду и на участке детского сада.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги размером машинописного листа — белого или голубого цвета; гуашевые крас­ки белого, красного и коричневого цветов, кисти № 3, палитры для экспериментирования с цветом, банки с водой; ветка для рассматри­вания ее строения и обогащения восприятия.

Содержание образовательной деятельности. Педагог показывает детям рисунок или фотографию цветущей ветки и предлагает детям нарисовать красивые цветущие ветки (яблони, вишни, груши, сли-

Хрестоматия детской классики. — М.: Махаон, 2006. С. 200.


вы). Спрашивает, как можно нарисовать ветку, расположить ее на листе бумаги. Дети намечают основу композиции сначала сухой кис­тью (планирование работы), затем окунают кисти в коричневую или коричнево-зеленую краску и проводят горизонтальные или слегка наклонные (возможно, и дугообразные) линии, начиная от середины одной стороны листа (правши рисуют слева направо, левши — на­оборот), не доходя до противоположной стороны.

Педагог показывает детям живую ветку, советует рассмотреть и постараться передать ее строение. Дети замечают, что кроме основ­ной ветки (которую они изобразили основной линией), есть более мелкие ответвления — идущие в разные стороны веточки, которые можно передать более тонкими и гибкими линиями. Дети рассмат­ривают ветку и дополняют свои рисунки. Педагог советует тонкие веточки рисовать концом кисти (рука на весу, локоть при этом не опирается на стол) или, если это пока сложно, взять кисть меньшего размера (педагог обращает внимание детей на связь между толщиной ворса кисти и шириной нарисованной ветки).

 

Педагог показывает, как нарисовать цветок приемом «примаки ва-ние»: ставит на ветке несколько точек (пятнышек, кружков), которые являются серединками цветов и в то же время служат «опорными точ­ками» в композиции; затем изображает лепестки цветка: примакива-ет ворс кисти, меняя ее положение: вверх, вниз и по бокам (в проме­жутках между верхними и нижними). Звукоподражание, например: «шлеп-шлеп», «так-так-так» помогает детям уловить ритм движения кисти. Педагог рисует не более двух цветков розового цвета. Обраща­ет внимание детей на окраску декоративных лепестков и спрашивает, как можно получить такой красивый нежный цвет. Дети догадыва­ются, что нужно смешать белую и красную краску. Педагог уточняет пропорции: много белой и чуть-чуть красной. Дети экспериментиру­ют с цветом и рисуют декоративные цветы приемом «примакивание».


 


В процессе работы педагог обращает внимание детей на то, что розо­вые цветы размещаются на ветке свободно (выше, ниже, где-то более скученно, а где-то, наоборот, разреженно). При этом сами цветы вы­глядят по-разному: бутоны из двух-трех лепестков и раскрывшиеся венчики из пяти-шести лепестков.

В конце занятия педагог предлагает всем детям полюбоваться на­рисованными ветками с нежными красивыми цветами: «Как краси­во! Будто мы с вами попали в чудесный весенний сад, где цветут ро­зовым цветом яблони, вишни, груши и сливы!»

Последующая работа. На следующем занятии по аппликации оформление композиций «Цветущая ветка» будет продолжено — дети создадут золотистых пчелок и разместят их возле нарисованных цветущих веток.

ПРИРОДА

«Н асекомы е»1

Задачи. Познакомить детей с разнообразием и особенностями на­секомых, их связью с растениями. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа. Дети рассматривают иллюстрации насе­комых в энциклопедиях и других книгах, воспитатель читает сказки, стихи об этих животных, вместе с детьми изготавливает природоох­ранные знаки, которые во время занятия выставляют у клумбы. (На­пример, знаки, напоминающие о том, чего нельзя и что можно делать с насекомыми: нельзя их ловить, давить, рвать цветы — насекомые питаются соком растений, можно нюхать цветы, рассматривать насе­комых и т. д. См. рис.)

Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки, фотографии разных насекомых, лупы, природоохранные знаки.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель ведет детей к клумбе и спрашивает, кому из ребят какие цветы нравят­ся, предлагает вспомнить, какой эта клумба была осенью и зимой, вместе с детьми обсуждает, чем она отличается теперь, весной. Дети исследуют клумбу и находят растения с цветками разной окраски, перечисляют цвета лепестков, определяют, какого цвета на клумбе больше всего. Воспитатель предлагает подумать, как лучше сказать: «Наша клумба зеленого (красного, желтого и т. п.) цвета» или «Наша клумба разноцветная», и предлагает объяснить, почему она разно-

Занятие проводится на улице у клумбы или альпийской горки.


цветная, подчеркивает, что на клумбе растут самые разные расте­ния (перечисляет: нарциссы, примулы, тюльпаны и т. п.). Почему эти цветки выросли весной? (Дети вспоминают, что нужно для того, чтобы растения могли вырасти: тепло и солнечный свет, земля, вода). Затем воспитатель говорит:

— Ребята, мы с вами на прогулке видели разных насекомых.
Кто помнит, каких именно? (Дети перечисляют увиденных ранее
насекомых.) Петя, какое насекомое тебе понравилось больше все­
го? Почему? А тебе Таня? Давайте теперь исследуем клумбу и выяс­
ним, нет ли на ней насекомых, с которыми мы уже познакомились
раньше. Может быть, вы даже найдете насекомых, с которыми еще
не знакомы. Они тоже будут рады с вами познакомиться. Давайте
осторожно обойдем вокруг клумбы. Старайтесь не махать руками
и не ловите насекомых. Помните, что мы пришли к ним в гости.
А еще постарайтесь запомнить, какие насекомые сидят на цвет­
ках, какие ползают в траве, по земле, какие кружатся над клум­
бой. Перед тем, как начать наше исследование, давайте скажем:
«Здравствуйте, жуки, бабочки, стрекозы и муравьи! Мы идем к вам
в гости!»

Дети рассматривают клумбу, с помощью воспитателя называют насекомых, определяют, что они делают на клумбе. Если на краю клумбы или рядом с ней ползают муравьи, дети рассматривают их через лупу, ищут дорожки, по которым те ползают, наблюдают за ними. С помощью лупы можно рассмотреть и божью коровку, других жуков, посчитать, сколько у них ножек. Воспитатель спра­шивает, сколько ног у человека, и объясняет, что у насекомых ног больше — их целых шесть. Воспитатель напоминает детям, что они узнали, что пчелы «делают мед». Дети ищут этих насекомых на клумбе, не приближаясь к ним, слушают, как жужжат пчелы, на­блюдают за тем, как они перелетают с цветка на цветок, залезают внутрь цветка и т. п.

Дети наблюдают за тем, как двигают крылышками бабочки, выяс­няют, похожи ли бабочки на цветки, которые растут на клумбе. Вос­питатель объясняет, что бабочки, пчелы, многие жуки прилетают на клумбу для того, чтобы найти в цветках очень вкусный сок, который называется «нектар». Причем у многих насекомых есть свой люби­мый цветок, к которому они прилетают чаще всего, например, шмели очень любят клевер. Воспитатель предлагает детям понюхать разные цветки и сказать, одинаково ли они пахнут. Воспитатель подчерки­вает, что разноцветные лепестки растений, их запах нужны для того, чтобы насекомые прилетали в гости к цветкам. А люди могут любо­ваться красотой цветков и бабочек.

В заключение воспитатель обсуждает с детьми вопросы:

— Разные или одинаковые растения растут на клумбе? Разных или
одинаковых насекомых они видели на клумбе? С какими именно на­
секомыми дети познакомились? Что эти насекомые делали на клум-


бе? Может, бабочка прыгала, а кузнечик летал? Пчела стрекотала, а божья коровка жужжала?

Воспитатель выслушивает ответы детей и объясняет, что чем боль­ше разных растений будет на клумбе, тем больше разных насекомых прилетит в гости ним, и напоминает о необходимости бережного от­ношения к этим животным: за ними можно наблюдать, но нельзя ло­вить, наступать на них. Дети вместе с воспитателем размещают возле клумбы природоохранный знак, напоминающий о важности охраны насекомых. Воспитатель предлагает попрощаться с насекомыми, причем каждый ребенок называет одно насекомое, которое увидел. Например, один ребенок говорит: «До свидания, бабочка!», второй — «До свидания, пчела!» и т. д.

Последующая работа. Если позволяют климатические условия, дети могут на одной из последующих прогулок посадить на клумбе цветущие растения.

АППЛИКАЦИЯ «Золотые пчелки»

Задачи. Вызвать интерес к дополнению композиции с цветущей веткой, созданной на занятии по рисованию. Учить изображать золо­тых пчелок аппликативной техникой с элементами рисования: туло­вище и крылышки вырезать или создавать в технике обрывной аппли­кации (по выбору) и приклеивать, полоски и мелкие детали дорисо­вывать цветными карандашами или фломастерами. Развивать чувство композиции. Формировать умение сохранять и развивать творческий замысел.

Предварительная работа. Создание индивидуальных композиций «Цветущая ветка» на занятии по рисованию красками. Наблюдения за пчелами на прогулках.

Материалы, инструменты, оборудование. Композиции с цветущи­ми ветками, созданными детьми на занятии по рисованию, бумага цветная: прямоугольники желтого и белого или голубого цвета (в за­висимости от цвета фона), для крыльев можно использовать фольгу на бумажной основе или кальку; цветные карандаши или фломасте­ры, клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание образовательной деятельности. Перед занятием педа­гог просит детей принести на столы рисунки с цветущими ветками. В начале занятия предлагает детям полюбоваться красивыми розо­выми цветами на рисунках и спрашивает, кто может прилететь на эти цветущие ветки. Читает стихотворение Г. Сапгира «Пчелка».


 


Педагог уточняет представления детей о внешнем виде и образе жизни пчел. Обобщает и уточняет их ответы: у пчел пушистое тулови­ще с желтыми и черными полосками и две пары прозрачных крылы­шек; летают обычно дружным роем, садятся на цветы, пьют нектар и переносят его в улей, где нектар «превращается» в мед; пчел называ­ют золотыми, потому что у них есть яркие желтые, как будто, золотые полоски.

Затем педагог предлагает детям изобразить золотых пчелок, при­летевших на цветущие ветки за сладким нектаром. Показывает улей и появляющийся из него силуэт пчелы, выполненный в технике ком­бинированной аппликации. Движениями силуэта обыгрывает ситуа­цию, будто эта золотая пчелка летала-летала (кружит в воздухе), на­шла цветущую ветку (остановилась), подлетела к ветке, покружилась (показывает разные варианты размещения пчелы над веткой), села на цветок и стала «пить» сладкий сок — нектар; а потом полетела в улей за своими подружками. Педагог имитирует движения пчелы, затем размещает на рисунке несколько пчел и поясняет: эта пчела подле­тела к ветке, эта села на цветок, а эта возвращается в улей и несет на лапках золотую пыльцу.

Педагог предлагает детям самим подумать, как можно изобразить золотую пчелу. Выслушивает ответы детей, уточняет последователь­ность работы (сначала туловище, затем крылья (одну—две пары) и


 




оформление — полоски, жало), показывает или поясняет несколько способов создания образа:

—для туловища берем бумагу «золотого» (желтого) цвета; выреза­
ем овал или обрываем пальчиками — кто как захочет;

—для крыльев берем бумагу белого, голубого или серебристого
цвета и делаем крылышки из полосок или кусочков рваной бумаги;
у пчелы могут быть видны четыре (по два с каждой стороны) или два
крылышка (оба с одной стороны, будто сложены попарно);

—приклеиваем туловище и крылья; но при желании крылышки
можно нарисовать цветными карандашами или фломастером;

—полоски и жало рисуем цветным карандашом или фломастером
черного (темно-синего, серого, фиолетового) цвета.

Дети изображают сначала одну пчелу, а затем еще одну золотую пчелку или несколько пчел-подружек (по своим индивидуальным возможностям и способностям).

Последующая работа. Проведение экспресс-выставки компози­ций «Золотые пчелки на цветущих ветках».

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №15

Задачи. Учить детей считать до пяти, соблюдая все правила счета и пересчета; учить различать направления движения и двигаться в указанном направлении; находить знакомую форму на теле чело­века.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­териал: зеленые и красные флажки по количеству детей в группе.

Содержание образовательной деятельности. Занятие начинается с обучения счету и пересчету предметов в пределах пяти. Организуется игра «Считалка. Сколько нас!» (см. занятие № 12).

Затем воспитатель учит детей различать «лево» и «право» и дви­гаться в обозначенном направлении. Дети сидят на стульчиках, сто­ящих полукругом. На столе лежат зеленые и красные флажки. Вос­питатель берет зеленые флажки и просит детей поднять левую руку. Проверяет правильность выполнения и вкладывает каждому ребенку в левую руку зеленый флажок. Потом она просит детей поднять пра­вую руку и вкладывает в них красный флажок. Спрашивает: «В какой руке у вас зеленый флажок? А красный?» Затем просит детей встать друг за другом и пройтись по комнате. По сигналу воспитателя дети поворачиваются по ходу движения то налево — в сторону зеленого флажка, то направо — в сторону красного. На последующих занятиях воспитатель может только напоминать о флажках, не давая их детям.


Далее воспитатель спрашивает детей, что у них на теле круг­лое? (Глаза, ноздри.) А овальное? (Уши.) «Интересно, — говорит воспитатель, — а у Елизаветы Петровны (воспитателя другой группы) глаза, уши такой же формы? Давайте посмотрим». Разу­меется, воспитатель заранее договаривается с коллегой о ее при­ходе в группу и получает согласие на разглядывание ее детьми. Аналогичным образом дети разглядывают кого-то еще из детей или взрослых.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Сладкоежки»

Задачи. Познакомить детей с тем, откуда берется мед. Показать, что бывает сладким, объяснить, что есть много сладкого — вредно. Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, рассказать о профессии кондитера.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением пчелиных ульев, сот с медом. Немного настоящего меда на блюдце. Разные пряники (прямоугольные печатные, круглые и др.) или фотографии с их изображением. Торты, пирожные, мороженое, вафли, печенье.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение, которое называется «Песенка медведя» (автор — Андрей Усачев):

Так устроена природа: Нет без пчел в природе меда, Без цветочков нету пчел — Это я давно учел! Лета ждать уже недолго, Прилетай скорее, пчелка, Дай мне с каждого цветка Килограмма два медка1.

Педагог обсуждает с детьми, откуда берется мед. Напоминает, что пчелы собирают сладкий цветочный сок — нектар — и делают из него мед. Они заполняют медом соты, которые находятся в пче­линых домиках — ульях, которые строят для них люди. Во время рассказа педагог показывает и рассматривает вместе с детьми ил­люстрации, на которых изображены соты с медом и улья для пчел. Затем объясняет детям, что есть и дикие пчелы, которые живут в

1 Любимое чтение от года до семи. - «Планета детства», «Издательство ACT», «Из­дательство Астрель», 2003. С.97.


лесу и запасают мед в дуплах деревьев. Именно таким медом лю­бят лакомиться медведи. Спрашивает детей, пробовали ли они мед, нравится ли он им.

Показывает детям настоящий мед, обсуждает с ними, какой он (тягучий, липкий, густой), какой мед на вкус. Рассказывает, что мед не только вкусный, но и полезный, многие любят пить чай с медом. Затем воспитатель показывает детям разные пряники, спрашивает их, знают ли они, что это такое. Рассказывает, что в пряники (пря­ничное тесто), когда их делают, обязательно добавляют мед. Пряники у нас всегда были главным лакомством и подарком для детей. Делали пряники разной формы — круглые, прямоугольные, в форме разных птиц и животных, украшали пряники сахарной глазурью. Воспита­тель рассматривает с детьми разные пряники, спрашивает, какой они формы, как украшены.

Воспитатель предлагает детям назвать, какие еще сладкие вещи они знают (фрукты, конфеты, торты, пирожные, мороженое, вафли, печенье и т. п.). Показывает детям иллюстрации с изображением раз­ных сладостей и просит их назвать, что это, какие они. Например, печенье и вафли — сухие, хрустящие, ломкие; пирожные — мягкие, сочные; мороженое — холодное, сначала твердое, потом мягкое и т. п.

Педагог рассказывает детям, что все эти вкусные вещи делают люди, которых называют — кондитеры. Предлагает им послушать стихотворение, которое так и называется «Кондитер» (автор — Эмма Мошковская).

Поглядите, вот — кондитер! Испечет он что хотите!

Он, наверно,

чей-то папа,

он, наверно,

чей-то дядя,

он, наверно, чей-то брат...

Этот брат, наверно, рад!!!'

Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик — брат кондите­ра, этому рад, хотели бы они, чтобы у них был знакомый кондитер, который может испечь все, «что хотите», нравятся ли им сладкие вещи. Спрашивает, всегда ли самое красивое пирожное еще и самое вкусное, бывают ли не сладкие вкусные вещи.


Затем педагог спрашивает детей, хотели бы они есть только слад­кое, можно ли есть только сладости. Рассказывает, что есть много сладкого — вредно, от сладкого могут испортиться зубы, что сначала нужно обязательно съесть основную еду, а только потом — сладости. Предлагает детям послушать еще одно стихотворение о том, как «за обедом наша группа не смогла осилить супа». Читает стихотворение В. Еремина «Конфеты» ', обсуждает с детьми, почему в этом винова­ты вкусные конфеты.


 


 


Мошковская Э. Любимые стихи. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. С. 318.


Еремин Вадим. Папа потерялся. Стихи. — М.: «Детская литература», 1988. С. 7.


МАЙ. 32 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе педагог бу­дет формировать первоначальные представления о малой родине — месте, где человек родился и вырос. Дети познакомятся с русскими народными традициями, песенками, прибаутками, играми, связан­ными с обычаями украшать весеннюю березку, плести венки, водить на хороводы. Они узнают о том, какое значение имеет береза в жизни русского народа.

Полученные детьми представления будут поддержаны на музы­кальных занятиях, а также на занятиях продуктивной деятельностью. Дети сделают красивые весенние венки в технике аппликации: соста­вят полихромные цветы из нескольких элементов, сочетая их по цве­ту, форме и величине. Такая работа будет способствовать развитию у них чувства формы и композиции. Эти венки будут использованы во время музыкально-игрового досуга, который педагог построит на материалах народных игр и хороводных танцев, разученных на музы­кальном занятии, песенок и прибауток, с которыми дети знакоми­лись в течение недели.

На занятии по развитию речи воспитатель будет подводить детей к сочинению небольших рассказов по содержанию русской народной прибаутки, разыгрывать ее вместе с ними. Продолжится знакомство детей с народными сказками «Пастушья дудочка», «Коза-дереза», «Как коза избушку построила», «Чудесные лапоточки», «Глиняный парень».

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду». 2. Физкультура № 32.1. Повторение тех­ники выполнения прыжков (на двух но­гах, на одной, с продвижением вперед, в длину и т. д.). Повторение различных спо­собов построения и перестроения всей группой. Развитие быстроты: бег напере­гонки с высокого старта с использовани­ем различных стартовых сигналов.
Прогулка Конструирование из песка. Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кто пасется на лугу». Игры по инициативе детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение русской народной сказки «Пас­тушья дудочка».
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Моя родина». 2. Музыка № 32.1. Слушание музыки: рус. нар песни «Ходила младешенька», «Как у наших у ворот». Игра на детских музы­кальных инструментах: рус. нар. песни «Скок-скок-поскок», «Я на горку шла». Музыкальное движение: творческое дви­жение «Как у наших у ворот», «Я на горку шла» (рус. нар. песни).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Пастух и стадо». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Художественная литература. Народ­ные песенки, заклички, прибаутки. 2. Лепка. «Цветы на лугу».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: бег в медленном темпе по пересеченной местности до 200-240 м, подвижные игры с использованием велосипедов и самокатов «По узкой до­рожке», «Прокатись по кругу». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 16. 2. Музыка№ 32.2. Пение: распевка «Я куп­лю себе дуду» (муз. В. Агафонникова,

 




 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    ел. народные); «Во поле береза стояла» (рус. нар. песня), «Ой, заинька, по се-ничкам» (рус. нар. песня в обр. Л. Абе-лян), «Песенка про окуня» (муз. О. Ана­ньевой, ел. В. Гудимова). Музыкальное движение: пляска в хороводе «Водят пчелы хоровод» (шведская пляска в обр. Т. Назаровой-Метнер, перевод И. Ток­маковой), пляска парами «Спляшем!» («Спляшем!» муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. народные.)
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Школа мяча». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Гли­няный парень».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Аппликация. «Весенний венок». 2. Физкультура № 32.2. Повторение тех­ники ходьбы различными способами (на носках, высоко поднимая колени, со сме­ной положения рук и т. д.). Повторение основных приемов ползания и лазания. Развитие гибкости: специальные упраж­нения для развития гибкости позвоноч­ного столба.
Прогулка Конструирование из песка. Наблюдения в природе. Подвижная игра: «Лошадки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Чу­десные лапоточки».
Вечер Музыкально-игровой досуг «Во поле бе­реза стояла». Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям, что ско­ро весна закончится, наступит лето, обсуждает вместе с детьми, что бывает летом, а что весной. Вместе с воспитателем дети обходят тер­риторию (например, идут по экологической тропинке) и вспомина-


ют признаки весны. Воспитатель подводит их к дереву, кустарнику, клумбе, огороду или другому объекту, и спрашивает:

—Какими были эти веточки в начале весны? (Голыми, без лис­
тьев.)

—Какой была клумба в начале весны? И т. п.

Каждый день можно выбирать новый объект для таких наблюде­ний.

Особое внимание воспитатель обращает на то, как изменилась береза, дети рассматривают ее листочки, кору. Дети изучают, какие растения появляются на участке с приближением лета. Воспитатель рассказывает им о том, что раньше люди плели весной венки из кра­сивых цветов, но сейчас многие красивые цветы охраняются, так как их осталось мало. Поэтому лучше всего за красивыми растениями на­блюдать, любоваться ими, но не рвать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...