Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания




 

Товарные знаки широко используют во всем мире и играют важную экономическую роль в маркетинге и торговле. Товарный знак позволяет обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке. Ценность товарного знака состоит в том, что он способствует завоеванию репутации производителя товара, стимулирует спрос на соответствующие товары и позволяет конкурировать с аналогичными товарами других производителей. Использование товарных знаков дает возможность быстрее ориентироваться относительно происхождения товара, содействует борьбе производителей за его качество. Эффективная система охраны товарных знаков способствует защите потребителей от различных форм недобросовестной торговли и в определенных условиях может явиться единственным средством защиты прав потребителя.

Одновременно с товарами в сфере торговли обращаются и услуги. Их предоставляют туристические фирмы, рекламные агентства, транспортные и страховые компании, гостиницы, рестораны, авиалинии, прачечные, химчистки и т.п. Эти предприятия используют в качестве отличительного знака «знаки обслуживания».

С помощью товарных знаков и знаков обслуживания возможно опознать товары и услуги, не отвечающие требованиям стандартов, что весьма важно для контролирующих государственных органов, которые отвечают за проверку качества. Регистрация товарных знаков является полезным источником статистической и экономической информации для органов государственного управления.

В ст.1 закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» [7] дано следующее определение товарного знака и знака обслуживания: «Товарный знак и знак обслуживания – обозначение, способствующее отличию товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц».

В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, буквенные, цифровые, изобразительные, трехмерные, включая форму товара или его упаковку, другие обозначения и их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Словесные знаки находят свое выражение в определенном слове, например: «Элема», «Фея», «CASIO». Словесный товарный знак может быть зарегистрирован как в виде фантазийных слов, так и слов общепринятой лексики, например: «Ветразь», «ДИФОР», «ТОРИМЭКС», словосочетаний «Express hotline», «Вечерний город», предложений «Отведи душу».

«Буквенные» товарные знаки регистрируются в виде сочетания букв: «IBM», «BP», «UFT», цифровые – соответственно в виде набора цифр, например: «777», «88», «555».

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем. Это различные символы, изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов (например, изображение льва для автомобилей французской фирмы «Пежо»). Они строятся на использовании броских, лаконичных графических элементов.

Трехмерные или объемные товарные знаки имеют три измерения, длину ширину и высоту. Например, коробки для сигарет, флаконы для духов.

Комбинированные товарные знаки представляют собой различные сочетания словесных и изобразительных элементов. Композиция таких знаков может представлять собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и букв и т.п.

Товарные знаки выполняют следующие основные функции:

а) отличительная, служащая для обозначения производителя товара или организации по оказанию услуг;

б) средства индивидуализации товаров и услуг. С помощью товарного знака различают также однородные товары, например сигареты «ВТ» и «Орбита»;

в) стимулирующая или качественная. Товарный знак свидетельствует о качестве продукции, выпускаемой конкретным предприятием или фирмой. Так, например, мировой известностью пользуется спортивная одежда фирмы «Adidas», обувь фирмы «Salamandra», напитки фирмы «Coca-Cola», корсетные изделия фирмы «Milavitza» и т.д.;

г) рекламная. Обеспечение прав на товарный знак позволяет осуществлять необходимую рекламную работу. Не случайно поэтому фирмы платят крупные денежные суммы за изображения их товарных знаков в местах проведения спортивных и зрелищных мероприятий;

д) культурно-просветительная, способствующая эстетическому воспитанию, распространению знаний.

Право на товарный знак и знак обслуживания охраняется государством. На основании решения о регистрации товарного знака патентный орган производит его регистрацию в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет знака, исключительное право владельца на товарный знак (знак обслуживания) в отношении товаров (услуг), указанных в свидетельстве, и содержит изображение знака.

Не допускается регистрация товарных знаков:

а) не имеющих признаков различия;

б) вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

в) являющихся общепринятыми символами и терминами.

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники, представляющие собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

Все вышеуказанные обозначения могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

являющихся ложными или способных ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя. К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности;

представляющих собой или содержащих указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.

Основаниями для отказа в регистрации являются обозначения, тождественные или схожие до их смешения с:

– товарными знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом в отношении однородных товаров;

– товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

– товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

– Регистрация сходных до степени смешения обозначений может допускаться при условии представления письменного согласия владельца такого знака.

– Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

– известные на территории Республики Беларусь в отношении однородных товаров фирменные наименования (или их части), принадлежащие другим лицам;

– промышленные образцы, права на которые в Республике Беларусь принадлежат другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

– наименования мест происхождения товаров, охраняемых в Республике Беларусь;

– названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства, цитаты или их персонажи, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя (обладателей) авторского права или его (их) правопреемника (правопреемников);

– фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников;

– знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке.

Заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) подается юридическим или физическим лицом в патентный орган самостоятельно или через патентного поверенного.

Заявка должна относиться к одному товарному знаку и содержать:

– заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также места его нахождения или места жительства;

– заявляемое обозначение;

– перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

К заявке должны быть приложены:

– документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;

– документ, удостоверяющий полномочия патентного поверенного, если через такового подается заявка.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в патентный орган. Приоритет может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности, если в патентный орган заявка поступила в течение шести месяцев с даты подачи. Приоритет может быть установлен по дате начала открытого показа знака, помещенного на экспонатах и на официальных или официально признанных международных выставках на территории одного из государств-участников Парижской конвенции (выставочный приоритет), если заявка подана в патентный орган в течение шести месяцев после указанной даты. Приоритет товарного знака может также устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию знака в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Экспертиза заявки на регистрацию товарного знака осуществляется патентным органом и включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

По результатам экспертизы выносится решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Регистрацию товарного знака в Государственном реестре патентный орган производит в течение месяца с даты получения документа об оплате установленной пошлины.

Законом «О товарных знаках и знаках обслуживания» (ст. 18) предусмотрено право на регистрацию коллективного знака. Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, публикуются в официальном бюллетене в течение трех месяцев после даты регистрации в Госреестре.

Юридические и физические лица вправе зарегистрировать товарный знак в иностранном государстве или произвести его международную регистрацию в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

 

Географические указания

 

В соответствии с законом Республики Беларусь «О географических указаниях», принятым 17 июля 2002 года, под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

Географическое указание как объект промышленной собственности включает в себя понятия «указание происхождения товара» и «наименование места происхождения товара».

Указание происхождения – это наименование, выражение или знак, указывающие, что изделие или услуга имеют свое происхождение в стране, регионе или конкретном месте (например, сделано в Беларуси). В законе [8] дано следующее определение: «указание происхождения товара – обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара». Указание происхождения товара может быть представлено в виде названия географического объекта или изображения. Географический объект – страна, населенный пункт, местность.

В соответствии с законом указание происхождения не подлежит государственной регистрации.

Наименование места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов. К иным факторам относятся, например, людские факторы, т.е. долголетний опыт и производственные традиции.

Обозначением, регистрируемым в качестве наименования места происхождения товара, может быть официальное современное название географического объекта, историческое название этого объекта.

Использование наименования места происхождения правомерно только для определенного круга лиц или предприятий, расположенных в соответствующем географическом районе, и только в связи с конкретными изделиями или продуктами, происходящими из этого географического района (например: «Бордо», «Ессентуки», «Боржоми», «Хохлома» и т.п.).

Указание происхождения и наименования места происхождения определяет источник или происхождение изделия (продукта), для которого они используются. Однако, если указание происхождения определяет лишь источник происхождения изделия, наименование места происхождения указывает дополнительно на характерные качества товара, обусловленные географическим районом его происхождения, фигурирующим в наименовании. Наименование места происхождения всегда является географическим названием.

Регистрации с предоставлением права пользования подлежит наименование места происхождения товара.

Заявитель может подать:

– заявку на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара;

– заявку на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара.

В соответствии с законом «О географических указаниях» заявка должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка должна содержать:

– заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара с указанием заявителя (заявителей), а также его местонахождения или местожительства (далее – заявление);

– заявляемое обозначение;

– указание товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, при этом должны указываться только действительно выпускаемые товары, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов;

– указание места производства товара (границ географического объекта);

– описание особых свойств товара.

К заявке должны быть приложено: заключение компетентного органа о том, что заявитель находится в указанном в заявке географическом объекте и производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.

Экспертиза заявок на наименование места происхождения товара осуществляется патентным органом.

На основании решения экспертизы производится регистрация наименования места происхождения товара в Государственном реестре и выдача свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.

Свидетельство действует в течение десяти лет с даты подачи заявки, срок действия его может быть продлен на десять лет при сохранении условий, дающих право на пользование местом происхождения товара. Продление возможно неограниченное число раз.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах, а также иным образом в связи с введением товара в гражданский оборот.

Владелец свидетельства может проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесных обозначений – «наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное наименование места происхождения товара».

 

Фирменные наименования

 

Парижская конвенция по охране промышленной собственности ст. 1(2) относит фирменные наименования к одному из охраняемых объектов промышленной собственности. Причем фирменное наименование может охраняться без обязательной подачи заявки или регистрации (ст. 8а Конвенции). В Республике Беларусь пока не принят Закон о фирменных наименованиях и их правовая охрана осуществляется на основании использования фирменного наименования в гражданском обороте.

Фирменное наименование – это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в тождественной или сходной области предпринимательства или в других областях деятельности.

Фирменное наименование может состоять из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. В то время как товарные знаки служат для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого, наименование фирмы идентифицирует все предприятия безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке, и является символом репутации фирмы. Фирменное наименование является ценным активом фирмы и в то же время носителем полезной информации для потребителей.

Фирменное наименование является гарантией качества продукции и услуг предприятия. По мере его использования фирма или предприниматель начинают выделяться среди своих конкурентов, приобретают большую известность среди потребителей. Фирменное наименование становится мощным рекламным средством предприятия.

Право на фирменное наименование имеет юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, независимо от организационно-правовой формы или формы собственности. В Республике Беларусь право на фирменное наименование возникает с момента регистрации предприятия в установленном порядке (облисполкомами, горисполкомами). Фирменное наименование заносится в Госреестр, закрепляется уставными документами и воспроизводится на печатях предприятия.

Юридическое лицо, предпринимательская деятельность которого зарегистрирована, имеет исключительное право на свое фирменное наименование. Это право не ограничено временем действия, т.е. является бессрочным, и прекращается вместе с ликвидацией именуемого им предприятия.

Фирменное наименование рассматривается как неотчуждаемое имущественное право.

Передача права на фирменное наименование новому владельцу возможна только одновременно с продажей предприятия (коммерческой организации). Продавец не может создавать новую коммерческую организацию с фирменным наименованием, тождественным или сходным до степени их смешения с проданным, если создаваемая организация осуществляет свою деятельность в сходной области предпринимательства.

Использованием фирменного наименования могут являться:

– воспроизведение фирменного наименования на официальных бланках предприятия, его печатях, штампах, товарах, на упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, печатных изданиях и т.п.;

– отражение фирменного наименования в вывеске, указывающей на место расположения органа управления предприятием;

– указание фирменного наименования в подписи, употребляемой в документах владельца, исходящих от предприятия;

– применение фирменного наименования в качестве элемента товарного знака на продукции, облегчающее потребителю ее нахождение и идентификацию;

– применение фирменного наименования в рекламных средствах, на ярмарках и выставках при демонстрации экспонатов, производимых владельцем.

Владелец зарегистрированного фирменного наименования имеет исключительное право использовать фирменное наименование и распоряжаться им, а также запрещать использование фирменного наименования другим лицам.

Никто не может использовать охраняемое в Республике Беларусь фирменное наименование любого юридического лица без разрешения владельца.

Фирменное наименование, используемое юридическим лицом в гражданском обороте без его государственной регистрации, охраняется государством от противоправных действий третьих лиц на основании гражданского законодательства. Использование фирменного наименования в гражданском обороте без его государственной регистрации не может служить препятствием для подачи заявки на регистрацию этого фирменного наименования его пользователем в последующем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...