Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определения социализации и инкультурации знать наизусть!





         В числе основных социальных институтов, осуществляющих социализацию и инкультурацию, превращающих индивида в личность, т. е. «продукт» культуры, можно назвать: семью, домашнее воспитание, систему образования, государственную социальную и культурную политику, религию, искусство, средства массовой информации, бытовые социальные коммуникации и некоторые иные, менее значимые.

Каждый из этих институтов социализации и инкультурации обладает своими характерными преимуществами. Скажем, семья осуществляет эти задачи в сравнительно мягком, эмоционально комфортном для человека режиме. Государственная социальная и культурная политика, напротив, действует в наиболее императивном режиме, как правило, не оставляющем индивиду вариантов для выбора. Религия и искусство осуществляют социализирующую и инкультурирующую функции в основном посредством назидательной демонстрации предпочтительных и отвергаемых вариантов социального поведения, подаваемой в ярких, показательных, производящих глубокое эмоциональное впечатление на человека образах и модельных ситуациях. Средства массовой информации и бытовые социальные коммуникации отличаются наиболее высокой оперативностью по распространению социально значимой информации, существенно влияющей на социализацию и инкультурацию человека, и разнообразием ее тематики. Общество воспроизводит себя, транслируя свой социальный опыт преимущественно через социализацию и инкультурацию отдельной личности. В ходе истории комплекс средств и инструментов социализации и инкультурации расширялся и совершенствовался. Поначалу это было общесоциальное воспитание, которое в первобытном коллективе выполняли мать ребенка и старейшины рода, потом эта функция перешла к нуклеарной семье. На аграрной стадии развития общества важнейшим институтом социализации и инкультурации стала религия, эффективность которой в этом вопросе преобладала над всеми иными средствами воздействия на психику человека. В аграрную эпоху появилось и профессиональное образование, которое поначалу не разделялось с общим и включало в себя многие его элементы. В высоком средневековье появились первые университеты, и образование разделилось на общее и специальное. Функции социализации и инкультурации в основном остались за общим образованием, которое также реализовывалось в семье, и только в XIX в. появились первые публичные школы. С появлением СМИ (особенно электронных) они также активно включились в процессы социализации и инкультурации индивида. Все эти нововведения отнюдь не отменили и не понизили роли семьи в процессе социализации и инкультурации, так же как и внешних социальных контактов человека (дворовых компаний, друзей и т. п. ) и произведений искусства и литературы, с которыми он знакомится по мере развития. Так или иначе, но именно посредством социализации и инкультурации человек превращается в человека, принадлежащего к какой-то определенной локальной культуре, осваивает ее специфический социальный опыт, традиции, ментальности и т. п., т. е. становится продуктом этой культуры. Разумеется, только социализацией и инкультурацией процесс обретения этой социокультурной функции дело не исчерпывается, но социализация и инкультурация, как представляется, играют в этом ключевую роль.
    2. Человек как потребитель культуры использует нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и прежде всего во взаимодействии с другими людьми, пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. При этом культура является данным ему уже в готовом виде инструментом и способом личностной самоидентификации и социальной самореализации в сообществе. Практическое использование человеком культуры в упорядочении свой социальной жизнедеятельности в основном выражается в параметрах его образа жизни, обычаях и нравах.

Определение! Образ жизни – это системная и нормированная совокупность форм повседневной жизнедеятельности людей, обыденных порядков и способов их существования. На образ жизни человека оказывает существенное влияние как его сословная (классовая) принадлежность, так и специализированная (производственная, трудовая) деятельность. Образ жизни – это прежде всего «культура потребления» различных социальных благ и форма бытового жизнеустроения, отличающаяся у разных народов и у разных социальных страт выраженной спецификой. В образ жизни как систему входят и некоторые элементы материально-производящей практики в виде домашнего хозяйства (средств непосредственного жизнеобеспечения) – общего устроения жилого пространства, обеспечения продуктами питания, одеждой и предметами повседневного обихода, энергообеспечение, санитарно-гигиеническая практика и т. п. Другой важной составляющей образа жизни является рекреация людей – восстановление их энергозатрат, снятие психических напряжений, оздоровление и пр., осуществляемые в различных формах отдыха, питания, активного или пассивного досуга, лечения, приема тонизирующих средств и пр. Существенное место в рекреационных процессах занимает игровая досуговая практика – активная или пассивная физическая и интеллектуальная, в том числе и антисоциальная (алкоголизм, наркомания). Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботы о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т. п. ) и пр.
    В структуре образа жизни можно выделить в качестве основных составляющих такие компоненты: жизнеобеспечение (домостроительство, организация и оформление жилого пространства, приусадебное сельское хозяйство, кулинарные предпочтения, типология одежды, «домашняя» медицина и санитарно-гигиенические нормы жизни, формы и специфика осуществления дальних переездов, общая степень оседлости и пр. ); жизненный уклад (распределение ролей и функций в семье, положение женщины, культура интимных отношений, нормы воспитания и социализации детей, отношение к старшему поколению семьи, допустимые источники внешнего дохода, типичные формы проведения досуга и т. п. ); нормы взаимоотношений и коммуникации внешнего характера (гостеприимство, нормы взаимообязательств с близкими и дальними родственниками, солидарность и взаимопомощь с соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, допустимые пределы социальной и сексуальной свободы в среде обитания, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др. ); обрядово-ритуальные проявления (ритуалы, сопровождающие рождение и инициацию ребенка, свадьбы, похороны, культура содержания кладбищ, встречи и проводы близких людей, общая система праздников и ритуалов, формы празднования общегосударственных, профессионально-хозяйственных и религиозных праздников); фольклорно-художественная практика (материнское пение и рассказывание сказок ребенку, домашнее музицирование, застольное пение и пр. ) и др.

Обратите внимание! Образ жизни представляет собой высоконормативную сферу обыденной жизнедеятельности людей, характеристики которой в существенной мере определяются этнокультурными традициями данного народа и его социальной стратификацией. Некоторые культурные черты образа жизни могут иметь и более или менее интернациональный характер. Сословная и социально-профессиональная принадлежность человека, его происхождение, воспитание, образование, вероисповедание, половозрастные критерии и т. п. обычно оказывают заметное влияние на параметры его образа жизни (размеры материального достатка, сфера занятости, профиль социальных и интеллектуальных интересов, сословные и религиозные нормы поведения, формы престижного потребления и стиля и пр. ). В образе жизни реализуется существенная часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных стандартов и т. п. Т. е. образ жизни – это и есть социальная культура человека в ее наиболее непосредственном практическом применении. Разумеется, в образе жизни разных сословий, представителей разных специальностей, жителей города и деревни и пр. имеются существенные различия, однако, типовая структура образа жизни всех их остается примерно однотипной.

Несмотря на преимущественно традиционный характер механизмов воспроизводства и высокий уровень устойчивости параметров образа жизни, его не следует считать явлением абсолютно статичным. Образ жизни исторически формируется на основе реальной социальной практики людей по осуществлению коллективного общежития и удовлетворения их наиболее типичных личных и групповых интересов и потребностей обыденного характера в относительно типичных условиях жизни данной социальной группы людей, однако по мере изменения этих условий меняются и соответствующие параметры образа жизни. В этом плане образ жизни отличается определенной адаптивной пластичностью, особенно когда речь идет об изменении не всей его структуры и ценностно-нормативной обусловленности, а отдельных жизнеобеспечивающих элементов. Вместе с тем, в целом, образ жизни представляет собой одну из наименее динамичных характеристик культуры, что связано не только с его «привычностью» для людей, но и с тем, что многие его черты играют значимую роль маркеров в этнической, социальной, конфессиональной и иной самоидентификации человека, являются внешним выражением его консолидированности со своей социальной средой.
      Основными регулятивными механизмами образа жизни являются обычаи и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности.
      Обычаи это совокупность норм и стереотипов бытового поведения людей и их повседневного взаимодействия. Обычаи во многом являются функциональными аналогами инстинктов, регулирующих социальное поведение животных, но реализующих социальный опыт групповой жизнедеятельности не на подсознательном уровне автоматических реакций на типовые ситуации, а совершенно сознательно, на основании принципа «так принято». Обычаи касаются по преимуществу практико-поведенческой стороны жизни людей и сравнительно редко затрагивают интеллектуально-образную сферу их социальной активности, хотя латентно, безусловно, тесно с ней связаны. Обычаи относятся главным образом к области приватной жизни человека в рамках семейно-родственного и близкого соседского общения; его социальные роли в сфере специализированной деятельности и публичной жизни регулируются уже нормами соответствующих субкультур. Структурирование системы обычаев сообщества в принципе близко к общей структуре его образа жизни, а конкретные черты этих обычаев так же в существенной мере определяются социально-сословными нормами. Межпоколенная трансляция обычаев строится почти исключительно на традиции (в элитарной субкультуре она может иметь и определенную степень институционализированности). Если в первобытном обществе обычаи были единственными средствами социальной регуляции, в аграрном обществе – одним из двух (наряду с религией) таких институтов, то в современных индустриальных и постиндустриальных обществах, обычаи сохранили роль социального регулятора только на уровне приватной жизни людей. Именно в домашней семейной сфере эффективность их воздействия еще сохраняется; и она тем сильнее, чем более укорененным является сословный статус человека. В социальной страте маргиналов (людей с неустойчивым или часто меняющимся социально-сословным статусом) функциональность обычаев, традиционных нравов и устоев радикально снижается.

Обычаи тесно взаимосвязаны с нравами , которые регулируют не столько поведенчески-практическую сторону жизни людей, сколько морально-нравственные ее основания. Нравы охватывают своим регулятивным воздействием в основном обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации, образы миропонимания и интерпретации окружающей действительности, нормы и правила человеческих отношений и т. п. В конечном счете, нравы – это нравственность, преподнесенная в ее обыденном изложении. Из  всего набора культурных черт общества, пожалуй, именно нравы и мода могут быть отнесены к числу наиболее подвижных, определяемых сиюминутной актуальностью вопросов. При этом совершенно очевидно, что, как и любые иные явления культуры, нравы относятся к числу жестко дифференцируемых по социально-статусным критериям, а в архаических и традиционных обществах отдельные нравственные установки могут иметь неординарную устойчивость и статичность.

Поскольку нравы далеко не всегда предусматривают немедленное практическое исполнение их установок, в них заложена относительно меньшая социальная ответственность, чем в обычаях. Нравы – это, прежде всего, оценки допустимости тех или иных форм и проявлений собственного поведения и отношения, а также поведения и отношения других людей в тех или иных ситуациях. Характер нравов в очень большой степени зависит от преобладающего на данном этапе исторического развития мировоззрения (мифологического, религиозного, рационалистического) и степени укорененности в массе населения традиций или их атавизмов. В целом в образе жизни, обычаях и нравах заложена большая часть того основного культурного содержания социальной жизни, потребителем которого является рядовой человек. Именно здесь человек реализует тот потенциал своего участия в публичной жизни, который заложен в нем его культурой. Для высокообразованного аристократа культура заключается в творчестве корифеев литературы и искусства. Для рядового жителя, как столичного мегаполиса, так и глухой деревни, культура – это в первую очередь нормы повседневных человеческих взаимоотношений, язык, на котором люди общаются, их типовые нравственные оценки и т. п. Это образ жизни, в рамках которого человек потребляет культуру в наиболее актуальных для него формах.


    3. Человек как транслятор культуры в своем общении с окружающими его людьми передает информацию о культуре в двух режимах – синхронном и диахронном. В первом случае речь идет о коммуницировании в рамках актуального взаимодействия с современниками, а во втором – о передаче социального опыта потомкам.

Определение! Культурная коммуникация – это процесс взаимодействия между субъектами деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п. ) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования.

Обратите внимание! Диахронная трансляция культуры человеком заключается прежде всего в передаче социального опыта следующим поколениям.

Определение! Социальный опыт – это важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически отобранные и аккумулированные в общественном сознании формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей. Это формы, показавшие свою приемлемость, как с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, так и в поддержании необходимого уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизни.

Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной жизнедеятельности людей в ходе удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей. При этом происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т. п., которые признаются вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательные, религиозные и иные запреты, санкции и пр. ), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Те же формы, которые в краткосрочном, и особенно долгосрочном плане показывают себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых. Они аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях [Уайт Л. Наука о культуре // Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: РОССПЭН, 2004].

Важнейшая культурная функция социального опыта – социальное воспроизводство сообществ – трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете, содержание наследуемых традиций, ценностей, норм, паттернов и т. п. – и есть социальный опыт данного сообщества, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации нового поколения.

Традиции, ценности, нормы, паттерны представляют собой набор устоявшихся в сообществе допустимых и предпочитаемых форм и результатов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр.

 Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов социального опыта в виде накопленных сообществом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сообществе и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творческого самовыражения. Трансляция социального опыта человеком заключается в первую очередь в его участии в воспитании детей и их бытовой социализации и инкультурации. Каждый индивид сам в меру своей социализированности и инкультурированности является продуктом культуры своего народа и социальной страты и помогает подрастающему поколению стать такими же продуктами актуальной для данного общества локальной культуры. И осуществляется это посредством трансляции культуры.


     4. Человек как творец культуры порождает новационные культурные формы, либо воспроизводит традиционные формы, что тоже должно быть квалифицировано как акт творчества.

Это очень важная особенность культурного творчества, о которой следует постоянно помнить. Художественное творчество, преследующее в качестве самоцели порождение новых форм, сюжетов, коллизий, появилось в практике культуры сравнительно недавно – в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Затем в течение XVI-XVIII вв. сюжетная новационность стала все больше практиковаться в литературе и драматургии (известно, что У. Шекспир почти не придумывал новые сюжеты, а лишь интерпретировал более или менее общеизвестные исторические и легендарные коллизии). И, пожалуй, лишь с XIX в. оригинальность новых форм, сюжетов, коллизий стала нормой всякого художественного творчества. Поэтому, когда мы изучаем искусство исторических эпох до Нового времени (первобытное, древнее ближневосточное, античное, европейское и русское средневековое, традиционное восточное), нужно помнить, что, как правило, это не оригинальные тематические находки, а в основном авторские интерпретации традиционных сюжетов, которые были уже хорошо знакомы современникам художников. Творческое соревнование заключалось не в оригинальности тематики, а в глубине интерпретирования и качестве исполнения более или менее известного материала [Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003].

В целом культурное творчество человека можно структурировать на: воспроизводство традиции, не преследующее специальной цели ее модернизации; развитие традиции, намеренно ее трансформирующее или модернизирующее; преодоление традиции, т. е. целенаправленное порождение новации, принципиально не связанной с действующей системой традиций.

За точку отсчета здесь принимается традиция, как наиболее консервативная модальность культурной деятельности, обеспечивающая культурную устойчивость и историческое воспроизводство сообщества в повторяющихся чертах и характеристиках. Подобная устойчивость и воспроизводство были особенно актуальны на ранних этапах истории, поскольку очень малые знаниевые, технические и технологические возможности сообществ не могли обеспечить им значительной динамики развития. Но по мере накопления знаний, технических и технологических возможностей устойчивость и традиционность стали неуклонно вытесняться культурной инноватикой как более эффективной модальностью культурного производства. Тем не менее культура – это в первую очередь повторение удачных форм и технологий, и наиболее последовательным повторением является культурная традиция, воспроизводство которой и есть основная форма культурного творчества.

 

    Культурные традиции – в сфере обыденной культуры – основной накопитель и транслятор стандартизированного социального опыта сообщества. Традиция – это «культурный текст», существующий в устной (фольклорной) форме и аккумулирующий в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы. Вместе с тем традиции касаются в основном социально-практической сферы жизни людей (как прагматической, так и культовой) и в меньшей мере затрагивает интеллектуально-образную сферу их бытия, где аналогичную функцию выполняет мифология [Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2].

Представляется ошибочным мнение, что традиция исключительно статична и не имеет исторического развития. Традиция не лишена определенной внутренней динамики развития (т. е. в число ее функций входит не только консервация социального опыта, но и определенная адаптация общества к меняющимся условиям бытия). Однако делается это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения на более эффективные (как, например, при революциях), а, напротив, путем осторожного «втягивания» необходимой новации в систему традиционных стереотипов. Это можно трактовать как модернизацию или трансформацию традиции. Большинство традиций рождается прецедентным путем (на основании частного случая из чьей-то жизни). Но утвердившаяся традиция обрастает массой легенд, связанных с известными личностями, что в подавляющем большинстве случаев не имеет никакого отношения к действительности. Нужно подчеркнуть, что не следует смешивать понятие «традиция» с категорией «традиционное общество». Просто в традиционном обществе не допускаются иные формы социальной активности человека, а в индустриальном практикуется много разных модальностей. Но даже и в модернизированных странах традиция как инструмент социальной регуляции и трансляции культурных образцов в домашней, партикулярной сфере развита весьма значительно, хотя и жестко локализована в пределами обыденной культуры. Тем не менее воспроизводство традиции должно рассматриваться как одна из форм культурного творчества, преследующая цель сохранения культурной устойчивости.

Новационное культурное творчество – это один из процессов культурной изменчивости, представляющий собой порождение новых культурных форм и систем. Новые культурные явления бывают порождены как задачами адаптации сообществ к внешним природным и историческим условиям, так и внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов.

Появление культурных новаций, разумеется, имело место во все времена, но в древности – в первобытную и аграрную эпохи – такие случаи были весьма редкими и не получавшими большой общественной поддержки. Сама фактура социальной жизни была очень устойчивой, не требовавшей частых изменений и нововведений. И только в Новое время культурная инноватика сначала в искусстве, а затем и в иных сферах стала завоевывать свое значимое место в структуре социальной жизнедеятельности. Перелом произошел, пожалуй, в середине XIX в., когда все новое стало символом современного (до этого такой четкой смысловой связи не наблюдалось). Порождение инноваций имеет много причин и форм осуществления Нас сейчас интересует путь порождения инноваций, который обычно называется «творчеством». Хотя о природе творчества написаны многие тома философских, эстетических, искусствоведческих, психологических и даже социологических сочинений, этот феномен остается сравнительной «terra incognita» для науки. Способность человека к новационному творчеству всегда являлась одним из самых сильных аргументов в дискуссии о том, что происхождение человеческой культуры не имеет прямого отношения к биологическому антропогенезу.

 Систематизируя различные мотивации к творчеству, можно выделить, во-первых, «социальный заказ», основанный на как внешних предпосылках, так и на обстоятельствах «внутреннего функционального конфликта»; во-вторых, интуитивное прозрение специалиста, увидевшего в неожиданном ракурсе логику развития содержания и смысла того, чем он занимается; и, в-третьих, аналогичное прозрение в области логики развития технологии изготовления какого-либо продукта или изготовления его по прежней технологии, но с существенным улучшением качества.

Естественно, в разные эпохи культурная инноватика отличалась различной интенсивностью и всегда вступала в конфликт с доминирующей традицией. Из-за этого многие важнейшие инновации не получили своевременного внедрения в социальную практику. В этом конфликте в первобытном и аграрном обществах приоритет оставался за традицией, а в обществах индустриальных и постиндустриальных – за инновацией. Так или иначе, но культурная инноватика всегда являлась обязательным условием существования, воспроизводства и развития культуры. В свою очередь накопление культурных инноваций становится предпосылкой для изменений в социальном упорядочении бытия.

Таким образом, практически вся социально значимая деятельность человека является культурным творчеством разного типа – скрупулезным воспроизводством традиции, вариативной интерпретацией (модернизацией) традиции или оригинальной новацией, т. е. преодолением традиции.

Смысловое отождествление творчества именно с новацией, с изобретением чего-то нового – это уже порождение сознания Нового времени; раньше такой жесткой смысловой связи не было. Но в любую эпоху деятельность человека, так или иначе, была связана с воспроизводством старых или с изобретением новых культурных артефактов. Другая деятельность, не опосредованная культурой, присутствует в жизни человека в совершенно незначительных масштабах.


Подводя итог, можно сказать следующее. Культура порождает и формирует «человека социального».

Культура: 1) осуществляет общую социализацию и инкультурацию индивида, превращая его в культурный продукт; 2) обеспечивает человека основными предметами материального и интеллектуального потребления, делая его потребителем культуры.

       В свою очередь человек обеспечивает устойчивое социальное функционирование культуры.

Человек: 1) транслирует культуру окружающим его людям в синхронном и диахронном режимах; 2) творит культурные артефакты, воспроизводя традицию, варьируя ее или изобретая культурные новации.

Сама культура является системообразующей формой коллективной человеческой жизнедеятельности. И ее главная функция – превращение биологического Homo sapiens’a в члена социального сообщества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...