Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определения: этика, мораль, право

Этика имеет отношение к «принятию решений морального характера в отношении людей и их взаимодействий с обществом» (Kitchener, 1986, р. 306). Термин часто употребляется как синоним слова «мораль», и в отдельных случаях эти понятия совпадают. Оба связаны с «понятиями добра и зла, или учением о человеческом поведении и ценностях» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 2). Тем не менее каждый из этих терминов имеет свое значение.

«Этика обычно определяется как философская дисциплина, которая имеет отношение к человеческому поведению и принятию моральных решений» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 3). Этика, по своей природе, является нормативной и концентрируется на принципах и стандартах, которые обусловливают взаимоотношения между людьми; например между консультантами и клиентами. Мораль, с другой стороны, связана с оценкой действий. Она ассоциируется с такими словами, как добро, зло, правильно, неправильно, возможно и должно (Brandt, 1959; Grant, 1992). Консультантам присуши определенные моральные устои, а применяемые ими теории содержат предположения относительно человеческой природы, в которых явно или неявно присутствуют ответы на вопросы: «что представляет собой человек и каким он должен быть?» (Cristopher, 1996, р. 18).

Закон – это точная формулировка руководящих стандартов, установленных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985). Закон может быть установлен законодательным органом, решением суда или традицией, как это имеет место в английском обычном праве (Anderson, 1996). Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным. Иногда то, что не противоречит законам в данный период времени (например, отдельные аспекты расовых, возрастных, сексуальных вопросов), признается определенной частью общества неэтичным и аморальным. В качестве примера можно привести противоречие между юридическими и этическими аспектами в принятой в 1994 году Поправке Хелмса/Смита к Закону о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education Act – ESEA). В этой поправке предпринималась попытка урезать финансирование школ, проводящих консультирование для учащихся-гомосексуалов и лесбиянок.

Конфликты между законом и морально-этической системой общества могут происходить на разных уровнях (табл. 3.1). Часть из этих конфликтов решается в суде. Действительно, многие консультанты относятся к жалобам этического характера с не меньшей серьезностью, чем к судебным искам (Chauvin & Remley, 1996). Хотя законы более объективны и конкретны, чем большинство этических и моральных кодексов, они зачастую изменяются в ответ на требования отдельных людей или групп.

Таблица 3.1

Взаимодействие этики и права

    Пример
1. Этично и законно Точное следование закону Соблюдение конфиденциальности в отношениях с клиентом, что также регулируется законом о неразглашении
2. Этично и незаконно Невыполнение несправедливого закона Отказ нарушить обещанную конфиденциальность даже по запросу суда.
3. Этично и не регулируется законом Совершение доброго дела, когда это не запрещено законом Бесплатное обслуживание неимущих клиентов
4. Неэтично и законно Следование несправедливому закону Следование указу Федеральной профессиональной комиссии, провозглашающему, что этические кодексы не могут препятствовать использованию рекомендательных писем в рекламе услуг консультирования
5. Неэтично и незаконно Нарушение справедливого закона Раскрытие конфиденциальной информации, защищенной законом о неразглашении
6. Неэтично и не регулируется законом Нанесение вреда, без нарушения закона Поощрение зависимости клиента, с целью усиления ощущения собственной власти

Источник: Ethical and professional issues in counseling (p. 86), by R. R. Cottone and V. M. Tarvydas, 1998, Upper Saddle River NJ: Prentice Hall and Guide to ethical practice in psychotherapy by A. Thompson, 1990, New York: John Wiley & Sons.

Этика и консультирование

С этическими и ценностными проблемами сталкиваются все профессиональные консультанты. Тем не менее некоторые из них оказываются лучше осведомленными или более подготовленными к разрешению этих проблем. Паттерсон (Patterson, 1971) заметил, что профессиональное соответствие консультантов связано со знанием и практическим применением ими этических принципов. Уэлфел (Welfel, 1998) добавляет, что и эффективность консультантов связана с их этическими знаниями, а также способностью поступать в соответствии с ними.

Неэтичное поведение в консультировании может принимать разные формы. Искушения, общие для всех людей, существуют и для консультантов. К таким искушениям относятся: «физическая близость, распространение сплетен или возможность карьерного роста (за взятку)» (Welfel & Lipsitz, 1983b, p. 328). Определенные формы неэтичного поведения являются очевидными и допускаются сознательно, тогда как другие – более скрыты и непреднамеренны. Но в любом случае пагубность последствий одинакова.

Вот несколько наиболее распространенных форм неэтичного поведения в консультировании (Levenson, 1986; Pope & Vetter, 1992; Swanson, 1983a):

· нарушение конфиденциальности;

· превышение уровня профессиональной компетенции;

· пренебрежение своими обязанностями;

· претензии на компетенцию, которой не обладаешь;

· навязывание собственных ценностей клиенту;

· попытка поставить клиента в зависимость;

· сексуальные действия с клиентом;

· определенные конфликты интересов, такие как двойственные отношения;

· спорные финансовые договоренности, в частности назначение чрезмерной платы;

· несоответствие рекламе.

Целое подразделение в составе АСА – Ассоциация за духовные, этические и религиозные ценности в консультировании (ASERVIC) – специально занимается вопросами ценностей и этики в работе консультантов (Bartlett, Lee & Doyle, 1985). Это подразделение, регулярно рассматривающее этические проблемы, обратило внимание на такие вопросы, как консультирование пожилых, привитие культурных ценностей, феминизм, задолго до того как они стали объектом внимания консультирования в целом. ASERVIC даже издавала руководство по этике для групповых лидеров, входящих в профессиональные организации консультирования. Помимо опережающей работы над этическими и ценностными вопросами, которую ASERVIC проводит посредством своих комиссий, она издает журнал «Counseling and Values», который содержит публикации по этическим вопросам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...