Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Баптисты, адвентисты, пятидесятники и иеговисты




Баптисты (от греч. «погружать, крес­тить») — протестантская деноминация, образовавшаяся в начале XVII в., провозглашающая приоритет Св. Писания над авторитетом Церкви и отвергающая исторически сложившиеся церковные обряды и традиции. Движение баптистов независимо появилось в разных странах. В конце XVI в. Дж. Смит, Т. Хэлвис и другие, выйдя из Англиканской Церкви, органи­зовали независимую религиозную группу, которая, изучая Биб­лию, пришла к убеждению о необходимости крещения в зрелом возрасте через исповедание веры и окропление водой (без погружения в воду). В 1609 г. Дж. Смит крестил себя самого и еще 31 человека. Эта группа называлась «общие баптисты», т.к. ее члены проповедовали всеобщее спасе­ние во Христе. В 1616 г., независимо от нее, образовалась группа «партикулярных баптистов», члены которой считали, что спасутся лишь немногие. Партикулярные баптисты также выступали за сознательное крещение (но, в отли­чие от общих баптистов, — через погружение в воду); они опре­делили доктрину баптизма, принципы организации общин и разработали миссионерские методики. Деятельность обеих групп развивалась независимо друг от друга; но в 1891 г. они объединились, образовав Унию баптистских общин Ве­ликобритании.

К концу XVII в. общины баптистов появились в Америке. Баптистские общины в Европе стали появ­ляться в XIX в.: сначала во Франции и Германии, поз­же — в Польше, России, Украине, Эстонии, Литве, на Балканах, в Италии и Испании. В XIX в. баптисты появились также в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В 1905 г. в Лондоне на I Всемирном баптистском кон­грессе был создан Всемирный союз баптистов, целью которого являлась нравственная и духовная по­мощь верующим, защита религиозной свободы и проповедь иде­алов новозаветной Церкви. В настоящее время Всемирный со­юз баптистов является содружеством 196 баптистских союзов и конвенций в более чем 200 странах мира, объединяю­щим около 43 млн. членов.

Баптисты имеют конгрегациональную структуру: каждая об­щина представляет собой автономную единицу. Баптисты признают только 2 должности — пресвитера и диакона, которых избирает община. Основной единицей Церкви яв­ляется община; общины, находящиеся на определенной территории, образуют округ, а все общины в стране — унию общин (Церковь); верховную власть в общине представляет собрание ее членов. Законодательным ор­ганом и верховной властью унии являются синоды, или конференции, которые проходят либо ежегодно, либо раз в 3 года; на синодах избирается верховная власть унии.

Основой вероучения баптистов является Библия; верующим предоставляется личная свобода в ее интер­претации. Основные положения баптизма: 1) вера в Триеди­ного Бога — Создателя всего сущего, признание перво­родного греха и вера в возможность обрести спасение благодаря искупительной жертве Христа; 2) необходи­мость сознательного крещения, которое является доказа­тельством веры и любви ко Христу, послушания Богу и способности признать христианское учение нормой поведе­ния; крещение может быть принято только один раз в жизни; 3) глава Церкви — Христос, Который вновь при­дет на землю, чтобы завершить Свою искупительную миссию; 4) вера в бессмертие души, всеобщее воскресе­ние и Страшный суд, после которого праведные обретут вечную жизнь во Христе; учение баптистов отрицает существо­вание чистилища и ничего не говорит о молитве за усоп­ших; 5) брак установлен Богом и должен быть заключен в соответствии с церковным и гражданским законами (развод допускается в случае прелюбодеяния); 7) признание Де­вы Марии в качестве образца для подражания, но не как заступницы перед Богом. Баптисты не почитают священных изобра­жений.

Первые общины баптистов в России возникли в 1860-80 гг. в четырех обособленных друг от друга районах — на юге Украины, в Закавказье, в Петербурге и на Левобе­режной Украине. Их появлению предшествовало суще­ствование многочисленных протест, направлений (штунди-тов, молокан и др.). В 1874 г. в Петербург прибыл баптист­ский проповедник лорд Г. Редсток (1833-1913), кото­рый развернул миссионерскую деятельность среди петербургской знати. Его первыми последователями были В.А. Пашков (1831-1902), граф М.М. Корф (1843-1936), кн. Е.И. Чертко­ва (1834-1923). В 1876 г. они основали Общество поощ­рения духовно-нравственного чтения, которое занима­лось миссионерской и издательской деятельностью. В апреле 1884 г. состоялся первый в истории России съезд русских баптистов, со­званный по инициативе В.А. Пашкова и М.М. Корфа. Тогда же в Таврической губернии прошел первый самостоя­тельный съезд русских баптистов, положивший начало миссионерской работе русских и украинских баптистов; с тех пор съезды стали про­водиться ежегодно. В 1897 г. царское правительство официально признало существование баптизма в России.

В 1905 г. на съезде в Ростове-на-Дону баптисты и т.н. «христиане ве­ры евангельской» объединились в Союз Евангельских христиан-баптистов России (Союз ЕХБ России). В 1907 г. было образовано Всероссийское баптистское миссионер­ское общество (председатель — В.Г. Павлов). В 1909 г. был принят Устав Союза ЕХБ России и определена структура союза. В 1911 г. на II Всемирном конгрессе баптистов Союз ЕХБ Рос­сии вошел в состав Всемирного союза баптистов. В 1920 г. был со­здан Всемирный совет евангельских христиан и баптистов, в 1944 г. — Всесоюзный совет ЕХБ СССР.

В 1991 г. в результа­те распада СССР в России образовался собственный Со­юз ЕХБ, в состав которого вошло около 1000 общин. В 1993 г. была образована Евро-Азиатская федерация Союзов евангельских христиан-баптистов, ставшая правопреем­ницей ЕХБ СССР. В настоящее время эта федерация объединя­ет 4373 общины и около 270 тыс. членов. Баптисты в России ведут ши­рокую благотворительную и издательско-просветитель-скую деятельность; крупнейшие центры и издания баптистов: агентство «Благая весть», издательства «Мирт» и «Проте­стант», журналы «Духовное возрождение», «Христианах слово».

Адвентисты (от лат. «пришествие») — са­моназвание последователей христианского эсхатологического уче­ния, возникшего в 1831 в США среди протестантов. Основателем адвентизма считается пропо­ведник баптистской общины г. Хэмптон в штате Нью-Йорк Уильям Миллер (1782-1849), автор книги «Свидетель­ства из Св. Писания и истории о Втором пришествии Христовом в 1843 году и Его личном царствовании в про­должение 1000 лет». Опираясь на субъективно истолкован­ные пророческие книги Библии (главным образом, 8-ю главу книги пророка Даниила, а также - Откровение Иоанна Бого­слова), У. Миллер «вычислил» упомянутый срок Второго пришествия. Пророчество не сбылось, срок исполнения был сдвинут на 1844 г., затем – на 1847 г. и далее (1912-13 гг., 1932-33 гг.). Пер­воначальное движение адвентистов распалось на несколько ветвей. В настоящее время конкретная дата Второго пришествия Христа. не указывается, но безусловным остается ожидание скорой кончины мира и близости Страш­ного суда. Адвентизм имеет несколько разновидностей.

Наиболее многочисленное и распространенное течение — Адвентисты Седь­мого Дня, основателями которого были проповедники Джеймс и Елена Уайт, — возникло в 1863 г. Адвентисты Седьмого Дня почитают вместо воскресенья субботу (на основании буквально истолкованной ими 3-й запо­веди Декалога). Догматика адвентистов. (взгляд на смерть как на сон, от которого душа пробудится в Судный день, со­единившись с воскресшим телом; понимание тела как храма Св. Духа, который надлежит созидать и беречь в ожидании физического воскресения) обязывает соблю­дать особый бытовой уклад в духе т.н. «санитарной ре­формы» (строгое соблюдение гигиены, запрещение алко­голя и курения). В основе учения адвентистов. лежит вера в близ­кое Второе пришествие Христа, Страшный суд, 1000-лет­нее царство Христа для праведников. Адвентисты признают богодухновенность Библии и верят в Пресвятую Троицу. Обязательным для адвентистов является выполнение библейских запове­дей. Крещение совершается посредством погруже­ния в воду. Для крещения необходимы исповедание ве­ры в Иисуса и доказательство покаяния во грехе. Креще­нию предшествуют наставления из Св. Писания. Адвентисты счи­тают себя «особо избранными» в среде христиан, поэтому им присущ дух конфессиональной исключительности.

В России адвентисты появились в 1886 г. в Крыму, где проповедник из США Луи Конради основал их первую общину. Постепенно подобные общины воз­никли на Кубани, на Дону, в Бессарабии (Молдавии), Поволжье, Привислинском и Прибалтийском крае. В южных губерниях России в 90-е гг. XIX в. они распространи­лись вследствие интенсивной пропаганды (листовки, брошюры, проповеди) немца Иоганна Перка, члена Гам­бургской общины адвентистов. На рубеже ХIХ-ХХ вв. fldtynbcns органи­зовали общины в Туркестане и в Сибири. Во время революции 1905-1907 гг. адвентисты проповедовали свое учение в С.-Петербурге и других крупных городах. Особенно вос­приимчивой средой для адвентистов оказались русские сектанты—штундисты (разновидность анабаптизма). Наряду с рус­скими и украинцами адвентистское крещение прини­мали латыши, эстонцы, евреи.

14 марта 1906 г. министр внутренних дел П. Столыпин издал указ, разрешающий адвентистам «свободно исповедовать их вероучение» и «отправлять общественное богослужение в устроенных ими домах». В 1908 г. был учрежден адвентистский «Российский унион», объединивший в 146 общинах 44 проповедника и 4000 членов (в 1912 г. их было уже 5500). До 1917 г. числен­ность и влияние адвентистов в России заметно возрастали, регу­лярно проводились съезды, велась издательская и благо­творительная работа. Лидеры российских адвентистов осудили Октябрь­скую революцию 1917 г. и были почти все арестованы.

В 1924 г. на 5-м Всесоюзном съезде адвентистов в СССР произошел раскол: некоторые делегаты выступили про­тив обращения съезда к ЦИК СССР с заявлением о лояль­ности. Они вышли из союза и создали свою организацию, не признающую некоторых «безбожных» государственных зако­нов. В частности, они отказывались брать в руки оружие и служить в армии, предвосхитив решения съезда адвентистов 1926 г. в Германии, на котором была создана радикальная организация адвентистов-реформистов. В 1936 г. возник новый под­польный центр — «Всероссийская уния адвентистов-ре­форматоров» (В. Шелков, П. Манжура, Г. Оствальд), но единой организации адвентистов в СССР фактически не суще­ствовало.

После Второй мировой войны был создан «Все­союзный совет Адвентистов Седьмого Дня». В 1960 г. он был распущен под давлением властей в ходе антирелигиозной кампании Н.С. Хрущева. Часть адвентистов («Всесоюзная Церковь верных и свободных Адвентистов Седьмого Дня», воз­главляемая В. Шелковым) вынуждена была уйти в подпо­лье. В начале 80-х XX в. на территории СССР насчитывалось не менее 32 тыс. адвентистов, действовало около 450 молитвенных до­мов; общины объединялись в региональные советы. Председатели 4 региональных советов на территории РСФСР входили в состав республиканского совета. Во время «перестройки» отношение к адвентистам со стороны государства смягча­лось. В декабре 1988 г. в пос. Заокский Тульской обл. был от­крыт административно-учебный центр адвентистов в России (канцеля­рия республиканского совета, заочные библейские курсы, из­дательский отдел).

В 1990 г. на Генеральной ассамблее адвентистов в г. Индианаполисе (США) Церковь Адвентистов в Советском Сою­зе была принята во Всемирный союз адвентистов в качестве 11-го дивизиона (состоящего, в свою очередь, из 5 унионов: Рос­сийского, Украинского, Молдавского, Прибалтийского, Южного; президент дивизиона — М.П. Кулаков). В наст, время адвентисты Российской Федерации и стран СНГ насчитыва­ют около 800 общин и более 50 тыс. членов.

Пятидесятники и иеговисты – это протестантские движения, возникшие в США во второй половине XIX в. и оттуда распространившиеся в другие страны.

В основе веры пятидесятников лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о сошествии на апостолов Святого Ду­ха на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. В ито­ге апостолы обрели девять даров Святого Духа: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных язы­ках и истолковывать их. Пятидесятники верят в возможность сошествия Святого Духа на каждого из них при дос­тижении ими религиозного транса, свидетельством чего является обретение ими дара «говорения на иных языках» (глоссолалии). Во всем другом вероучение ничем не отли­чается от баптистского движения. Как и баптисты, они кре­стят только взрослых людей, совершают обряд хлебо-преломления, подобно адвентистам, совершают обряд «омовения ног», но не раз в три месяца, а ежемесячно, а также верят в скорое второе пришествие Христа.

Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные из них - «Церковь Бога», «Ассамблея Бога», «Объединенная пятидесятиическая церковь» - рас­пространены в США и Латинской Америке. В Европе рас­пространены общины пятидесятников христиан евангели­ческой веры (ХЕВ), христиан веры евангельской (ХВЕ), евангельских христиан в духе апостольском (ЕХДА).

Пятидесятники - одна из самых крупных, постоянно растущих деноминаций в современном мире, насчитывающая свыше 50 млн. членов и более 11 млн. сочувствующих и практикующих крещение Святым Духом и глоссолалию.

Иеговизм (Свидетели Иеговы), возникший в 70-х гг. XIX в. в США, представляет собой строго централизованную в мировом масштабе организацию. Руководство этой транснациональной деноминации находится в Бруклине, районе Нью-Йорка. Бруклинский центр осуществляет руководство религиозными общинами, действующими более чем в 100 странах мира. Вероучение иеговистов ближе всего вероучению адвентистов, но во многом суще­ственно отличается от него. Иеговисты создали совершен­но новые догматы - о природе Бога, о природе Христа, об Армагеддоне. Бог Иегова, считают иеговисты, существует в одном лице. Иисус Христос - сын Иеговы, божественный посланник, бывший совершенным человеком на земле, но Он не всемогущий и не равен Отцу. Святой Дух - это сила и власть Иеговы, участвовавшая в создании мира, которой всевышний делится с Христом и ангелами.

Иеговисты пророчествуют скорый Армагеддон - свя­щенную войну Христа с Сатаной, в результате которой все грешное человечество, за исключением иеговистов, погиб­нет. Это событие иеговисты разделяют на два этапа: пер­вый этап Армагеддона уже состоялся в виде Первой миро­вой войны, а второй, когда Христос окончательно победит мир Сатаны, скоро настанет. После этого Христос установит земной рай для 144 тыс. праведников, 9 тыс. из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, но воскресших после Армагеддона.

Основное организационное звено этой деноминации - собрание, которое возглавляется советом старейшин из пяти человек. Свидетелей Иеговы насчитывается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Про­будись» и другие издаются на многих языках большими тира­жами. Последователи Иеговы имеются и в России.

 

Источники:

Католическая энциклопедия. – Т.1. А-З. – М.: Изд-во францисканцев, 2002. – С.87-89, 458-460;

Миронов, А.В. Основы религиоведения /А.В. Миронов, Ю.А. Бабинов. – М.: Социально-гуманитарные знания, 1998. – С.107-110.

Печатается в редакции проф. А.Г. Браницкого.


Приложение 15

Армянская Апостольская Церковь

 

Является одной из древнейших христианских Церквей. Христианство появилось в Армении во II-III в., став в начале IV в. (301 г.) государственной религией.

По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв. Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (302-326) - по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской - армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает "Сошел Единородный", то есть Иисус Христос.

До середины V в. Армянская Апостольская Церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской Церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав решений IV (Халкидонского) Вселенского Собора (451 г.), Армянская Апостольская Церковь фактически отделилась и от Восточной, и от Западной Церкви.

Таким образом, Армянская Апостольская Церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских Церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) Церкви.

Географически Армянская Апостольская Церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках. Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения начиная с IX века была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три архиерейские кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата v приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.

Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.)

Главой Армянской Апостольской Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время - Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он - верховный духовный глава всех верующих армян, хранитель и защитник веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.

Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин - Католикосат всех армян, основанный в 301 году. Здесь же с VII в.- существуют два монастыря - Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария. В прошлом в Духовной академии обучался ряд выдающихся деятелей армянской культуры. В настоящее время в академии и семинарии обучаются около 100 студентов, в том числе из-за рубежа. По окончании обучения они могут стать либо "белым" духовенством, либо принять монашество. Помимо теологических предметов они подробно изучают арменологию, иностранные языки и получают всестороннее общее образование. Студентам, которые после окончания семинарии проявили желание и способность к дальнейшему обучению, предоставляется возможность продолжать теологическую подготовку в некоторых известных высших учебных заведениях в Европе и США.

Армянская Апостольская Церковь издает журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. Как продолжение журнала "Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г., "Эчмиадзин" является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовно-нравственную и историко-церковную литературу. Ведет эту работу специально созданный издательский отдел.

На территории бывшего СССР имеется 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действуют 62 ее общины. Большая часть их (37 общин) находится в Армении. Остальные - в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви v Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская v находятся на территории Армении и 3 епархии - Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская - за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.

Армянская Церковь принимает активное участие в международном экуменическом движении, вносит вклад в движение за мир и а решение других современных проблем. Проводит благотворительную деятельность, оказывает помощь пострадавшим в районах бедствий, детским домам, престарелым людям, инвалидам и беженцам.

 

Источник: Мир религий. Досье. Армянская Апостольская Церковь// www.religio.ru/dosje/01/271_print.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...