Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытое письмо папе льву X




 

Льву X, папе римскому,

От Мартина Лютера,

С пожеланием спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Живя среди чудовищ века сего, с которыми я веду войну вот уже третий год, я вынужден порой взирать на вас, и думать о вас, благословеннейший отец. В самом деле, поскольку к вам относятся порой как к основному и единственному объекту моей борьбы, я просто не могу не думать о вас. Разумеется, незаслуженный гнев по отношению ко мне со стороны ваших нечестивых лицемеров вынудил меня обратиться от вашего престола к будущему собору, игнорируя декреталии ваших предшественников, Пия и Юлия, с бездумным деспотизмом запретивших такое обращение. Тем не менее, я никогда не отчуждал себя от Вашего Святейшества до такой степени, чтобы от всего сердца не желать вам и вашему престолу всяческого благословения, о котором я умолял Бога в искренних молитвах, прилагая к этому все свои способности. Действительно, я был настолько дерзок, что позволял себе презирать и глядеть высокомерно на тех, кто пытался запугать меня величием вашего имени и власти. Однако существует нечто такое, что я не могу игнорировать и что заставляет меня еще раз писать вам, ваше Святейшество. Мне стало известно, что я обвиняюсь в великой неучтивости, и, как утверждают, моя великая вина состоит в том, что я не считаюсь даже с вашей личностью.

Я могу чистосердечно поклясться, что, по моему разумению, я говорил только добрые и уважительные слова относительно вас всякий раз, когда я о вас думал. И если бы мои поступки были иными, то я сам ни в коем случае не мог бы мириться с этим, а должен был бы полностью согласиться с осуждением, возводимым против меня; и для меня бы не было ничего более радостного, чем отречься от такой непочтительности и неблагочестивости. Я называл вас Даниилом в Вавилоне; и каждый, кто читает написанное мною, знает, с каким усердием я защищал вашу непогрешимость от клеветника Силвестера. Воистину, ваша репутация и молва о вашей непорочной жизни, прославляемые по всему миру в писаниях многих великих людей, слишком хорошо известны и слишком уважаемы, чтобы им мог причинить ущерб кто-либо, сколь бы велик ни был этот человек. Я не настолько глуп, чтобы нападать на того, кого все люди прославляют. Фактически, я всегда пытался — и буду пытаться впредь — не нападать даже на тех, кто не пользуется уважением в обществе, ибо я не нахожу для себя удовольствия ни в чьих недостатках и ошибках, поскольку осознаю, что имею «бревно в собственном глазу». Действительно, я не мог бы первым бросить камень в женщину, уличенную в прелюбодеянии (Ин. 8, 1—11).

Я, конечно, резко нападал на безбожные учения в целом, упрекая своих оппонентов не за их безнравственность, но за без­божие. В этом я не собираюсь раскаиваться ни в малейшей степени, скорее я полон решимости с неистовым усердием продолжать это и далее, пренебрегая людским осуждением и следуя примеру Христа, Который, в Своем усердии, называл Своих противников «змиями и порождениями ехидниными», «безумными и слепыми», «лицеме­рами», «детьми дьявола» (Мф. 23, 13, 17, 33; Ин. 8, 44). Павел заклеймил волхва (колдуна Елима) словами: «исполненный ковар­ства и всякого злодейства, сын диавола» (Деян. 3, 10), других же [подобных] он называет «псами», «лукавыми делателями» и «лю­бодеями» (Фил. 3, 2; 2Кор. 11, 13; 2, 17). Если вы предоставите судить людям с обостренными чувствами, они не назовут более язвительного и необузданного обвинителя, чем Павел. Кто язвитель­нее пророков?

Таким образом, превосходнейший Лев, я молю вас выслушать меня после того, как я оправдался этим письмом, и верить мне, когда я говорю, что никогда не думал дурно о вас лично, что я такой человек, который желает вам всех благ во веки вечные, и что мои претензии ни к одному человеку не касаются его личных моральных качеств, но имеют отношение только к слову истины. Во всех остальных вопросах я уступлю любому человеку в чем угодно, но у меня нет ни права, ни желания отрицать Слово Божье. Если кто-то имеет обо мне другое мнение, то он не размышляет честно либо не понимает истинного смысла моих слов.

Я воистину презрел ваш престол, Римскую курию, которая, однако, является более развращенной, чем любой существовавший когда-либо Вавилон или Содом, — этого не можете отрицать ни вы, ни кто-либо другой, — и которая, как я вижу, характеризуется полнейшей испорченностью, безнадежностью и печально известным безбожием. Я был весьма удовлетворен тем фактом, что хорошие христиане насмехаются над вашим именем и над всей Римской Католической церковью. Я противостоял и буду продолжать противо­стоять вашему престолу до тех пор, пока дух веры живет во мне. Это не значит, что я буду бороться за невозможное или надеяться, что только лишь благодаря моим усилиям что-то будет достигнуто в этом «Вавилонском столпотворении», где ярость столь многих льстецов обращена на меня …

Как вы знаете, много лет из Рима проистекало подобное всемирному потопу влияние, не несшее ничего, кроме опустошения человеческих тел, душ и имения, распространявшее самые отвратительные примеры всего наихудшего. Всем совершенно ясно, что Римская Католическая церковь, некогда святейшая из церквей, превратилась в самый безнравственный вертеп разбойников (Мф. 21, 13), в наипостыднейший бордель, в царство греха, смерти и преисподней. Это столь отвратительно, что даже сам антихрист, если бы он пришел, не смог бы ничего добавить к этому злу.

Тем временем вы, Лео, сидите, как агнец среди волков (Мф. 10, 16), или же как Даниил среди львов (Дан. 6, 16). Подобно Иезекиилю, вы живете со скорпионами (Иезек. 2, 6). Как же вы можете один противостоять всем этим чудовищам? … Римская курия уже погибла, ибо не­умолимый гнев Божий обрушился на нее. Она создает церковные советы, она боится Реформации, она не может справиться со своей собственной развращенностью, и то, что сказано о ее «родителе» Вавилоне, справедливо также и по отношению к ней: «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его...» (Иерем. 51, 9)…

Движимый любовью к вам, я всегда сожалел, превосходнейший Лео, что вам довелось стать папой в эти времена, ибо вы достойны того, чтобы быть папой в лучшие дни. Римская курия не достойна того, чтобы такой человек, как вы, был в ней папой, но сам сатана должен был бы занять эту должность, ибо он действительно сейчас имеет в этом Вавилоне большую власть, чем вы.

 

Источник: Лютер, М. Избранные произведения.. Пер. с нем. - С-Пб.: Андреев и согласие, 1994. – С.17-19.


Приложение 12

КАЛЬВИНИЗМ И РЕФОРМАТСТВО

Кальвинизм - это направление в протестантизме, названное по имени Ж. Кальвина. Соглас­но кальвинизму, исключительный авторитет в вопросах веры и христианской жизни принадлежит Св. Писанию. Многие кальвинисты признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы кальвинизма кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гель­ветическом (1566), Вестминстерском (1647) и других испове­даниях (различающихся незначительно), а также в Гейделъбергском катехизисе (1562).

Первым воплощением принципов кальвинизма стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, бы­ла не только главным религиозным органом города, но и своего рода су­дом в области общественных нравов. С самого начала своего существования кальвинизм тяготел к крайне строгому образу жиз­ни, включающему скромность в одежде и запрет на про­явления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал при­бежищем для кальвинистов, изгнанных из других стран, и главным очагом распространения идей кальвинизма.

В течение XVI в. происходило постепенное слияние кальвинизма с другим протестантским течением — цвинглианством, близким к кальвинизму, но возникшим раньше его. Этот про­цесс начался в 1549 г., когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение по вопросам веры. В результате кальвинизм распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи это­го объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Пи­санию. За их Церквями утвердилось наименование ре­форматских. В богословии и церковном устройстве реформатских Церквей преобладаю­щим направлением остается кальвинизм, хотя присутствуют и отдельные цвинглианские элементы. Например, многие реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Хри­сте, а не как духовное присутствие Христа.

В Германии кальвинизм в XVI в. получил распространение в отдельных районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне – во Франции) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 г. официально признал существование кальвинист­ских территорий - наряду с католическими и лютеранскими.

В Венгрии в кон. XVI в. 90% населения стали реформа­тами. В дальнейшем, однако, религиозная политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвраще­нию большей части венгров к католичеству. В XVI в. кальвинизм нашел отклик у многих представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом Контрреформации в 1560-е гг.

Во Франции конфликт между католиками и кальвини­стами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562-1598 гг.). Нантский эдикт (1598) Генриха IV, предоставивший свободу вероиспо­ведания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685 г. Кальвинизм во Франции был вновь легализован только в 1787 г. Людовиком XVI.

Требование религиозных прав для нидерландских кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566-1609 гг.). После провозглашения незави­симости в 1581 г. Реформатская Церковь стала государственной церко­вью в Нидерландах. Только в XIX в. она была отделена от государства. Голландец Я. Арминий (1560-1609) основал особое на­правление в богословии кальвинизма, смягчившее тезис о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода чело­века, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618-1619 гг., в ко­тором участвовали представители не только нидерланд­ских, но и швейцарских, немецких, шотландских и английских кальвинистов. Си­нод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неор­тодоксальными, однако в дальнейшем арминианство по­лучило значительное распространение внутри кальвинизма.

Реформатские Церкви европейских стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: несколько соседних сессий об­разуют общий правящий орган — пресвитерию (по од­ному пастырю и по одному старейшине от каждой кон­грегации). Несколько пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяют­ся в Генеральную ассамблею — высший церковный орган национального масшта­ба. В некоторых странах (например, в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церковном руководстве.

В Шотландии реформирование Церкви на принципах кальвинизма было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом в 1560 г. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус официальной Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии ХVI-ХVII вв. кальвинизм оказал влияние на церковную реформу, хотя радикальные приверженцы кальвинизма (пуритане) критиковали Англиканскую Церковь за подчине­ние государству, епископальное устройство, сохранение эле­ментов католической обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структу­ру Церкви; другая часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отдельных конгрегаций, не надеясь на реформу национального масштаба, которая бы удов­летворила их требованиям. Противоречия между официальной Церковью и пуританами стали одной из причин Английской революции (1641-1660 гг.). Итогом борьбы стало, с одной сто­роны, расширение вероучительной основы Англикан­ской Церкви, позволившее многим пуританам вступить в нее, а с другой — признание государством неприсоединив­шихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни об­разовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на кальвинизме, допус­кают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В ХVII-ХVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство).

Представители унитарианства отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотлан­дии, Ирландии. Отдельные общины конгрегационалистов ос­таются независимыми. Их собрания — синоды, ассамб­леи — носят характер консультаций и имеют целью под­держание дружественных связей между конгрегациями.

Многие кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европейских странах, нашли при­станище в Северной Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.

В ХVII-ХVIII вв. внутри кальвинизма возникла т.н. теология завета. Развивая­ библейское понятие последовательно заключенных союзов (за­ветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог (тем самым) положил предел Сво­ей суверенной воле. Эта концепция приводила к политическим выводам: если первоначальный кальвинизм предписывал государству подчинение Церкви, то теология завета позволяла рас­сматривать их отношения как свободно заключенное со­глашение между Богом и человеком. Теология завета ока­зала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.

История кальвинизма характеризуется многочисленными расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам. Однако в ХIХ-ХХ вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и международном масштабе. В 1875 г. был основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 г. образован Международный конгрегационалистский со­вет. В 1970 г. слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитери­ан и конгрегационалистов), объединяющему большую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с другими протестантскими конфессиями — лю­теранами, методистами и т.д. В настоящее время в мире насчитывается около 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.

В 1968 г. Папский Секретариат по содействию христианскому единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экуменического диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовив­шая документ «Присутствие Христа в Церкви и в мире» (1977). Второй этап католическо-реформатского диалога, на­чавшийся в 1984 г., завершился выходом документа «К об­щему пониманию Церкви» (1990). В 1998 г. начался третий этап диалога, посвященный теме «Церковь как община обще­го свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 г. ведется трех­сторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение «Богословие брака и проблемы смешанных браков» (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отдельных стран.

Первыми рефор­матами в России были английские и голландские купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. Первая рефор­матская община возникла в Москве в 1629 г., затем в Архангельске в 1660 г., а в 1689 г. в Вологде и Ярославле. В С.-Пе­тербурге в XVIII в. образовались голландские, английские и немецко-французские реформатские общины. Среди немцев-коло­нистов, которые с 1763 г. стали селиться в Поволжье, а с 1804 г. — на побережье Чёрного моря, были и реформа­ты. К 1917г. их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс. В административном отношении реформаты, как и лютера­не, были в 1734 г. подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 г. — Главной Императорской евангеличе­ской консистории. В 1828 г. было предписано, что во вре­мя заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенст­ва в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 г. реформаты подверглись преследованиям наряду с другими деноминациями. В условиях депортации немцев многие реформаты присоединились к лютеранам; нередко сгла­живались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других госу­дарствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты отно­сятся к нашим общинам как полноправные члены». Ре­форматские и пресвитерианские церковные общины, сущест­вующие в ряде городов России, в настоящее время не объеди­нены общей церковной структурой. В начале XXI в. в России было официально зарегистриро­вано 5 реформатских и 140 пресвитерианских религиозных орга­низаций.

Кальвинизм подчеркивает абсолютную суверенную власть Бо­га. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение кальвинизма восхо­дит к позднесредневековому волюнтаризму Д. Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению кальвинизма, невоз­можно понять, почему одни люди будут спасены Бо­гом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородно­го греха все люди являются грешниками и заслужива­ют лишь осуждения. Человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Хрис­та — единственного посредника между Богом и челове­ком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания од­новременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому, как грешник не способен не грешить, по­этому святость жизни, как частной, так и обществен­ной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые ветхозаветные тексты, кальвинизм также считает знаком избранности успех в делах.

Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуж­дать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спа­сение. Признаками истинной Церкви являются пропо­ведь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств кальвинизм признает крещение и Евхаристию. В отличие от католичест­ва, православия и лютеранства, хлеб и вино рассматриваются только как видимые символы духовного присут­ствия Христа.

Кальвинизм утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на новозаветные сведения о первоначальном христианстве, кальвинизм признает как установленные Богом четыре чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служите­лями таинств, учители преподают в школах и университетах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы органи­зуют дела благотворительности. Иерархическое положе­ние этих служителей в современном кальвинизме допускает вариации. В це­лом, учители и диаконы рассматриваются как вспомога­тельные служители, пастыри и старейшины — как ос­новные, именуемые «пресвитерами» (иногда пресвитера­ми называют только пастырей). В каждой низовой мест­ной общине (конгрегации) есть один пастырь и несколько ста­рейшин, они образуют руководящий орган — сессию или консисторию (иногда в нее входят и вспомогатель­ные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией - или только сессией.

Богослужение в кальвинизме отличается простотой. Отсутствие литургических облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использо­вание в церквях изображений, так как их присутствие якобы может дать повод к идолопоклонству. В литур­гии большое значение уделяется проповеди. Формы ли­тургии в разных Церквях и даже отдельных конгрегациях мо­гут различаться.

 

Источник: Католическая энциклопедия. – Т.2. И-Л. – М.: Изд-во францисканцев, 2005. – С.698-703.

Печатается в редакции проф. А.Г. Браницкого.


Приложение 13

ЖАН КАЛЬВИН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...