Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты
Баптисты (от греч. «погружать, крестить») — протестантская деноминация, образовавшаяся в начале XVII в., провозглашающая приоритет Св. Писания над авторитетом Церкви и отвергающая исторически сложившиеся церковные обряды и традиции. Движение баптистов независимо появилось в разных странах. В конце XVI в. Дж. Смит, Т. Хэлвис и другие, выйдя из Англиканской Церкви, организовали независимую религиозную группу, которая, изучая Библию, пришла к убеждению о необходимости крещения в зрелом возрасте через исповедание веры и окропление водой (без погружения в воду). В 1609 г. Дж. Смит крестил себя самого и еще 31 человека. Эта группа называлась «общие баптисты», т.к. ее члены проповедовали всеобщее спасение во Христе. В 1616 г., независимо от нее, образовалась группа «партикулярных баптистов», члены которой считали, что спасутся лишь немногие. Партикулярные баптисты также выступали за сознательное крещение (но, в отличие от общих баптистов, — через погружение в воду); они определили доктрину баптизма, принципы организации общин и разработали миссионерские методики. Деятельность обеих групп развивалась независимо друг от друга; но в 1891 г. они объединились, образовав Унию баптистских общин Великобритании. К концу XVII в. общины баптистов появились в Америке. Баптистские общины в Европе стали появляться в XIX в.: сначала во Франции и Германии, позже — в Польше, России, Украине, Эстонии, Литве, на Балканах, в Италии и Испании. В XIX в. баптисты появились также в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В 1905 г. в Лондоне на I Всемирном баптистском конгрессе был создан Всемирный союз баптистов, целью которого являлась нравственная и духовная помощь верующим, защита религиозной свободы и проповедь идеалов новозаветной Церкви. В настоящее время Всемирный союз баптистов является содружеством 196 баптистских союзов и конвенций в более чем 200 странах мира, объединяющим около 43 млн. членов.
Баптисты имеют конгрегациональную структуру: каждая община представляет собой автономную единицу. Баптисты признают только 2 должности — пресвитера и диакона, которых избирает община. Основной единицей Церкви является община; общины, находящиеся на определенной территории, образуют округ, а все общины в стране — унию общин (Церковь); верховную власть в общине представляет собрание ее членов. Законодательным органом и верховной властью унии являются синоды, или конференции, которые проходят либо ежегодно, либо раз в 3 года; на синодах избирается верховная власть унии. Основой вероучения баптистов является Библия; верующим предоставляется личная свобода в ее интерпретации. Основные положения баптизма: 1) вера в Триединого Бога — Создателя всего сущего, признание первородного греха и вера в возможность обрести спасение благодаря искупительной жертве Христа; 2) необходимость сознательного крещения, которое является доказательством веры и любви ко Христу, послушания Богу и способности признать христианское учение нормой поведения; крещение может быть принято только один раз в жизни; 3) глава Церкви — Христос, Который вновь придет на землю, чтобы завершить Свою искупительную миссию; 4) вера в бессмертие души, всеобщее воскресение и Страшный суд, после которого праведные обретут вечную жизнь во Христе; учение баптистов отрицает существование чистилища и ничего не говорит о молитве за усопших; 5) брак установлен Богом и должен быть заключен в соответствии с церковным и гражданским законами (развод допускается в случае прелюбодеяния); 7) признание Девы Марии в качестве образца для подражания, но не как заступницы перед Богом. Баптисты не почитают священных изображений.
Первые общины баптистов в России возникли в 1860-80 гг. в четырех обособленных друг от друга районах — на юге Украины, в Закавказье, в Петербурге и на Левобережной Украине. Их появлению предшествовало существование многочисленных протест, направлений (штунди-тов, молокан и др.). В 1874 г. в Петербург прибыл баптистский проповедник лорд Г. Редсток (1833-1913), который развернул миссионерскую деятельность среди петербургской знати. Его первыми последователями были В.А. Пашков (1831-1902), граф М.М. Корф (1843-1936), кн. Е.И. Черткова (1834-1923). В 1876 г. они основали Общество поощрения духовно-нравственного чтения, которое занималось миссионерской и издательской деятельностью. В апреле 1884 г. состоялся первый в истории России съезд русских баптистов, созванный по инициативе В.А. Пашкова и М.М. Корфа. Тогда же в Таврической губернии прошел первый самостоятельный съезд русских баптистов, положивший начало миссионерской работе русских и украинских баптистов; с тех пор съезды стали проводиться ежегодно. В 1897 г. царское правительство официально признало существование баптизма в России. В 1905 г. на съезде в Ростове-на-Дону баптисты и т.н. «христиане веры евангельской» объединились в Союз Евангельских христиан-баптистов России (Союз ЕХБ России). В 1907 г. было образовано Всероссийское баптистское миссионерское общество (председатель — В.Г. Павлов). В 1909 г. был принят Устав Союза ЕХБ России и определена структура союза. В 1911 г. на II Всемирном конгрессе баптистов Союз ЕХБ России вошел в состав Всемирного союза баптистов. В 1920 г. был создан Всемирный совет евангельских христиан и баптистов, в 1944 г. — Всесоюзный совет ЕХБ СССР. В 1991 г. в результате распада СССР в России образовался собственный Союз ЕХБ, в состав которого вошло около 1000 общин. В 1993 г. была образована Евро-Азиатская федерация Союзов евангельских христиан-баптистов, ставшая правопреемницей ЕХБ СССР. В настоящее время эта федерация объединяет 4373 общины и около 270 тыс. членов. Баптисты в России ведут широкую благотворительную и издательско-просветитель-скую деятельность; крупнейшие центры и издания баптистов: агентство «Благая весть», издательства «Мирт» и «Протестант», журналы «Духовное возрождение», «Христианах слово».
Адвентисты (от лат. «пришествие») — самоназвание последователей христианского эсхатологического учения, возникшего в 1831 в США среди протестантов. Основателем адвентизма считается проповедник баптистской общины г. Хэмптон в штате Нью-Йорк Уильям Миллер (1782-1849), автор книги «Свидетельства из Св. Писания и истории о Втором пришествии Христовом в 1843 году и Его личном царствовании в продолжение 1000 лет». Опираясь на субъективно истолкованные пророческие книги Библии (главным образом, 8-ю главу книги пророка Даниила, а также - Откровение Иоанна Богослова), У. Миллер «вычислил» упомянутый срок Второго пришествия. Пророчество не сбылось, срок исполнения был сдвинут на 1844 г., затем – на 1847 г. и далее (1912-13 гг., 1932-33 гг.). Первоначальное движение адвентистов распалось на несколько ветвей. В настоящее время конкретная дата Второго пришествия Христа. не указывается, но безусловным остается ожидание скорой кончины мира и близости Страшного суда. Адвентизм имеет несколько разновидностей. Наиболее многочисленное и распространенное течение — Адвентисты Седьмого Дня, основателями которого были проповедники Джеймс и Елена Уайт, — возникло в 1863 г. Адвентисты Седьмого Дня почитают вместо воскресенья субботу (на основании буквально истолкованной ими 3-й заповеди Декалога). Догматика адвентистов. (взгляд на смерть как на сон, от которого душа пробудится в Судный день, соединившись с воскресшим телом; понимание тела как храма Св. Духа, который надлежит созидать и беречь в ожидании физического воскресения) обязывает соблюдать особый бытовой уклад в духе т.н. «санитарной реформы» (строгое соблюдение гигиены, запрещение алкоголя и курения). В основе учения адвентистов. лежит вера в близкое Второе пришествие Христа, Страшный суд, 1000-летнее царство Христа для праведников. Адвентисты признают богодухновенность Библии и верят в Пресвятую Троицу. Обязательным для адвентистов является выполнение библейских заповедей. Крещение совершается посредством погружения в воду. Для крещения необходимы исповедание веры в Иисуса и доказательство покаяния во грехе. Крещению предшествуют наставления из Св. Писания. Адвентисты считают себя «особо избранными» в среде христиан, поэтому им присущ дух конфессиональной исключительности.
В России адвентисты появились в 1886 г. в Крыму, где проповедник из США Луи Конради основал их первую общину. Постепенно подобные общины возникли на Кубани, на Дону, в Бессарабии (Молдавии), Поволжье, Привислинском и Прибалтийском крае. В южных губерниях России в 90-е гг. XIX в. они распространились вследствие интенсивной пропаганды (листовки, брошюры, проповеди) немца Иоганна Перка, члена Гамбургской общины адвентистов. На рубеже ХIХ-ХХ вв. fldtynbcns организовали общины в Туркестане и в Сибири. Во время революции 1905-1907 гг. адвентисты проповедовали свое учение в С.-Петербурге и других крупных городах. Особенно восприимчивой средой для адвентистов оказались русские сектанты—штундисты (разновидность анабаптизма). Наряду с русскими и украинцами адвентистское крещение принимали латыши, эстонцы, евреи. 14 марта 1906 г. министр внутренних дел П. Столыпин издал указ, разрешающий адвентистам «свободно исповедовать их вероучение» и «отправлять общественное богослужение в устроенных ими домах». В 1908 г. был учрежден адвентистский «Российский унион», объединивший в 146 общинах 44 проповедника и 4000 членов (в 1912 г. их было уже 5500). До 1917 г. численность и влияние адвентистов в России заметно возрастали, регулярно проводились съезды, велась издательская и благотворительная работа. Лидеры российских адвентистов осудили Октябрьскую революцию 1917 г. и были почти все арестованы. В 1924 г. на 5-м Всесоюзном съезде адвентистов в СССР произошел раскол: некоторые делегаты выступили против обращения съезда к ЦИК СССР с заявлением о лояльности. Они вышли из союза и создали свою организацию, не признающую некоторых «безбожных» государственных законов. В частности, они отказывались брать в руки оружие и служить в армии, предвосхитив решения съезда адвентистов 1926 г. в Германии, на котором была создана радикальная организация адвентистов-реформистов. В 1936 г. возник новый подпольный центр — «Всероссийская уния адвентистов-реформаторов» (В. Шелков, П. Манжура, Г. Оствальд), но единой организации адвентистов в СССР фактически не существовало. После Второй мировой войны был создан «Всесоюзный совет Адвентистов Седьмого Дня». В 1960 г. он был распущен под давлением властей в ходе антирелигиозной кампании Н.С. Хрущева. Часть адвентистов («Всесоюзная Церковь верных и свободных Адвентистов Седьмого Дня», возглавляемая В. Шелковым) вынуждена была уйти в подполье. В начале 80-х XX в. на территории СССР насчитывалось не менее 32 тыс. адвентистов, действовало около 450 молитвенных домов; общины объединялись в региональные советы. Председатели 4 региональных советов на территории РСФСР входили в состав республиканского совета. Во время «перестройки» отношение к адвентистам со стороны государства смягчалось. В декабре 1988 г. в пос. Заокский Тульской обл. был открыт административно-учебный центр адвентистов в России (канцелярия республиканского совета, заочные библейские курсы, издательский отдел).
В 1990 г. на Генеральной ассамблее адвентистов в г. Индианаполисе (США) Церковь Адвентистов в Советском Союзе была принята во Всемирный союз адвентистов в качестве 11-го дивизиона (состоящего, в свою очередь, из 5 унионов: Российского, Украинского, Молдавского, Прибалтийского, Южного; президент дивизиона — М.П. Кулаков). В наст, время адвентисты Российской Федерации и стран СНГ насчитывают около 800 общин и более 50 тыс. членов. Пятидесятники и иеговисты – это протестантские движения, возникшие в США во второй половине XIX в. и оттуда распространившиеся в другие страны. В основе веры пятидесятников лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. В итоге апостолы обрели девять даров Святого Духа: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных языках и истолковывать их. Пятидесятники верят в возможность сошествия Святого Духа на каждого из них при достижении ими религиозного транса, свидетельством чего является обретение ими дара «говорения на иных языках» (глоссолалии). Во всем другом вероучение ничем не отличается от баптистского движения. Как и баптисты, они крестят только взрослых людей, совершают обряд хлебо-преломления, подобно адвентистам, совершают обряд «омовения ног», но не раз в три месяца, а ежемесячно, а также верят в скорое второе пришествие Христа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные из них - «Церковь Бога», «Ассамблея Бога», «Объединенная пятидесятиическая церковь» - распространены в США и Латинской Америке. В Европе распространены общины пятидесятников христиан евангелической веры (ХЕВ), христиан веры евангельской (ХВЕ), евангельских христиан в духе апостольском (ЕХДА). Пятидесятники - одна из самых крупных, постоянно растущих деноминаций в современном мире, насчитывающая свыше 50 млн. членов и более 11 млн. сочувствующих и практикующих крещение Святым Духом и глоссолалию. Иеговизм (Свидетели Иеговы), возникший в 70-х гг. XIX в. в США, представляет собой строго централизованную в мировом масштабе организацию. Руководство этой транснациональной деноминации находится в Бруклине, районе Нью-Йорка. Бруклинский центр осуществляет руководство религиозными общинами, действующими более чем в 100 странах мира. Вероучение иеговистов ближе всего вероучению адвентистов, но во многом существенно отличается от него. Иеговисты создали совершенно новые догматы - о природе Бога, о природе Христа, об Армагеддоне. Бог Иегова, считают иеговисты, существует в одном лице. Иисус Христос - сын Иеговы, божественный посланник, бывший совершенным человеком на земле, но Он не всемогущий и не равен Отцу. Святой Дух - это сила и власть Иеговы, участвовавшая в создании мира, которой всевышний делится с Христом и ангелами. Иеговисты пророчествуют скорый Армагеддон - священную войну Христа с Сатаной, в результате которой все грешное человечество, за исключением иеговистов, погибнет. Это событие иеговисты разделяют на два этапа: первый этап Армагеддона уже состоялся в виде Первой мировой войны, а второй, когда Христос окончательно победит мир Сатаны, скоро настанет. После этого Христос установит земной рай для 144 тыс. праведников, 9 тыс. из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, но воскресших после Армагеддона. Основное организационное звено этой деноминации - собрание, которое возглавляется советом старейшин из пяти человек. Свидетелей Иеговы насчитывается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Пробудись» и другие издаются на многих языках большими тиражами. Последователи Иеговы имеются и в России.
Источники: Католическая энциклопедия. – Т.1. А-З. – М.: Изд-во францисканцев, 2002. – С.87-89, 458-460; Миронов, А.В. Основы религиоведения /А.В. Миронов, Ю.А. Бабинов. – М.: Социально-гуманитарные знания, 1998. – С.107-110. Печатается в редакции проф. А.Г. Браницкого. Приложение 15 Армянская Апостольская Церковь
Является одной из древнейших христианских Церквей. Христианство появилось в Армении во II-III в., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму. Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской - армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией. Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает "Сошел Единородный", то есть Иисус Христос. До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви. Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви. Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией. В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра. Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.) Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он - верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью. Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин - Католикосат всех армян, основанный в 301 году. Здесь же с VII в.- существуют два монастыря - Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо "белым" духовенством, либо принять монашество. Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США. Армянская Апостольская Церковь издает журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала "Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г., "Эчмиадзин" является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел. На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные - в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви v Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская v находятся на территории Армении и 3 епархии - Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская - за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия. Армянская Церковь принимает активное участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение за мир и а решение других современных проблем. Проводит благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.
Источник: Мир религий. Досье. Армянская Апостольская Церковь// www.religio.ru/dosje/01/271_print.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|