Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов
Оглавление
Предисловие научного редактора. 12 Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов. 12 Предисловие. 16 Благодарности. 18 ЧАСТЬ I. Исторические и профессиональные основы консультирования. 19 Глава 1. История и тенденции развития консультирования. 20 Определение консультирования. 21 Персональное руководство. 22 Психотерапия. 22 Консультирование. 23 История консультирования. 24 До 1900 года. 24 1900-1909 годы.. 25 1910-е годы.. 26 1920-е годы.. 26 1930-е годы.. 27 1940-е годы.. 28 1950-е годы.. 28 1960-е годы.. 30 1970-е годы.. 31 1980-е годы.. 32 1990-е годы.. 34 Тенденции нового тысячелетия. 36 Проблемы профилактического здравоохранения. 37 Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании. 37 Рост движения лидерства. 38 Резюме. 38 Сводная таблица. Вехи в истории консультирования. 39 1900-е годы.. 39 1910-е годы.. 39 1920-е годы.. 39 1930-е годы.. 39 1940-е годы.. 39 1950-е годы.. 39 1960-е годы.. 40 1970-е годы.. 40 1980-е годы.. 40 1990-е годы.. 41 Задания для самостоятельной работы.. 41 Литература. 41 Глава 2. Качества эффективного консультанта. 45 Личностные качества и квалификация консультанта. 46 Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта. 46 Личностные качества эффективного консультанта. 47 Поддержание профессионального уровня консультанта. 49 Образование консультантов. 50 Уровни помощи. 50 Специальности, связанные с оказанием профессиональной помощи. 51 Обучение профессиональных консультантов. 52 Теоретическая и системная подготовка консультанта. 53 Теоретические подходы.. 53 Системы консультирования. 56 Участие консультантов в смежных видах деятельности. 58 Продолжение образования. 58 Супервизирование. 58
Пропаганда консультирования. 59 Резюме. 60 Задания для самостоятельной работы.. 61 Литература. 61 Глава 3. Этические и правовые аспекты консультирования. 65 Определения: этика, мораль, право. 66 Этика и консультирование. 67 Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы.. 68 Разработка этических кодексов для консультантов. 68 Ограниченность этических кодексов. 69 Противоречия в этических кодексах и между этическими кодексами. 70 Принятие этически верных решений. 70 Другие этические принципы.. 71 Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора. 72 Этические вопросы в особых консультационных ситуациях. 73 Этические проблемы школьного консультирования. 74 Компьютеры, консультирование и вопросы этики. 74 Этические вопросы брачного/семейного консультирования. 74 Этические вопросы в других ситуациях. 74 Двойственные отношения. 75 Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях. 75 Закон и консультирование. 76 Правовое признание консультирования. 77 Профессиональные полномочия. 77 Правовые аспекты отношений консультирования. 80 Гражданская и уголовная ответственность. 82 Права клиентов и информация о клиентах. 83 Консультант в суде. 84 Резюме. 84 Задания для самостоятельной работы.. 85 Литература. 85 Глава 4. Консультирование в мультикультуральном и плюралистическом обществе. 90 Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире. 91 Определение культуры и мультикультурального консультирования. 92 История мультикультурального консультирования. 93 Трудности мультикультурального консультирования. 94 Спорные вопросы мультикультурального консультирования. 95 Особенности консультирования при работе с отдельными культурными группами. 98 Евроамериканцы.. 98 Афроамериканцы.. 99 Испаноамериканцы.. 99 Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана. 100
Коренные американцы.. 100 Международное консультирование. 101 Консультирование пожилых людей. 102 Пожилой возраст. 103 Потребности пожилых людей. 103 Консультирование пожилых людей. 104 Консультирование и вопросы пола. 105 Консультирование женщин. 106 Консультирование мужчин. 108 Консультирование и сексуальная ориентация. 111 Консультирование и духовность. 111 Резюме. 113 Занятия для самостоятельной работы.. 114 Литература. 114 ЧАСТЬ II. Стадии консультирования и основные теоретические подходы.. 122 Глава 5. Построение отношений консультирования. 123 Факторы, влияющие на процесс консультирования. 124 Структура. 124 Инициатива. 127 Физические условия. 129 Особенности клиента. 130 Качества консультанта. 131 Типы первичных интервью.. 132 Два типа ознакомительных интервью.. 132 Информационно-ориентированное первичное интервью.. 133 Первичное интервью, ориентированное на установление отношений. 134 Начало первичного интервью.. 136 Эмпатия. 136 Вербальное и невербальное поведение. 137 Неверное поведение при проведении интервью.. 138 Исследование и идентификация целей. 140 Резюме. 141 Задания для самостоятельной работы.. 142 Литература. 142 Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования. 146 Навыки, применяемые консультантом в фазах понимания и действия. 148 Изменение восприятия ситуации. 148 Наведение. 149 Полимодальное реагирование. 150 Точная эмпатия. 153 Самораскрытие. 154 Непосредственность реакции. 155 Юмор. 156 Конфронтация. 156 Заключение контракта. 157 Репетиция. 159 Перенос и контрперенос. 160 Реальность взаимоотношений. 163 Резюме. 164 Задания для самостоятельной работы.. 164 Литература. 165 Глава 7. Завершение отношений консультирования. 168 Функция завершения. 169 Выбор времени завершения. 170 Проблемы, связанные с завершением.. 171 Завершение отдельных сессий. 171 Завершение отношений консультирования. 171 Сопротивление завершению.. 173 Сопротивление клиента. 173 Сопротивление консультанта. 174 Преждевременное завершение. 174 Завершение, инициированное консультантом.. 176 Позитивное завершение консультирования. 177 Проблемы, связанные с завершением.. 178 Постконсультационное сопровождение. 178 Направление к другому специалисту и рециркуляция. 179
Резюме. 179 Задания для самостоятельной работы.. 180 Литература. 181 Глава 8. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании. 183 Теория – в практику. 184 Психоаналитические теории. 185 Классическая психоаналитическая теория. 185 Зигмунд Фрейд. 185 Понимание человеческой природы.. 186 Роль консультанта. 190 Цели. 191 Методы.. 191 Оценка теории: уникальность и ограничения. 192 Адлерианское консультирование. 194 Альфред Адлер. 194 Понимание человеческой природы.. 195 Роль консультанта. 197 Цели. 197 Методы.. 198 Оценка теории: уникальность и ограничения. 199 Резюме. 201 Задания для самостоятельной работы.. 203 Литература. 203 Глава 9. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании. 206 Личностно-центрированное консультирование. 207 Карл Роджерс. 207 Понимание человеческой природы.. 208 Роль консультанта. 209 Цели. 210 Методы.. 210 Оценка теории: уникальность и ограничения. 211 Экзистенциальное консультирование. 213 Ролло Мэй. 213 Виктор Фраккл. 214 Понимание человеческой природы.. 214 Роль консультанта. 215 Цели. 216 Методы.. 216 Оценка теории: уникальность и ограничения. 217 Гештальт-терапия. 217 Фриц Перлз. 218 Понимание человеческой природы.. 218 Роль консультанта. 219 Цели. 220 Методы.. 221 Оценка теории: уникальность и ограничения. 222 Резюме. 223 Задания для самостоятельной работы.. 223 Литература. 224 Глава 10. Рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ. 228 Общие аспекты когнитивного консультирования. 229 Когнитивная терапия А. Бека. 230 Рационально-эмотивная терапия поведения. 230 Альберт Эллис. 230 Понимание человеческой природы.. 232 Роль консультанта. 233 Цели. 233 Методы.. 235 Оценка теории: уникальность и ограничения. 237 Транзактный анализ. 239 Эрик Берн. 239 Понимание человеческой природы.. 239 Роль консультанта. 244 Цели. 244 Техники. 245 Оценка теории: уникальность и ограничения. 246 Резюме. 246 Задания для самостоятельной работы.. 247 Литература. 247 Глава 11. Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью.. 250
Краткий обзор бихевиоральных подходов. 251 Бихевиоральные теории. 252 Б. Ф. Скиннер. 252 Понимание человеческой природы.. 253 Модель «стимул – реакция». 254 Прикладной бихевиоральный анализ. 254 Социально-когнитивная теория. 254 Роль консультанта. 255 Цели. 255 Методы.. 256 Когнитивно-бихевиоральная теория и методы.. 260 Когнитивное реструктурирование. 261 Оценка теории: уникальность и ограничения. 261 Терапия реальностью.. 263 Уильям Глассер. 263 Понимание человеческой природы.. 264 Роль консультанта. 265 Цели. 266 Методы.. 267 Оценка теории: уникальность и ограничения. 268 Развитие и интеграция теорий консультирования. 270 Резюме. 270 Задания для самостоятельной работы.. 275 Литература. 275 ЧАСТЬ III................................................... Навыки и направления в практике консультирования. 279 Глава 12. Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория. 280 Зарождение консультирования по вопросам брака и семьи. 282 Развитие в русле психоанализа. 282 Общая теория систем.. 282 Проблема шизофрении в контексте семьи. 282 Возникновение супружеского консультирования. 283 Развитие консультационной работы с трудными детьми. 283 Возникновение группового консультирования. 283 Изменения после Второй мировой войны.. 284 Мультикультуральное консультирование. 284 Ассоциации, образование и исследования. 284 Жизнь семьи и жизненный цикл семьи. 285 Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового. 288 Консультирование по проблемам брака. 289 Психоаналитическая теория. 290 Социально-когнитивная теория. 290 Системная теория семьи Боуэна. 291 Структурно-стратегическая теория. 291 Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП) 292 Оценка супружеского консультирования и консультирование пар. 292 Семейное консультирование. 292 Психодинамическое консультирование семьи. 294 Эмпирическое консультирование семьи. 295 Бихевиоральное семейное консультирование. 296 Структурное семейное консультирование. 297 Стратегическое (краткосрочное) семейное консультирование. 298 Семейное консультирование, сосредоточенное на решениях. 298 Нарративное семейное консультирование. 299 Резюме. 299 Сводная таблица. 300 Некоторые теоретические подходы в брачном и семейном консультировании. 300 Задания для самостоятельной работы.. 303 Литература. 303 Глава 13. Групповое консультирование. 308 Место групповой работы в общей системе консультирования. 310 Типы групп. 311 Ориентационные/психолого-образовательные группы.. 312 Группы консультирования/группы решения межличностных проблем.. 312 Группы психотерапии и личностной реконструкции. 313
Целевые группы.. 313 Традиционные типы групп. 313 Т- группы.. 314 Группы встреч. 314 Групповой марафон. 314 Психодрама. 314 Группы самопомощи/поддержки. 314 Теоретические подходы к групповой работе. 315 Стадии групповой работы.. 317 Проблемы групповой работы.. 322 Отбор и подготовка членов группы.. 322 Размер группы и продолжительность групповой работы.. 324 Открытые и закрытые группы.. 324 Конфиденциальность. 324 Обстановка для проведения групповой работы.. 325 Ко-лидеры.. 325 Самораскрытие. 325 Обратная связь. 325 Проспективное наблюдение. 326 Качества эффективных групповых лидеров. 326 Будущее групповой работы.. 329 Резюме. 330 Задания для самостоятельной работы.. 330 Литература. 331 Глава 14. Консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности. 334 Значение консультирования по вопросам карьеры.. 336 Организации консультирования по вопросам карьеры.. 336 Карьерное консультирование и характеристика карьер. 337 Информация о карьере. 338 Теории развития карьеры и консультирование. 340 Трейт-факторная теория. 340 Психодинамическая теория. 341 Теории развития. 343 Социально-когнитивные теории. 348 Комплексное карьерное консультирование. 348 Карьерное консультирование различных групп населения. 349 Карьерное консультирование детей. 349 Карьерное консультирование подростков. 351 Карьерное консультирование студентов колледжа. 353 Карьерное консультирование взрослых. 353 Карьерное консультирование женщин и представителей культурных меньшинств. 355 Резюме. 358 Задания для самостоятельной работы.. 358 Литература. 358 Глава 15. Консультирование в начальной, средней и старшей школе. 364 Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе. 366 Основные задачи и обязанности консультантов. 366 Характер деятельности. 368 Консультирование и психологическая работа в средних классах школы.. 374 Основные задачи и обязанности консультантов. 375 Характер деятельности. 376 Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы.. 378 Основные задачи и обязанности консультантов. 379 Характер деятельности. 380 Резюме. 385 Задания для самостоятельной работы.. 386 Литература. 386 Глава 16. Консультирование в университетах и студенческие службы.. 392 Зарождение студенческих служб и университетского консультирования. 394 Теоретические основы и профессиональная подготовка для работы со студентами университетов. 395 Теоретические основы.. 395 Профессиональная подготовка. 397 Университетское консультирование. 397 Основные задачи и обязанности консультантов. 397 Характер деятельности. 399 Профессиональные студенческие службы (Student Life Professionals) 402 Основные задачи и обязанности консультантов. 402 Характер деятельности. 404 Консультирование и работа с нетрадиционными группами студентов. 405 Резюме. 406 Задания для самостоятельной работы.. 407 Литература. 407 Глава 17. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ и реабилитационное консультирование. 413 Консультирование по вопросам психического здоровья. 414 Теории и функции. 416 Консультирование по вопросам зависимости от психоактивных веществ. 419 Природа зависимости от психоактивных веществ. 419 Профилактика зависимости от психоактивных веществ. 420 Лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества. 421 Лечение алкогольной зависимости. 422 Лечение других видов наркомании. 423 Семья и лечение зависимости от психоактивных веществ. 423 Работа с эмоциональными зависимостями. 423 Тендерные и культурные аспекты работы с зависимостями. 424 Реабилитационное консультирование. 425 Образование, сертификация и профессиональные организации реабилитационных консультантов. 426 Теории и методы.. 426 Основные задачи и обязанности консультантов. 429 Резюме. 430 Задания для самостоятельной работы.. 431 Литература. 431 Глава 18. Экспертное консультирование. 436 Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности. 437 Особенности экспертного консультирования. 439 Четыре концептуальные модели. 440 Уровни экспертного консультирования. 441 Индивидуальное экспертное консультирование. 441 Групповое экспертное консультирование. 441 Экспертное консультирование организаций/сообществ. 442 Стадии экспертного консультирования и установки. 443 Специфические области экспертного консультирования. 445 Экспертное консультирование в школе. 445 Экспертное консультирование учреждений. 446 Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы.. 448 Резюме. 450 Задания для самостоятельной работы.. 450 Литература. 451 Глава 19. Оценивание и исследование. 454 Природа оценивания и исследования. 455 Оценивание. 456 Некорректные методы оценивания. 456 Этапы оценивания. 456 Выбор модели оценивания. 457 Исследований в консультировании. 459 Исследование. 461 Этапы процесса исследования. 461 Релевантность исследования. 462 Выбор метода исследования. 462 Типология исследований. 463 Основные методы исследования. 464 Рекомендации по применению результатов исследований. 468 Статистика. 469 Резюме. 470 Задания для самостоятельной работы.. 470 Литература. 471 Глава 20. Психологическое измерение и применение психологических тестов. 475 Тесты и тестовые показатели. 476 История применения тестов в консультировании. 477 Проблемы и потенциальные возможности применения тестов. 478 Качества хороших тестов. 480 Классификация тестов. 481 Проведение тестирования и интерпретация результатов. 488 Оценка. 491 Диагноз. 492 Резюме. 493 Задания для самостоятельной работы.. 494 Литература. 494 Приложение А. Этические стандарты Американской ассоциации консультирования. 499 Преамбула. 499 Этический кодекс. 499 Раздел А: Отношения консультирования. 499 Раздел Б: Конфиденциальность. 502 Раздел В: Профессиональная ответственность. 504 Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 507 Раздел Д: Оценка, психологическое измерение и интерпретация. 509 Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование. 511 Раздел Ж: Исследования и публикации. 514 Раздел 3: Разрешение этических вопросов. 516 Стандарты общепринятой практики. 517 Раздел А: Отношения консультирования. 517 Раздел Б: Конфиденциальность. 518 Раздел В: Профессиональная ответственность. 518 Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 519 Раздел Е: Оценка, измерение и интерпретация. 519 Раздел Ж: Обучение, тренинг и стажировка. 519 Раздел 3: Исследования и публикация. 520 Раздел И: Разрешение этических споров. 520 Ссылки. 521 Приложение Б. Этические стандарты Американской психологической ассоциации. 522 Введение. 522 Преамбула. 524 Общие принципы.. 525 Принцип А: Компетентность. 525 Принцип Б: Честность. 525 Принцип В: Профессиональная и научная ответственность. 525 Принцип Г: Уважение прав и достоинства людей. 525 Принцип Д: Забота о благополучии других людей. 526 Принцип Е: Социальная ответственность. 526 Этические стандарты.. 526 1. Общие стандарты.. 526 2. Оценка, анализ или вмешательство. 531 3. Рекламирование и другие публичные заявления. 532 4. Терапия. 534 5. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. 536 6. Обучение, контроль за обучением, исследование и публикации. 537 7. Судебные действия. 542 8. Решение этических спорных вопросов. 543 Приложение В Диагностическое и статистическое руководство. 545 Четвертое издание {DSM-IV) 545 Классификации. 545 Нарушения, обычно возникающие в младенчестве, детстве или подростковом возрасте (37) 546 Делирий, деменция, амнестические и другие когнитивные расстройства (123) 547 Психические расстройства, вызванные общесоматическими состояниями, ранее нигде не классифицированные (16) 548 Нарушения, развивающиеся в результате применения психоактивных веществ (175) 548 Заболевания, связанные с употреблением кофеина. 549 Шизофрения и другие психотические расстройства (273) 553 Расстройства настроения (317) 554 Тревожные расстройства (393) 555 Соматоформные расстройства(445) 555 Искусственные расстройства (471) 555 Диссоциативные расстройства (477) 556 Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации (493) 556 Парафилии (522) 557 Нарушения половой идентификации (532) 557 Расстройства приема пищи (539) 557 Расстройство сна (551) 557 Расстройства контроля над влечениями, ранее нигде не классифицированные (609) 558 Расстройства адаптации (623) 558 Расстройства личности (629) 558 Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания (675) 558 Дополнительные коды.. 560 Многоосевая система. 560
Предисловие научного редактора Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов Несколько лет назад, во время редактирования книги Хьелла и Зиглера «Теории личности», у автора этих строк возникло ощущение, что перед российскими читателями приоткрывается дверь в новый увлекательный мир научных теорий личности. Отклики читателей и устойчивый интерес студентов-психологов к книге Хьелла и Зиглера показали, что это ощущение было верным. Теперь читателям предлагается книга Сэмюэля Глэддинга «Психологическое консультирование: понимающая профессия». Это значит, что настало время для следующего шага в освоении мирового опыта практической психологии, – если теории личности позволяют разнообразно описывать и предсказывать с различной степенью надежности этапы развития личности и факторы, влияющие на развитие личности, то теории психологического консультирования позволяют и психологам и их клиентам осуществить выбор собственного индивидуально-неповторимого пути к желательным личностным изменениям. Иногда на лекциях мы используем следующую метафору процесса психологического консультирования – полет баллистической ракеты от точки запуска «А» к цели «Б». Прежде всего, для того чтобы попасть из точки «А» в точку «Б», в аппаратуру управления должны быть введены координаты этих точек где находится ракета и куда она должна попасть. Так и в психологической практике. Для успешной работы должно быть выполнено необходимое условие: и психолог и клиент должны получить представление о том, где находится клиент и куда он хочет попасть. Такая «географическая» привязка может быть выполнена с помощью правильно выбранной, подходящей и клиенту и психологу, теории. Однако для успешного полета ракеты или эффективной работы с клиентом следует выполнить и достаточное условие. Таким достаточным условием для ракеты является наличие специального элемента управления – гироскопа, который сохраняет свое положение на протяжении полета, что позволяет использовать его как точку отсчета для управляющих воздействий на газовые рули. От точности гироскопа зависит точность попадания ракеты в цель. Таким «гироскопом» для психологов являются процедуры психологического консультирования, описанные и исследованные в тысячах работ наших зарубежных коллег. И если в области ракетной техники мы по-прежнему «впереди планеты всей», то в области консультирования нам еще предстоит устанавливать и совершенствовать образовательные и квалификационные стандарты. Предлагаемая вниманию читателей книга поможет заполнить существующий пробел и, мы надеемся, сделать следующий шаг в развитии отечественной практической психологии. Для российского читателя примечательной станет уже первая часть книги, в главах которой рассказывается об истории развития консультирования, индивидуальных качествах эффективного консультанта, этических и правовых аспектах консультирования. Определения руководства, психотерапии и психологического консультирования, приведенные С. Глэддингом в самом начале его книги, позволяют читателям предварительно установить некоторое условное соотношение между этими формами работы с клиентами. Разумеется, при наличии в мировой психологической практике свыше 250 различных психотерапевтических (Corsini & Wedding, 1989) и 400 консультационных подходов не следует устанавливать жесткие границы между ними; предпочтительнее, на наш взгляд, развивать свое собственное ощущение этих границ в своей работе с клиентами и обсуждать вопросы наличия этих границ в профессиональном сообществе. Исторически и экономически прослеженное соотношение общественной востребованности консультирования и академической готовности специалистов к этому вызову, описанное в первой главе, внушает осторожный оптимизм по отношению к перспективам отечественного психологического консультирования. Осторожный, поскольку вся история взлетов отечественной психологии связана не с общественной, а скорее государственной востребованностью психологических знаний: так было с педологией и с тестами в 30-е годы XX века, так было с инженерной, а фактически авиационно-космической, психологией в 1950-1960-е годы. Подобная же востребованность возникла в школьной и медицинской областях уже в 80-е годы. Последнюю попытку – дай Бог, чтобы последнюю, – государственного стимулирования психологической науки мы видели в президентском указе о развитии психоанализа в России. Однако за этими впечатляющими взлетами неизбежно следовали не менее впечатляющие падения. В ситуации государственного стимулирования прикладных психологических дисциплин никто не в состоянии поддерживать устойчивое развитие этих дисциплин в изменяющихся политических условиях – они просто выпадают из зоны интересов следующего государственного лидера! Только общественная потребность в психологических услугах может обеспечить устойчивое развитие отечественного психологического консультирования, и эта потребность формируется на наших глазах. На память приходит история 1996-1997-х годов, когда из-за недостатка финансирования в одном из городов Сибири решили сократить школьную психологическую службу. Это решение вызвало такую сильную отрицательную реакцию родителей учеников, что директора школ на свой страх и риск сохранили штат психологов, а решение о сокращении было, хотя и с задержкой, отменено. Разумеется, нам еще долго идти по пути формирования у населения устойчивого спроса на психологические услуги, но первые шаги уже сделаны, и это движение набирает скорость. Одним из условий, стимулирующих спрос на психологические услуги, является наличие или отсутствие формализованной ответственности специалиста перед индивидуальным, групповым или корпоративным клиентом. Вопрос об этических и правовых аспектах работы психолога-консультанта также рассматривается Сэмюэлем Глэддингом в первой части его книги. Читателям необходимо только ввести поправку на специфику российского обыденного правосознания как по отношению к этическим, так и по отношению к правовым нормам. Впрочем, быстрое изменение этого правосознания вполне возможно. Например, уже к 1998 году некоторые страховые компании обсуждали возможность страхования профессиональных рисков психологов, работающих на уровне выборов глав субъектов федерации. Возможно, эта практика возникнет в скором будущем и, несомненно, станет одним из стимулов развития психологических услуг в стране. Далее, новым для российского читателя материалом станут главы второй части, посвященные созданию рабочих отношений «психолог– клиент» в консультировании, характеристикам рабочего процесса в консультировании и завершению отношений «психолог–клиент» по завершении консультирования. В этих главах представлены все рабочие процедуры процесса консультирования безотносительно их теоретического содержания. Именно эта теоретическая стерильность придает изложенному материалу высокую практическую ценность. Краткий обзор теорий, предпринятый автором в других главах второй части, безусловно, будет полезен для студентов-психологов, поскольку выражает взгляд автора на место этих теорий в современной общенаучной классификации. Так, например, транзактный анализ Глэддинг относит не к гуманистическим подходам, а к когнитивным, что отличает его от позиции других авторов (Нельсон-Джоунс, 2000). На наш взгляд, основной интерес к предлагаемой книге возникает при прочтении третьей части ориентированной на различные области психологической практики. Предлагаемый набор приложений, разумеется, неполон, но подобная информация ранее не предлагалась российскому читателю. Именно в этой части автор выражает основную идею психологического консультирования XX и начала XXI века – идею выбора, к которому приходят и психолог, и его клиент. Психолог выбирает для себя специализацию в существующих областях или создает новые области психологической практики, например: консультационная работа с геями и лесбиянками, с Интернет-аддиктивным поведением подростков, с ВИЧ-инфицированными клиентами. Клиент принимает решение о выборе темы обращения к консультанту-психологу. Иногда его выбор носит лишь предварительный характер, и только после установления доверительных рабочих отношений клиент готов выбрать более значимую и, возможно, более болезненную тему для работы. К счастью или к несчастью, но мы все обречены делать эти выборы в своей жизни, и эта обреченность связана с тем, что мир в начале XXI века стал информационно прозрачным, финансово мобильным и экономически нестабильным. Эти характеристики современного общества не делают жизнь людей проще, но представляют собой серьезный вызов психике человека. Исчезновение экономических и политических границ вызывает необходимость межкультурального консультирования в бизнесе, образовании, социальных службах. Повышенная мобильность рабочей силы востребует новые формы карьерного консультирования, а сохранившиеся языковые различия вызывают к жизни культурно-лингвистическое консультирование. Конфессиональные и расовые различия в современном мобильном обществе требуют новых форм консультирования как посредничества – медиации. Население экономически развитых стран стремительно стареет, и это выдвигает новые задачи для практической психологии: скоро консультирование пожилых людей станет одной из важнейших областей практической психологии. С другой стороны, улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни выдвинет на первый план подготовку молодых людей и людей среднего возраста к долгой здоровой старости как продолжительному этапу жизненного пути. Развитие информационных технологий делает психологическое консультирование доступным для людей во всем мире. Если в США уже сейчас существует около 15 000 сайтов, оказывающих разнообразные консультационные услуги в области здоровья, в том числе и психологические услуги, а страховые компании оплачивают консультирование своих клиентов в Интернете, а национальная служба здоровья Великобритании с лета этого года начала предоставлять услуги профессиональных психологов через Интернет, то понятно, что через два-три года возникнет рынок онлайновых психологических услуг и в Рунете. На сегодняшний день из примерно 600 русскоязычных психологических сайтов только два-три десятка предоставляют приемлемый уровень сервиса. Все описанные выше возможности изменений и выборов, с ними связанных, делают психологическое консультирование всеохватывающей, динамической, стремительно развивающейся прикладной дисциплиной, за которой большое будущее. Добро пожаловать в него! Юрий Ковалев, yurikovaliov@mail.ru
Томасу М. Элмору, первому, кто познакомил меня с искусством и наукой консультирования, кто терпеливо на примерах учил меня воздействовать на личность Предисловие Консультирование – это динамичная, развивающаяся, увлекательная профессия, имеющая дело с трагедией человека и его возможностями и призванная эффективно и благотворно воздействовать на личность. В задачи этой профессии входит профилактическая работа, развитие личности, исследовательская работа, увеличение возможностей человека, изменение и коррекция личности в непрерывно усложняющемся и хаотичном мире. Раньше консультирование сводилось к персональному руководству, в виде оказания помощи людям в принятии разумных решений. В настоящее время руководство представляет собой лишь одну часть этой многогранной профессии. Настоящая книга представляет консультирование с разных сторон, охватывая его историю, теории, приемы работы, проблемы, направления и течения. Кроме этого, в книге уделено внимание значению личности консультанта, а также межкультурных, этических, правовых условий, в которых работают консультанты. Сосредоточиваясь на содержании и процессе консультирования, эта книга дает вам возможность лучше понять, чем занимаются консультанты и как они это делают. Материалы в книге «Консультирование. Комплексная профессия» (4-е издание) разделены на три основные части. Часть I содержит четыре главы, посвященные истории и основам консультирования. Отдельные главы сориентируют вас в профессии консультирования: · определение и история консультирования; · качества эффективного консультанта; · этические и юридические аспекты консультирования; · консультирование в мультикультуральном, плюралистическом обществе. Часть II освещает процесс, стадии и теории консультирования. Этот раздел обращается к универсальным аспектам распространенных подходов в консультировании и заостряет внимание на отдельных теориях и способах работы с проблемами клиентов. В эту часть входят следующие семь глав: · создание отношений консультирования; · работа в системе отношений консультирования; · прекращение отношений консультирования; · психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании; · личностно-центрированный, экзистенциалистский и гештальт-терапевтический подходы к консультированию; · рационально-эмотивная терапия поведения и транзактный анализ; · бихевиоральные, когнитивно-бихевиоральные подходы и терапия реальностью. В части III делается акцент на знаниях и навыках, необходимых в консультировании. Консультанты могут выступать либо в качестве универсальных экспертов, практикующих в различных областях, либо концентрироваться в одной-двух областях. Б частности, в данной части перечисляются следующие области деятельности консультантов. · Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория. · Групповое консультирование. · Консультирование по вопросам карьеры на протяжении жизни. · Консультирование в начальном, среднем и старшем звене школы. · Консультирование в колледжах и студенческие службы. · Консультирование в области психического здоровья и реабилитационное консультирование. · Консультация. · Оценка и исследование. · Применение психологических тестов, измерение и диагностика в консультировании. Общей темой, проходящей через всю книгу, является положение, что консультирование предполагает как генерализованный, так и специализированный способы оказания помощи. Несмотря на то что эта профессия находится в зрелом возрасте, она все еще продолжает развиваться. Это хорошо видно на примере профессиональных организаций, таких как Американская ассоциация консультирования и 17-е отделение (Консультационной психологии) Американской психологической ассоциации. Существуют также немало других профессиональных групп – социальных работников, психиатрических сестер, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, пасторальных консультантов, использующих процедуры и теории консультирования в повседневной работе. В сущности, немало профессий содержат элементы оказания помощи. В этой книге вы отыщете результаты моих усилий, предпринимавшихся на протяжении жизни, направленных на то, чтобы понять, чем была, есть и будет профессия консультирования. Мой экскурс вобрал в себя разнообразный опыт клинической работы с клиентами всех возрастов и жизненных этапов, а также общения со студентами, заинтересованными в углублении понимания сущности консультационной работы. Исследования, наблюдения, обсуждения, ассимиляция чужого опыта и его анализ внесли вклад в соде
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|