Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имущественные и неимущественные права авторов произведений




 

Действующее законодательство закрепляет за автором произведения ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. В законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) определено, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование).

Право авторства обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. Право авторства неотделимо от личности автора, является неотчуждаемым и непередаваемым ни по каким основаниям, в том числе по договору или по наследству. Эта норма содержится в Гражданском кодексе Республики Беларусь (п. 3 ст. 982) «право авторства неотчуждаемо и непередаваемо».

Право авторства является абсолютным и возникает с момента создания произведения. Абсолютный характер права авторства выражается, во-первых, в его объективности (как объективно существует само произведение, так и объективно авторство), во-вторых, в том, что все другие права, как личные неимущественные, так и имущественные, являются производными от него и, в-третьих, в обязанности всех других лиц воздерживаться от нарушения авторских прав.

Право авторства является международно признанной нормой. В соответствии с п. 1 ст. 6 bis «неимущественные права» Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений автор имеет право «требовать признания авторства; возражать против определенных изменений и других нарушающих права действий».

С правом авторства непосредственно связано право на имя. Это право возникает так же, как и право авторства, из самого факта создания произведения, но реализуется в отличие от права авторства лишь в случае обнародования произведения.

В соответствии с законодательством автор может реализовать свое право на имя тремя возможными способами:

1) указанием своего подлинного имени (полноту указания определяет сам автор) на экземпляре произведения;

2) обнародованием под вымышленным именем (псевдонимом);

3) опубликованием произведения без указания имени создателя, т.е. анонимно.

На практике большинство создаваемых произведений сопровождается указанием подлинного имени автора (авторов), однако нередки случаи публикации произведений под псевдонимом. Это широко распространено среди писателей, например, Демьян Бедный, Янка Купала, Якуб Колас, Козьма Прутков (под этим псевдонимом выступали трое авторов), Максим Танк и др.

Произведения, созданные несколькими лицами (соавторами), публикуются с указанием всех имен соавторов в согласованной ими последовательности либо в алфавитном порядке, иногда с согласия всех соавторов произведение может выйти в свет под именем одного или нескольких авторов, внесших наибольший вклад в создание произведения.

Опубликование произведения без указания имени автора (соавтора) не означает потери авторского права на имя. Однако в этом случае требуется доказательство авторства на анонимное произведение.

Право на защиту репутации означает право автора на обнародование произведения в таком виде, в котором он желает представить его обществу. Это право заключается и в том, что при публичном исполнении или ином использовании произведения без согласия автора нельзя вносить какие-либо изменения как в содержание произведения, так и в обозначение имени автора. Другими словами, за автором закреплено право сохранения своей творческой индивидуальности, и без его согласия невозможно вносить любые изменения (сокращать объем, изменять содержание отдельных частей в целях их улучшения, нарушать целостность произведения и др.).

Право на обнародование отнесено к одному из существенных неимущественных прав и обеспечивает автору возможность довести произведение до всеобщего сведения, т.е. осуществить публичное оглашение произведения.

Автор сам решает вопрос об обнародовании произведения, в том числе о времени, месте и способе публичного оглашения и, естественно, о готовности произведения для доведения до неопределенного круга лиц. Помимо воли автора никто не вправе заставить его обнародовать произведение. Что касается произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, то в соответствии с законом (п. 3 ст. 14) [3] автор не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем.

Законом определено, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных неимущественных прав на использование произведения.

Важнейшими имущественными правами автора являются право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия (ст. 16 закона [3]):

воспроизведение произведения;

распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;

прокат оригиналов или экземпляров;

импорт экземпляров произведения;

публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

публичное исполнение произведения;

передачу произведения в эфир;

иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

перевод произведения на другой язык;

переделку или иную переработку произведения.

Как определено ст. 4 закона [3], воспроизведение – это изготовление одного или более экземпляров произведения или объекта смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Следовательно, право на воспроизведение означает право на повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц.

Одним из способов использования произведения является его распространение. Право автора на распространение тесно связано с правом на воспроизведение, поскольку прежде чем произведение распространять, необходимо его изготовить в определенном количестве экземпляров. Распространением является продажа или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения.

Законом (ст. 16) также определено, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения.

Право на прокат произведения определено как предоставление во временное пользование оригинала или экземпляров произведения и имеет отношение к следующим видам произведений:

– компьютерным программам;

– базам данных;

– аудиовизуальным произведениям;

– нотным текстам музыкальных произведений;

– произведениям, воплощенным в фонограммах.

В то же время право на прокат не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и к аудиовизуальным произведениям, если их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений.

Право на импорт дает возможность автору разрешать или запрещать импорт экземпляров произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав. Этой нормой за автором закрепляется контроль за ввозом на территорию действия его прав экземпляров созданного им произведения, изготовленных за границей, и, таким образом, способствовать сокращению или предотвращению потоков контрафактной продукции через таможенные границы.

Право на публичный показ и право на публичное исполнение произведения законодательно отнесены к числу важных имущественных прав. Публичный показ означает представление произведения (преимущественно произведений изобразительного искусства) публике непосредственно или с помощью технических средств (например, телевидение, изображение на экране с помощью проекционного аппарата и т.п.).

Публичным исполнением является представление широкой публике произведения посредством игры, декламации, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Право на публичное исполнение относится преимущественно к музыкальным, драматическим, хореографическим и литературным произведениям.

Закон закрепляет за автором право разрешать или запрещать передачу в эфир и иное сообщение произведения для всеобщего сведения. Передача в эфир означает доведение произведения до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов, включая передачу сигналов через спутник. Передачей в эфир признается также прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

Автор имеет право разрешать или запрещать передачу в эфир не только посредством беспроволочной связи, но и по проводам и посредством кабельного телевидения. Во всех случаях произведение доводится до более широкой, чем обычно, аудитории.

Право на иное сообщение произведения для всеобщего сведения касается возможности автору разрешать или запрещать доведение произведения путем неограниченного допуска к нему представителей публики. Это связано прежде всего с правом автора разрешать или запрещать доведение своего произведения до всеобщего сведения через информационную сеть Интернет.

Автор или его правопреемник имеют право осуществлять или разрешать перевод произведения на другой язык. Это также является одной из форм использования произведения. Сами авторы редко переводят свои произведения на другой язык и пользуются, как правило, услугами тех организаций, которые намерены использовать его произведение в переводе. Автор в этом случае дает соглашение на перевод, а организация принимает на себя обязательство обеспечить качественный перевод произведения.

Право на перевод признается Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. В соответствии с п. 3 ст. 2 переводы литературного или художественного произведения «охраняются наравне с оригинальными произведениями без ущерба правам автора оригинального произведения».

К исключительному праву автора относится право на переделку или иную переработку произведения. Это право он может реализовать самостоятельно или разрешать переработку своего произведения другим лицам. Создаваемые в результате творческой переработки произведения становятся новыми объектами авторского права. Право на переработку произведения относится к всем видам переработки.

При этом автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства или при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором (ст. 2 закона [3]).

Автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения (ст. 16 закона). При перепродаже произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей писателей и композиторов (через галерею, художественный салон, магазин, аукцион и т.д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере пяти процентов перепродажной цены (право следования) (ст. 17 закона). Этой нормой закона защищаются права авторов, которые продают свои произведения различного рода посредникам зачастую дешевле их реальной стоимости. Право на получение вознаграждения в этом случае «следует» за произведением при его переходе к другому владельцу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...