Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бескорыстно служить делу мира.




Признаком надежды служит констатация того, что, несмот­ря на многочисленные и серьезные пре­пятствия, ежедневно продолжают раз­виваться мирные начинания и проекты благодаря бескорыстному сотрудничест­ву множества людей. Мир - это постоян­но созидаемое здание. В его строительстве принимают участие:

- родители, которые в лоне семьи живут и свидетельствуют о мире, воспи­тывая своих детей в духе мира;

- преподаватели, умеющие переда­вать подлинные ценности, присутствую­щие в любой отрасли знания и в истори­ческом и культурном наследии челове­чества;

- трудящиеся, занятые в перенесении их вековой борьбы за достоинство труда на новые ситуации, которые, на между­народном уровне, требуют справедливо­сти и солидарности,

- правители, ставящие в центр поли­тической деятельности, как своей собст­венной, так и своих стран, твердую и убежденную решимость в продвижении мира и справедливости;

- те, кто в международных организа­циях действует, зачастую со скудными средствами, на первой линии, там, где быть ''творцами мира" - рискованно даже и для их личной безопасности;

- члены неправительственных орга­низаций, которые - своими исследовани­ями и действиями, в самых разных час­тях света и в самых невероятных ситуа­циях - посвящают себя предотвращению и решению конфликтов;

- верующие, убежденные в том, что подлинная вера никогда не может быть источником войн или насилия, поддержи­вают путем экуменического и межрелиги­озного диалога идеалы мира и любви.

Моя мысль устремляется особенно к вам, дорогие молодые люди, к вам, которые особым образом испытывают на себе благословение жиз­ни, и ваш долг состоит в том, чтобы не расходовать его попусту. В школах и уни­верситетах, на рабочих местах, на досуге и при занятиях спортом, во всех ваших занятиях, руководитесь этой постоянной мыслью: мир внутри и вне вас, мир все­гда, мир со всеми, мир для всех.

Тем молодым людям, которые, к со­жалению, познали трагический опыт вой­ны и испытывают чувства ненависти и неприязни, я обращаюсь с мольбой: де­лайте все возможное для того, чтобы вновь обрести путь примирения и проще­ния. Это трудный путь, но единственный, который позволит вам смотреть в буду­щее с надеждой для вас, ваших детей, ваших стран и всего человечества.
У меня будет возможность возобно­вить этот диалог с вами, дорогие юноши и девушки, когда мы встретимся в Риме, в августе месяце, в Юбилейный День, по­священный вам.

Папа Иоанн XXIII, в одной из своих последних речей, ещё раз обратился "к людям доброй воли", чтобы призвать их к посвящению себя программе мира, ос­нованной на "Евангелии послушания Богу, милосердия, прощения". И он доба­вил: ''Тогда, вне всякого сомнения, сияю­щий факел мира пройдет свой путь, воз­буждая радость и изливая свет и благо­дать в сердца людей на всей поверхно­сти земли, позволяя им открыть, вне вся­ких границ, лица братьев, лица друзей" (По случаю вручения Премии Бальзан (10 мая 1963): ААS 55(1963), 455).

Желаю и вам, молодое поколение 2000 года, открывать для себя и для дру­гих лица братьев и лица друзей!

В этот Юбилейный Год, когда Церковь будет молиться о мире с особыми проше­ниями, мы обращаемся с сыновним почи­танием к Матери Иисуса, призывая Её как Царицу мира, дабы Она щедро одарила нас дарами Своей материнской доброты и помогла роду человеческому стать еди­ной семьей, в духе солидарности и мира.

 

Официальный перевод с лат. Источник: «Свет Евангелия» - 2000. - 9 янв. - № 2 (248).

 

Приложение 9

 

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее вре­мя англикане объединены в 40 "поместных церквей"[1]. В большинстве случаев они называются: "англиканскими", реже — "епископальными". Первое именование указывает на место возникновения этого реформационного исповеда­ния, второе — на один из важнейших аспектов англиканства — наличие епископата, который, по мнению самих англикан, является "историческим" и восходит к Апостолу Англии святому Августину (основание Церкви в Англии традицион­но датируют 597 годом[2]).

Какие принципы являются основополагающими для ан­гликанства? В 1888 г. на Ламбетской конференции был при­нят документ, указывающий четыре основных требования, необходимых для вхождения в англиканское сообщество. От вступающих сюда требуется признание:

1. Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия;

2. Никейского Символа веры как достаточного изложе­ния христианской веры;

3. двух таинств — Крещения и Евхаристии, — совер­шаемых с правильными словами и действиями, установлен­ными Иисусом Христом;

4. исторического епископата[3] [3].

Данные четыре пункта должны приниматься всеми церква­ми, являющимися членами англиканского сообщества. Однако даже эти условия принимаются некоторыми "поместными церквами" с существенными оговорками. Некоторые из них, например, признают так называемые "Апостольский" и "Афа­насьевский" Символы веры наравне с Никейским. Другие при­знают три, а не два таинства и т. д.

Подобные требования, на первый взгляд, свидетельству­ют о том, что в англиканстве существует определенная дог­матическая система. Однако на самом деле упомянутые принципы полностью перечеркиваются признанием "свободы веры", что в реальности свидетельствует скорее об от­сутствии у англикан четкой вероучительной системы. Это ка­сается даже основных моментов христианского учения. Отсут­ствие в англиканстве цельной догматической системы приво­дит к появлению таких работ, как книга епископа Робинсона "Быть честным с Богом" ("Honest to God", 1964. John A. C. Robinson, Bishop Woolwich), в которой автор утверждает, что Ии­сус Христос не является Богом, и отрицает бытие личностного Бога вообще. Причем характерно, что такие явно антихристи­анские взгляды одного из епископов ни разу не подверглись осуждению со стороны официальных руководящих структур англиканской церкви. Отсутствие единого вероучения в англи­канстве является следствием отсутствия единого авторитетного органа, способного постановлять в делах веры. Даже поста­новления Вселенских Соборов в англиканстве не признаются (хотя некоторые англикане первые четыре Собора считают весьма авторитетными).

Вследствие отсутствия единого и обязательного для всех вероучения внутри англиканского сообщества существует самый широкий плюрализм. В связи с этим в англиканстве можно выделить такие наиболее крупные направления:

1. "Англо-католики", или "Оксфордское движение".
Прокатолическое движение, возникшее в 19 веке. Его

приверженцы в вопросах вероучения тяготеют к католициз­му и готовы признавать все католические догматы, вплоть до учения о непогрешимости папы. Однако сдерживающим фактором в отношениях с католической церковью является нежелание католиков признавать законность англиканского епископата. В то же время существует небольшая группа англо-католиков, которые тяготеют к Православию.

2. "Высокая церковь".

Консервативная фракция в англиканстве. Приверженцы "Высокой церкви" придерживаются традиционных форм англиканства в области вероучения и обрядов. Дальнейшее развитие логики консерватизма привело к выделению из "Высокой церкви" англо-католического движения.

3. "Низкая церковь", или "Евангелики".

Приверженцами этого направления являются в основном англикане радикального протестантского направления, признающие учение об оправдании верой и о Библии как единственном источнике вероучения.

4. Модернисты.

Представители этого направления отрицают самые ос­новы христианства как богооткровенной религии. В наше время это направление доминирует в англиканском сооб­ществе.

5. Епископальная Церковь США.

Эту поместную церковь можно выделить как отдельное направление в англиканстве, поскольку она всегда отлича­лась рядом существенных особенностей. В целом близка к "Низкой церкви" и модернистам.

Выделение в англиканстве данных направлений является достаточно условным. Сами англикане зачастую, даже осо­знавая различия между собой, более дорожат внешним единством, основанным на веротерпимости. Ее основой, по мнению англикан, является представление о том, что глав­ное в христианстве — это нравственное учение, тогда как догматическая сторона — второстепенна, если вообще нуж­на. Англикане видят в такой нечеткости своего вероучения одну из наиболее привлекательных черт своего исповедания. Порочность подобного подхода очевидна: с православной точки зрения, нравственное учение, лишенное своего ис­точника, обречено на деградацию. Это наглядно подтверж­дают данные статистических исследований, проведенных в Великобритании. Согласно опросам, Библию хотя бы раз в год читали только 13% британцев, а 60% — вообще никогда не читали Священное Писание[4]. Не менее поражает офици­альная точка зрения англикан по вопросу о гомосексуальных отношениях: Ламбетская конференция 1998 г. признала подобные отношения допустимыми[5].

Для достижения формального единства среди англикан су­ществует определенная система взаимообщения поместных церквей. Ее можно представить следующим образом:

Во главе системы стоит архиепископ Кентерберийский (внастоящее время 103-м архиепископом Кентерберийским является доктор Джордж Кэри (dr. George Carey), возведен­ный на кафедру в 1991 году). Он считается главой всего ан­гликанского сообщества. Однако это главенство является скорее номинальным. Фактически власть архиепископа Кентерберийского распространяется только на территорию Англии, но и здесь ограничена (если не сказать — полнос­тью контролируется) парламентом Англии. Только три обязанности, возложенные на архиепископа Кентерберийского, свидетельствуют о его лидирующей роли в англиканском мире:

1. право созывать раз в десять лет Ламбетскую Конфе­ренцию англиканских епископов всего мира и председатель­ствовать на ней;

2. право председательствовать на съездах примасов поместных церквей;

3. право занимать должность президента т.н. "Консультативного совета англикан".

Причиной того, что архиепископ Кентерберийский играет относительно слабую роль внутри англиканского со­общества, является англиканское учение о священстве. Хотя вернее было бы говорить о его отсутствии в официальных англиканских документах, несмотря на то, что англикане со­хранили трехстепенное деление клира. Как уже отмечалось, англикане подчеркивают существование в их церкви епи­скопата, восходящего к иерархии, которая берет свое начало от святого Августина, и считают, что этот факт засвидетельствован церковной историей. Однако при этом англикане считают, что епископат (и священство вообще) следует со­хранять не как богоустановленное и существенно необходи­мое условие бытия Церкви, а как нечто полезное и содей­ствующее церковному единству и порядку. В англиканском богословии даже существует афоризм, хорошо описываю­щий положение епископата в англиканстве: "Епископат ну­жен не для бытия, но для благобытия церкви". Все это сви­детельствует только об одном: в англиканском сообществе епископат (священство) занимает специфическое положе­ние, которое легче всего сравнить с государственной долж­ностью. Для характеристики англиканского "священства" существенным является также и такой исторический факт: в XVII в. в ряды англиканских священников были приняты многие лица, не имевшие рукоположения от епископов, — в силу простого постановления парламента.

Ламбетские конференции (Lambeth Conference) также иг­рают весьма важную роль в структуре англиканского сообщест­ва. Ламбетские конференции представляют собой съезды епи­скопов, которые, начиная с 1867 г., каждые десять лет соби­раются под председательством архиепископа Кентерберийско­го. Свое название эти конференции ведут от Ламбетского дворца (Lambeth Palace) резиденции архиепископа Кентербе­рийского в Лондоне. Первая конференция под председатель­ством архиепископа Лонгли (Longley) собрала 76 епископов. С 1978 г. место проведения конференций было перенесено в Кентербери: причиной переноса явилось слишком большое количество епископов, участвовавших в конференции 1978 г. В 1998 г. состоялась 13-я по счету конференция, на которой при­сутствовало 750 епископов, представлявших большинство ан­гликанских "поместных церквей". Ламбетские конференции, занимающиеся рассмотрением богословских, социальных и по­литических вопросов, нельзя считать даже аналогом соборов, так как их постановления носят не обязательный, но рекомен­дательный характер.

Примасы (Primates) — предстоятели англиканских "поместных церквей". Начиная с 1979 года примасы соби­раются каждые два-три года для консультаций по наиболее актуальным вопросам и отчасти — для подготовки материа­лов предстоящих Ламбетских конференций.

Консультативный совет англикан (The Anglican Consulta­tive Council) — международная ассамблея англикан, соби­рающая вместе епископов, пресвитеров, диаконов и мирян для обсуждения проблем, возникающих в англиканском со­обществе и мире. Совет был образован во исполнение резо­люции Ламбетской конференции 1968 г., которая предписы­вала сделать более частыми и более представительными контакты между англиканскими церквами в промежутках между Ламбетскими конференциями, дополняя и расширяя деятельность последних. В октябре 1969 был созван первый Консультативный совет англикан. С тех пор он собирается каждые два-три года. Местом его проведения являются раз­личные государства, в которых существуют "поместные церкви" англикан.

Для примера можно привести следующий перечень во­просов, которые в разное время становились объектом рас­смотрения на Ламбетских конференциях, встречах примасов и ассамблеях Консультативного совета: партнерство миссий; сотрудничество диоцезов; экуменический диалог (с лютера­нами, дохалкидонитами, православными, кальвинистами, католиками); литургические консультации; богословские консультации и т.п.

Чтобы лучше представить, что являет собой современное англиканство, следует несколько углубиться в историю этого вероисповедания.

Англиканство появляется в XVI в. Король Англии Ген­рих VIII Тюдор (1509-1547) первоначально был католиком. Ему не удалось добиться у папы Климента VII согласия на уменьшение размеров сбора, взимавшегося для строительства собора святого Петра в Риме, и разрешения на растор­жение своего брака с Екатериной Арагонской (теткой гер­манского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Иза­беллы Испанских). Для заключения этого брака в свое вре­мя понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина ранее была замужем за братом Генриха VIII. Прожив с Ека­териной 17 лет, Генрих VIII увлекся фрейлиной своей су­пруги Анной Болейн, что побудило его искать расторжения брака с Екатериной. Папа Климент VII отказался аннулиро­вать брак, а архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, примас римско-католической церкви Англии, расторгнул брак Генриха VIII с Екатериной в 1533 году. Затем Кранмер благословил брак Генриха с Анной Болейн. Одновременно с этим Английская церковь вышла из подчинения папе. Вско­ре после этого в 1534 году парламент Англии объявил коро­ля единственным верховным главой церкви на территории Англии. Епископы должны были просить у короля под­тверждения своих церковных прав. Два родоначальника ан­гликанства — Генрих VIII и архиепископ Кранмер — стояли на разных позициях относительно дальнейшего пути разви­тия Английской церкви. Кранмер был склонен вести цер­ковь по лютеранскому пути, а Генрих хотел сохранить като­лические вероучение и обрядность. Эти лежавшие у истоков англиканства две прямо противоположные концепции коро­ля и архиепископа во многом объясняют современное со­стояние Англиканской церкви: разночтения по вопросам ве­ры, обряда и проч. зародились на самых ранних этапах формирования этой протестантской конфессии.

Когда Генрих VIII умер (1547) и на престол взошел его де­сятилетний сын Эдуард VI (1547-1553), влияние архиепископа Кранмера усилилось, следствием чего стало продолжение ре­форм в английской церкви. Вслед за изданным в 1539 г. под редакцией Кранмера английским переводом Библии в 1549 го­ду впервые вышла "Книга общей молитвы" (The Book of Common Prayer). В 1552 году Кранмер при содействии Меланхтона издал Символ веры Англиканской церкви. Систематическим изложением англиканского богословия явились на­писанные Кранмером в 1552 году 42 члена вероучения, в осно­ву которых были положены лютеранское "Аугсбургское испо­ведание" и некоторые положения кальвинизма.

В 1553 году Эдуард VI скончался, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558). Ма­рия исповедовала католицизм и известна под именем Марии Католички. Мария Тюдор объявила о возврате Английской церкви под власть папы и об искоренении всех последствий Реформации. В 1554 году Кранмер был осужден на сожже­ние и 21 марта 1556 года — после долгих истязаний — каз­нен. Во время правления Марии Тюдор около 200 проте­стантов были казнены, что дало повод называть ее Кровавой Марией.

После смерти Марии Тюдор на престол взошла вторая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета I Тюдор (1558-1603). Во время правления Елизаветы I Реформация в Англии была восстановлена. Английская церковь вновь бы­ла изъята из юрисдикции Рима и поставлена в зависимость от королевской власти. В 1559 году Елизавета назначила на Кентерберийскую кафедру последователя Кранмера Матфея Паркера. При Елизавете I 42 члена англиканского вероуче­ния были переработаны и сокращены до 39. В 1571 году эти 39 членов были утверждены парламентом Англии и подпи­саны епископатом Английской церкви.

Дальнейшая история англиканства тесно связана с рас­ширением Британской империи, что привело к распростра­нению государственной церкви Англии и на всех террито­риях, входивших в состав империи. В XVII в. вследствие британской колонизации англиканство распространилось в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и США. В XVHI-XX вв. англиканство распространилось практически по всему миру (в странах Азии, Африки, Ла­тинской Америки и т. д.). Большую роль при этом играла миссионерская деятельность церквей Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса.

 

Из истории англиканства видно, что со времени возник­новения и до наших дней оно не имело общеобязательных догматических текстов (подобных по авторитетности поста­новлениям Вселенских Соборов). Тем не менее в англикан­ской церкви наличествуют определенные тексты, которые выражают основные положения англиканского вероучения. Прежде всего это "Книга Общей Молитвы" и прилагаемые к ней 39 так называемых "Членов религии" (Articles of Religion).

"Книга общей молитвы" впервые была издана в 1549 го­ду, после чего она была неоднократно пересмотрена. Одна из последних редакций была предпринята в 1928 г. Однако она не была принята всеми "поместными церквами". Так, например, в Англии до сих пор в употреблении остается текст "Книги общей молитвы" редакции 1662 г. По своей структуре "Книга..." является служебником, в состав кото­рого введен ряд текстов догматического содержания, изло­женных, впрочем, недостаточно ясно и определенно. С 1960-х гг. в англиканстве начался процесс модернизации обрядов, изложенных в "Книге общей молитвы", и богослу­жебного языка. Следствием этого стала публикация в 1980 г. нового издания — "Альтернативной богослужебной книги" (The Alternative Service Book). В настоящее время она поль­зуется в англиканском сообществе не меньшим авторитетом (хотя и не повсеместно), чем "Книга общей молитвы". Окончательная редакция "Альтернативной богослужебной книги" планируется к 2000 г., однако она уже используется в некоторых англиканских "поместных церквах".

Говоря о наиболее характерных особенностях англикан­ского вероучения, отраженных в тексте "Книги общей мо­литвы" и прилагаемых к нему 39 "Членах религии", следует отметить, что между этими двумя источниками нет полного согласия. Это связано с тем, что "Члены религии" имеют более выраженный протестантский характер, чем текст "Книги...". При этом особый авторитет и даже, можно сказать, обязательность "Членов религии" утверждает так на­зываемая "Декларация Его Величества", помещаемая в текс­те "Книги...". Этой Декларацией король Англии объявляет о том, что "Члены религии" "содержат истинное учение Церкви Англии, согласное со Словом Божиим...". В тексте Декларации говорится: "Мы требуем от наших возлюблен­ных подданных продолжать единообразно их исповедывать и запрещаем малейшие отклонение от упомянутых Чле­нов"[6]. Однако следует заметить, что такое значение "Членам религии" усваивается только в пределах Англии. В других "поместных церквах" они не имеют силы обязательного за­кона, да и в самой Англии в реальности подписывать их должны только члены клира. Тем не менее до сих пор ни одна англиканская "поместная церковь" не отвергла "Члены религии", и их можно рассматривать в качестве документа, отражающего вероучение всего англиканского сообщества.

Среди наиболее ярких отличий англиканского вероуче­ния, изложенного в "Членах религии", следует отметить следующие:

1. учение о исхождении Святого Духа от Сына так же, как и от Отца (V член);

2. отсутствие учения о Церкви как Теле Христовом (XIX член);

3. отрицание вероучительной непогрешимости Вселен­ских Соборов (XXI член);

4. признание в англиканской церкви только двух таинств — крещения и евхаристии (XXV член);

5. отсутствие призывания святых, что запрещается как католическое учение (XXII член);

6. отрицание почитания мощей (XXII член);

7. отрицание почитания святых икон (XXII член) и т. п.

В англиканстве имеют место и иные отступления от уче­ния Церкви, возникшие как вторичные следствия из лож­ных оснований, содержащихся в "Книге общей молитвы" и "Членах религии". В частности, примером подобного рода искажений может служить существующая в современном англиканстве практика рукоположения в священный сан женщин (с 1974 г. — во пресвитеры, а с 1988 г. — и во епископы).

Для того чтобы получить более полное представление об англиканстве, можно подробнее ознакомиться с родона­чальницей всего англиканского сообщества — церковью Англии. Свое начало она ведет с 1533 года. В настоящее время церковь Англии насчитывает около 26 миллионов приверженцев, что составляет приблизительно половину на­селения Англии. Главой церкви официально признается правящая королева (или король) Англии, которая назначает по согласованию с премьер-министром двух архиепископов, 108 епископов и 42 настоятелей соборов. Территориально в юрисдикцию церкви Англии входят: Англия, остров Мэн, острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш, ост­рова Силли, часть Уэльса, а также диоцез континентальной Европы (Марокко, Турция и т. д.).

Церковь Англии делится на две провинции: Северную провинцию возглавляет архиепископ Йоркский (в настоя­щее время — доктор Дэвид Хоуп (dr. David Hope)), Южную — архиепископ Кентерберийский (в настоящее время — док­тор Джордж Кэри (dr. George Carey)). В состав Северной провинции входят 14 диоцезов. Южная насчитывает 39 дио­цезов. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а так­же ряд епископов (числом 24) являются членами парламента Великобритании. Роль парламента в жизни церкви Англии очень велика, так как ни один из важнейших вопросов цер­ковной жизни не может быть разрешен без ратификации парламентом соответствующего решения церковных струк­тур. Например, в редакции "Книги общей молитвы" от 1928 г. было предложено включить эпиклезу в чин евхаристии (англикане называют богослужение этого таинства "мессой", "Вечерей Господней", "Последней Вечерей", "Трапезой Господней"), однако парламент отверг это предло­жение, несмотря на то что почти весь епископат церкви Ан­глии поддерживал это нововведение.

Для предварительного решения важнейших вопросов, тре­бующих ратификации парламентом (вероучительные, финан­совые, а также вопросы устроения церкви и т. п.), и для веде­ния менее значимых дел в церкви Англии существует так на­зываемый "Генеральный Синод" (General Synod), состоящий из избираемых раз в пять лет 574 членов — клириков и мирян. "Генеральный Синод" собирается дважды в год в Йорке или Лондоне. Как уже отмечалось, церковь Англии включает в себя две провинции, состоящие из 43 диоцезов; диоцезы же, в свою очередь, делятся на приходы. По широко распространенному в среде англикан выражению, приходы составляют "сердце церкви Англии". Каждый приход управляется священником, обычно именуемым "викарием" или "ректором". Церкви Ан­глии в настоящее время принадлежат 42 собора и 16 тыс. церквей (из них 13 тыс. являются архитектурными памятниками).

Статистические данные последних лет показывают[7], что число людей, желающих вступить в церковь Англии, уменьшается на 5 тысяч человек ежегодно, а соотношение числа принявших крещение и конфирмацию показывает, что после принятия крещения к совершаемой позднее кон­фирмации приступает только каждый пятый. Число лиц, принявших в церкви Англии священный сан в 1998 году, на 15 % (460 человек) выше аналогичной цифры за преды­дущий год. Соотношение этих данных свидетельствует не в пользу той ситуации, которая в последние годы сложилась внутри церкви Англии: при увеличении числа служителей церкви количество воцерковленных и крещеных людей с каждым годом уменьшается. Частично это происходит вследствие оттока людей в другие конфессии, но главной причиной этого все же является равнодушное отношение большинства современных англичан к церковной жизни.

Даже поверхностное рассмотрение современного англи­канства приводит к мысли о том, что современная англи­канская церковь находится на значительно большем удале­нии от Православия, чем это было, например, 70 лет назад, когда между Православной Церковью и англиканами велись межконфессиональные переговоры: в 1922 г. — с Констан­тинопольским Патриархатом, в 1923 г. — с Иерусалимской и Кипрской, в 1930 г. — с Александрийской Православными Церквами и т.д.).

 

 

Источник: Третьяков А. Современное положение и состояние Англиканской Церкви// Богословский сборник. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Выпуск IV. – М., 1999. – С. 318-331.


Приложение 10

ЛЮТЕРАНСТВО

Лютеранство — одно из основных направлений в протестантизме, восходящее к учению М. Лютера. Церкви, относящиеся к этому направлению, называются лютеранскими, евангелическо-лютеранскими, Церквя­ми Аугсбургского исповедания верыи др. В настоящее время в мире насчитывается около 60 млн. люте­ран, объединенных в 140 региональных лютеранских Церквей.

Единство лютеранства как направления основано на общих вероучительных положениях, представленных прежде всего в «Малом катехизисе» Лютера и в Аугсбургском испо­ведании веры (1531).

Несмотря на отлучение Лютера от Католиче­ской Церкви и эдикт императора Священной Римской империи Карла V, повелевавший преследовать его сторонников как еретиков (1521), реформаторские усилия Лютера на­шли поддержку ряда германских князей, которых он признал «высшими епископами», ответственными за состояние Церкви на подвластных им территориях и за ее реформу «со­гласно Евангелию». Тем самым рефор­мированная Церковь с самого начала представляла со­бой совокупность независимых территориальных Церк­вей.

Усилия Карла V по восстановлению религиозного единства в Германии не достигли цели. В результате войн между Карлом V и князьями-лютеранами был заключен Аугсбургский религиозный мир (1555), официально признавший лютеранство в Священной Римской империи и закрепивший право князей оп­ределять конфессию своих подданных по принципу «чья власть, того и вера», впоследст­вии подтвержденному -Вестфальским миром (1648).

Уже в начале 1520-х гг. лютеранство распространилось в Прибалтике, где было поддержано магистратами многих крупных городов. В 1525 г. великий магистр Альбрехт Бранденбургский осущест­вил реформацию на территории Тевтонского ордена, преобра­зовав его в светское герцогство Пруссию. В скандинавских стра­нах лютеранство было введено монархами, провозгласившими себя главами Церквей. В 1536 г. король Дании, Норвегии и Ис­ландии Кристиан III сместил епископов и назначил на их место суперинтендентов, а в 1537 г. ввел в этих стра­нах разработанный сподвижником Лютера И. Бугенхагеном церковный устав. Напротив, были сохранены посты епи­скопов и апостольское преемство в Шведской Церкви, реформу которой начал в 1527 г. король Густав I Ваза в сотрудниче­стве с учениками Лютера — проповедниками У. Петри (в Швеции) и М. Агриколой (в зависимой от Швеции Финляндии). В Чехии лютеранство было воспринято большой час­тью гуситов. Значительные группы лютеран образова­лись также в Польше и Венгрии.

После смерти Лютера среди его последователей шла бурная полемика по многим пунктам вероучения. В частно­сти, выделялись течения «гнезиолютеран» (или «подлин­ных лютеран»: Н. фон Амсдорф, М. Флаций), которые отстаивали необходимость буквального следования Лю­теру, и «филиппистов» (последователей Филиппа Меланхтона), в ряде вопросов стремившихся к компромис­су с католиками, а иногда - с кальвинистами. Полемика подрывала целостность лютеранства; осознававшие это представи­тели обоих течений в конечном итоге пришли к ком­промиссной «Формуле согласия»(1577). В 1580 г. был выпущен сборник наиболее авторитетных для лютеран вероисповедных доку­ментов — «Книга согласия», куда вошли Апостольский, Никео-Константинополъский и Афанасьевский симво­лы веры, Большой катехизис и Малый катехизис Лютера, Аугсбургское исповедание веры, составленная Меланхтоном «Апология Аугсбургского исповедания веры», Шмалькальденские статьи Лютера, трактаты Меланхтона «О власти» и «Первенство Папы» и, наконец, «Формула согласия».

«Книга согласия» стала основой для построения в XVII в. т.н. ортодоксального лютеранского богословия, в котором в су­щественной степени был использован понятийный аппа­рат богословия Средних веков и Контрреформации. Лютеранская ортодоксия приобрела классическую форму в девятитомном сочинении И. Герхарда «Богословские источники» (1622). Важной целью данного направления была апо­логия Лютера и его учения как максимально приближа­ющегося к Евангелию: этой теме было посвящено, в част­ности, сочинение Э. Хунния «О призва­нии блаженного Лютера».В то же время Г. Каликст разви­вал концепцию общецерковной традиции, в частности, тезис о «500-летнем согласии», су­ществовавшем по вопросам вероучения в первые пять веков истории христианства. Это направление богословия, од­нако, подверглось обвинениям в синкретизме.

Жесткая догматизация лютеранской ортодоксии, а также бюрократизация и формализация лютеранства в услови­ях фактической власти государства над Церковью вызвали реакцию в виде пиетизма. В пиетистских кружках по изучению Библии (т.н. «маленьких церквях») Св. Писание рассматривалось как источник и предмет не умозрительных суждений, а непосредст­венного духовного опыта; в христианской жизни подчеркивалось зна­чение деятельности на благо ближних. В эпоху Просвещения под влиянием рационализма учение Лютера стало рассматриваться прежде всего как утверждение абсолютной религиозной свободы перед лицом институцио­нальной Церкви (Г.Э. Лессинг). Такое понимание Ре­формации находило поддержку у ряда светских прави­телей — представителей просвещенного абсолютизма, в том числе - у прусского короля Фридриха II Великого.

В XIX в. под влиянием романтизма возникло т.н. неолютеранство, в противовес рационализму отстаивав­шее учение об оправдании верой и другие традиционные положения лютеранства, а также делавшее более сильный акцент на богослужении. В это же время правительства некоторых германских государств осуществили унии лютеран с реформатами, создав т.н. объединенные Церкви. Однако эти объединения на­толкнулись на неприятие ряда лютеран, отделившихся от объединенных Церквей и организовавших «свобод­ные Церкви», не имеющие статуса государственных.

В ХIХ-ХХ вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря деятельности протестантских миссио­неров был образован ряд лютеранских Церквей на других континентах. Крупные лютеранские общины (в настоящее время насчитывающие более 1 млн. чел.) возникли в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индоне­зии, Папуа-Новой Гвинее и на Мадагаскаре.

XX в. в истории лютеранства ознаменовался, во-первых, стремле­нием к объединению лютеранских Церквей в рамках отдельных стран и в мировом масштабе (в 1947 г. была основана Всемирная лютеранская федерация, включающая подав­ляющее большинство лютеран всего мира), а во-вторых, активной экуменической деятельностью, в частности, в движени­ях «Вера и церковное устройство» и «Жизнь и деятельность», которые впоследствии, в 1948 г., положили начало Всемирному совету Церквей. Инициатором движения «Жизнь и деятельность», основанного в 1925 г., был примас Шведской лю­теранской Церкви Н. Содерблум.

В период нацизма среди германских лютеран произошел раскол из-за различного отношения к режиму. В послевоенные годы среди лютеран укрепились пози­ции сторонников объединения с Католической Церко­вью. Официальный лютеранско-католический диалог был начат после II Ватиканского собора. С инициативой в 1964 г. выступила Все­мирная лютеранская федерация. Папский Секре­тариат по содействию христианскому единству поддержал данную инициативу в 1965 г. Важней­шим результатом переговоров стало подписание в 1999 г. в Аутсбурге Совместной декларациипо поводу учения об оправдании. Появлению этого документа предшест­вовали многочисленные консультации, встречи рабочих групп, контакты Папы Иоанна Павла II с лидерами ря­да лютеранских Церквей, высказанная им высокая оцен­ка Аугсбургского исповедания веры. Согласно Совместной декларации, «между лютеранами и католиками сущест­вует согласие в основополагающих истинах, касающих­ся учения об оправдании»; «учение лютеранских Церк­вей, представленное в этой декларации, не подпадает под осуждение Тридентского собора, а на учение Римско-Католической Церкви, содержащееся в данной дек­ларации, не распространяется осуждение лютеранских вероисповеданий».

Первые лютеранские общины на Руси появились уже в XVI в., когда образовались по­селения иностранцев — торговцев, ремесленников, воен­ных, состоявших на русской службе, а также военноплен­ных. К 1559 г. относятся первые упоминания о прибытии в Москву лютеранского пастора, а к 1576 г. — о сооруже­нии в Москве лютеранского храма. В целом, положение лютеран на Руси было лучше, чем во многих европейских государствах в тот же период, хотя обращение русских в лютеранство, как и в другие конфессии, было запрещено и строго наказывалось вплоть до 1905 г.

При Петре I численность лютеран в России возросла из-за победы в Северной войне, в ходе которой Россия захватила Ингрию, Эстонию, Ливонию и часть Финляндии. Кроме того, Пётр I поло­жил начало широкому привлечению в Россию иностранных ученых, инженеров, военных и других специалистов. Число лютеран еще более увеличилось, когда Екатерина II пригласила в Россию немцев-переселенцев для освоения побережья Чёрного моря и Поволжья, присоединенных к империи в результате побед над Турцией. Эта полити­ка была продолжена Павлом I и Александром I. В 1819 г. в России была учреждена Главная консистория Евангели­ческой Церкви. В 1832 г. был принят устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в России. В 1914 г. в стране (без Фин­ляндии и Польши) насчитывалось около 3,6 млн. лютеран.

При советской власти Лютеранская Церковь, как и другие религиозные организации, подверглась гонениям. К 1937 г. на территории стра­ны не осталось действующих лютеранских приходов. В 1957 г. в Акмолинске (совр. Акмола, Казахстан) была заре­гистрирована первая за 20 лет евангелическо-лютеранская община на советской территории (не считая республик Прибал­тики, в которых Лютеранская Церковь сохранилась и по­сле присоединения к СССР в 19

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...