«Теория социокультурной коммуникации»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Лекция 1 «Теория социокультурной коммуникации» Понятие социокультурной коммуникации. Типы социокультурной коммуникации. Основные категории социокультурной коммуникации. Парадигмы социокультурной коммуникации. Основные функции социокультурной коммуникации. Природа социально-коммуникативной деятельности в современной культуре. Диалог поколений в пространстве социокультурной коммуникации.
Понятие социокультурной коммуникации Выдающийся культуролог Ю. М. Лотман, отмечая коммуникативную природу культуры, подчеркивал, что «культура имеет, во-первых, коммуникационную, во-вторых, символическую природу» [Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гносис, 1992. ]. Прочитать и законспектировать! Сам принцип формирования культуры Человека невозможен вне коммуникации, а значит и вне социально-коммуникативной деятельности, под которой нами понимается деятельность по освоению и обмену культурных ценностей в пространственно-временной системе координат. Определение! Знать наизусть! Социокультурная деятельность - креативная, когнитивная и трансляционная сторона взаимодействия людей; деятельность по освоению и обмену культурных ценностей в пространственно-временной системе координат. Мир существует как целостная структура с многообразными связями, отношениями, коммуникациями, которые нельзя нарушать. Все биологические, физические, социальные, социокультурные и космологические коммуникации существуют для того, чтобы мир мог существовать как гиперсложная коммуникационная система в своих связях и взаимодействиях, сохраняя в себе существование Природы и Человека. Каждый человек является субъектом социокультурной деятельности, выполняя определенные социальные роли, действуя в соответствии с теми культурными нормами и правилами, носителем которых он является.
Обратите внимание! Социокультурная коммуникация является не просто каналом обмена информацией между людьми или актом человеческого общения, а сложной полиструктурной и полифункциональной системой, составляющие которой являются аксиогенными, то есть, порождающими ценности или антиценности. Определение! Знать наизусть! Социокультурная коммуникация - универсальная синергетическая информационно-аксиогенная система субъектного взаимодействия в пространственно-временном континууме, на основе коммуникативно-познавательных процессов отбора, оценки, освоения, хранения, обмена, реализации и трансляции культурных ценностей в их духовном и материальном воплощении. Социокультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в конкретной культуре языков, приемов и средств их использования. Социокультурная коммуникация – универсальная информационно-коммуникационная система субъектного взаимодействия в пространстве культуры в совокупности процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей. Основной содержательной единицей социокультурной коммуникации являются сообщение или текст. Любой культурный объект обладает символическими свойствами, т. е. являет собой текст культуры. Это означает, что средством коммуникативного взаимодействия выступают и вся культура как система, и каждый отдельный ее элемент. Как любое явление системного порядка, социокультурная коммуникация имеет отчетливую иерархическую структуру, где каждый элемент - средство коммуницирования - выполняет строго определенную функцию, подчиненную общей цели - передаче культурной информации.
К числу важнейших элементов относятся семантема, сообщение, текст, специализированные культурно-семантические подсистемы (отрасль знания или деятельности в ее информационном аспекте), локальная культурно-семантическая система (отдельная культура, национальный язык), глобальная семантическая система (разнообразные межнациональные специализированные языки). Субъектом социокультурной коммуникации как специфического вида человеческой деятельности является коммуникативная личность. Определение! Знать наизусть! Коммуникативная личность – «человек говорящий» - коммуникативная индивидуальность человека (индивидуальная коммуникативная личность) или усредненная коммуникативная индивидуальность некоторого социума (коллективная коммуникативная личность), представляющая собой совокупность интегральных и дифференциальных языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности или социума, воспринимаемых окружающими членами соответствующей лингвокультурной общности как характерные для данного типа личности. Основные категории социокультурной коммуникации У французского философа 17 века Рене Декарта есть высказывание о том, что важно изначально определить значение слов, чтобы избавить мир от его заблуждений. Действительно, чаще всего разногласия между людьми, ошибочные представления о действительности, проистекают из незнания смысла и содержания понятий, с помощью которых мы пытаемся отразить ее фрагменты. Следуя мысли философа, определим основные понятия, необходимые для понимания дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|