Парадигмы социокультурной коммуникации
Ведущие зарубежные и российские специалисты по теории коммуникации подходят к исследованию социальной коммуникации с полипарадигмальных позиций. Это означает, что коммуникология характеризуется методологическим плюрализмом, без чего невозможно приращение междисциплинарного коммуникативного знания. Понятие парадигмы ввел в научный оборот американский философ науки Томас Сэмюэл Кун в работе «Структура научных революций». В соответствии с теорией научных революций Т. Куна, под «парадигмой» в гуманитарном знании понимаются признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений [Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с. ], т. е. достигнутый уровень развития той или иной науки. Смена парадигм представляет собой научную революцию, т. е. полное или частичное изменение элементов дисциплинарной матрицы. Понятие парадигмы многозначно: парадигма может рассматриваться как 1) совокупность фундаментальных оснований научного знания или как 2) исходная концептуальная схема. Под парадигмой понимают 3) крупные теории или группы теорий, а также 4) признанные достижения в данной области науки. В последние 10—15 лет понятие парадигмы по сравнению с трактовкой Куна изменилось. К парадигмам относят 5) теории, концепции, направления, ориентации, течения, движения научной мысли, которые не носят революционного характера, а дают прибавление знания, подчас значительное для развития науки. Конкретная парадигма является средством интерпретации социальных, институциональных групповых, межличностных, поведенческих и иных явлений, отношений и процессов.
Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика ряда родственных парадигм. Объектом метапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи.
По мнению профессора Университета Колорадо Роберта Томаса Крейга, на современное состояние теории коммуникации повлияли семь основных традиций (парадигм), имеющих истоки в философии, социологии, лингвистике, кибернетике, антропологии, культурологии, психологии, логике:
- риторическая: коммуникация рассматривается как практическое искусство ведения беседы (используемая терминология: искусство, метод, аудитория, общепринятое представление, логика, аргументация); -с емиотическая коммуникация рассматривается как межсубъектное взаимодействие, опосредованное знаками (научная лексика: знак, символ, значение, язык, денотация, коннотация, референт, код, средство понимания); - феноменологическая: коммуникация рассматривается как проживание иного опыта, диалог (используемые понятия: опыт, «Я» и «Другой», диалог, подлинность, поддержка, открытость); - кибернетическая: коммуникация рассматривается как процесс обработки информации (используемая научная лексика: источник, получатель, сигнал, информация, шум, обратная связь, избыточность, сеть, функция); - социопсихологическая: коммуникация понимается как экспрессия, взаимодействие и влияние (терминология: поведение, эффект, личность, эмоции, восприятие, познание, установка, взаимодействие); - социокультурная: коммуникация понимается как производство и воспроизводство социального порядка(основные понятия: общество, структура, практика, ритуал, правило, социализация, культура, идентичность, совместная деятельность); - критическая: коммуникация понимается как дискурсивная рефлексия, гегемония идеологии, как искажаемая речевая ситуация (терминология: идеология, диалектика, подавление, рост сознания, сопротивление, эмансипация).
Если совместить эти традиции с именами известных мыслителей в рамках этих же традиций и направлений, то получим следующую картину: риторическая: Платон, Аристотель, Цицерон, М. Ф. Квинтиллиан и др.; семиотическая: Ч. С. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Р. О. Якобсон, Ю. М. Лотман и др.; феноменологическая: К. Ясперс, М. Бубер, Э. Мунье, Г. Г. Гадамер, К. Роджерс и др.; кибернетическая: Н. Винер, К. Шеннон и др.; социопсихологическая: П. Лазарсфельд, К. Ховланд и др.; социокультурная: К. Л. Стросс, А. Моль и др.; критическая традиция: теоретики Франкфуртской школы социальной философии. По мнению Крейга, все эти парадигмы исследования коммуникации соотносятся с многозначностью понятия «социальная коммуникация». В этом смысле теория коммуникации выступает областью метадискурсивной практики, это область «дискурса о дискурсе», имеющая значение для коммуникативных практик. Потенциал теоретических знаний коммуникации может быть реализован не в виде одной или единой теории коммуникации, а на основе диалогически-диалектической дисциплинарной матрицы, что создает возможность для продуктивной дискуссии между различными традициями теории коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|