Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Человеческий капитал




 

Качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассматривать как человеческий капитал.

Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся.

Существует простая модель принятия решения об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, которая предполагает, что процесс образования непосредственно не увеличивает и не уменьшает полезность человека.

При принятии решения об инвестициях сравниваются индивидуальные выгоды и издержки от образования. Выгоды (В1-В*) от образования (пространство А на рис. 1) выражаются в более высоком уровне заработков после получения образования (В1).

Издержки С на получение образования включают прямые издержки (плата за обучение, расходы на приобретение учебников и т.д.) пространство С1), альтернативные издержки, или упущенный заработок (пространство С2).

Выгоды от образования представляют совокупность выгод во времени или сумму ежегодных выгод для предстоящего периода трудовой деятельности после получения образования.

 

 

Заработки,

издержки

 

В1

 

А

 
 

 


В*

 

 

 
 


C2

 
 


t1 Время

С1

Рис. 1. Модель отдачи от инвестиций в человеческий капитал

 

Поскольку решение об инвестициях принимается в настоящий момент времени, то для сопоставления издержек С и выгод (В1 – В*) целесообразно последние дисконтировать, то есть привести их к текущей стоимости выгод (PVB):

где r – норма отдачи от инвестиций в образование, характеризующая индивидуальную предпочтительность настоящего по отношению к будущему;

Т – период предстоящей трудовой деятельности; -заработная плата в году t после получения образования; - заработная плата в году t без образования; t – индекс времени; - время обучения.

 

Таблица 1

Факторы, влияющие на личные и общественные издержки, связанные с получением образования

  Основные факторы   Личные расходы   Общественные расходы
     
Прямые расходы
Бесплатное обучение Падают Растут
Предоставление книг и учебных принадлежностей Падают Растут
Предоставление стипендии и материальной помощи Падают Растут
Косвенные расходы
  Прохождение оплачиваемой практики   Падают Падают при условии тесной связи практики и обучения
Снижение реальной з/п Падают Растут
Рост безработицы Падают Растут
Дополнительные доходы
Увеличение дифференциации вознаграждения в зависимости от уровня образования   Растут Изменяются в зависимости от обоснованности дифференциации
Увеличение пенсионного возраста   Растут Изменяются в зависимости от обоснованности этого решения
Улучшение качества обучения Растут Растут

Контрольные вопросы

1. В чем состоит экономическая сущность человеческого капитала?

2. Назовите основные принципы формирования человеческого капитала.

3. Какова взаимосвязь качественных характеристик профессионально подготовленной рабочей силы и эффективности образования?

4. В чем состоит особенность определения эффективности образования?

5. В чем состоят общественные выгоды образования?

6. Какова методика непрерывности получения общих знаний, умений и профессиональных навыков в процессе трудовой деятельности работника?

7. Какова взаимосвязь наука – образование - производство?

8. Какие факторы влияют на формирование человеческого капитала?

Задачи

Задача 1. С началом экономических реформ в России наиболее прибыльным видом деятельности стала частная торговля – как оптовая, так и розничная, в том числе индивидуальная. Ее характеризовали быстрый оборот капитала и высокая норма прибыли. В те же годы (начало 90-х) резко сократился поток молодых людей, поступающих в вузы. Как можно объяснить это явление в терминах теории человеческого капитала?

 

Задача 2. Допустим, правительство решило реформировать систему налогообложения таким образом, что вместо единой ставки налогов (10%) вводится прогрессивная шкала, скажем, от 10 до 40% в зависимости от величины дохода.

Как, при прочих равных условиях, повлияет эта реформа на приток студентов в колледжи? Покажите графически, используя модель инвестиции в образование.

 

Задача 3. Эмпирические исследования показывают, что в молодости люди чаще склонны менять специальность, профессию. Как этот факт объясняется с позиции теории человеческого капитала? Проиллюстрируйте Ваш ответ графически.

 

Задача 4. Женщинам в среднем менее выгодно инвестировать в образование, чем мужчинам. Прокомментируйте данное утверждение, используя графическую модель теории человеческого капитала.

 

Задача 5. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и рабочей силе, если они классифицируются как занятые, безработные, не включаемые в состав рабочей силы:

а) работник, уволенный с предприятия по сокращению штатов и ищущий новую работу;

б) работник, переведенный администрацией на режим неполного рабочего дня;

в) шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать;

г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и прекратил поиски;

д) студент, который учился на дневном отделении университета;

е) продавщица, которая учится на вечернем отделении торгового техникума;

ж) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей;

з) домашняя хозяйка, которая часть времени работает секретарем на телефоне.

 

Задача 6. Николай Алексеевич имеет заработок 8000 руб. в год. Он собирается в течение года учиться на автомеханика, причем это обучение будет стоить ему 1000 руб. Николай Алексеевич предлагает, что по окончании курсов он в течение трех лет будет иметь заработок в размере 13 000 руб. в год. Затем он планирует уйти на пенсию. Выгодно ли это обучение, если банковская ставка процента равна 10.

 

Задача 7. Фирма предлагает два типа годичных программ профессиональной подготовки для работников. Для каждого типа программ характерны следующие показатели:

- ежегодный объем продукции, производимой работником, не прошедшим подготовку, - 20 тыс. руб.;

- ежегодный объем продукции производимой работником в период прохождения подготовки, - 16 тыс. руб.;

- ежегодный объем продукции производимой работником после подготовки, - 24 тыс. руб.;

- материалы и дополнительные издержки на работника в период обучения – 5 тыс. руб.

Первая программа предоставляет навыки, которые могут быть использованы в некоторых фирмах, вторая программа дает знания, полезные только для данной фирмы. Для каждой программы определите заработную плату работников в период обучения и после него. Сравните эти заработки с заработной платой работников, не участвующих в программах переподготовки. Если работник планирует оставаться на фирме лишь в течение одного года после окончания обучения по первой программе, стоит ли ему осуществлять это обучение? Стоит ли в этом случае ему осуществлять обучение по второй программе?

 

Задача 8. Ольга Федорова после окончания бакалавриата экономического факультета ВГТУ продолжила обучение на магистерской ступени. Закончив обучение, она получила работу в банке, ее первоначальный заработок составил 20 000 дол. В год. Она ожидает, что ее заработная плата в течение ближайших 10 лет увеличится на 400 дол. в год, в течение следующих 10 лет – 200 дол. в год, затем в течение 10 лет будет оставаться неизменной и, наконец, в последние 10 лет ее трудовой жизни будет ежегодно сокращаться на 200 дол. Изобразите графически профиль возраст - заработки данной модели. Рассчитайте текущую стоимость инвестиций Ольги в подготовку на рабочем месте при возможных вариантах рыночной ставки процента, равной 5 и 10.

 

Задача 9. Ставка заработной платы Ивана Михайловича равна 10 руб. в час, параметр способностей – 0,2, норма отдачи – 0,06. Определите оптимальный объем производства человеческого капитала для Ивана Михайловича в 40 лет.

 

Тесты

1.Что относится к человеческому капиталу?

А) образование и подготовка персонала.

Б) знания и навыки.

В) прямые расходы, связанные с обучением.

Г) выгоды получения образования.

 

2. Какие факторы влияют на издержки, связанные с получением образования?

А) прямые расходы и косвенные.

Б) улучшение качества обучения.

В) увеличение пенсионного возраста.

Г) рост безработицы.

 

3. Какие существуют методы оценки эффективности научной деятельности?

А) экономические, математической статистики и экспертный.

Б) наукометрический, математический, экспериментальный.

В) Цепных подстановок, линейного программирования.

Г) Социального опроса, анкетирования.

 

4. С увеличением числа лет обучения соответствующая отдача:

А) постепенно увеличивается;

Б) постепенно убывает;

В) остается неизменной.

 

5. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости, если они классифицируются:

1) как экономически активное население в составе трудовых ресурсов;

2) экономически неактивное население;

3) безработные;

4) не включаемые в состав трудовых ресурсов.

а) работник, уволенный по собственному желанию и ищущий работу;

б) работник, переведенный на режим неполного рабочего дня;

в) учитель, который по состоянию здоровья (инвалидности) больше не может работать;

г) уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиск;

д) студент, который учился на дневном отделении учебного заведения;

е) автомеханик, который учился на вечернем отделении учебного заведения;

з) домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.

 

6. Какая из перечисленных экономических категорий определяет содержание индивидуальных качеств работника?

А) трудовые ресурсы.

Б) экономически активное население.

В) рабочая сила.

Г) трудовой потенциал.

 

7. Какая категория лиц из перечисленных не относиться к занятым?

А) выполняли работу по найму за вознаграждение.

Б) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

В) проходили переподготовку по направлению службы занятости.

Г) временно отсутствовали на работе из-за болезни.

 

8. Какая из перечисленных категорий не относится к экономически активному населению?

А) наемный работник.

Б) работодатель.

В) студенты дневной формы обучения.

Г) неоплачиваемый работник семейного предприятия.

 

9. Чем объясняется классическая теория возможность полной занятости:

а) сокращением прироста населения и трудовых ресурсов;

б) стремлением людей к более полному удовлетворению своих потребностей;

в) эластичностью соотношения цен и заработной платы и изменением ставки процента;

г) ростом заработной платы и доходов;

д) увеличением инвестиций.

 

 

Ситуации

1. Инвестиции в человеческий капитал нецелесообразны тогда, когда:

а) альтернативные издержки на образование слишком высоки;

б) предпочтение настоящего очень высоко;

в) чистая текущая стоимость выгод отрицательна;

г) внутренняя норма отдачи от инвестиций меньше чистой текущей стоимости выгод.

 

2. Какой параметр отсутствует в формальной модели принятия решения об инвестициях в образование:

а) заработная плата до поступления в учебное заведение;

б) количество лет обучения;

в) предстоящее время трудовой деятельности;

г) заработная плата после окончания учебного заведения.

 

3. Оптимальный объем производства человеческого капитала в течение жизненного цикла:

а) сокращается;

б) увеличивается;

в) не меняется;

г) может и сокращаться, и увеличиваться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...