Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие этически верных решений

Принятие этически правильных решений зачастую является трудным делом, но это обязательный компонент консультирования. Принятие решений требует не только знаний, но и таких «достоинств, как характер, честность и нравственная позиция» (Welfel, 1998, р. 9). Встречаются консультанты, которые опираются на собственные этические стандарты, не соотнося их с этическими принципами, выработанными профессиональными ассоциациями консультирования. Эти консультанты обычно нормально работают до тех пор, пока не оказываются в таких затруднительных положениях, «для которых не существует очевидного хорошего или наилучшего решений» (Swanson, 1983a, р. 57). В таких случаях возникают этические проблемы, а консультанты переживают беспокойство, сомнение, неуверенность и смущение по поводу своего поведения. К сожалению, их действия могут в какой-то момент оказаться неэтичными, поскольку они не основываются ни на каком кодексе этики.

Иллюстрацией этого факта могут служить результаты исследования, проводившегося на западе штата Нью-Йорк (Hayman & Covert, 1986). Исследователи выявили пять типов этических затруднений, которые наиболее часто встречались у обследованной группы университетских консультантов: нарушение конфиденциальности, конфликт ролей, недостаточная компетентность консультанта, конфликт с работодателем или учреждением, а также проблемы, связанные со степенью угрозы, которую может представлять клиент для себя самого или для окружающих. Легче всего решаемыми оказались ситуационные проблемы, связанные с угрозой, исходящей от клиента, тогда как проблемы компетентности консультантов и соблюдения конфиденциальности оказывались наиболее трудными. Неожиданный результат данного исследования, однако, состоял в том, что лишь менее одной трети респондентов ответили, что они доверяют опубликованным профессиональным руководствам по разрешению этических дилемм. Напротив, многие опираются на «здравый смысл» – стратегия, которая может привести к принятию профессионально неэтичных или, в лучшем случае, неразумных решений.

Именно в таких ситуациях, когда возникают проблемы по спорным действиям, таким как назначение или получение платы или двойственные отношения, консультанты должны знать свои возможности и пользоваться ими (Gibson & Pope, 1993). Этическая аргументация, «процесс определения действующих в данной ситуации этических принципов и затем выбор наиболее приоритетных из них, выбор принципов, лучше отвечающих профессиональным требованиям и убеждениям», также является ключевым моментом (banning, 1992, р. 21).

При урегулировании этических вопросов консультанты должны предпринимать действия, «базирующиеся на внимательном, рефлексивном осмыслении» действий, которые, по их мнению, являются с профессиональной точки зрения правильными в конкретной ситуации (Tennyson & Strom, 1986, p. 298). Целый ряд этических принципов имеет отношение к деятельности консультантов и принятию ими этических решений:

· принцип благоприятного воздействия (совершение добра и предотвращение вреда);

· принцип непричинения вреда (ненанесение ущерба);

· принцип автономности (уважение свободы выбора и самоопределения);

· принцип справедливости (честность);

· принцип точности (соблюдение или уважение обязательств).

Все эти принципы подразумевают сознательное принятие решения консультантом в ходе процесса консультирования. Главным из этих принципов, основной этической обязанностью в консультировании иногда признают непричинение вреда. Принцип непричинения вреда означает не только «исключение возможности нанесения вреда в данный момент», но и «предотвращение вреда в будущем, а также пассивное уклонение от вреда» (например, Thompson, 1990, р. 105). Это базис, на котором основываются консультанты, работая с клиентами, подвергающими опасности себя или окружающих, или отвечая на неэтичное поведение своих коллег (Daniluk & Haverkamp, 1993).

Другие этические принципы

Свансон (Swanson, 1983a) также приводит перечень принципов, предназначенных для того, чтобы оценить, было ли действие консультанта этически оправданным. Первый – принцип персональной и профессиональной честности. Консультант должен быть искренним как с самим собой, так и с клиентом. Скрытые намерения или недружелюбные чувства препятствуют отношениям и толкают консультанта на сомнительную с точки зрения этики дорогу. Одним из способов решения проблем профессиональной и личной честности и возвращения на этически правильный путь является проведение супервизирования (Kitchener, 1994).

Вторым принципом является принцип действия в интересах клиентов. Причем реализации этого принципа достичь существенно сложнее, чем декларировать его. Иногда может сложиться такая ситуация, когда консультант станет распространять на клиентов свои личные ценностные ориентации и будет игнорировать их действительные желания (Gladding & Hood, 1974). Б других случаях консультанты могут не суметь распознать критическое положение и с готовностью воспримут идею, что лучшим в интересах клиента будет бездействие.

Третий руководящий принцип состоит в том, чтобы действия консультанта не имели преступного намерения или не преследовали личной выгоды. С некоторыми клиентами трудно иметь дело или относиться к ним с симпатией, и именно при работе с такими людьми консультант должен быть особенно осторожным. С другой стороны, консультанты должны быть внимательными, чтобы избегать установления с симпатичными им клиентами любых иных отношений, кроме консультационных (например, личностных или отношений, связанных с профессиональной Деятельностью клиента). Ошибки в оценках, с наибольшей вероятностью, происходят тогда, когда личный интерес консультанта становится частью отношений с клиентом (St. Germaine, 1993).

Последний принцип касается умения консультанта обосновывать действие «как самое лучшее из всего того, что может быть выполнено, исходя из текущего состояния развития профессии» (Swanson, 1983a, р. 59). Чтобы принимать именно такие решения, консультанты должны следить за актуальными тенденциями в своей специальности; для этого необходимо читать профессиональную литературу, уделять внимание профессиональным семинарам и совещаниям, активно включаться в местные, федеральные и национальные мероприятия в области консультирования.

В Ethical Standards Casebook АСА (Herlihy & Corey, 1996) содержатся примеры, в которых консультантам представлены детали и конкретный анализ этически проблемных ситуаций, а также даются принципы принятия этически верных решений и вопросы для размышлений. Каждая ситуация относится к определенному стандарту этического кодекса.

В процессе консультирования возникает множество ситуаций, в которых правильное поведение не является очевидным (Huber, 1994). Например, одним из сложнейших в практике консультирования является вопрос сохранения конфиденциальности в ситуации, требующей соблюдения баланса прав человека, больного СПИДом, и права общества быть защищенным от распространения заболевания (Harding, Gray & Neal, 1993). Подобным образом, множество этических дилемм, включая проблемы конфиденциальности и последствий принятия решений о разглашении сведений, возникает при консультировании взрослых, переживших в детстве инцест (Daniluk & Haverkamp, 1993). Поэтому для консультанта важно иметь возможность обратиться за советом к сборнику прецедентов, к коллегам или к профессиональным этическим кодексам в тех случаях, когда они сомневаются в своих действиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...