Оценка эффективности инвестиций в запасы
С точки зрения управления финансами все решения, принимаемые фирмой, оцениваются по целевому критерию – максимизации стоимости фирмы. В силу этого эффективность инвестиций в запасы следует оценивать по данному критерию. И по аналогии с методикой выбора кредитной
политики фирмы можно использовать следующую процедуру расчета: сначала разработать укрупненные прогнозные финансовые документы (баланс и отчет о прибылях и убытках) для каждого предложенного уровня запасов, затем выполнить расчет прироста потока денежных средств и завершить расчетом чистой текущей стоимости (NPV) этого потока. Рассмотрим методику определения оптимального уровня запасов готовой продукции на следующем примере. Владелец фирмы «Крепость», продающей подержанные автомобили, хочет определить оптимальное количество автомобилей, которое необходимо демонстрировать на смотровой площадке. Он знает, что увеличение числа демонстрируемых автомобилей может послужить причиной роста продаж, но при этом вырастут текущие затраты по содержанию запасов. Он также знает, что снижение количества демонстрируемых автомобилей позволит сократить текущие затраты, но это может уменьшить величину продаж. Владелец фирмы принял решение увеличить число демонстрируемых автомобилей от 32 до 48, но он не уверен, что такое изменение приведет к росту стоимости его бизнеса. Для проведения необходимых расчетов введем следующие допуски: 1) затраты на заказ составляют 3 тыс. руб. (каждый раз, когда менеджер оформляет заказ на поставку автомобилей от дилеров, он затрачивает 3 тыс. руб., независимо от числа заказываемых машин); 2) текущие затраты на содержание одного автомобиля составляют 15 тыс. руб. в год;
3) поскольку автомобили находятся в запасах всего лишь несколько недель, источниками финансирования выбраны 6-процентные краткосрочные ссуды, которые доступны этой фирме; 4) средняя закупочная цена подержанного автомобиля 150 тыс. руб. Фирма в среднем продает автомобили за 180 тыс. руб.; 5) в среднем фирма выставляет для обзора 32 автомобиля. Машины продаются равномерно в течение года. Ожидается, что за год будет продано 200 автомобилей; 6) основываясь на своем опыте, владелец фирмы полагает, что между запасами автомобилей и их продажами имеется прямая зависимость, как это показано на рис. 5.1. Согласно графику, рост запасов от 32 до 48 машин может увеличить продажи от 200 до 232 автомобилей в год. Рис. 5.1. График зависимости продаж от уровня запасов
Используя модель EOQ, определим число автомобилей, которое надо заказывать оптовым дилерам, когда требуется пополнить запасы[4]:
EOQ = = = 9.
Итак, величина заказа, минимизирующая затраты на содержание запасов, равна девяти автомобилям. Поскольку ожидаемые продажи составляют 200 автомобилей в год, необходимо сделать 22 заказа (200: 9). Если затраты на каждый заказ равны 3 тыс. руб., то за год эта величина составит 66 тыс. руб. В существующих условиях средний уровень запасов равен 32 машинам. Если текущие затраты на 1 автомобиль равны 15 тыс. руб. в год, то общая их величина составит 480 тыс. руб. Суммируя затраты (текущие и на заказ), определим затраты на содержание запасов: 66 + 480 = 546 тыс. руб. Предположим, что другие операционные затраты фирмы и статьи ее баланса изменяются пропорционально продажам. Ставка по краткосрочным обязательствам равна 6 %, по долгосрочным – 8 %. Фирма платит налог на прибыль по ставке 40 %. Стоимость капитала фирмы составляет 10 %. После проведенных расчетов и уточнений можно приступать к определению оптимального уровня запасов. Расчеты выполним поэтапно.
Первый этап. Формирование упрощенных прогнозных финансовых отчетов. Посмотрим, как повлияет на бизнес решение об увеличении товарных запасов. В табл. 5.2 приведены прогнозные документы фирмы для двух вариантов, различающихся уровнями товарных запасов и соответствующими последствиями (продажами, затратами, статьями баланса). Таблица 5.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|