Глава 2. Качества эффективного консультанта
В полдень, который не ознаменован ничем, кроме серого неба, затяжного дождя да пары чашек тепловатого кофе, ты приходишь ко мне с желаниями из мира Диснея. Ты ждешь, чтобы я превратился в волшебника Гудини в стиле Дэниэла Буна с грацией принца Чарминга и с мудростью Эйба Линкольна. Ты хочешь, чтобы с помощью магического слова, волшебной палочки, потустороннего духа, белого коня или, возможно, Улыбки я вмиг избавил бы тебя от всех забот. Но реальность сидит в зеленом мягком кресле, молнией расколото соседнее дерево, вчера закончился еще один месяц. Временами меня тяготит молчание, и, в отличие от фантастических персонажей, я не смогу пребывать всегда ' таким, каким ты меня представляешь.
«Reality sits in a green-cushioned chair», by S. T. Gladding, 1973. Personnel and Guidance Journal, 54, p. 222. Консультирование является «альтруистической и благородной профессией». Как правило, «она привлекает заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей» (Myrick, 1997, р. 4). Консультантами хотят стать в силу разных причин. Иногда это происходит под влиянием людей, с которыми был связан консультант. Иногда те или иные образовательные программы, теории и системы консультирования выглядят для человека более привлекательными, чем другие. Важно, чтобы те, кто желает стать консультантом, внимательно изучили себя, прежде чем они посвятят свою жизнь данной профессии. Станут ли они в конце концов профессиональными консультантами или нет – не важно, все равно они получат пользу от познания себя и от изучения консультирования. Они могут обрести способность проникать в глубины собственной личности, научиться общаться с другими людьми и понимать, как происходит процесс консультирования (Cavanagh, 1990). Кроме того, они смогут совершенствовать свои моральные принципы и эмпатические способности (Bowman & Reeves, 1987). Эффективность консультанта и консультирования зависит от многих переменных, среди которых:
· личностные качества, знания, навыки и опыт консультанта; · образование консультанта; · теоретические и системные взгляды консультанта; · способность консультанта к таким смежным с консультированием видами деятельности, как непрерывное образование, супервизирование и пропаганда идей консультирования. Консультант и процесс консультирования оказывают воздействие на людей, и если это воздействие не окажется благотворным, то, скорее всего, оно будет вредным (Carkhuff, 1969; Ellis, 1984; Mays & Franks, 1980). В этой главе рассматриваются личностные, образовательные, теоретические, системные и другие относящиеся к консультированию факторы, которые оказывают влияние на консультантов, процесс консультирования и профессию консультирования. Личностные качества и квалификация консультанта Личность консультанта зачастую оказывается решающим ингредиентом, обусловливающим эффективность консультирования. Консультантам необходимы такие личностные качества, как зрелость, способность к эмпатии и душевность. Они должны быть альтруистами по духу и обладать устойчивостью к неудачам и фрустрации. К сожалению, так бывает не всегда. Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта Не всякому, кто хочет стать консультантом или приступает к обучению этой профессии, следовало бы заниматься этим делом. Это справедливо в тех случаях, когда мотивация лежит вне стремления заниматься консультированием или когда налицо неполное соответствие между личностными качествами претендента и требованиями профессии. Часть студентов, «которых привлекает профессия консультанта... как оказывается, сами имеют серьезные личностные и адаптационные проблемы» (Witmer & Young, 1996, p. 142). Многих отчисляют, или они сами решают выбрать другую карьеру до окончания обучения. Как бы то ни было, часть студентов, приступающих к обучению по программам подготовки консультантов, выбирают профессию по ложным причинам. Гай (Guy, 1987) приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования.
· Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы. · Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной. · Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования. · Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими. · Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности. · Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов. К счастью, в большинстве случаев люди, которые в конце концов становятся консультантами и закрепляются в профессии, руководствуются здравыми мотивами при выборе профессии консультанта (Foster, 1996). Консультанты или те, кто только готовится ими стать, должны непрерывно оценивать себя и свою деятельность: кто они есть и чем занимаются. Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо проанализировать историю собственного развития как профессионала, свои положительные и отрицательные качества,вличностные и профессиональные цели и задачи (Faiver Eisengart & Colonna, 1995).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|