Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Формирование трудовых ресурсов и трудового потенциала предприятия




 

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, которая в силу психофизических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги.

Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, а также лиц нетрудоспособного возраста (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятых в экономике.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин – 16 – 60 лет (включительно), у женщин – 16 – 55 года (включительно). В ряде стран нижняя граница установлена 14-15 лет, а в отдельных 18 лет.

К трудовым ресурсам в России относятся:

а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II группы и неработающих лиц трудоспособного возраста;

б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

 

 
 

 

 


Рис.2. Структура населения

 

Экономически активное население – представляетсобой часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.

 
 

 

 


Рис.3. Человеческий потенциал в организации

 
 

 


Рис.4. Истоки активности человека в трудовой деятельности

Экономически неактивное население – часть населения, вне рабочей силы, которая не имеет работы, не ищет ее и не готово работать.

Экономически неактивное население включает детей; учащихся дневных отделений всех типов учебных заведений; отказавшихся от поисков работы безработных; неработающих пенсионеров; лиц, не нуждающихся в работе для поддержания своего существования (независимо от источников их дохода), включая занятых только домашним хозяйством.

Обобщающими показателями процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал. Словом “потенциал” обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, групп лиц, общества в конкретной обстановке.

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, трудовая активность и др.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциала.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состоит экономическая сущность трудовых ресурсов?

2. Каковы процедуры процесса формирования трудового потенциала предприятия?

3. Каковы основные этапы планирования развития трудового потенциала предприятия?

4. Какие ключевые методы содержит методика оценки имеющихся трудовых ресурсов?

5. Какова методика планирования потребности в трудовых ресурсах?

6. Перечислите затраты работодателя, связанные с использованием трудовых ресурсов?

7. От каких направлений зависит развитие трудового потенциала предприятия?

8. В чем состоит цикл развития трудовых ресурсов?

 

Тесты

1. Какими вопросами руководствуются при формировании трудового потенциала предприятия?

А) сколько работников, какой квалификации, в течение какого периода времени и в каком месте будут заняты?

Б) каким образом сократить уровень безработицы?

В) каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без серьезных социальных издержек?

Г) какое количество персонала должно пройти обучение новым методам работы?

 

2. Выберете основные два этапа планирования развития трудового потенциала предприятия:

а) формирование производственной программы и бюджета

производства продукции;

б) оценка имеющихся человеческих ресурсов и прогнозирование, планирование потребностей в человеческих ресурсах;

в) разработка программы удовлетворения потребностей в человеческих ресурсах организации и бюджета трудовых затрат.

Задачи

Задача 1. Определить численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные: численность населения трудоспособного возраста на начало года – 70 млн. чел.; численность умерших в трудоспособном возрасте в течение данного года –0,2 млн.чел.; численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста –2 млн. чел.; численность лиц, достигших пенсионного возрастав в текущем году –1,6 млн. чел.

Рассмотрим, как рассчитываются численность трудовых ресурсов:

Т=Ртр- Ринв+ Рпен+ Рмол,

где Ртр- численность населения в трудоспособном возрасте;

Ринв – численность неработающего населения (инвалиды);

Рпен – работающие лица пенсионного возраста;

Рмол – работающие подростки до 16 лет.

 

Задача 2. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. человек, в том числе неработающие инвалиды 1 и 2 групп –1,2 млн. чел.; работающих подростков – 0,1 млн. чел. Работающих пенсионеров 4,5 млн. чел.

Определите численность трудовых ресурсов.

 

Задача 3. В городе численность населения составляет 120 тыс. чел., коэффициент прироста населения в базисном

периоде –100 промилле, доля трудовых ресурсов –50%.

Определить перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало планируемого периода при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов (Т):

Т=(Тнк)/2.

Естественный прирост трудовых ресурсов Те:

Тевп,

где, Рв – численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...