Трудности мультикультурального консультирования
Смит и Васкес предостерегают (Smith & Vasquez, 1985): важно разграничивать различия, обусловленные принадлежностью к определенной культуре, и различия, проистекающие из бедности или обездоленного состояния. Отсутствие подобного | разграничения может вести к сверхкультурализации (overcukuralizing) – то есть «к ошибочному отнесению реакции населения на бедность и дискриминацию на счет их культурных паттернов» (р. 533). В США многие представители культурных меньшинств живут в бедности (Hodgkinson, 1992). Этому положению сопутствуют стойкие стереотипы, связанные с двуязычием клиента, когда основной язык не является английским. Другой источник трудностей представляют собой характерные для иммигрантов формы невербального поведения, поскольку они могут быть не поняты или не восприняты консультантами, принадлежащими к другой культуре. Расизм – третья проблемная область в работе с представителями других культур. Расизм – это предвзятое отношение, выражаемое явно или неявно, связанное с реальными или воображаемыми различиями в физическом и психологическом облике людей. Расизм унижает всех, кто так или иначе оказывается причастным к подобным отношениям, и является, как правило, формой проявления страха и невежества. Следующая трудность в мультикультуральном консультировании связана с «окультуриванием» – «процессом, в котором группа людей отказывается от старых стереотипов и принимает новые» (Romero, Silva & Romero, 1989, p. 499). Очень валено знать, к какой области культурного континуума принадлежит клиент, чтобы обеспечить ему адекватное обслуживание (Weinrach & Thomas, 1998). Если консультанты стремятся успешно работать с принадлежащими к другой культуре клиентами, они должны уметь выявлять, анализировать и корректно преодолевать каждую из перечисленных трудностей мультикультурального консультирования.
Спорные вопросы мультикультурального консультирования Основной проблемой при проведении мультикультурального консультирования в США является доминирование теорий, основанных на культурных ценностях белого населения Европы и Северной Америки (Katz, 1985). К числу основных убеждений и традиций европейско-североамериканской культуры могут быть отнесены индивидуализм, ориентация на активно-действенный подход к решению проблем, трудовая этика, научный метод и акцент на строгом учете времени (Axelson, 1993). Теории консультирования, основанные на ценностях белой культуры, не всегда применимы к клиентам с другими культурными обычаями (Lee, 1997; Nwachuka & Ivey, 1991; Sue, 1992). Игнорирование этого факта может привести к искажениям и разрушению взаимоотношений консультанта и клиента (Pederson, 1987). Вторая проблема мультикультурального консультирования – это сенситивность к культурным различиям вообще и к особенностям каждой конкретной культуры в частности. Педерсен (Pedersen, 1982) считает, что для консультантов весьма важно быть восприимчивым к трем аспектам культуры: познания, убеждения и навыки. Подобная сенситивность происходит из понимания культуры на многих уровнях. Чтобы помочь консультантам достичь более глубокого понимания культур вообще, Педерсен (1977, 1978) разработал триадную модель помощи (т.е. в сессии консультирования участвуют три человека). Вот четыре составляющие этой модели: «формулирование проблемы с точки зрения культурной принадлежности клиента; предвидение противодействия культурно отличающегося клиента; смягчение оборонительной установки исходя из анализа собственной оборонительной реакции в процессе учебы; приобретение навыков восстановления для выхода из проблемной ситуации при работе с консультантом, принадлежащим к другой культурной группе» (1978, р. 481). В этой модели антиконсультант, действующий по принципу alter ego и преднамеренно пытающийся выступать разрушителем, работает вместе с консультантом и клиентом в сессии, записывающейся на видео. Взаимодействие и обратная связь, образующиеся в этом процессе, содействуют преодолению барьеров и способствуют развитию навыков понимания и сенситивности консультанта (Parker, Archer & Scott, 1992).
Другую модель, помогающую понимать специфику отдельных культур, создали Нвачука и Иви (Nwachuka & Ivey, 1991). Они предлагают консультантам, прежде чем пытаться адаптировать теорию для работы с определенным клиентом, исследовать культуру и декларируемые в ней ценности. Исходным пунктом в достижении этой цели является просмотр научно-популярных фильмов, посвященных культурным особенностям определенных групп. Пинтеритс и Аткинсон (Pinterits & Atkinson, 1998) приводят перечень фильмов, которые могут помочь консультантам понять особенности различных культур и ощутить как бы изнутри проблемы этих культур. Третьим вопросом в мультикультуральном консультировании является понимание закономерностей функционирования культурных систем и механизмов их влияния на поведение. Консультанты, получавшие знания и обучавшиеся, находясь внутри культурной системы, по всей вероятности, смогут эффективнее помочь представителям данной культурной группы. Эти консультанты способны принять специфическую точку зрения клиентов и подобрать подходящие способы вмешательства, не теряя при этом ощущения личностной целостности. Такой вид культурной сенситивности требует «активного участия со стороны практикующего специалиста», включая самопознание (Brinson, 1996, р. 201). Четвертая проблема мультикультурального консультирования состоит в обеспечении эффективного консультирования, независимо от культурных различий. Сью (Sue, 1978) выработал пять принципов эффективного кросскультурного консультирования. 1. Консультанты должны признавать, что ценности и убеждения, которые разделяют представители другой культуры, относятся к допустимому и желательному человеческому поведению. Более того, они должны уметь реализовывать это понимание в соответствующих чувствах и поведении.
2. Консультанты должны разбираться в особенностях разных теорий и традиций консультирования, имеющих отношение к культурным и родовым различиям. Не существует методов консультирования, полностью свободных от особенностей культуры. 3. Консультантам необходимо понимать социально-политическую среду, которая повлияла на жизнь представителей меньшинств. Люди являются продуктом той среды, в которой они живут. 4. Консультантам нужно уметь понимать точку зрения своих клиентов и не сомневаться в ее легитимности. 5. Консультанты должны оставаться настоящими эклектиками в практике консультирования. Они должны уметь использовать широкое разнообразие умений в процессе консультирования и применять особенные методы консультирования для людей со специфическим образом жизни и опытом.' Примерный перечень фильмов, посвященных проблемам различных меньшинств
Источник: The Diversity Video Forum: An Adjunct to Diversity Sensitive Training in t Classroom, by E. J. Pinterits and D. R. Atkinson, 1998 Counselor Education a Supervision, 37, p. 213-214.
Сью (Sue, 1978) далее предлагает структуру мультикультурального консультирования, основанную на двумерной модели. На горизонтальной оси располагаются показатели локуса контроля, на вертикальной – локуса ответственности (рис. 4.1). Четыре квадранта представляют виды и степени возможных взаимодействий этих переменных.
Рис. 4.1. Графическое представление разнообразия возможных взглядов на мир Источник: «Counseling across cultures», by D. W. Sue, 1978. Personnel and Guidance Journal, 56, 460. Последняя из рассматриваемых проблем мультикультурального консультирования связана с разработкой и применением теорий консультирования. Культуральные предрассудки свойственны консультантам, принадлежащим как к доминирующей культуре, так и к меньшинствам (Wendel, 1997), и до недавнего времени проникали в теории консультирования. Для того чтобы бороться с культурно ограниченными теориями консультирования и помочь преодолеть подобные ограничения, Мак-Фадден (McFadden, 1993) и ряд ведущих теоретиков консультирования предложили способы коррекции теорий и методов, разработанных раньше, чем сложились какие-либо представления о потребности в мультикультуральном консультировании. Модель, которую предлагает Мак-Фадден, представляет собой транскультуральную точку зрения, фокусирующуюся на трех главных сферах, которые должны быть освоены консультантами: культурно-исторической, психосоциальной и научно-идеологической. В культурно-исторической сфере консультанты должны обладать знаниями о культурных особенностях клиентов. В психосоциальной сфере консультантам для полноценного взаимодействия с клиентами необходимо понимать их этнические, расовые и социально-групповые особенности деятельности, речи или поведения. Наконец, в научно-идеологической сфере консультанты должны пользоваться возможностями различных подходов в работе с проблемами, обусловленными региональными, национальными и интернациональными факторами. В последнее время все более популярным становится разъяснение особенностей существующих теорий и их возможностей при работе с конкретными группами населения или отдельными проблемами (например, Corsini & Wedding, 1989; Sue, Ivey & Pedersen, 1996; Vontress, 1996). Одним из подходов, которые, подобно транскультуральной модели Мак-Фаддена, носят холистический характер и могут быть применимы в работе с представителями «любой культуры или социально-экономической группы», является экзистенциалистское консультирование (Ерр, 1998, р. 7). Как теоретический подход, оно направлено на исследование проблем смысла и межличностных отношений, а также других фундаментальных вопросов, связанных с человеческой жизнью и смертью.
Еще одним впечатляющим достижением мультикультурального консультирования является появление особого внимания к теориям, специально предназначенным для работы с представителями разных культур (Lee, 1997). К примеру, на Западе в настоящее время все большее распространение получают традиционные восточные виды психотерапии, которые существуют уже на протяжении более чем 3 тысяч лет (Walsh, 1995). Многие из этих традиций подчеркивают значение экзистенциального и трансперсонального благополучия и развития в преодолении патологии, пропагандируют применение таких методов, как медитация и йога. Применяемые отдельно или в комплексе с другими методами, они оказывают благотворное воздействие на благополучие и личностный рост клиентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|