Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникация как категория социокультурной коммуникации




Существует много теорий и моделей коммуникаций. Одни из них ориентированы технологически и семиотически, т. е. позволяют, опираясь главным образом на теорию информации, объяснить и описать коммуникации (рекламу, паблик рилейшинз, брендинг и т. д. ) как определенные технологии.

Другие теории идентифицируют себя с социальными науками; их представители, например Н. Луман, стремятся понять коммуникации как социальный феномен, предлагая объяснять общество как систему коммуникаций, причем люди по Луману принадлежат не к системе, а к среде, под коммуникацией же нужно понимать различение информации, сообщения и понимания.

Коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, формирования социальных связей, накопление и трансляцию социального опыта.

Необходимыми условиями и структурными компонентами коммуникации являются наличие общего языка у субъектов коммуницирования, каналов передачи информации, а также правил осуществления коммуникации (семиотических, этических) [Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: Едиториал УРСС, 2004].

Обратите внимание! В определенном смысле каждое социальное действие, осуществляемое людьми, может быть рассмотрено как коммуникативное, содержащее и выражающее определенную информацию той или иной социальной значимости. Однако собственно коммуникативными (в узком смысле) являются лишь действия, имеющие специальную ориентацию на передачу информации и осуществляемые с использованием адекватной этой цели знаковой системы.

Различные интерпретации коммуникативной активности человека, основанные на различных методологических парадигмах, акцентируют ее либо как совокупность средств передачи социально значимой информации, образующих базу для становления и развития «информационного общества» (технократически рационалистический подход), либо как способ достижения понимания одного человека другим, как механизма «вживания», «вчувствования» (феноменологическая интерпретация) [Habermas, Jü rgen. Vorstudien und Erganzungen zur Theorie des kommunicativen Handelns. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984; Luhmann, Niklas. Die Gesellschaft der Geselschaft (1. 2. Kommunikatiosmedien). Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997 (Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005].

Коммуникация – процесс создания, передачи, переработки и обмена информацией.

Типология процессов социокультурной коммуникации может быть построена по следующим основаниям: по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др. ); по формам коммуникации (вербальная, невербальная); по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т. п. ).

В любом из этих вариантов речь идет о том, что одни люди передают другим некоторую культурно значимую информацию, т. е. транслируют культуру в том или ином ее информационном оформлении.

В содержательном отношении коммуникация между людьми может быть дифференцирована на четыре основных вида:

- новационная информация, приобщающая получателя к новым для него знаниям о свойствах и признаках явлений, объектов и процессов, о технологиях и нормах осуществления какой-либо деятельности, актов поведения и взаимодействия, о языках, знаках и средствах социокультурной коммуникации, обучающая его социальному опыту сообщества или человечества в целом и т. п.;

- ориентационная информация, помогающая получателю ориентироваться в структуре природного и социального пространства, в иерархической соотнесенности его элементов, в конкретной ситуации и конъюнктуре, адаптирующая индивида в сообществе его проживания, формирующая его экзистенциальные и ценностные ориентации, задающая критерии оценочных суждений, приоритетов выбора и пр.;

- стимуляционная информация, воздействующая на мотивационные основания социальной активности людей, актуализирующая знания человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также стремление к получению недостающих знаний ради удовлетворения его социальных притязаний и пр.;

- корреляционная информация, уточняющая или обновляющая отдельные параметры перечисленных выше видов знаний, ориентаций и стимулов.

Собственно культурную специфику эта информация приобретает постольку, поскольку регулирует представления людей об уровне социальной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, интеллектуальных оценок и позиций, чем, в конечном счете, и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений как инструментов обеспечения социального взаимодействия людей.

         Обратите внимание! Основной единицей коммуникации является сообщение – моноаспектная информация о чем-либо или текст – комплексная информация о многих или нескольких существенных аспектах чего-либо.

Поскольку с культурно-семантической точки зрения любой культурный объект или процесс обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структурно-иерархическом статусе в системе и т. п., это означает, что средством коммуникации является вся культура как системная совокупность различных культурных феноменов и процессов и каждый ее феномен и процесс в отдельности. Соответственно и любое социально значимое действие любого человека является, в том числе, и коммуникативным актом [Культурология. Учебник для студентов вузов. Авт. коллектив / под ред. Н. Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2012. ].

Разумеется, специальная коммуникационная деятельность – речь (устная или письменная) или передача сведений каким-то невербальным, но специальным способом (посредством рисунка, звукового сигнала, условных движений и т. п. ) по объему и сложности передаваемой информации, существенно опережают иные, неспециализированные формы. Но, в конечном смысле, любое социально значимое действие человека в той или иной мере транслирует какую-то культурную информацию.

Ценностна ли коммуникация в социокультурном пространстве? Отвечая на этот вопрос, заметим, что отличительные особенности социокультурных коммуникаций (СКК) и их жанров заключаются в самих их субъектах, взаимодействие которых является осознанным, ценностным, информационно-аксиогенным процессом.

До недавнего времени науки о коммуникации, хотя и касались частично ценностных проблем коммуникации, но всё же недостаточно это относилось к коммуникационным процессам и явлениям в сфере культуры. Здесь главное то, что сама коммуникация ценностна, и от характера связи может меняться результат. Например, если изначально информационный мотив, информационное сообщение обладают ценностными параметрами, то вероятность разворота в различные культурные формы и виды вполне возможна. И наоборот, если изначально информационный посыл ложен, он может стать своеобразным информационным «вирусом» способным разрушить всю социально-коммуникационную систему в рамках информационно-коммуникационного императива конкретного времени. В лоне современной художественной культуры возникает непонимание опасности разрушения национальной культурной традиции, но тем самым возрастает ценность традиций, как таковых и необходимость их оберегать с помощью экологии культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...