Бескорыстно служить делу мира.
Признаком надежды служит констатация того, что, несмотря на многочисленные и серьезные препятствия, ежедневно продолжают развиваться мирные начинания и проекты благодаря бескорыстному сотрудничеству множества людей. Мир - это постоянно созидаемое здание. В его строительстве принимают участие: - родители, которые в лоне семьи живут и свидетельствуют о мире, воспитывая своих детей в духе мира; - преподаватели, умеющие передавать подлинные ценности, присутствующие в любой отрасли знания и в историческом и культурном наследии человечества; - трудящиеся, занятые в перенесении их вековой борьбы за достоинство труда на новые ситуации, которые, на международном уровне, требуют справедливости и солидарности, - правители, ставящие в центр политической деятельности, как своей собственной, так и своих стран, твердую и убежденную решимость в продвижении мира и справедливости; - те, кто в международных организациях действует, зачастую со скудными средствами, на первой линии, там, где быть ''творцами мира" - рискованно даже и для их личной безопасности; - члены неправительственных организаций, которые - своими исследованиями и действиями, в самых разных частях света и в самых невероятных ситуациях - посвящают себя предотвращению и решению конфликтов; - верующие, убежденные в том, что подлинная вера никогда не может быть источником войн или насилия, поддерживают путем экуменического и межрелигиозного диалога идеалы мира и любви. Моя мысль устремляется особенно к вам, дорогие молодые люди, к вам, которые особым образом испытывают на себе благословение жизни, и ваш долг состоит в том, чтобы не расходовать его попусту. В школах и университетах, на рабочих местах, на досуге и при занятиях спортом, во всех ваших занятиях, руководитесь этой постоянной мыслью: мир внутри и вне вас, мир всегда, мир со всеми, мир для всех.
Тем молодым людям, которые, к сожалению, познали трагический опыт войны и испытывают чувства ненависти и неприязни, я обращаюсь с мольбой: делайте все возможное для того, чтобы вновь обрести путь примирения и прощения. Это трудный путь, но единственный, который позволит вам смотреть в будущее с надеждой для вас, ваших детей, ваших стран и всего человечества. Папа Иоанн XXIII, в одной из своих последних речей, ещё раз обратился "к людям доброй воли", чтобы призвать их к посвящению себя программе мира, основанной на "Евангелии послушания Богу, милосердия, прощения". И он добавил: ''Тогда, вне всякого сомнения, сияющий факел мира пройдет свой путь, возбуждая радость и изливая свет и благодать в сердца людей на всей поверхности земли, позволяя им открыть, вне всяких границ, лица братьев, лица друзей" (По случаю вручения Премии Бальзан (10 мая 1963): ААS 55(1963), 455). Желаю и вам, молодое поколение 2000 года, открывать для себя и для других лица братьев и лица друзей! В этот Юбилейный Год, когда Церковь будет молиться о мире с особыми прошениями, мы обращаемся с сыновним почитанием к Матери Иисуса, призывая Её как Царицу мира, дабы Она щедро одарила нас дарами Своей материнской доброты и помогла роду человеческому стать единой семьей, в духе солидарности и мира.
Официальный перевод с лат. Источник: «Свет Евангелия» - 2000. - 9 янв. - № 2 (248).
Приложение 9
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее время англикане объединены в 40 "поместных церквей"[1]. В большинстве случаев они называются: "англиканскими", реже — "епископальными". Первое именование указывает на место возникновения этого реформационного исповедания, второе — на один из важнейших аспектов англиканства — наличие епископата, который, по мнению самих англикан, является "историческим" и восходит к Апостолу Англии святому Августину (основание Церкви в Англии традиционно датируют 597 годом[2]).
Какие принципы являются основополагающими для англиканства? В 1888 г. на Ламбетской конференции был принят документ, указывающий четыре основных требования, необходимых для вхождения в англиканское сообщество. От вступающих сюда требуется признание: 1. Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия; 2. Никейского Символа веры как достаточного изложения христианской веры; 3. двух таинств — Крещения и Евхаристии, — совершаемых с правильными словами и действиями, установленными Иисусом Христом; 4. исторического епископата[3] [3]. Данные четыре пункта должны приниматься всеми церквами, являющимися членами англиканского сообщества. Однако даже эти условия принимаются некоторыми "поместными церквами" с существенными оговорками. Некоторые из них, например, признают так называемые "Апостольский" и "Афанасьевский" Символы веры наравне с Никейским. Другие признают три, а не два таинства и т. д. Подобные требования, на первый взгляд, свидетельствуют о том, что в англиканстве существует определенная догматическая система. Однако на самом деле упомянутые принципы полностью перечеркиваются признанием "свободы веры", что в реальности свидетельствует скорее об отсутствии у англикан четкой вероучительной системы. Это касается даже основных моментов христианского учения. Отсутствие в англиканстве цельной догматической системы приводит к появлению таких работ, как книга епископа Робинсона "Быть честным с Богом" ("Honest to God", 1964. John A. C. Robinson, Bishop Woolwich), в которой автор утверждает, что Иисус Христос не является Богом, и отрицает бытие личностного Бога вообще. Причем характерно, что такие явно антихристианские взгляды одного из епископов ни разу не подверглись осуждению со стороны официальных руководящих структур англиканской церкви. Отсутствие единого вероучения в англиканстве является следствием отсутствия единого авторитетного органа, способного постановлять в делах веры. Даже постановления Вселенских Соборов в англиканстве не признаются (хотя некоторые англикане первые четыре Собора считают весьма авторитетными).
Вследствие отсутствия единого и обязательного для всех вероучения внутри англиканского сообщества существует самый широкий плюрализм. В связи с этим в англиканстве можно выделить такие наиболее крупные направления: 1. "Англо-католики", или "Оксфордское движение". приверженцы в вопросах вероучения тяготеют к католицизму и готовы признавать все католические догматы, вплоть до учения о непогрешимости папы. Однако сдерживающим фактором в отношениях с католической церковью является нежелание католиков признавать законность англиканского епископата. В то же время существует небольшая группа англо-католиков, которые тяготеют к Православию. 2. "Высокая церковь". Консервативная фракция в англиканстве. Приверженцы "Высокой церкви" придерживаются традиционных форм англиканства в области вероучения и обрядов. Дальнейшее развитие логики консерватизма привело к выделению из "Высокой церкви" англо-католического движения. 3. "Низкая церковь", или "Евангелики". Приверженцами этого направления являются в основном англикане радикального протестантского направления, признающие учение об оправдании верой и о Библии как единственном источнике вероучения. 4. Модернисты. Представители этого направления отрицают самые основы христианства как богооткровенной религии. В наше время это направление доминирует в англиканском сообществе. 5. Епископальная Церковь США. Эту поместную церковь можно выделить как отдельное направление в англиканстве, поскольку она всегда отличалась рядом существенных особенностей. В целом близка к "Низкой церкви" и модернистам.
Выделение в англиканстве данных направлений является достаточно условным. Сами англикане зачастую, даже осознавая различия между собой, более дорожат внешним единством, основанным на веротерпимости. Ее основой, по мнению англикан, является представление о том, что главное в христианстве — это нравственное учение, тогда как догматическая сторона — второстепенна, если вообще нужна. Англикане видят в такой нечеткости своего вероучения одну из наиболее привлекательных черт своего исповедания. Порочность подобного подхода очевидна: с православной точки зрения, нравственное учение, лишенное своего источника, обречено на деградацию. Это наглядно подтверждают данные статистических исследований, проведенных в Великобритании. Согласно опросам, Библию хотя бы раз в год читали только 13% британцев, а 60% — вообще никогда не читали Священное Писание[4]. Не менее поражает официальная точка зрения англикан по вопросу о гомосексуальных отношениях: Ламбетская конференция 1998 г. признала подобные отношения допустимыми[5]. Для достижения формального единства среди англикан существует определенная система взаимообщения поместных церквей. Ее можно представить следующим образом: Во главе системы стоит архиепископ Кентерберийский (внастоящее время 103-м архиепископом Кентерберийским является доктор Джордж Кэри (dr. George Carey), возведенный на кафедру в 1991 году). Он считается главой всего англиканского сообщества. Однако это главенство является скорее номинальным. Фактически власть архиепископа Кентерберийского распространяется только на территорию Англии, но и здесь ограничена (если не сказать — полностью контролируется) парламентом Англии. Только три обязанности, возложенные на архиепископа Кентерберийского, свидетельствуют о его лидирующей роли в англиканском мире: 1. право созывать раз в десять лет Ламбетскую Конференцию англиканских епископов всего мира и председательствовать на ней; 2. право председательствовать на съездах примасов поместных церквей; 3. право занимать должность президента т.н. "Консультативного совета англикан". Причиной того, что архиепископ Кентерберийский играет относительно слабую роль внутри англиканского сообщества, является англиканское учение о священстве. Хотя вернее было бы говорить о его отсутствии в официальных англиканских документах, несмотря на то, что англикане сохранили трехстепенное деление клира. Как уже отмечалось, англикане подчеркивают существование в их церкви епископата, восходящего к иерархии, которая берет свое начало от святого Августина, и считают, что этот факт засвидетельствован церковной историей. Однако при этом англикане считают, что епископат (и священство вообще) следует сохранять не как богоустановленное и существенно необходимое условие бытия Церкви, а как нечто полезное и содействующее церковному единству и порядку. В англиканском богословии даже существует афоризм, хорошо описывающий положение епископата в англиканстве: "Епископат нужен не для бытия, но для благобытия церкви". Все это свидетельствует только об одном: в англиканском сообществе епископат (священство) занимает специфическое положение, которое легче всего сравнить с государственной должностью. Для характеристики англиканского "священства" существенным является также и такой исторический факт: в XVII в. в ряды англиканских священников были приняты многие лица, не имевшие рукоположения от епископов, — в силу простого постановления парламента.
Ламбетские конференции (Lambeth Conference) также играют весьма важную роль в структуре англиканского сообщества. Ламбетские конференции представляют собой съезды епископов, которые, начиная с 1867 г., каждые десять лет собираются под председательством архиепископа Кентерберийского. Свое название эти конференции ведут от Ламбетского дворца (Lambeth Palace) резиденции архиепископа Кентерберийского в Лондоне. Первая конференция под председательством архиепископа Лонгли (Longley) собрала 76 епископов. С 1978 г. место проведения конференций было перенесено в Кентербери: причиной переноса явилось слишком большое количество епископов, участвовавших в конференции 1978 г. В 1998 г. состоялась 13-я по счету конференция, на которой присутствовало 750 епископов, представлявших большинство англиканских "поместных церквей". Ламбетские конференции, занимающиеся рассмотрением богословских, социальных и политических вопросов, нельзя считать даже аналогом соборов, так как их постановления носят не обязательный, но рекомендательный характер. Примасы (Primates) — предстоятели англиканских "поместных церквей". Начиная с 1979 года примасы собираются каждые два-три года для консультаций по наиболее актуальным вопросам и отчасти — для подготовки материалов предстоящих Ламбетских конференций. Консультативный совет англикан (The Anglican Consultative Council) — международная ассамблея англикан, собирающая вместе епископов, пресвитеров, диаконов и мирян для обсуждения проблем, возникающих в англиканском сообществе и мире. Совет был образован во исполнение резолюции Ламбетской конференции 1968 г., которая предписывала сделать более частыми и более представительными контакты между англиканскими церквами в промежутках между Ламбетскими конференциями, дополняя и расширяя деятельность последних. В октябре 1969 был созван первый Консультативный совет англикан. С тех пор он собирается каждые два-три года. Местом его проведения являются различные государства, в которых существуют "поместные церкви" англикан. Для примера можно привести следующий перечень вопросов, которые в разное время становились объектом рассмотрения на Ламбетских конференциях, встречах примасов и ассамблеях Консультативного совета: партнерство миссий; сотрудничество диоцезов; экуменический диалог (с лютеранами, дохалкидонитами, православными, кальвинистами, католиками); литургические консультации; богословские консультации и т.п. Чтобы лучше представить, что являет собой современное англиканство, следует несколько углубиться в историю этого вероисповедания. Англиканство появляется в XVI в. Король Англии Генрих VIII Тюдор (1509-1547) первоначально был католиком. Ему не удалось добиться у папы Климента VII согласия на уменьшение размеров сбора, взимавшегося для строительства собора святого Петра в Риме, и разрешения на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской (теткой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина ранее была замужем за братом Генриха VIII. Прожив с Екатериной 17 лет, Генрих VIII увлекся фрейлиной своей супруги Анной Болейн, что побудило его искать расторжения брака с Екатериной. Папа Климент VII отказался аннулировать брак, а архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, примас римско-католической церкви Англии, расторгнул брак Генриха VIII с Екатериной в 1533 году. Затем Кранмер благословил брак Генриха с Анной Болейн. Одновременно с этим Английская церковь вышла из подчинения папе. Вскоре после этого в 1534 году парламент Англии объявил короля единственным верховным главой церкви на территории Англии. Епископы должны были просить у короля подтверждения своих церковных прав. Два родоначальника англиканства — Генрих VIII и архиепископ Кранмер — стояли на разных позициях относительно дальнейшего пути развития Английской церкви. Кранмер был склонен вести церковь по лютеранскому пути, а Генрих хотел сохранить католические вероучение и обрядность. Эти лежавшие у истоков англиканства две прямо противоположные концепции короля и архиепископа во многом объясняют современное состояние Англиканской церкви: разночтения по вопросам веры, обряда и проч. зародились на самых ранних этапах формирования этой протестантской конфессии. Когда Генрих VIII умер (1547) и на престол взошел его десятилетний сын Эдуард VI (1547-1553), влияние архиепископа Кранмера усилилось, следствием чего стало продолжение реформ в английской церкви. Вслед за изданным в 1539 г. под редакцией Кранмера английским переводом Библии в 1549 году впервые вышла "Книга общей молитвы" (The Book of Common Prayer). В 1552 году Кранмер при содействии Меланхтона издал Символ веры Англиканской церкви. Систематическим изложением англиканского богословия явились написанные Кранмером в 1552 году 42 члена вероучения, в основу которых были положены лютеранское "Аугсбургское исповедание" и некоторые положения кальвинизма. В 1553 году Эдуард VI скончался, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558). Мария исповедовала католицизм и известна под именем Марии Католички. Мария Тюдор объявила о возврате Английской церкви под власть папы и об искоренении всех последствий Реформации. В 1554 году Кранмер был осужден на сожжение и 21 марта 1556 года — после долгих истязаний — казнен. Во время правления Марии Тюдор около 200 протестантов были казнены, что дало повод называть ее Кровавой Марией. После смерти Марии Тюдор на престол взошла вторая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета I Тюдор (1558-1603). Во время правления Елизаветы I Реформация в Англии была восстановлена. Английская церковь вновь была изъята из юрисдикции Рима и поставлена в зависимость от королевской власти. В 1559 году Елизавета назначила на Кентерберийскую кафедру последователя Кранмера Матфея Паркера. При Елизавете I 42 члена англиканского вероучения были переработаны и сокращены до 39. В 1571 году эти 39 членов были утверждены парламентом Англии и подписаны епископатом Английской церкви. Дальнейшая история англиканства тесно связана с расширением Британской империи, что привело к распространению государственной церкви Англии и на всех территориях, входивших в состав империи. В XVII в. вследствие британской колонизации англиканство распространилось в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и США. В XVHI-XX вв. англиканство распространилось практически по всему миру (в странах Азии, Африки, Латинской Америки и т. д.). Большую роль при этом играла миссионерская деятельность церквей Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса.
Из истории англиканства видно, что со времени возникновения и до наших дней оно не имело общеобязательных догматических текстов (подобных по авторитетности постановлениям Вселенских Соборов). Тем не менее в англиканской церкви наличествуют определенные тексты, которые выражают основные положения англиканского вероучения. Прежде всего это "Книга Общей Молитвы" и прилагаемые к ней 39 так называемых "Членов религии" (Articles of Religion). "Книга общей молитвы" впервые была издана в 1549 году, после чего она была неоднократно пересмотрена. Одна из последних редакций была предпринята в 1928 г. Однако она не была принята всеми "поместными церквами". Так, например, в Англии до сих пор в употреблении остается текст "Книги общей молитвы" редакции 1662 г. По своей структуре "Книга..." является служебником, в состав которого введен ряд текстов догматического содержания, изложенных, впрочем, недостаточно ясно и определенно. С 1960-х гг. в англиканстве начался процесс модернизации обрядов, изложенных в "Книге общей молитвы", и богослужебного языка. Следствием этого стала публикация в 1980 г. нового издания — "Альтернативной богослужебной книги" (The Alternative Service Book). В настоящее время она пользуется в англиканском сообществе не меньшим авторитетом (хотя и не повсеместно), чем "Книга общей молитвы". Окончательная редакция "Альтернативной богослужебной книги" планируется к 2000 г., однако она уже используется в некоторых англиканских "поместных церквах". Говоря о наиболее характерных особенностях англиканского вероучения, отраженных в тексте "Книги общей молитвы" и прилагаемых к нему 39 "Членах религии", следует отметить, что между этими двумя источниками нет полного согласия. Это связано с тем, что "Члены религии" имеют более выраженный протестантский характер, чем текст "Книги...". При этом особый авторитет и даже, можно сказать, обязательность "Членов религии" утверждает так называемая "Декларация Его Величества", помещаемая в тексте "Книги...". Этой Декларацией король Англии объявляет о том, что "Члены религии" "содержат истинное учение Церкви Англии, согласное со Словом Божиим...". В тексте Декларации говорится: "Мы требуем от наших возлюбленных подданных продолжать единообразно их исповедывать и запрещаем малейшие отклонение от упомянутых Членов"[6]. Однако следует заметить, что такое значение "Членам религии" усваивается только в пределах Англии. В других "поместных церквах" они не имеют силы обязательного закона, да и в самой Англии в реальности подписывать их должны только члены клира. Тем не менее до сих пор ни одна англиканская "поместная церковь" не отвергла "Члены религии", и их можно рассматривать в качестве документа, отражающего вероучение всего англиканского сообщества. Среди наиболее ярких отличий англиканского вероучения, изложенного в "Членах религии", следует отметить следующие: 1. учение о исхождении Святого Духа от Сына так же, как и от Отца (V член); 2. отсутствие учения о Церкви как Теле Христовом (XIX член); 3. отрицание вероучительной непогрешимости Вселенских Соборов (XXI член); 4. признание в англиканской церкви только двух таинств — крещения и евхаристии (XXV член); 5. отсутствие призывания святых, что запрещается как католическое учение (XXII член); 6. отрицание почитания мощей (XXII член); 7. отрицание почитания святых икон (XXII член) и т. п. В англиканстве имеют место и иные отступления от учения Церкви, возникшие как вторичные следствия из ложных оснований, содержащихся в "Книге общей молитвы" и "Членах религии". В частности, примером подобного рода искажений может служить существующая в современном англиканстве практика рукоположения в священный сан женщин (с 1974 г. — во пресвитеры, а с 1988 г. — и во епископы). Для того чтобы получить более полное представление об англиканстве, можно подробнее ознакомиться с родоначальницей всего англиканского сообщества — церковью Англии. Свое начало она ведет с 1533 года. В настоящее время церковь Англии насчитывает около 26 миллионов приверженцев, что составляет приблизительно половину населения Англии. Главой церкви официально признается правящая королева (или король) Англии, которая назначает по согласованию с премьер-министром двух архиепископов, 108 епископов и 42 настоятелей соборов. Территориально в юрисдикцию церкви Англии входят: Англия, остров Мэн, острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш, острова Силли, часть Уэльса, а также диоцез континентальной Европы (Марокко, Турция и т. д.). Церковь Англии делится на две провинции: Северную провинцию возглавляет архиепископ Йоркский (в настоящее время — доктор Дэвид Хоуп (dr. David Hope)), Южную — архиепископ Кентерберийский (в настоящее время — доктор Джордж Кэри (dr. George Carey)). В состав Северной провинции входят 14 диоцезов. Южная насчитывает 39 диоцезов. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также ряд епископов (числом 24) являются членами парламента Великобритании. Роль парламента в жизни церкви Англии очень велика, так как ни один из важнейших вопросов церковной жизни не может быть разрешен без ратификации парламентом соответствующего решения церковных структур. Например, в редакции "Книги общей молитвы" от 1928 г. было предложено включить эпиклезу в чин евхаристии (англикане называют богослужение этого таинства "мессой", "Вечерей Господней", "Последней Вечерей", "Трапезой Господней"), однако парламент отверг это предложение, несмотря на то что почти весь епископат церкви Англии поддерживал это нововведение. Для предварительного решения важнейших вопросов, требующих ратификации парламентом (вероучительные, финансовые, а также вопросы устроения церкви и т. п.), и для ведения менее значимых дел в церкви Англии существует так называемый "Генеральный Синод" (General Synod), состоящий из избираемых раз в пять лет 574 членов — клириков и мирян. "Генеральный Синод" собирается дважды в год в Йорке или Лондоне. Как уже отмечалось, церковь Англии включает в себя две провинции, состоящие из 43 диоцезов; диоцезы же, в свою очередь, делятся на приходы. По широко распространенному в среде англикан выражению, приходы составляют "сердце церкви Англии". Каждый приход управляется священником, обычно именуемым "викарием" или "ректором". Церкви Англии в настоящее время принадлежат 42 собора и 16 тыс. церквей (из них 13 тыс. являются архитектурными памятниками). Статистические данные последних лет показывают[7], что число людей, желающих вступить в церковь Англии, уменьшается на 5 тысяч человек ежегодно, а соотношение числа принявших крещение и конфирмацию показывает, что после принятия крещения к совершаемой позднее конфирмации приступает только каждый пятый. Число лиц, принявших в церкви Англии священный сан в 1998 году, на 15 % (460 человек) выше аналогичной цифры за предыдущий год. Соотношение этих данных свидетельствует не в пользу той ситуации, которая в последние годы сложилась внутри церкви Англии: при увеличении числа служителей церкви количество воцерковленных и крещеных людей с каждым годом уменьшается. Частично это происходит вследствие оттока людей в другие конфессии, но главной причиной этого все же является равнодушное отношение большинства современных англичан к церковной жизни. Даже поверхностное рассмотрение современного англиканства приводит к мысли о том, что современная англиканская церковь находится на значительно большем удалении от Православия, чем это было, например, 70 лет назад, когда между Православной Церковью и англиканами велись межконфессиональные переговоры: в 1922 г. — с Константинопольским Патриархатом, в 1923 г. — с Иерусалимской и Кипрской, в 1930 г. — с Александрийской Православными Церквами и т.д.).
Источник: Третьяков А. Современное положение и состояние Англиканской Церкви// Богословский сборник. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Выпуск IV. – М., 1999. – С. 318-331. Приложение 10 ЛЮТЕРАНСТВО Лютеранство — одно из основных направлений в протестантизме, восходящее к учению М. Лютера. Церкви, относящиеся к этому направлению, называются лютеранскими, евангелическо-лютеранскими, Церквями Аугсбургского исповедания верыи др. В настоящее время в мире насчитывается около 60 млн. лютеран, объединенных в 140 региональных лютеранских Церквей. Единство лютеранства как направления основано на общих вероучительных положениях, представленных прежде всего в «Малом катехизисе» Лютера и в Аугсбургском исповедании веры (1531). Несмотря на отлучение Лютера от Католической Церкви и эдикт императора Священной Римской империи Карла V, повелевавший преследовать его сторонников как еретиков (1521), реформаторские усилия Лютера нашли поддержку ряда германских князей, которых он признал «высшими епископами», ответственными за состояние Церкви на подвластных им территориях и за ее реформу «согласно Евангелию». Тем самым реформированная Церковь с самого начала представляла собой совокупность независимых территориальных Церквей. Усилия Карла V по восстановлению религиозного единства в Германии не достигли цели. В результате войн между Карлом V и князьями-лютеранами был заключен Аугсбургский религиозный мир (1555), официально признавший лютеранство в Священной Римской империи и закрепивший право князей определять конфессию своих подданных по принципу «чья власть, того и вера», впоследствии подтвержденному -Вестфальским миром (1648). Уже в начале 1520-х гг. лютеранство распространилось в Прибалтике, где было поддержано магистратами многих крупных городов. В 1525 г. великий магистр Альбрехт Бранденбургский осуществил реформацию на территории Тевтонского ордена, преобразовав его в светское герцогство Пруссию. В скандинавских странах лютеранство было введено монархами, провозгласившими себя главами Церквей. В 1536 г. король Дании, Норвегии и Исландии Кристиан III сместил епископов и назначил на их место суперинтендентов, а в 1537 г. ввел в этих странах разработанный сподвижником Лютера И. Бугенхагеном церковный устав. Напротив, были сохранены посты епископов и апостольское преемство в Шведской Церкви, реформу которой начал в 1527 г. король Густав I Ваза в сотрудничестве с учениками Лютера — проповедниками У. Петри (в Швеции) и М. Агриколой (в зависимой от Швеции Финляндии). В Чехии лютеранство было воспринято большой частью гуситов. Значительные группы лютеран образовались также в Польше и Венгрии. После смерти Лютера среди его последователей шла бурная полемика по многим пунктам вероучения. В частности, выделялись течения «гнезиолютеран» (или «подлинных лютеран»: Н. фон Амсдорф, М. Флаций), которые отстаивали необходимость буквального следования Лютеру, и «филиппистов» (последователей Филиппа Меланхтона), в ряде вопросов стремившихся к компромиссу с католиками, а иногда - с кальвинистами. Полемика подрывала целостность лютеранства; осознававшие это представители обоих течений в конечном итоге пришли к компромиссной «Формуле согласия»(1577). В 1580 г. был выпущен сборник наиболее авторитетных для лютеран вероисповедных документов — «Книга согласия», куда вошли Апостольский, Никео-Константинополъский и Афанасьевский символы веры, Большой катехизис и Малый катехизис Лютера, Аугсбургское исповедание веры, составленная Меланхтоном «Апология Аугсбургского исповедания веры», Шмалькальденские статьи Лютера, трактаты Меланхтона «О власти» и «Первенство Папы» и, наконец, «Формула согласия». «Книга согласия» стала основой для построения в XVII в. т.н. ортодоксального лютеранского богословия, в котором в существенной степени был использован понятийный аппарат богословия Средних веков и Контрреформации. Лютеранская ортодоксия приобрела классическую форму в девятитомном сочинении И. Герхарда «Богословские источники» (1622). Важной целью данного направления была апология Лютера и его учения как максимально приближающегося к Евангелию: этой теме было посвящено, в частности, сочинение Э. Хунния «О призвании блаженного Лютера».В то же время Г. Каликст развивал концепцию общецерковной традиции, в частности, тезис о «500-летнем согласии», существовавшем по вопросам вероучения в первые пять веков истории христианства. Это направление богословия, однако, подверглось обвинениям в синкретизме. Жесткая догматизация лютеранской ортодоксии, а также бюрократизация и формализация лютеранства в условиях фактической власти государства над Церковью вызвали реакцию в виде пиетизма. В пиетистских кружках по изучению Библии (т.н. «маленьких церквях») Св. Писание рассматривалось как источник и предмет не умозрительных суждений, а непосредственного духовного опыта; в христианской жизни подчеркивалось значение деятельности на благо ближних. В эпоху Просвещения под влиянием рационализма учение Лютера стало рассматриваться прежде всего как утверждение абсолютной религиозной свободы перед лицом институциональной Церкви (Г.Э. Лессинг). Такое понимание Реформации находило поддержку у ряда светских правителей — представителей просвещенного абсолютизма, в том числе - у прусского короля Фридриха II Великого. В XIX в. под влиянием романтизма возникло т.н. неолютеранство, в противовес рационализму отстаивавшее учение об оправдании верой и другие традиционные положения лютеранства, а также делавшее более сильный акцент на богослужении. В это же время правительства некоторых германских государств осуществили унии лютеран с реформатами, создав т.н. объединенные Церкви. Однако эти объединения натолкнулись на неприятие ряда лютеран, отделившихся от объединенных Церквей и организовавших «свободные Церкви», не имеющие статуса государственных. В ХIХ-ХХ вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря деятельности протестантских миссионеров был образован ряд лютеранских Церквей на других континентах. Крупные лютеранские общины (в настоящее время насчитывающие более 1 млн. чел.) возникли в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонезии, Папуа-Новой Гвинее и на Мадагаскаре. XX в. в истории лютеранства ознаменовался, во-первых, стремлением к объединению лютеранских Церквей в рамках отдельных стран и в мировом масштабе (в 1947 г. была основана Всемирная лютеранская федерация, включающая подавляющее большинство лютеран всего мира), а во-вторых, активной экуменической деятельностью, в частности, в движениях «Вера и церковное устройство» и «Жизнь и деятельность», которые впоследствии, в 1948 г., положили начало Всемирному совету Церквей. Инициатором движения «Жизнь и деятельность», основанного в 1925 г., был примас Шведской лютеранской Церкви Н. Содерблум. В период нацизма среди германских лютеран произошел раскол из-за различного отношения к режиму. В послевоенные годы среди лютеран укрепились позиции сторонников объединения с Католической Церковью. Официальный лютеранско-католический диалог был начат после II Ватиканского собора. С инициативой в 1964 г. выступила Всемирная лютеранская федерация. Папский Секретариат по содействию христианскому единству поддержал данную инициативу в 1965 г. Важнейшим результатом переговоров стало подписание в 1999 г. в Аутсбурге Совместной декларациипо поводу учения об оправдании. Появлению этого документа предшествовали многочисленные консультации, встречи рабочих групп, контакты Папы Иоанна Павла II с лидерами ряда лютеранских Церквей, высказанная им высокая оценка Аугсбургского исповедания веры. Согласно Совместной декларации, «между лютеранами и католиками существует согласие в основополагающих истинах, касающихся учения об оправдании»; «учение лютеранских Церквей, представленное в этой декларации, не подпадает под осуждение Тридентского собора, а на учение Римско-Католической Церкви, содержащееся в данной декларации, не распространяется осуждение лютеранских вероисповеданий». Первые лютеранские общины на Руси появились уже в XVI в., когда образовались поселения иностранцев — торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русской службе, а также военнопленных. К 1559 г. относятся первые упоминания о прибытии в Москву лютеранского пастора, а к 1576 г. — о сооружении в Москве лютеранского храма. В целом, положение лютеран на Руси было лучше, чем во многих европейских государствах в тот же период, хотя обращение русских в лютеранство, как и в другие конфессии, было запрещено и строго наказывалось вплоть до 1905 г. При Петре I численность лютеран в России возросла из-за победы в Северной войне, в ходе которой Россия захватила Ингрию, Эстонию, Ливонию и часть Финляндии. Кроме того, Пётр I положил начало широкому привлечению в Россию иностранных ученых, инженеров, военных и других специалистов. Число лютеран еще более увеличилось, когда Екатерина II пригласила в Россию немцев-переселенцев для освоения побережья Чёрного моря и Поволжья, присоединенных к империи в результате побед над Турцией. Эта политика была продолжена Павлом I и Александром I. В 1819 г. в России была учреждена Главная консистория Евангелической Церкви. В 1832 г. был принят устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в России. В 1914 г. в стране (без Финляндии и Польши) насчитывалось около 3,6 млн. лютеран. При советской власти Лютеранская Церковь, как и другие религиозные организации, подверглась гонениям. К 1937 г. на территории страны не осталось действующих лютеранских приходов. В 1957 г. в Акмолинске (совр. Акмола, Казахстан) была зарегистрирована первая за 20 лет евангелическо-лютеранская община на советской территории (не считая республик Прибалтики, в которых Лютеранская Церковь сохранилась и после присоединения к СССР в 19
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|