Определения социализации и инкультурации знать наизусть!
Каждый из этих институтов социализации и инкультурации обладает своими характерными преимуществами. Скажем, семья осуществляет эти задачи в сравнительно мягком, эмоционально комфортном для человека режиме. Государственная социальная и культурная политика, напротив, действует в наиболее императивном режиме, как правило, не оставляющем индивиду вариантов для выбора. Религия и искусство осуществляют социализирующую и инкультурирующую функции в основном посредством назидательной демонстрации предпочтительных и отвергаемых вариантов социального поведения, подаваемой в ярких, показательных, производящих глубокое эмоциональное впечатление на человека образах и модельных ситуациях. Средства массовой информации и бытовые социальные коммуникации отличаются наиболее высокой оперативностью по распространению социально значимой информации, существенно влияющей на социализацию и инкультурацию человека, и разнообразием ее тематики. Общество воспроизводит себя, транслируя свой социальный опыт преимущественно через социализацию и инкультурацию отдельной личности. В ходе истории комплекс средств и инструментов социализации и инкультурации расширялся и совершенствовался. Поначалу это было общесоциальное воспитание, которое в первобытном коллективе выполняли мать ребенка и старейшины рода, потом эта функция перешла к нуклеарной семье. На аграрной стадии развития общества важнейшим институтом социализации и инкультурации стала религия, эффективность которой в этом вопросе преобладала над всеми иными средствами воздействия на психику человека. В аграрную эпоху появилось и профессиональное образование, которое поначалу не разделялось с общим и включало в себя многие его элементы. В высоком средневековье появились первые университеты, и образование разделилось на общее и специальное. Функции социализации и инкультурации в основном остались за общим образованием, которое также реализовывалось в семье, и только в XIX в. появились первые публичные школы. С появлением СМИ (особенно электронных) они также активно включились в процессы социализации и инкультурации индивида. Все эти нововведения отнюдь не отменили и не понизили роли семьи в процессе социализации и инкультурации, так же как и внешних социальных контактов человека (дворовых компаний, друзей и т. п. ) и произведений искусства и литературы, с которыми он знакомится по мере развития. Так или иначе, но именно посредством социализации и инкультурации человек превращается в человека, принадлежащего к какой-то определенной локальной культуре, осваивает ее специфический социальный опыт, традиции, ментальности и т. п., т. е. становится продуктом этой культуры. Разумеется, только социализацией и инкультурацией процесс обретения этой социокультурной функции дело не исчерпывается, но социализация и инкультурация, как представляется, играют в этом ключевую роль.
Определение! Образ жизни – это системная и нормированная совокупность форм повседневной жизнедеятельности людей, обыденных порядков и способов их существования. На образ жизни человека оказывает существенное влияние как его сословная (классовая) принадлежность, так и специализированная (производственная, трудовая) деятельность. Образ жизни – это прежде всего «культура потребления» различных социальных благ и форма бытового жизнеустроения, отличающаяся у разных народов и у разных социальных страт выраженной спецификой. В образ жизни как систему входят и некоторые элементы материально-производящей практики в виде домашнего хозяйства (средств непосредственного жизнеобеспечения) – общего устроения жилого пространства, обеспечения продуктами питания, одеждой и предметами повседневного обихода, энергообеспечение, санитарно-гигиеническая практика и т. п. Другой важной составляющей образа жизни является рекреация людей – восстановление их энергозатрат, снятие психических напряжений, оздоровление и пр., осуществляемые в различных формах отдыха, питания, активного или пассивного досуга, лечения, приема тонизирующих средств и пр. Существенное место в рекреационных процессах занимает игровая досуговая практика – активная или пассивная физическая и интеллектуальная, в том числе и антисоциальная (алкоголизм, наркомания). Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботы о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т. п. ) и пр.
Обратите внимание! Образ жизни представляет собой высоконормативную сферу обыденной жизнедеятельности людей, характеристики которой в существенной мере определяются этнокультурными традициями данного народа и его социальной стратификацией. Некоторые культурные черты образа жизни могут иметь и более или менее интернациональный характер. Сословная и социально-профессиональная принадлежность человека, его происхождение, воспитание, образование, вероисповедание, половозрастные критерии и т. п. обычно оказывают заметное влияние на параметры его образа жизни (размеры материального достатка, сфера занятости, профиль социальных и интеллектуальных интересов, сословные и религиозные нормы поведения, формы престижного потребления и стиля и пр. ). В образе жизни реализуется существенная часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных стандартов и т. п. Т. е. образ жизни – это и есть социальная культура человека в ее наиболее непосредственном практическом применении. Разумеется, в образе жизни разных сословий, представителей разных специальностей, жителей города и деревни и пр. имеются существенные различия, однако, типовая структура образа жизни всех их остается примерно однотипной.
Несмотря на преимущественно традиционный характер механизмов воспроизводства и высокий уровень устойчивости параметров образа жизни, его не следует считать явлением абсолютно статичным. Образ жизни исторически формируется на основе реальной социальной практики людей по осуществлению коллективного общежития и удовлетворения их наиболее типичных личных и групповых интересов и потребностей обыденного характера в относительно типичных условиях жизни данной социальной группы людей, однако по мере изменения этих условий меняются и соответствующие параметры образа жизни. В этом плане образ жизни отличается определенной адаптивной пластичностью, особенно когда речь идет об изменении не всей его структуры и ценностно-нормативной обусловленности, а отдельных жизнеобеспечивающих элементов. Вместе с тем, в целом, образ жизни представляет собой одну из наименее динамичных характеристик культуры, что связано не только с его «привычностью» для людей, но и с тем, что многие его черты играют значимую роль маркеров в этнической, социальной, конфессиональной и иной самоидентификации человека, являются внешним выражением его консолидированности со своей социальной средой.
Обычаи тесно взаимосвязаны с нравами , которые регулируют не столько поведенчески-практическую сторону жизни людей, сколько морально-нравственные ее основания. Нравы охватывают своим регулятивным воздействием в основном обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации, образы миропонимания и интерпретации окружающей действительности, нормы и правила человеческих отношений и т. п. В конечном счете, нравы – это нравственность, преподнесенная в ее обыденном изложении. Из всего набора культурных черт общества, пожалуй, именно нравы и мода могут быть отнесены к числу наиболее подвижных, определяемых сиюминутной актуальностью вопросов. При этом совершенно очевидно, что, как и любые иные явления культуры, нравы относятся к числу жестко дифференцируемых по социально-статусным критериям, а в архаических и традиционных обществах отдельные нравственные установки могут иметь неординарную устойчивость и статичность. Поскольку нравы далеко не всегда предусматривают немедленное практическое исполнение их установок, в них заложена относительно меньшая социальная ответственность, чем в обычаях. Нравы – это, прежде всего, оценки допустимости тех или иных форм и проявлений собственного поведения и отношения, а также поведения и отношения других людей в тех или иных ситуациях. Характер нравов в очень большой степени зависит от преобладающего на данном этапе исторического развития мировоззрения (мифологического, религиозного, рационалистического) и степени укорененности в массе населения традиций или их атавизмов. В целом в образе жизни, обычаях и нравах заложена большая часть того основного культурного содержания социальной жизни, потребителем которого является рядовой человек. Именно здесь человек реализует тот потенциал своего участия в публичной жизни, который заложен в нем его культурой. Для высокообразованного аристократа культура заключается в творчестве корифеев литературы и искусства. Для рядового жителя, как столичного мегаполиса, так и глухой деревни, культура – это в первую очередь нормы повседневных человеческих взаимоотношений, язык, на котором люди общаются, их типовые нравственные оценки и т. п. Это образ жизни, в рамках которого человек потребляет культуру в наиболее актуальных для него формах.
Определение! Культурная коммуникация – это процесс взаимодействия между субъектами деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п. ) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Обратите внимание! Диахронная трансляция культуры человеком заключается прежде всего в передаче социального опыта следующим поколениям. Определение! Социальный опыт – это важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически отобранные и аккумулированные в общественном сознании формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей. Это формы, показавшие свою приемлемость, как с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, так и в поддержании необходимого уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизни. Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной жизнедеятельности людей в ходе удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей. При этом происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т. п., которые признаются вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательные, религиозные и иные запреты, санкции и пр. ), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Те же формы, которые в краткосрочном, и особенно долгосрочном плане показывают себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых. Они аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях [Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004]. Важнейшая культурная функция социального опыта – социальное воспроизводство сообществ – трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете, содержание наследуемых традиций, ценностей, норм, паттернов и т. п. – и есть социальный опыт данного сообщества, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации нового поколения. Традиции, ценности, нормы, паттерны представляют собой набор устоявшихся в сообществе допустимых и предпочитаемых форм и результатов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов социального опыта в виде накопленных сообществом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сообществе и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творческого самовыражения. Трансляция социального опыта человеком заключается в первую очередь в его участии в воспитании детей и их бытовой социализации и инкультурации. Каждый индивид сам в меру своей социализированности и инкультурированности является продуктом культуры своего народа и социальной страты и помогает подрастающему поколению стать такими же продуктами актуальной для данного общества локальной культуры. И осуществляется это посредством трансляции культуры.
Это очень важная особенность культурного творчества, о которой следует постоянно помнить. Художественное творчество, преследующее в качестве самоцели порождение новых форм, сюжетов, коллизий, появилось в практике культуры сравнительно недавно – в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Затем в течение XVI-XVIII вв. сюжетная новационность стала все больше практиковаться в литературе и драматургии (известно, что У. Шекспир почти не придумывал новые сюжеты, а лишь интерпретировал более или менее общеизвестные исторические и легендарные коллизии). И, пожалуй, лишь с XIX в. оригинальность новых форм, сюжетов, коллизий стала нормой всякого художественного творчества. Поэтому, когда мы изучаем искусство исторических эпох до Нового времени (первобытное, древнее ближневосточное, античное, европейское и русское средневековое, традиционное восточное), нужно помнить, что, как правило, это не оригинальные тематические находки, а в основном авторские интерпретации традиционных сюжетов, которые были уже хорошо знакомы современникам художников. Творческое соревнование заключалось не в оригинальности тематики, а в глубине интерпретирования и качестве исполнения более или менее известного материала [Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003]. В целом культурное творчество человека можно структурировать на: воспроизводство традиции, не преследующее специальной цели ее модернизации; развитие традиции, намеренно ее трансформирующее или модернизирующее; преодоление традиции, т. е. целенаправленное порождение новации, принципиально не связанной с действующей системой традиций. За точку отсчета здесь принимается традиция, как наиболее консервативная модальность культурной деятельности, обеспечивающая культурную устойчивость и историческое воспроизводство сообщества в повторяющихся чертах и характеристиках. Подобная устойчивость и воспроизводство были особенно актуальны на ранних этапах истории, поскольку очень малые знаниевые, технические и технологические возможности сообществ не могли обеспечить им значительной динамики развития. Но по мере накопления знаний, технических и технологических возможностей устойчивость и традиционность стали неуклонно вытесняться культурной инноватикой как более эффективной модальностью культурного производства. Тем не менее культура – это в первую очередь повторение удачных форм и технологий, и наиболее последовательным повторением является культурная традиция, воспроизводство которой и есть основная форма культурного творчества.
Культурные традиции – в сфере обыденной культуры – основной накопитель и транслятор стандартизированного социального опыта сообщества. Традиция – это «культурный текст», существующий в устной (фольклорной) форме и аккумулирующий в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы. Вместе с тем традиции касаются в основном социально-практической сферы жизни людей (как прагматической, так и культовой) и в меньшей мере затрагивает интеллектуально-образную сферу их бытия, где аналогичную функцию выполняет мифология [Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2]. Представляется ошибочным мнение, что традиция исключительно статична и не имеет исторического развития. Традиция не лишена определенной внутренней динамики развития (т. е. в число ее функций входит не только консервация социального опыта, но и определенная адаптация общества к меняющимся условиям бытия). Однако делается это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения на более эффективные (как, например, при революциях), а, напротив, путем осторожного «втягивания» необходимой новации в систему традиционных стереотипов. Это можно трактовать как модернизацию или трансформацию традиции. Большинство традиций рождается прецедентным путем (на основании частного случая из чьей-то жизни). Но утвердившаяся традиция обрастает массой легенд, связанных с известными личностями, что в подавляющем большинстве случаев не имеет никакого отношения к действительности. Нужно подчеркнуть, что не следует смешивать понятие «традиция» с категорией «традиционное общество». Просто в традиционном обществе не допускаются иные формы социальной активности человека, а в индустриальном практикуется много разных модальностей. Но даже и в модернизированных странах традиция как инструмент социальной регуляции и трансляции культурных образцов в домашней, партикулярной сфере развита весьма значительно, хотя и жестко локализована в пределами обыденной культуры. Тем не менее воспроизводство традиции должно рассматриваться как одна из форм культурного творчества, преследующая цель сохранения культурной устойчивости. Новационное культурное творчество – это один из процессов культурной изменчивости, представляющий собой порождение новых культурных форм и систем. Новые культурные явления бывают порождены как задачами адаптации сообществ к внешним природным и историческим условиям, так и внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов. Появление культурных новаций, разумеется, имело место во все времена, но в древности – в первобытную и аграрную эпохи – такие случаи были весьма редкими и не получавшими большой общественной поддержки. Сама фактура социальной жизни была очень устойчивой, не требовавшей частых изменений и нововведений. И только в Новое время культурная инноватика сначала в искусстве, а затем и в иных сферах стала завоевывать свое значимое место в структуре социальной жизнедеятельности. Перелом произошел, пожалуй, в середине XIX в., когда все новое стало символом современного (до этого такой четкой смысловой связи не наблюдалось). Порождение инноваций имеет много причин и форм осуществления Нас сейчас интересует путь порождения инноваций, который обычно называется «творчеством». Хотя о природе творчества написаны многие тома философских, эстетических, искусствоведческих, психологических и даже социологических сочинений, этот феномен остается сравнительной «terra incognita» для науки. Способность человека к новационному творчеству всегда являлась одним из самых сильных аргументов в дискуссии о том, что происхождение человеческой культуры не имеет прямого отношения к биологическому антропогенезу. Систематизируя различные мотивации к творчеству, можно выделить, во-первых, «социальный заказ», основанный на как внешних предпосылках, так и на обстоятельствах «внутреннего функционального конфликта»; во-вторых, интуитивное прозрение специалиста, увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития содержания и смысла того, чем он занимается; и, в-третьих, аналогичное прозрение в области логики развития технологии изготовления какого-либо продукта или изготовления его по прежней технологии, но с существенным улучшением качества. Естественно, в разные эпохи культурная инноватика отличалась различной интенсивностью и всегда вступала в конфликт с доминирующей традицией. Из-за этого многие важнейшие инновации не получили своевременного внедрения в социальную практику. В этом конфликте в первобытном и аграрном обществах приоритет оставался за традицией, а в обществах индустриальных и постиндустриальных – за инновацией. Так или иначе, но культурная инноватика всегда являлась обязательным условием существования, воспроизводства и развития культуры. В свою очередь накопление культурных инноваций становится предпосылкой для изменений в социальном упорядочении бытия. Таким образом, практически вся социально значимая деятельность человека является культурным творчеством разного типа – скрупулезным воспроизводством традиции, вариативной интерпретацией (модернизацией) традиции или оригинальной новацией, т. е. преодолением традиции. Смысловое отождествление творчества именно с новацией, с изобретением чего-то нового – это уже порождение сознания Нового времени; раньше такой жесткой смысловой связи не было. Но в любую эпоху деятельность человека, так или иначе, была связана с воспроизводством старых или с изобретением новых культурных артефактов. Другая деятельность, не опосредованная культурой, присутствует в жизни человека в совершенно незначительных масштабах.
Культура: 1) осуществляет общую социализацию и инкультурацию индивида, превращая его в культурный продукт; 2) обеспечивает человека основными предметами материального и интеллектуального потребления, делая его потребителем культуры. В свою очередь человек обеспечивает устойчивое социальное функционирование культуры. Человек: 1) транслирует культуру окружающим его людям в синхронном и диахронном режимах; 2) творит культурные артефакты, воспроизводя традицию, варьируя ее или изобретая культурные новации. Сама культура является системообразующей формой коллективной человеческой жизнедеятельности. И ее главная функция – превращение биологического Homo sapiens’a в члена социального сообщества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|