Культура как категория социокультурной коммуникации
Что же такое культура? Российский философ, культуролог В. М. Межуев утверждал: «Можно до бесконечности спорить о том, что понимать под культурой – ценность, символ, знак, текст, диалог, деятельность или что-то еще, но что-то в любом случае понимать надо ». В современной философии и культурологии не утихают споры об определении понятия «культура». Дать даже краткий обзор точек зрения по этому поводу невозможно, настолько они разнородны. Культуру определяют и как «систему норм и ценностей», и как «память человечества», и как «совокупность знаковых систем», и как «способ жизни человека», и как «способ адаптации к природе». Культура это не просто все созданное человечеством, а отобранные, духовные, художественные и материальные ценности в историческом процессе их коммуницирования и развития, которые нужно умело хранить и приумножать. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями Культуры. Обратите внимание! В Культуре каждый ее феномен приобретает ценностную составляющую не сам по себе, а во взаимосвязи, в коммуникации с другими явлениями, в рамках определенной картины мира, поэтому духовные, художественные и материальные ценности в их коммуникативном пространстве и времени представляют собой необходимое условие и в то же время результат формирования коммуникативной парадигмы картины Мира Культуры. Возникновение новых способов коммуникации обусловлено потребностями развития общества, новыми формами творчества и жизнедеятельности человека, создающимися на этой основе. Все это выступает причиной динамики содержания культуры, перехода к иной системе культурных ценностей.
Пока человек живет один на необитаемом острове, он не нуждается ни в какой культуре, поскольку ему не нужно ничего ни с кем согласовывать и искать способы коллективного выживания на этом острове. Но, как только на острове появляются другие люди, возникает ряд проблем. Во-первых, нужно выработать общий язык для обмена информацией с другими людьми. Во-вторых, нужно разработать приемы взаимодействия с другими для решения общих задач. В-третьих, нужно найти такие формы собственного поведения, которые не будут вызывать отторжения у других, подозрений в твоих дурных намерениях (это называется вежливостью, тактичностью, толерантностью). В-четвертых, нужно разработать способы трансляции своего социального опыта следующим поколениям (воспитание и обучение детей). В-пятых, желательно выработать общие с другими людьми интерпретации и взгляды на мироустройство, проблемы жизни и смерти, добра и зла и пр. Этот перечень можно продолжать до бесконечности, и все его составляющие так или иначе будут способствовать коллективному выживанию людей на этом острове, их согласию между собой. Это и есть культура. Первым выделил этот аспект понимания культуры замечательный польский философ и писатель-фантаст Станислав Лем. В своей книге «Философия случая» он называл культуру «стратегией коллективного выживания» в среде. Таким образом, культура – это групповое адаптивное поведение людей, приспосабливающее их к природному, историческому и социальному контекстам их существования. Культура – система синергетическая, взаимообогащающаяся во взаиморазвитии, т. е. система динамическая, меняющаяся в пространстве и времени. Важно! За каждым культурным явлением стоит человек со своим мировоззрением, отношением к добру и злу, жизни и смерти; культура – это живые люди со своими интересами и потребностями. Культуру нужно увидеть через человека, исполняющего культурные нормы.
Культура выступает не только в качестве феномена прекрасного, отражающего все лучшие достижения человека, но и в качестве жесткой системы, направляющей развитие общества в то русло, которое единственно является целесообразным для его развития. Трудности исследования, а значит и определения культуры кроются в том, что культура – это гиперсложный антропный системный объект научного познания, ценностно-нормативная система, регулирующая и определяющая социальную практику, пространством культуры определенной эпохи является социальная жизнь людей. Итак, культура – это продукт социальных отношений. Один человек не может создать новой культуры, если ему не нужно ни с кем согласовывать свое восприятие и интерпретацию окружающей реальности, а также способы практического существования в этой реальности. Культура появляется только тогда, когда какое-то число людей вступает в устойчивое социальное взаимодействие и коммуницирование; у них постепенно вырабатывается общий разговорный язык, общие правила поведения, общие представления о мироздании, общие идеалы, ценности, критерии оценок и т. п. Все эти компоненты общности в совокупности и называются культурой этой группы людей. На ранних этапах истории у локальных человеческих общностей начала складываться общая мифология и религия (как ранние формы систематизации картины мира) и связанная с ней символическая практика отображения их отношения к бытию. Эта символическая практика со временем оформилась в искусство, в котором нормативно-ценностные установки культуры выразились в наиболее ярком воплощении. Но хотя культура – это порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и пользователями являются отдельные люди. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: как продукт культуры; Рассмотрим эти каналы сопряженности человеческой личности с культурой последовательно.
Социализация и инкультурация – это процессы «окультуривания» человеческой личности, подчинения ее принятым нормам и правилам социального поведения. Процессы социализации и инкультурации близкие, но не тождественные. Социализация включает: введение индивида в систему социального функционирования общества и разделение труда в нем, ознакомление его с нормами политической лояльности существующему порядку и социальной адекватности человека как члена данного социума, введение его в систему разделения и исполнения разнообразных (по ситуации) социальных ролей, обучение его кодам и языкам социальной коммуникации, принятым технологиям социальных взаимодействий и т. п. [Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для докторантов, аспирантов и соискателей. 2-е изд. М.: Согласие, 2010. ] В конечном счете, общество заинтересовано в том, чтобы каждый его член превратился в социально конкурентоспособную и мобильную личность, проявляющую необходимую инициативу и достигающую успеха в условиях общесоциального рынка разделения труда, занял определенную социальную и статусную нишу, более или менее удовлетворяющую его притязаниям и амбициям, но не противоречащую интересам сообщества [Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991].
Социализация – это процесс ориентирования человека: в совокупности общих социальных и культурных условий его практической жизнедеятельности (в условиях среды), в тех наиболее вероятных социальных ролях, которые будут доступны ему в данных условиях (в определении своего места в этой среде), Определения содержания процесса инкультурации не так чётки и функционально ясны. Инкультурацию определяют процесс обретения человеком общей культурной компетентности по отношению к установлениям и нормам того общества, в котором он живет. Сюда входит освоение: систем ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, Инкультурация – это процесс ориентирования человека: в доминирующих гуманитарно-ценностных предпочтениях и нормах жизнедеятельности, актуальных в этнической, политической, социальной, конфессиональной и историко-культурной среде его проживания, в допустимых формах и содержаниях собственных культурных манифестаций в этой среде, в предпочитаемых интерпретациях наблюдаемых явлений и событий, соответствующих местным традициям и ментальностям [Флиер А. Я. Культурология в образовании и ее возможности по социализации и инкультурации личности].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|