Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Облачение и священные сосуды




Облачение клириков Армянской Церкви в общем сходно с облачением в восточных Церквах, хотя несколько латинизировано. Диакон носит стихарь и орарь, священник - стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь, имеющую вид колокола, и вокруг шеи широкий воротник, вышитый золотом, а иногда с золотыми или серебряными иконами, крест, сандалии и византийскую митру. Епископы носят латинскую митру, омофор, панагию, перстень, посох и крест. Католикос, а также патриархи носят палицу. Повседневное облачение вне храма состоит из черной рясы и конусообразного капюшона на голове, поверх которого неженатые клирики, вардапеты и епископы надевают конусообразную наметку.

Священные сосуды такие же, как и у всех восточных Церквей.

 

Церковный календарь

В Армении хронология начиналась с Хайка, внука Иафета (2492 до Р. X.), который до преданию был родоначальником армян. Католикос Нерсес II, упразднил введенный греческий календарь, принял на Двинском соборе (11 июля 552) свой календарь, начавший летоисчисление именно с момента данного собора. Позднее был введен юлианский календарь, замененный в 1892 г. григорианским, который в 1912 г. был принят всей Армянской Церковью. Церковный год, как и у халдеев начинается с 1 декабря. С V века введен седмичный круг богослужения. Господские праздники бывают подвижные и неподвижные. К подвижным относятся Пасха и всякий зависящий от нее праздник. Пасха определяется на основании постановлений I Вселенского собора. Пасхальный круг включает 24 воскресенья, то есть десять до Пасхи и четырнадцать после нее, оканчиваясь Преображением, которое празднуется в седьмое воскресение после Пятидесятницы. К неподвижным праздникам относится наиболее древний праздник Богоявления, которое соединяется с Рождеством Христовым (6 января). Эти два праздника в V веке праздновались раздельно, однако после Двинского собора (525) они празднуются вместе. Обрезание Христово празднуется 13 января, а Сретение — 14 февраля.

Основные Богородичные праздники таковы: Зачатие Девы Марии (9 декабря), Рождество Богородицы (8 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Благовещение (7 апреля) и Успение Божией Матери (15 августа).

Кроме Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста (14 сентября), как особое национально-церковное торжество празднуется Обретение Честнаго Креста, частицы которого, привезенные из Иерусалима армянской святой Хрипсинией и спрятанные на горе Варак перед самой мученической ее кончиной вместе с другими пятнадцатью девами, были, согласно армянскому преданию, открыты в 652 г. монахом Тотием и положены в Эчмиадзинском монастыре как святыня всей Армянской Церкви и армянского народа.

Выдающееся место среди святых Армянской Церкви занимает святитель Григорий, Просветитель армян, память которого празднуется несколько раз. Основной праздник совершается на следующий день после Успения Божией Матери. Кроме того, празднуется событие явления Ною радуги после потопа.

Если большие праздники приходятся на обычные дни, то они переносятся на воскресенье для большей торжественности.

Из 365 дней в году около 277 являются днями поста. Еженедельными постами являются среда и пятница. Двинский собор (525) установил соблюдать одну седмицу поста в каждом месяце. Имеется пост перед Богоявлением, перед Пасхой (48 дней), перед Успением (5 дней). Посты бывают строгие, средние и мягкие.

 

Храм

Армянское церковное искусство оказало влияние на развитие искусства Запада и было предтечей всех церковных архитектурных образцов. Квадрат или прямоугольный параллелепипед армянских храмов с конусообразным барабаном-крышей является отправной точкой всех позднейших стилей, начиная с византийского до готического и барокко. Например, кафедральный собор в Ани является образцом для готического храма средневековья, храм же святой Рипсимии в Вагаршапате - более позднего стиля барокко. Правильный пирамидальный свод опирается на полукруги древнего образца (датируются X и XI веками). Армяно-католический храм Благовещения и григорианский храм в Каире являются удачными образцами армянского архитектурного типа.

Армяно-византийский стиль VIII века, очевидно, был продуктом слияния армянской, византийской, персидской и арабской архитектуры. Внутри храм делится на притвор, главный храм, заканчивающийся к востоку солеёй, на которой стоит хор и епископская кафедра, и святой алтарь, который выше солеи на четыре ступени; перед ним нет иконостаса, но имеется завеса, иногда украшенная иконами. Святой престол находится на месте святых врат. В левой части алтаря находится жертвенник для проскомидии.

Армяне особо чтут крест; в сравнении с православными иконы применяют реже, очевидно, под влиянием христологических и иконоборческих споров, тем не менее, исключительным почитанием пользуются иконы Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя и Григория Просветителя. Углубление в восточной части алтаря имеет изображение Богоматери "Пространнейшая Небес". Что же касается прочего убранства храма, то оно в общих чертах похоже на убранство православных храмов.

 

Монашество и монастыри

Монашеское житие в Армянской Церкви основано на правилах святителя Василия Великого, хотя каждая обитель была независимой общиной, управляемой в соответствии с ее собственными традициями. Монастыри были центрами просвещения и духовными очагами Армянской Церкви, где жили и подвизались выдающиеся мужи веры. Монашество особенно процветало в Армении с IX по XIII век. Игумены многих монастырей были епископами, поэтому иногда епископские кафедры сливались с монастырями, которые именовались "кафедральными монастырями". После упадка в результате мусульманского господства монашеская жизнь возродилась в XV и XVII веках во многих монашеских центрах. Перед Первой мировой войной многие монастыри были разрушены, особенно в Турции.

Сегодня на первом месте стоит монастырь святого Григория Просветителя в Эчмиадзине, резиденция верховного католикоса, затем идет Гагардский монастырь (IV в.), находящийся в 40 км от Еревана, в Анталиасе (Ливан), резиденции киликийского католикоса, и монастырь святого Иакова в Иерусалиме, резиденция армянского патриарха Иерусалима.

 

Католикосы Армянской Церкви

(Эчмиадзинский католикосат)

 

Апостол Фаддей 35-43

Апостол Варфоломей 44—60

Захария 60-76

Зементий 77-81

Атинерсех 81-95

Моисей 96-126

Шахена 127-154

Шаварша 155-175

Леонтий 176-193

Меруджан 230-260

 

Кафедра в Вагаршапте

 

Св. Григорий Просветитель

(в юрисд. Кесарии Капп.) 301-325

Аристакис I Партев 325-333

Вертанес Партев 333-341

Парнерзех или

Парен I Аштишатский 348-352

Исаак Маназкертский 352-353

Нерсес I Великий 353-373

Иусик (Исаак I Моназкертский) 373-377

Завен Моназкертский 377—381

Аспуракес Моназкертский 381—386

Исаак Великий (последний

из рода св. Григория) 387-439

Иосиф Огоцимский 440—454

Мелите I Моназкертский 452-456

Моисей I Моназкертский 456-461

Гют I Аразский 461-471

Христофор Арцруни 475-480

 

Кафедра в Двине

 

Иоанн I Мандакуни 478-490

Пабкен I Отмусский 490-515

Самуил из Арцке 516-526

Муше из Айлаберка 526-534

Исаак II из Уги 534-539

Христофор из Терарича 539-545

Гевонд из Эраста 545 -548

Нерсес II Багревандский 548-567

Иоанн II Габенгианский 567 -574

Моисей II Эгивардский 574-590

Иоанн III Богаранский

(антикатоликос, последний

греческий ставленник) 595—616

Авраам I из Агбатанка 607-615

Комитас I Агцский 615-628

Христофор III из Апауни 628-630

Ездра 1 Паражеиакертский 630—641

Нерсес III Ишханский 641—661

Анастасий I Акорийский 661-667

Израил I Отмусский 667-677

Исаак III Дзорапорский 677—703

Илия I Арджесский 703-717

Иоанн Отцнийский 717—728

Давид I Арамонский 728—741

Тиридат I Отмусский 741—764

Тиридат II Даснаворский 764—767

Сион I Бавонский 767—775

Исайя I Египатрушский 775-788

Стефан I Двинский 790-791

Иов I Двинский (полгода) 791

Соломон I Гарнийский 791-792

Георгий Ошаканский 792-795

Иосиф II Скорпион Парпийский 795-806

Давид II Какахский 806-833

Иоанн IV Овайский 833-855

Захария I Дзакский 855-877

Геворк II Гарнийский 878-898

Маштоц I Эгивардский 898-899

Иоанн V Драсханокертский 899-931

 

Кафедра в Ахтамаре

Стефан II Риштуни 931-932

Феодор I Риштуни 932-938

Егише I Риштуни 938-943

Анания I Моккский 943-967

 

Кафедра в Аркине

Ваган Сюнийский (восточный

католикос, в Ахтамаре) 967-969

Стефан III Севанский

(западный католикос) 969-971

Хачик Аршаруни 972-992

 

Кафедра в Ани

 

Саркис Севанский 992-1019

Петр Гетадарец 1019-1054

 

Кафедра в Тевилуре

 

Хачик II Анийский 1054-1060

 

Кафедра в Джамтаве

 

Григорий II Палавуни 1065-1105

Барсех (кафедра на Черной горе)

Анийский 1105-1113

Григорий III Палавуни 1113-1165

 

Кафедра в Румкла

 

Нерсес IV Шнорали 1165-1173

Григорий IV Дега 1173-1193

Григорий V Каравежа 1193-1194

Григорий VI Апират 1194-1203

Варсег II (восточный католикос)

Анийский 1206

Иоанн VI Мечабаро 1203-1221

Константин Барцербердский 1221-1267

Иаков I Гитнакан 1267-1286

Константин II Пронагорц 1286-1289

Стефан IV Румкласский 1290-1293

 

Кафедра в Сисе

Григорий VII Анавраский 1294-1307

Константин III Кесарийский 1307-1322

Константин IV Ламбронский 1322-1326

Иаков II Тарсийский 1327-1341

Мхитар Гнерский 1341-1355

Месроп I Артасский 1359-1372

Константин V Сисский 1372-1374

Павел I Сисский (падение Киликийского царства 1375) 1374-1377

Феодор II Киликийский 1377-1392

Карапет I Кегийский 1393-1408

Иаков III Сисский 1408-1411

Григорий VIII Хандсгат 1411-1416

Павел II Погос Гарнийский 1416-1429

Константин VI Вагаци 1429-1438

Иосиф 1438-1439

Григорий IX Мусабегиан 1439-1441

 

Кафедра в Эчмиадзине

 

Кириак Верапский 1441 — 1443

Григорий X Джалалабегьян (при нем Киликийская епархия отказалась подчиняться Эчмиадзину) 1443-1462

Аристакис II Аторакал 1462-1470

Саркис II Аджатар 1474-1484

Саркис III Мусаил 1484-1515

Захария II Вагаршапатский 1515-1520

Саркис IV из Грузии 1520-1537

Григорий XI Византийский 1537-1542

Стефан V Салматский 1542-1565

Михаил Себастийский 1564—1579

Григорий XII Вагаршаптский 1579—1587

Давид IV Вагаршапатский 1587-1629

Моисей Татевский 1629-1633

Филипп I Албахский 1633-1655

Иаков VII Джульфский 1655-1680

(Вдовство кафедры) 1680—1682

Елеазар Айнтабский 1682-1691

Нагапет Эдесский 1691-1705

Александр Джульфски 1706-1714

Аштванцвтцр I Амаданский 1715-1725

Карапет II Зейтунский 1725-1729

Авраам II Хошебский 1730-1734

Авраам Критский 1734-1737

Лазарь Джаукский 1737-1751

Мина Эгинский 1751-1753

Александр II Каракасиан 1753-1755

Исаак Кегинский 1755-1760

Иаков Шемахский 1759-1763

Симеон I Ереванский 1763-1780

Гукас I Карийский 1780-1800

Давид Корганьян 1800-1804

Даниил Сурмарийский 1804-1809

Ефрем I Дзарагехский 1809-1831

Иоанн VIII Карабийский 1831-1842

Нерсес V Аштаракский 1843-1857

Матфей I Чухаджиян 1853-1865

Геворк IV Керестеджиан 1866-1882

(Вдовство кафедры) 1882-1885

Макарий I Тер-Петросьян 1885-1891

Мкртич I Хримиан 1892-1907

Матфей II Измирлиан 1909-1911

Геворк V Суренян 1911-1930

Хорен Мурадбегян 1933-1938

(Вдовство кафедры) 1938-1945

Геворк VI 1945-1954

Вазген I 1955-1996

Гарегин 1996-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...