Открытое письмо папе льву X
Льву X, папе римскому, От Мартина Лютера, С пожеланием спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. Живя среди чудовищ века сего, с которыми я веду войну вот уже третий год, я вынужден порой взирать на вас, и думать о вас, благословеннейший отец. В самом деле, поскольку к вам относятся порой как к основному и единственному объекту моей борьбы, я просто не могу не думать о вас. Разумеется, незаслуженный гнев по отношению ко мне со стороны ваших нечестивых лицемеров вынудил меня обратиться от вашего престола к будущему собору, игнорируя декреталии ваших предшественников, Пия и Юлия, с бездумным деспотизмом запретивших такое обращение. Тем не менее, я никогда не отчуждал себя от Вашего Святейшества до такой степени, чтобы от всего сердца не желать вам и вашему престолу всяческого благословения, о котором я умолял Бога в искренних молитвах, прилагая к этому все свои способности. Действительно, я был настолько дерзок, что позволял себе презирать и глядеть высокомерно на тех, кто пытался запугать меня величием вашего имени и власти. Однако существует нечто такое, что я не могу игнорировать и что заставляет меня еще раз писать вам, ваше Святейшество. Мне стало известно, что я обвиняюсь в великой неучтивости, и, как утверждают, моя великая вина состоит в том, что я не считаюсь даже с вашей личностью. Я могу чистосердечно поклясться, что, по моему разумению, я говорил только добрые и уважительные слова относительно вас всякий раз, когда я о вас думал. И если бы мои поступки были иными, то я сам ни в коем случае не мог бы мириться с этим, а должен был бы полностью согласиться с осуждением, возводимым против меня; и для меня бы не было ничего более радостного, чем отречься от такой непочтительности и неблагочестивости. Я называл вас Даниилом в Вавилоне; и каждый, кто читает написанное мною, знает, с каким усердием я защищал вашу непогрешимость от клеветника Силвестера. Воистину, ваша репутация и молва о вашей непорочной жизни, прославляемые по всему миру в писаниях многих великих людей, слишком хорошо известны и слишком уважаемы, чтобы им мог причинить ущерб кто-либо, сколь бы велик ни был этот человек. Я не настолько глуп, чтобы нападать на того, кого все люди прославляют. Фактически, я всегда пытался — и буду пытаться впредь — не нападать даже на тех, кто не пользуется уважением в обществе, ибо я не нахожу для себя удовольствия ни в чьих недостатках и ошибках, поскольку осознаю, что имею «бревно в собственном глазу». Действительно, я не мог бы первым бросить камень в женщину, уличенную в прелюбодеянии (Ин. 8, 1—11).
Я, конечно, резко нападал на безбожные учения в целом, упрекая своих оппонентов не за их безнравственность, но за безбожие. В этом я не собираюсь раскаиваться ни в малейшей степени, скорее я полон решимости с неистовым усердием продолжать это и далее, пренебрегая людским осуждением и следуя примеру Христа, Который, в Своем усердии, называл Своих противников «змиями и порождениями ехидниными», «безумными и слепыми», «лицемерами», «детьми дьявола» (Мф. 23, 13, 17, 33; Ин. 8, 44). Павел заклеймил волхва (колдуна Елима) словами: «исполненный коварства и всякого злодейства, сын диавола» (Деян. 3, 10), других же [подобных] он называет «псами», «лукавыми делателями» и «любодеями» (Фил. 3, 2; 2Кор. 11, 13; 2, 17). Если вы предоставите судить людям с обостренными чувствами, они не назовут более язвительного и необузданного обвинителя, чем Павел. Кто язвительнее пророков? Таким образом, превосходнейший Лев, я молю вас выслушать меня после того, как я оправдался этим письмом, и верить мне, когда я говорю, что никогда не думал дурно о вас лично, что я такой человек, который желает вам всех благ во веки вечные, и что мои претензии ни к одному человеку не касаются его личных моральных качеств, но имеют отношение только к слову истины. Во всех остальных вопросах я уступлю любому человеку в чем угодно, но у меня нет ни права, ни желания отрицать Слово Божье. Если кто-то имеет обо мне другое мнение, то он не размышляет честно либо не понимает истинного смысла моих слов.
Я воистину презрел ваш престол, Римскую курию, которая, однако, является более развращенной, чем любой существовавший когда-либо Вавилон или Содом, — этого не можете отрицать ни вы, ни кто-либо другой, — и которая, как я вижу, характеризуется полнейшей испорченностью, безнадежностью и печально известным безбожием. Я был весьма удовлетворен тем фактом, что хорошие христиане насмехаются над вашим именем и над всей Римской Католической церковью. Я противостоял и буду продолжать противостоять вашему престолу до тех пор, пока дух веры живет во мне. Это не значит, что я буду бороться за невозможное или надеяться, что только лишь благодаря моим усилиям что-то будет достигнуто в этом «Вавилонском столпотворении», где ярость столь многих льстецов обращена на меня … Как вы знаете, много лет из Рима проистекало подобное всемирному потопу влияние, не несшее ничего, кроме опустошения человеческих тел, душ и имения, распространявшее самые отвратительные примеры всего наихудшего. Всем совершенно ясно, что Римская Католическая церковь, некогда святейшая из церквей, превратилась в самый безнравственный вертеп разбойников (Мф. 21, 13), в наипостыднейший бордель, в царство греха, смерти и преисподней. Это столь отвратительно, что даже сам антихрист, если бы он пришел, не смог бы ничего добавить к этому злу. Тем временем вы, Лео, сидите, как агнец среди волков (Мф. 10, 16), или же как Даниил среди львов (Дан. 6, 16). Подобно Иезекиилю, вы живете со скорпионами (Иезек. 2, 6). Как же вы можете один противостоять всем этим чудовищам? … Римская курия уже погибла, ибо неумолимый гнев Божий обрушился на нее. Она создает церковные советы, она боится Реформации, она не может справиться со своей собственной развращенностью, и то, что сказано о ее «родителе» Вавилоне, справедливо также и по отношению к ней: «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его...» (Иерем. 51, 9)…
Движимый любовью к вам, я всегда сожалел, превосходнейший Лео, что вам довелось стать папой в эти времена, ибо вы достойны того, чтобы быть папой в лучшие дни. Римская курия не достойна того, чтобы такой человек, как вы, был в ней папой, но сам сатана должен был бы занять эту должность, ибо он действительно сейчас имеет в этом Вавилоне большую власть, чем вы.
Источник: Лютер, М. Избранные произведения.. Пер. с нем. - С-Пб.: Андреев и согласие, 1994. – С.17-19. Приложение 12 КАЛЬВИНИЗМ И РЕФОРМАТСТВО Кальвинизм - это направление в протестантизме, названное по имени Ж. Кальвина. Согласно кальвинизму, исключительный авторитет в вопросах веры и христианской жизни принадлежит Св. Писанию. Многие кальвинисты признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы кальвинизма кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и других исповеданиях (различающихся незначительно), а также в Гейделъбергском катехизисе (1562). Первым воплощением принципов кальвинизма стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только главным религиозным органом города, но и своего рода судом в области общественных нравов. С самого начала своего существования кальвинизм тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из других стран, и главным очагом распространения идей кальвинизма. В течение XVI в. происходило постепенное слияние кальвинизма с другим протестантским течением — цвинглианством, близким к кальвинизму, но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549 г., когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение по вопросам веры. В результате кальвинизм распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию. За их Церквями утвердилось наименование реформатских. В богословии и церковном устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается кальвинизм, хотя присутствуют и отдельные цвинглианские элементы. Например, многие реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как духовное присутствие Христа.
В Германии кальвинизм в XVI в. получил распространение в отдельных районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне – во Франции) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 г. официально признал существование кальвинистских территорий - наряду с католическими и лютеранскими. В Венгрии в кон. XVI в. 90% населения стали реформатами. В дальнейшем, однако, религиозная политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. кальвинизм нашел отклик у многих представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом Контрреформации в 1560-е гг. Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562-1598 гг.). Нантский эдикт (1598) Генриха IV, предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685 г. Кальвинизм во Франции был вновь легализован только в 1787 г. Людовиком XVI. Требование религиозных прав для нидерландских кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566-1609 гг.). После провозглашения независимости в 1581 г. Реформатская Церковь стала государственной церковью в Нидерландах. Только в XIX в. она была отделена от государства. Голландец Я. Арминий (1560-1609) основал особое направление в богословии кальвинизма, смягчившее тезис о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-1619 гг., в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейцарских, немецких, шотландских и английских кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри кальвинизма.
Реформатские Церкви европейских стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: несколько соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Несколько пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Генеральную ассамблею — высший церковный орган национального масштаба. В некоторых странах (например, в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церковном руководстве. В Шотландии реформирование Церкви на принципах кальвинизма было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом в 1560 г. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус официальной Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии ХVI-ХVII вв. кальвинизм оказал влияние на церковную реформу, хотя радикальные приверженцы кальвинизма (пуритане) критиковали Англиканскую Церковь за подчинение государству, епископальное устройство, сохранение элементов католической обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; другая часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отдельных конгрегаций, не надеясь на реформу национального масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между официальной Церковью и пуританами стали одной из причин Английской революции (1641-1660 гг.). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее многим пуританам вступить в нее, а с другой — признание государством неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на кальвинизме, допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В ХVII-ХVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство). Представители унитарианства отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отдельные общины конгрегационалистов остаются независимыми. Их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями. Многие кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европейских странах, нашли пристанище в Северной Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США. В ХVII-ХVIII вв. внутри кальвинизма возникла т.н. теология завета. Развивая библейское понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог (тем самым) положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к политическим выводам: если первоначальный кальвинизм предписывал государству подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Теология завета оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора. История кальвинизма характеризуется многочисленными расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам. Однако в ХIХ-ХХ вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и международном масштабе. В 1875 г. был основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 г. образован Международный конгрегационалистский совет. В 1970 г. слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему большую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с другими протестантскими конфессиями — лютеранами, методистами и т.д. В настоящее время в мире насчитывается около 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей. В 1968 г. Папский Секретариат по содействию христианскому единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экуменического диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ «Присутствие Христа в Церкви и в мире» (1977). Второй этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984 г., завершился выходом документа «К общему пониманию Церкви» (1990). В 1998 г. начался третий этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 г. ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение «Богословие брака и проблемы смешанных браков» (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отдельных стран. Первыми реформатами в России были английские и голландские купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. Первая реформатская община возникла в Москве в 1629 г., затем в Архангельске в 1660 г., а в 1689 г. в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голландские, английские и немецко-французские реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 г. стали селиться в Поволжье, а с 1804 г. — на побережье Чёрного моря, были и реформаты. К 1917г. их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс. В административном отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 г. подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 г. — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 г. было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 г. реформаты подверглись преследованиям наряду с другими деноминациями. В условиях депортации немцев многие реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церковные общины, существующие в ряде городов России, в настоящее время не объединены общей церковной структурой. В начале XXI в. в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских религиозных организаций. Кальвинизм подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение кальвинизма восходит к позднесредневековому волюнтаризму Д. Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению кальвинизма, невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения. Человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому, как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые ветхозаветные тексты, кальвинизм также считает знаком избранности успех в делах. Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств кальвинизм признает крещение и Евхаристию. В отличие от католичества, православия и лютеранства, хлеб и вино рассматриваются только как видимые символы духовного присутствия Христа. Кальвинизм утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на новозаветные сведения о первоначальном христианстве, кальвинизм признает как установленные Богом четыре чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и университетах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в современном кальвинизме допускает вариации. В целом, учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные, именуемые «пресвитерами» (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и несколько старейшин, они образуют руководящий орган — сессию или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией - или только сессией. Богослужение в кальвинизме отличается простотой. Отсутствие литургических облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, так как их присутствие якобы может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отдельных конгрегациях могут различаться.
Источник: Католическая энциклопедия. – Т.2. И-Л. – М.: Изд-во францисканцев, 2005. – С.698-703. Печатается в редакции проф. А.Г. Браницкого. Приложение 13 ЖАН КАЛЬВИН
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|