Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Одной из задач развития сюжетно-ролевой игры в средней группе является расширение диапазона ролей. Ребенок, умеющий выполнять различные роли, становится интересным партнером для сверстников, он может быть и «мамой», и «собачкой», и «водителем». Возможность в игре быть кем-то другим открывает перед ребенком характеры персонажей, необходимость по-разному строить ролевое поведение своего героя, соответствовать каждой роли. Таким образом, дети лучше ориентируются во взаимоотношениях взрослых людей, постигают личностные качества человека. В каждой роли заключены определенные правила поведения. В игре ребенок, не осознавая этого, реализует эти правила и руководствуется ими при взаимодействии с носителями других ролей. Это способствует формированию ролевого поведения в игре и развитию личности самого ребенка. В театрализованной игре с помощью взрослого у детей формируется умение передавать характер героев с помощью интонации, мимики, жеста. Эти средства выразительности помогают детям «прожить» и понять состояние героя, информацию о котором дети получили на занятии. Так осуществляется связь организованных занятий с театрализованными играми. Умение передать характер героя, которое формируется в театрализованной деятельности, дети используют потом и в самодеятельных играх. Следует заметить, что средства выразительности нельзя сформировать в процессе сюжет-но-ролевых игр, поскольку у них другие задачи. Это игры-импровизации, и грубое навязчивое вмешательство взрослого в такую игру чаще всего ее просто разрушает. Если в театрализованной игре и игре-драматизации участие педагога обязательно (дети этого возраста нуждаются в образце действия и в положительной оценке своих действий), то в самостоятельную игру педагог вмешивается только
в случае конфликта, или если сюжет постоянно, в течение многих дней проигрывается в одной и той же форме с теми же игрушками. В этой ситуации воспитатель может ненавязчиво, не авторитарно, а лишь косвенно вмешаться в игру с целью внесения в нее разнообразия: предоставить дополнительные игрушки, ввести новых героев (игрушек или детей), но обязательно в форме наводящих вопросов или предложений. (А давай..? Ой, мне кажется, к нам новый гость идет. Кто это? И т. д.) Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Педагог предлагает детям сделать книги и для этого вспомнить, как они это делали раньше — складывали бумажный квадрат пополам по прямой линии, совмещая его противоположные углы. Воспитатель раздает детям листы белой бумаги и маленькие картинки с изображением деревьев, цветов, красивой деревянной посуды, народных игрушек и говорит: «Сначала сложите листы пополам, а я помогу вам соединить их в книжку. Затем выберите картинки и приклейте их к каждому листочку своей книги». Дети приступают к работе. В конце воспитатель подводит итог: «Книги получились разные и интересные. Одни о животных, другие — об игрушках. Посуде, растениях. Они сделаны из квадратных листов бумаги, сложенных пополам и имеют прямоугольную форму. Мы поместим их в нашем книжном уголке». РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Пчелки на разведках» Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать вести ролевой диалог, в речевой игре аргументировать свои высказывания. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь»; учить различать их на слух и при произношении. Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. Картинки: самолет, вертолет, ракета, пылесос, пчела, муха, бабочка, ромашка, синица, ворона, воробей, стрекоза. Наборное полотно. Элементы костюмов к игре-драматизации — шапочки пчел, синий цветок, ветки нераспустившихся яблони и вишни.
Содержание образовательной деятельности. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Летает — не летает». Объясняет правила игры: «Я буду бросать мяч и называть слово. Надо перекинуть мяч и сказать, летает этот предмет или нет». В игре используются слова: жук, оса, кузнечик, самолет, червяк, гусеница, бабочка, божья коровка, стрекоза, шар, воробей, лягушка, синичка, пчела, голубь, муха, мотылек, рыба, вертолет. Затем педагог говорит детям: «А сейчас давайте мы все как будто превратимся в вертолеты. Большие вертолеты летят и издают звук «р-р-р», а маленькие вертолетики летят и издают звук «рь-рь-рь». Дети разбиваются на пары и договариваются, кто будет большим вертолетом, а кто — маленьким вертолетиком. Сначала «заводят моторы», летят и гудят большие вертолеты, затем маленькие. После этого дети меняются ролями, и игра повторяется. Затем организуется игра на внимание. Педагог говорит: «Если услышите слово, в котором есть звук «р» — хлопните в ладоши; если услышите звук «рь» — поднесите палец к губам. В игре используются слова: рак, шар, фонарь, снегирь, якорь, рот, картошка, перчатки, букварь, царь, зверь, ракушка. Затем воспитатель загадывает детям загадку1: Над цветком летает И порхает, и порхает. (Бабочка) Эту загадку дети разучивают и читают как чистоговорку в умеренном темпе, негромко, повторяют 3—4 раза. Далее проводится игра «Четвертый лишний». Педагог выставляет на наборное полотно ряд из четырех картинок. Детям надо назвать лишнюю картинку и объяснить, почему они так думают. В игре используются 3 ряда картинок: 1) самолет, пылесос, вертолет, ракета; 2) ромашка, пчела, муха, бабочка; 3) синица, ворона, стрекоза, воробей. Затем воспитатель предлагает детям послушать сказку. Зачитывает сказку К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках». Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подругу, и выглянули они в окошечко — разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер? Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблонъке. — Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали. 1 Степанов В. Окружающий мир // Первые уроки. — М.: Олма-Пресс, Омега, 2005 С 145.
— Нет, — говорит им яблонъка, — вы прилетели слишком рано, мои Полетели пчелки к вишне: — Милая вишенка!Нет ли у тебя цветочка для бедных пчелок? — Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня, — сегодня Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку; но не было в ней ни запаху, ни меду. Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный, темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой — веселенькие'. По двум эпизодам этой сказки организуется игра-драматизация: «пчелки» летят и просят вкусного сока у яблони и вишни, разыгрывается ролевой диалог. Последний эпизод сказки воспитатель проговаривает сама. «Пчелки» летят к синему цветку. РИСОВАНИЕ «Цветущая ветка» Задачи. Учить детей создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы (ветка и цветы на ней). Познакомить со способом изображения венчика цветка из 5—6 лепестков приемом «при-макивание». Создать условия для экспериментирования с цветом для получения розового оттенка путем смешивания белого с красным. Развивать глазомер. Формировать навыки планирования работы. Воспитывать интерес к отражению впечатлений от явлений природы в рисунке, умение любоваться красотой цветения растений. Предварительная работа. Наблюдение за цветущими деревьями в саду и на участке детского сада.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги размером машинописного листа — белого или голубого цвета; гуашевые краски белого, красного и коричневого цветов, кисти № 3, палитры для экспериментирования с цветом, банки с водой; ветка для рассматривания ее строения и обогащения восприятия. Содержание образовательной деятельности. Педагог показывает детям рисунок или фотографию цветущей ветки и предлагает детям нарисовать красивые цветущие ветки (яблони, вишни, груши, сли- Хрестоматия детской классики. — М.: Махаон, 2006. С. 200. вы). Спрашивает, как можно нарисовать ветку, расположить ее на листе бумаги. Дети намечают основу композиции сначала сухой кистью (планирование работы), затем окунают кисти в коричневую или коричнево-зеленую краску и проводят горизонтальные или слегка наклонные (возможно, и дугообразные) линии, начиная от середины одной стороны листа (правши рисуют слева направо, левши — наоборот), не доходя до противоположной стороны. Педагог показывает детям живую ветку, советует рассмотреть и постараться передать ее строение. Дети замечают, что кроме основной ветки (которую они изобразили основной линией), есть более мелкие ответвления — идущие в разные стороны веточки, которые можно передать более тонкими и гибкими линиями. Дети рассматривают ветку и дополняют свои рисунки. Педагог советует тонкие веточки рисовать концом кисти (рука на весу, локоть при этом не опирается на стол) или, если это пока сложно, взять кисть меньшего размера (педагог обращает внимание детей на связь между толщиной ворса кисти и шириной нарисованной ветки). Педагог показывает, как нарисовать цветок приемом «примаки ва-ние»: ставит на ветке несколько точек (пятнышек, кружков), которые являются серединками цветов и в то же время служат «опорными точками» в композиции; затем изображает лепестки цветка: примакива-ет ворс кисти, меняя ее положение: вверх, вниз и по бокам (в промежутках между верхними и нижними). Звукоподражание, например: «шлеп-шлеп», «так-так-так» помогает детям уловить ритм движения кисти. Педагог рисует не более двух цветков розового цвета. Обращает внимание детей на окраску декоративных лепестков и спрашивает, как можно получить такой красивый нежный цвет. Дети догадываются, что нужно смешать белую и красную краску. Педагог уточняет пропорции: много белой и чуть-чуть красной. Дети экспериментируют с цветом и рисуют декоративные цветы приемом «примакивание».
В процессе работы педагог обращает внимание детей на то, что розовые цветы размещаются на ветке свободно (выше, ниже, где-то более скученно, а где-то, наоборот, разреженно). При этом сами цветы выглядят по-разному: бутоны из двух-трех лепестков и раскрывшиеся венчики из пяти-шести лепестков.
В конце занятия педагог предлагает всем детям полюбоваться нарисованными ветками с нежными красивыми цветами: «Как красиво! Будто мы с вами попали в чудесный весенний сад, где цветут розовым цветом яблони, вишни, груши и сливы!» Последующая работа. На следующем занятии по аппликации оформление композиций «Цветущая ветка» будет продолжено — дети создадут золотистых пчелок и разместят их возле нарисованных цветущих веток. ПРИРОДА «Н асекомы е»1 Задачи. Познакомить детей с разнообразием и особенностями насекомых, их связью с растениями. Воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа. Дети рассматривают иллюстрации насекомых в энциклопедиях и других книгах, воспитатель читает сказки, стихи об этих животных, вместе с детьми изготавливает природоохранные знаки, которые во время занятия выставляют у клумбы. (Например, знаки, напоминающие о том, чего нельзя и что можно делать с насекомыми: нельзя их ловить, давить, рвать цветы — насекомые питаются соком растений, можно нюхать цветы, рассматривать насекомых и т. д. См. рис.) Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки, фотографии разных насекомых, лупы, природоохранные знаки. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель ведет детей к клумбе и спрашивает, кому из ребят какие цветы нравятся, предлагает вспомнить, какой эта клумба была осенью и зимой, вместе с детьми обсуждает, чем она отличается теперь, весной. Дети исследуют клумбу и находят растения с цветками разной окраски, перечисляют цвета лепестков, определяют, какого цвета на клумбе больше всего. Воспитатель предлагает подумать, как лучше сказать: «Наша клумба зеленого (красного, желтого и т. п.) цвета» или «Наша клумба разноцветная», и предлагает объяснить, почему она разно- Занятие проводится на улице у клумбы или альпийской горки. цветная, подчеркивает, что на клумбе растут самые разные растения (перечисляет: нарциссы, примулы, тюльпаны и т. п.). Почему эти цветки выросли весной? (Дети вспоминают, что нужно для того, чтобы растения могли вырасти: тепло и солнечный свет, земля, вода). Затем воспитатель говорит: — Ребята, мы с вами на прогулке видели разных насекомых. Дети рассматривают клумбу, с помощью воспитателя называют насекомых, определяют, что они делают на клумбе. Если на краю клумбы или рядом с ней ползают муравьи, дети рассматривают их через лупу, ищут дорожки, по которым те ползают, наблюдают за ними. С помощью лупы можно рассмотреть и божью коровку, других жуков, посчитать, сколько у них ножек. Воспитатель спрашивает, сколько ног у человека, и объясняет, что у насекомых ног больше — их целых шесть. Воспитатель напоминает детям, что они узнали, что пчелы «делают мед». Дети ищут этих насекомых на клумбе, не приближаясь к ним, слушают, как жужжат пчелы, наблюдают за тем, как они перелетают с цветка на цветок, залезают внутрь цветка и т. п. Дети наблюдают за тем, как двигают крылышками бабочки, выясняют, похожи ли бабочки на цветки, которые растут на клумбе. Воспитатель объясняет, что бабочки, пчелы, многие жуки прилетают на клумбу для того, чтобы найти в цветках очень вкусный сок, который называется «нектар». Причем у многих насекомых есть свой любимый цветок, к которому они прилетают чаще всего, например, шмели очень любят клевер. Воспитатель предлагает детям понюхать разные цветки и сказать, одинаково ли они пахнут. Воспитатель подчеркивает, что разноцветные лепестки растений, их запах нужны для того, чтобы насекомые прилетали в гости к цветкам. А люди могут любоваться красотой цветков и бабочек. В заключение воспитатель обсуждает с детьми вопросы: — Разные или одинаковые растения растут на клумбе? Разных или бе? Может, бабочка прыгала, а кузнечик летал? Пчела стрекотала, а божья коровка жужжала? Воспитатель выслушивает ответы детей и объясняет, что чем больше разных растений будет на клумбе, тем больше разных насекомых прилетит в гости ним, и напоминает о необходимости бережного отношения к этим животным: за ними можно наблюдать, но нельзя ловить, наступать на них. Дети вместе с воспитателем размещают возле клумбы природоохранный знак, напоминающий о важности охраны насекомых. Воспитатель предлагает попрощаться с насекомыми, причем каждый ребенок называет одно насекомое, которое увидел. Например, один ребенок говорит: «До свидания, бабочка!», второй — «До свидания, пчела!» и т. д. Последующая работа. Если позволяют климатические условия, дети могут на одной из последующих прогулок посадить на клумбе цветущие растения. АППЛИКАЦИЯ «Золотые пчелки» Задачи. Вызвать интерес к дополнению композиции с цветущей веткой, созданной на занятии по рисованию. Учить изображать золотых пчелок аппликативной техникой с элементами рисования: туловище и крылышки вырезать или создавать в технике обрывной аппликации (по выбору) и приклеивать, полоски и мелкие детали дорисовывать цветными карандашами или фломастерами. Развивать чувство композиции. Формировать умение сохранять и развивать творческий замысел. Предварительная работа. Создание индивидуальных композиций «Цветущая ветка» на занятии по рисованию красками. Наблюдения за пчелами на прогулках. Материалы, инструменты, оборудование. Композиции с цветущими ветками, созданными детьми на занятии по рисованию, бумага цветная: прямоугольники желтого и белого или голубого цвета (в зависимости от цвета фона), для крыльев можно использовать фольгу на бумажной основе или кальку; цветные карандаши или фломастеры, клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые. Содержание образовательной деятельности. Перед занятием педагог просит детей принести на столы рисунки с цветущими ветками. В начале занятия предлагает детям полюбоваться красивыми розовыми цветами на рисунках и спрашивает, кто может прилететь на эти цветущие ветки. Читает стихотворение Г. Сапгира «Пчелка».
Педагог уточняет представления детей о внешнем виде и образе жизни пчел. Обобщает и уточняет их ответы: у пчел пушистое туловище с желтыми и черными полосками и две пары прозрачных крылышек; летают обычно дружным роем, садятся на цветы, пьют нектар и переносят его в улей, где нектар «превращается» в мед; пчел называют золотыми, потому что у них есть яркие желтые, как будто, золотые полоски. Затем педагог предлагает детям изобразить золотых пчелок, прилетевших на цветущие ветки за сладким нектаром. Показывает улей и появляющийся из него силуэт пчелы, выполненный в технике комбинированной аппликации. Движениями силуэта обыгрывает ситуацию, будто эта золотая пчелка летала-летала (кружит в воздухе), нашла цветущую ветку (остановилась), подлетела к ветке, покружилась (показывает разные варианты размещения пчелы над веткой), села на цветок и стала «пить» сладкий сок — нектар; а потом полетела в улей за своими подружками. Педагог имитирует движения пчелы, затем размещает на рисунке несколько пчел и поясняет: эта пчела подлетела к ветке, эта села на цветок, а эта возвращается в улей и несет на лапках золотую пыльцу. Педагог предлагает детям самим подумать, как можно изобразить золотую пчелу. Выслушивает ответы детей, уточняет последовательность работы (сначала туловище, затем крылья (одну—две пары) и
оформление — полоски, жало), показывает или поясняет несколько способов создания образа: —для туловища берем бумагу «золотого» (желтого) цвета; выреза —для крыльев берем бумагу белого, голубого или серебристого —приклеиваем туловище и крылья; но при желании крылышки —полоски и жало рисуем цветным карандашом или фломастером Дети изображают сначала одну пчелу, а затем еще одну золотую пчелку или несколько пчел-подружек (по своим индивидуальным возможностям и способностям). Последующая работа. Проведение экспресс-выставки композиций «Золотые пчелки на цветущих ветках». МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №15 Задачи. Учить детей считать до пяти, соблюдая все правила счета и пересчета; учить различать направления движения и двигаться в указанном направлении; находить знакомую форму на теле человека. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: зеленые и красные флажки по количеству детей в группе. Содержание образовательной деятельности. Занятие начинается с обучения счету и пересчету предметов в пределах пяти. Организуется игра «Считалка. Сколько нас!» (см. занятие № 12). Затем воспитатель учит детей различать «лево» и «право» и двигаться в обозначенном направлении. Дети сидят на стульчиках, стоящих полукругом. На столе лежат зеленые и красные флажки. Воспитатель берет зеленые флажки и просит детей поднять левую руку. Проверяет правильность выполнения и вкладывает каждому ребенку в левую руку зеленый флажок. Потом она просит детей поднять правую руку и вкладывает в них красный флажок. Спрашивает: «В какой руке у вас зеленый флажок? А красный?» Затем просит детей встать друг за другом и пройтись по комнате. По сигналу воспитателя дети поворачиваются по ходу движения то налево — в сторону зеленого флажка, то направо — в сторону красного. На последующих занятиях воспитатель может только напоминать о флажках, не давая их детям. Далее воспитатель спрашивает детей, что у них на теле круглое? (Глаза, ноздри.) А овальное? (Уши.) «Интересно, — говорит воспитатель, — а у Елизаветы Петровны (воспитателя другой группы) глаза, уши такой же формы? Давайте посмотрим». Разумеется, воспитатель заранее договаривается с коллегой о ее приходе в группу и получает согласие на разглядывание ее детьми. Аналогичным образом дети разглядывают кого-то еще из детей или взрослых. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Сладкоежки» Задачи. Познакомить детей с тем, откуда берется мед. Показать, что бывает сладким, объяснить, что есть много сладкого — вредно. Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, рассказать о профессии кондитера. Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением пчелиных ульев, сот с медом. Немного настоящего меда на блюдце. Разные пряники (прямоугольные печатные, круглые и др.) или фотографии с их изображением. Торты, пирожные, мороженое, вафли, печенье. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Песенка медведя» (автор — Андрей Усачев): Так устроена природа: Нет без пчел в природе меда, Без цветочков нету пчел — Это я давно учел! Лета ждать уже недолго, Прилетай скорее, пчелка, Дай мне с каждого цветка Килограмма два медка1. Педагог обсуждает с детьми, откуда берется мед. Напоминает, что пчелы собирают сладкий цветочный сок — нектар — и делают из него мед. Они заполняют медом соты, которые находятся в пчелиных домиках — ульях, которые строят для них люди. Во время рассказа педагог показывает и рассматривает вместе с детьми иллюстрации, на которых изображены соты с медом и улья для пчел. Затем объясняет детям, что есть и дикие пчелы, которые живут в 1 Любимое чтение от года до семи. - «Планета детства», «Издательство ACT», «Издательство Астрель», 2003. С.97. лесу и запасают мед в дуплах деревьев. Именно таким медом любят лакомиться медведи. Спрашивает детей, пробовали ли они мед, нравится ли он им. Показывает детям настоящий мед, обсуждает с ними, какой он (тягучий, липкий, густой), какой мед на вкус. Рассказывает, что мед не только вкусный, но и полезный, многие любят пить чай с медом. Затем воспитатель показывает детям разные пряники, спрашивает их, знают ли они, что это такое. Рассказывает, что в пряники (пряничное тесто), когда их делают, обязательно добавляют мед. Пряники у нас всегда были главным лакомством и подарком для детей. Делали пряники разной формы — круглые, прямоугольные, в форме разных птиц и животных, украшали пряники сахарной глазурью. Воспитатель рассматривает с детьми разные пряники, спрашивает, какой они формы, как украшены. Воспитатель предлагает детям назвать, какие еще сладкие вещи они знают (фрукты, конфеты, торты, пирожные, мороженое, вафли, печенье и т. п.). Показывает детям иллюстрации с изображением разных сладостей и просит их назвать, что это, какие они. Например, печенье и вафли — сухие, хрустящие, ломкие; пирожные — мягкие, сочные; мороженое — холодное, сначала твердое, потом мягкое и т. п. Педагог рассказывает детям, что все эти вкусные вещи делают люди, которых называют — кондитеры. Предлагает им послушать стихотворение, которое так и называется «Кондитер» (автор — Эмма Мошковская). Поглядите, вот — кондитер! Испечет он что хотите! Он, наверно, чей-то папа, он, наверно, чей-то дядя, он, наверно, чей-то брат... Этот брат, наверно, рад!!!' Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик — брат кондитера, этому рад, хотели бы они, чтобы у них был знакомый кондитер, который может испечь все, «что хотите», нравятся ли им сладкие вещи. Спрашивает, всегда ли самое красивое пирожное еще и самое вкусное, бывают ли не сладкие вкусные вещи. Затем педагог спрашивает детей, хотели бы они есть только сладкое, можно ли есть только сладости. Рассказывает, что есть много сладкого — вредно, от сладкого могут испортиться зубы, что сначала нужно обязательно съесть основную еду, а только потом — сладости. Предлагает детям послушать еще одно стихотворение о том, как «за обедом наша группа не смогла осилить супа». Читает стихотворение В. Еремина «Конфеты» ', обсуждает с детьми, почему в этом виноваты вкусные конфеты.
Мошковская Э. Любимые стихи. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. С. 318. Еремин Вадим. Папа потерялся. Стихи. — М.: «Детская литература», 1988. С. 7. МАЙ. 32 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе педагог будет формировать первоначальные представления о малой родине — месте, где человек родился и вырос. Дети познакомятся с русскими народными традициями, песенками, прибаутками, играми, связанными с обычаями украшать весеннюю березку, плести венки, водить на хороводы. Они узнают о том, какое значение имеет береза в жизни русского народа. Полученные детьми представления будут поддержаны на музыкальных занятиях, а также на занятиях продуктивной деятельностью. Дети сделают красивые весенние венки в технике аппликации: составят полихромные цветы из нескольких элементов, сочетая их по цвету, форме и величине. Такая работа будет способствовать развитию у них чувства формы и композиции. Эти венки будут использованы во время музыкально-игрового досуга, который педагог построит на материалах народных игр и хороводных танцев, разученных на музыкальном занятии, песенок и прибауток, с которыми дети знакомились в течение недели. На занятии по развитию речи воспитатель будет подводить детей к сочинению небольших рассказов по содержанию русской народной прибаутки, разыгрывать ее вместе с ними. Продолжится знакомство детей с народными сказками «Пастушья дудочка», «Коза-дереза», «Как коза избушку построила», «Чудесные лапоточки», «Глиняный парень».
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям, что скоро весна закончится, наступит лето, обсуждает вместе с детьми, что бывает летом, а что весной. Вместе с воспитателем дети обходят территорию (например, идут по экологической тропинке) и вспомина- ют признаки весны. Воспитатель подводит их к дереву, кустарнику, клумбе, огороду или другому объекту, и спрашивает: —Какими были эти веточки в начале весны? (Голыми, без лис —Какой была клумба в начале весны? И т. п. Каждый день можно выбирать новый объект для таких наблюдений. Особое внимание воспитатель обращает на то, как изменилась береза, дети рассматривают ее листочки, кору. Дети изучают, какие растения появляются на участке с приближением лета. Воспитатель рассказывает им о том, что раньше люди плели весной венки из красивых цветов, но сейчас многие красивые цветы охраняются, так как их осталось мало. Поэтому лучше всего за красивыми растениями наблюдать, любоваться ими, но не рвать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|