Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях

Хотя большинство консультантов не нарушают принципов профессиональной этики, такие случаи все же происходят. В подобных ситуациях консультанты должны предпринимать определенные действия. В противном случае, потворствуя нарушителям или игнорируя возникшую ситуацию, они рискуют утратить собственное нравственное чувство и в будущем могут счесть более удобным для себя мириться с возможными нарушениями этических принципов. Это явление известно как «эффект скользкой дороги» {slippery slope). Герлихай (Herlihy, 1996) предлагает ряд шагов для предотвращения потенциальных этических проблем, что особенно актуально для помощи неустойчивым консультантам. На первом шаге следует постараться наиболее объективно идентифицировать проблему и определить отношение консультанта к этой проблеме. Делать это целесообразно письменно, чтобы добиться лучшего понимания.

На втором шаге консультанту необходимо воспользоваться для разрешения проблемы действующим этическим кодексом АСА. Благодаря этому может быть найдено ясное представление способа действий. После этого консультант должен учесть морально-нравственные принципы профессиональной помощи, обсуждавшиеся ранее в этой главе, такие как доброжелательность, справедливость и автономия. Возможны также консультации с коллегами.

Если действиям консультанта находится оправдание, к данному случаю следует сначала подойти неформально. Этот подход включает проводимую в корректной форме конфронтацию, которая одновременно послужит способом оказания поддержки и подведет оказавшегося в этически сложной ситуации консультанта к обращению за помощью. Если этого не происходит, консультант, проводящий конфронтацию, должен избрать способ дальнейших действий, внимательно рассмотрев все потенциальные последствия.

Рассматривая различные потенциальные варианты действий, консультант должен оценить, куда может привести каждый его шаг. Критерием подобной оценки является наличие таких положительных моментов, как: а) открытость (например, когда предпринимаемые действия освещаются в печати); б) честность по отношению к коллеге; в) душевные переживания (например, затяжное чувство сомнения) и г) «универсальность» (то есть рекомендовал бы я данный способ другим людям в подобной ситуации?).

Наконец действия выбраны и осуществлены. В таком случае консультант должен осознавать, что не все будут согласны. Следовательно, ему нужно быть готовым воспринять критику, равно как и благодарность за то, что сделано.

Закон и консультирование

Кроме этических норм профессия консультирования регламентируется также правовыми нормами. Право имеет отношение к «закону или состоянию законопослушности», а закон понимается как «свод правил, признаваемых государством или сообществом и служащих объединению их членов» (Shertzer & Stone, 1980, p. 386). Вопреки популярному мнению, «закон не является вырезанным и высушенным, определенным и неизменным, ясным и точным» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 44). Более того, он всегда ищет компромисс, приемлемый для отдельных людей или сторон. Он предлагает несколько определенных ответов, и всегда существуют известные исключения к любому правовому прецеденту.

Не существует «никакого общего свода законов, охватывающего профессии помощи» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 45). Однако имеется ряд судебных решений и постановлений, которые влияют на правовые отношения в консультировании, и консультанты должны своевременно о них узнавать. Примером такого правового решения является случай Гэри Рамоны, произошедший в 1993 году в округе Нэпа, штат Калифорния. В этом широко освещавшемся в прессе деле Рамона предъявлял иск врачам его дочери, «обвиняя их во внедрении в ее мозг ложных воспоминаний сексуального характера, чем они разрушили его жизнь» (Butler, 1994, р. 10). Рамоне присудили $475 000 после, того, как жюри присяжных «убедилось, что врачи неумышленно закрепили ложные воспоминания» (Butler, 1994, р. 11). Положение закона, на котором основывалось принятие решения по этому случаю, заключалось в обязанности заботиться о пациенте – правовом обязательстве лиц, работающих в здравоохранении, не действовать небрежно.

Другим важным правовым препедентом последних лет было решение Верховного суда США на процессе Джаффи против Редмонда, признавшее, что отношения между лицензированными психотерапевтами и их пациентами являются конфиденциальными и не должны подлежать разглашению в случае рассмотрения дел в федеральном суде (Remley, Herlihy & Herlihy, 1997). Важность этого случая для консультирования состоит в том, что этот правовой прецедент стал эталоном для решения проблемы конфиденциальных отношений между администрацией медицинского учреждения (в данном случае – социальным работником) и клиентом. Кроме того, прецедент привлек позитивное внимание к услугам в области психического здоровья, в том числе к консультированию.

В большинстве случаев закон в целом, благосклонен или нейтрален по отношению к профессиональным кодексам этики и к консультированию вообще (Stude & McKelvey, 1979, p. 454). Он поддерживает лицензирование или сертификацию консультантов как способы обеспечения соответствия тех, кто выбирает профессию консультанта, по крайней мере минимальным стандартам. Закон также поддерживает общий принцип «конфиденциальности заявлений и записей, произведенных клиентами в течение терапии (р. 454). Кроме того, закон нейтрален «в том смысле, что он позволяет внутри самой профессии устанавливать собственные правила и управлять отношениями консультантов со своими клиентами и коллегами» (р. 454). Единственный случай, когда закон отменяет профессиональный кодекс этики, – когда это необходимо «чтобы защитить здоровье, безопасность и благополучие общества» (р. 454). Это возможно в таких ситуациях, когда раскрытие информации необходимо, чтобы предотвратить вред. В таких случаях консультанты обязаны предупредить потенциальные жертвы о возможном угрожающем поведении клиента (Costa & Altekruse, 1994).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...