Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поддержание профессионального уровня консультанта

Люди, которые становятся консультантами, испытывают те же трудности, что и все остальные. Они вынуждены иметь дело со старостью, болезнью, смертью, женитьбой, рождением детей, сменой места работы, разводом и еще с массой других общечеловеческих проблем. Некоторые из этих жизненных обстоятельств, например вступление в первый брак в преклонном возрасте или переживание смерти детей, с точки зрения развития считаются «временем простоя», временем, словно бы выпадающим из последовательности событий, трагическим (Scovholt & McCarthy, 1988). Другой ряд обстоятельств – это непреднамеренные, но удачные события, например встреча с человеком, который становится другом на всю жизнь (Bandura, 1982).

Любой такой опыт является проблематичным, поскольку, как правило, создает стресс. Вопрос в том, как консультанты ведут себя в данных жизненных ситуациях. Как показывает Рельке (Roehlke, 1988), идея синхронности, «которая, по определению Карла Юнга, заключается в том, что если два события совпадают во времени, то между ними образуется многозначная связь», является, возможно, наиболее продуктивным способом для консультантов реагировать на непредвиденные жизненные ситуации (р. 133).

Помимо поиска смысла в потенциально проблематичных областях, консультанты применяют и другие коппинг-стратегии; это, например, сохранение объективности, стратегии принятия и противодействия ситуациям, отстаивания своих собственных желаний (Lenhardt, 1997; Witmer & Young, 1996). Консультанты, которые сами живут здоровой жизнью и учатся как на ошибках, так и на успехах, смогут скорее других вырасти как терапевты и будут в состоянии лучше концентрироваться на проблемах клиентов (Cormier, 1988). Следовательно, консультанты и те, кто стремится ими стать, должны оставаться относительно свободными от деструктивных стереотипов отношений по типу треугольника «ребенок – родители», как это могло быть в семьях, где они выросли. Такая позиция позволяет им создавать и поддерживать близкие, но тем не менее автономные отношения в настоящем (Gaushell & Lawson, 1994).

Кроме того, для поддержания душевного равновесия успешные консультанты используют превентивные меры, помогающие им избегать нежелательного состояния, известного профессиональным помощникам как состояние выгорания (Grosch & Olsen, 1994). Выгорание – это такое состояние эмоционального и физического истощения, когда человек не может полноценно функционировать. Это одно из наиболее часто встречающихся последствий работы в качестве консультанта (Emerson & Markos, 1996; Kottler, 1993). Люди не в состоянии действовать адекватно, если они никогда не выходят за рамки своей профессиональной роли. Консультанты должны интересоваться тем, что происходит за пределами консультирования, и стараться не переносить свою работу на дом ни умственно, ни физически. Кроме того, они должны заботиться о своем обновлении путем простых, но эффективных мер, таких как ремонт своего офиса каждые несколько лет, чистка, упорядочение и создание новых архивов, анализ новых материалов; также они должны вносить свой вклад в профессию консультирования путем написания или презентации материалов из области своей компетенции (McCormick, 1998). Ряд исследователей предлагают другие способы, какими консультанты могут предотвратить или избавиться от состояния выгорания (Boy & Pine, 1980; Pine & Aronson, 1981; Savicki & Cooley, 1982; Watkins, 1983).

· Поддерживать отношения со здравомыслящими людьми.

· Работать совместно с ответственными коллегами и с организациями, в которых развито чувство долга.

· В разумных пределах придерживаться положений теории консультирования.

· Применять упражнения, которые уменьшают стресс.

· Влиять на факторы, вызывающие стресс.

· Совершенствоваться в самоанализе (а именно, идентифицировать стрессоры и релаксеры).

· Периодически анализировать и уточнять роли в процессе консультирования, ожидания и убеждения (например, работать интенсивнее, но не дольше).

· Пользоваться личностной терапией.

· Оставлять свободное и личное время (то ееть придерживаться сбалансированного стиля жизни).

· При работе с клиентами придерживаться позиции независимого участия.

· Сохранять надежду.

Обобщая предыдущие научные изыскания в области личностных особенностей и интересов консультантов, Овеншайн и Ноффсингер пришли к следующему выводу: «Эффективные консультанты должны быть эмоционально закаленными, устойчивыми и объективными. Они должны знать свои возможности и быть уверенными в себе, реалистично принимая свои сильные и слабые стороны» (Auvenshine & Noffsinger, 1984, p. 151).

Образование консультантов

Не многие люди, если вообще таковые найдутся, способны успешно работать в качестве консультантов без надлежащего образования в областях человеческого развития и консультирования (Kurpius, 1986). Уровень необходимого образования непосредственно зависит от напряженности, сложности и направленности работы. Перед тем как перейти к рассмотрению характера образования, необходимого профессиональному консультанту, мы разберем три уровня оказания помощи и особенности обучения в других профессиях поддержки.

Уровни помощи

Существует три уровня отношений при оказании помощи: непрофессиональные, парапрофессиональные и профессиональные. Каждый из уровней данной иерархии предполагает, что помощники владеют требуемыми навыками в достаточной для данной задачи степени (рис. 2,1).


Фрмальные   Обычно это договоренность о встрече или назначение. Отношения помощи первичны. Клиент ждет конкретной помощи в решении проблемы.  
Неформальные Контракт может быть, а может и не быть оформлен формаль Отношения помощи вторичны по сравнению с другим типом отношений. Клиент может не ждать помощи в решении проблемы

Рис. 2.1. Виды отношений помощи

Источник: Effective helping: Interviewing and Counseling Techniques», by Barbara F. Okun.

Первый уровень помощи представлен непрофессиональными помощниками. Ими могут быть друзья, коллеги, необученные волонтеры или супервизоры, которые пытаются оказаться полезными нуждающимся в помощи и обладают для этого необходимым желанием и умением. Непрофессиональные помощники могут сильно различаться по уровню развития интеллекта и способностей. Никаких специальных требований к ним не предъявляется, а качество помощи зависит в основном от конкретной личности.

Ко второму, более высокому уровню помощи относятся работники гуманитарных служб общего профиля. Это, как правило, представители гуманитарных служб, прошедшие соответствующее обучение навыкам построения человеческих отношений, но работающие преимущественно не индивидуально, а в составе бригады. Представители этого уровня обычно работают в качестве персонала учреждений психического здоровья, детских воспитателей, стажеров и начинающих консультантов. При достаточной подготовке и контроле работники гуманитарных служб общего профиля (парапрофессионалы), например помощники в студенческих общежитиях, могут в значительной степени способствовать установлению позитивных взаимоотношений, благоприятствующих улучшению психологического климата в целом (Waldo, 1989).

Наконец, существуют профессиональные помощники. Эти люди специально обучаются приемам оказания помощи, как превентивным, так и терапевтическим. Среди представителей этой группы – консультанты, психологи, психиатры, социальные работники, психиатрические медсестры, а также консультанты и терапевты по вопросам брака и семьи. Работники этого уровня имеют специальное образование и проходят интернатуру под руководством супервизора, чтобы подготовиться к разнообразным ситуациям и обстоятельствам.

В отношении обучения помощников двух последних уровней Робинсон и Кинниер (Robinson & Kinnier, 1988) обнаружили, что для формирования навыков в одинаковой степени эффективны и самообразование, и традиционное аудиторное обучение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...