Облачение и священные сосуды
Облачение клириков Армянской Церкви в общем сходно с облачением в восточных Церквах, хотя несколько латинизировано. Диакон носит стихарь и орарь, священник - стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь, имеющую вид колокола, и вокруг шеи широкий воротник, вышитый золотом, а иногда с золотыми или серебряными иконами, крест, сандалии и византийскую митру. Епископы носят латинскую митру, омофор, панагию, перстень, посох и крест. Католикос, а также патриархи носят палицу. Повседневное облачение вне храма состоит из черной рясы и конусообразного капюшона на голове, поверх которого неженатые клирики, вардапеты и епископы надевают конусообразную наметку. Священные сосуды такие же, как и у всех восточных Церквей.
Церковный календарь В Армении хронология начиналась с Хайка, внука Иафета (2492 до Р. X.), который до преданию был родоначальником армян. Католикос Нерсес II, упразднил введенный греческий календарь, принял на Двинском соборе (11 июля 552) свой календарь, начавший летоисчисление именно с момента данного собора. Позднее был введен юлианский календарь, замененный в 1892 г. григорианским, который в 1912 г. был принят всей Армянской Церковью. Церковный год, как и у халдеев начинается с 1 декабря. С V века введен седмичный круг богослужения. Господские праздники бывают подвижные и неподвижные. К подвижным относятся Пасха и всякий зависящий от нее праздник. Пасха определяется на основании постановлений I Вселенского собора. Пасхальный круг включает 24 воскресенья, то есть десять до Пасхи и четырнадцать после нее, оканчиваясь Преображением, которое празднуется в седьмое воскресение после Пятидесятницы. К неподвижным праздникам относится наиболее древний праздник Богоявления, которое соединяется с Рождеством Христовым (6 января). Эти два праздника в V веке праздновались раздельно, однако после Двинского собора (525) они празднуются вместе. Обрезание Христово празднуется 13 января, а Сретение — 14 февраля.
Основные Богородичные праздники таковы: Зачатие Девы Марии (9 декабря), Рождество Богородицы (8 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Благовещение (7 апреля) и Успение Божией Матери (15 августа). Кроме Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста (14 сентября), как особое национально-церковное торжество празднуется Обретение Честнаго Креста, частицы которого, привезенные из Иерусалима армянской святой Хрипсинией и спрятанные на горе Варак перед самой мученической ее кончиной вместе с другими пятнадцатью девами, были, согласно армянскому преданию, открыты в 652 г. монахом Тотием и положены в Эчмиадзинском монастыре как святыня всей Армянской Церкви и армянского народа. Выдающееся место среди святых Армянской Церкви занимает святитель Григорий, Просветитель армян, память которого празднуется несколько раз. Основной праздник совершается на следующий день после Успения Божией Матери. Кроме того, празднуется событие явления Ною радуги после потопа. Если большие праздники приходятся на обычные дни, то они переносятся на воскресенье для большей торжественности. Из 365 дней в году около 277 являются днями поста. Еженедельными постами являются среда и пятница. Двинский собор (525) установил соблюдать одну седмицу поста в каждом месяце. Имеется пост перед Богоявлением, перед Пасхой (48 дней), перед Успением (5 дней). Посты бывают строгие, средние и мягкие.
Храм Армянское церковное искусство оказало влияние на развитие искусства Запада и было предтечей всех церковных архитектурных образцов. Квадрат или прямоугольный параллелепипед армянских храмов с конусообразным барабаном-крышей является отправной точкой всех позднейших стилей, начиная с византийского до готического и барокко. Например, кафедральный собор в Ани является образцом для готического храма средневековья, храм же святой Рипсимии в Вагаршапате - более позднего стиля барокко. Правильный пирамидальный свод опирается на полукруги древнего образца (датируются X и XI веками). Армяно-католический храм Благовещения и григорианский храм в Каире являются удачными образцами армянского архитектурного типа.
Армяно-византийский стиль VIII века, очевидно, был продуктом слияния армянской, византийской, персидской и арабской архитектуры. Внутри храм делится на притвор, главный храм, заканчивающийся к востоку солеёй, на которой стоит хор и епископская кафедра, и святой алтарь, который выше солеи на четыре ступени; перед ним нет иконостаса, но имеется завеса, иногда украшенная иконами. Святой престол находится на месте святых врат. В левой части алтаря находится жертвенник для проскомидии. Армяне особо чтут крест; в сравнении с православными иконы применяют реже, очевидно, под влиянием христологических и иконоборческих споров, тем не менее, исключительным почитанием пользуются иконы Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя и Григория Просветителя. Углубление в восточной части алтаря имеет изображение Богоматери "Пространнейшая Небес". Что же касается прочего убранства храма, то оно в общих чертах похоже на убранство православных храмов.
Монашество и монастыри Монашеское житие в Армянской Церкви основано на правилах святителя Василия Великого, хотя каждая обитель была независимой общиной, управляемой в соответствии с ее собственными традициями. Монастыри были центрами просвещения и духовными очагами Армянской Церкви, где жили и подвизались выдающиеся мужи веры. Монашество особенно процветало в Армении с IX по XIII век. Игумены многих монастырей были епископами, поэтому иногда епископские кафедры сливались с монастырями, которые именовались "кафедральными монастырями". После упадка в результате мусульманского господства монашеская жизнь возродилась в XV и XVII веках во многих монашеских центрах. Перед Первой мировой войной многие монастыри были разрушены, особенно в Турции.
Сегодня на первом месте стоит монастырь святого Григория Просветителя в Эчмиадзине, резиденция верховного католикоса, затем идет Гагардский монастырь (IV в.), находящийся в 40 км от Еревана, в Анталиасе (Ливан), резиденции киликийского католикоса, и монастырь святого Иакова в Иерусалиме, резиденция армянского патриарха Иерусалима.
Католикосы Армянской Церкви (Эчмиадзинский католикосат)
Апостол Фаддей 35-43 Апостол Варфоломей 44—60 Захария 60-76 Зементий 77-81 Атинерсех 81-95 Моисей 96-126 Шахена 127-154 Шаварша 155-175 Леонтий 176-193 Меруджан 230-260
Кафедра в Вагаршапте
Св. Григорий Просветитель (в юрисд. Кесарии Капп.) 301-325 Аристакис I Партев 325-333 Вертанес Партев 333-341 Парнерзех или Парен I Аштишатский 348-352 Исаак Маназкертский 352-353 Нерсес I Великий 353-373 Иусик (Исаак I Моназкертский) 373-377 Завен Моназкертский 377—381 Аспуракес Моназкертский 381—386 Исаак Великий (последний из рода св. Григория) 387-439 Иосиф Огоцимский 440—454 Мелите I Моназкертский 452-456 Моисей I Моназкертский 456-461 Гют I Аразский 461-471 Христофор Арцруни 475-480
Кафедра в Двине
Иоанн I Мандакуни 478-490 Пабкен I Отмусский 490-515 Самуил из Арцке 516-526 Муше из Айлаберка 526-534 Исаак II из Уги 534-539 Христофор из Терарича 539-545 Гевонд из Эраста 545 -548 Нерсес II Багревандский 548-567 Иоанн II Габенгианский 567 -574 Моисей II Эгивардский 574-590 Иоанн III Богаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) 595—616 Авраам I из Агбатанка 607-615 Комитас I Агцский 615-628 Христофор III из Апауни 628-630 Ездра 1 Паражеиакертский 630—641 Нерсес III Ишханский 641—661 Анастасий I Акорийский 661-667 Израил I Отмусский 667-677 Исаак III Дзорапорский 677—703 Илия I Арджесский 703-717 Иоанн Отцнийский 717—728 Давид I Арамонский 728—741 Тиридат I Отмусский 741—764 Тиридат II Даснаворский 764—767 Сион I Бавонский 767—775 Исайя I Египатрушский 775-788 Стефан I Двинский 790-791 Иов I Двинский (полгода) 791 Соломон I Гарнийский 791-792 Георгий Ошаканский 792-795
Иосиф II Скорпион Парпийский 795-806 Давид II Какахский 806-833 Иоанн IV Овайский 833-855 Захария I Дзакский 855-877 Геворк II Гарнийский 878-898 Маштоц I Эгивардский 898-899 Иоанн V Драсханокертский 899-931
Кафедра в Ахтамаре Стефан II Риштуни 931-932 Феодор I Риштуни 932-938 Егише I Риштуни 938-943 Анания I Моккский 943-967
Кафедра в Аркине Ваган Сюнийский (восточный католикос, в Ахтамаре) 967-969 Стефан III Севанский (западный католикос) 969-971 Хачик Аршаруни 972-992
Кафедра в Ани
Саркис Севанский 992-1019 Петр Гетадарец 1019-1054
Кафедра в Тевилуре
Хачик II Анийский 1054-1060
Кафедра в Джамтаве
Григорий II Палавуни 1065-1105 Барсех (кафедра на Черной горе) Анийский 1105-1113 Григорий III Палавуни 1113-1165
Кафедра в Румкла
Нерсес IV Шнорали 1165-1173 Григорий IV Дега 1173-1193 Григорий V Каравежа 1193-1194 Григорий VI Апират 1194-1203 Варсег II (восточный католикос) Анийский 1206 Иоанн VI Мечабаро 1203-1221 Константин Барцербердский 1221-1267 Иаков I Гитнакан 1267-1286 Константин II Пронагорц 1286-1289 Стефан IV Румкласский 1290-1293
Кафедра в Сисе Григорий VII Анавраский 1294-1307 Константин III Кесарийский 1307-1322 Константин IV Ламбронский 1322-1326 Иаков II Тарсийский 1327-1341 Мхитар Гнерский 1341-1355 Месроп I Артасский 1359-1372 Константин V Сисский 1372-1374 Павел I Сисский (падение Киликийского царства 1375) 1374-1377 Феодор II Киликийский 1377-1392 Карапет I Кегийский 1393-1408 Иаков III Сисский 1408-1411 Григорий VIII Хандсгат 1411-1416 Павел II Погос Гарнийский 1416-1429 Константин VI Вагаци 1429-1438 Иосиф 1438-1439 Григорий IX Мусабегиан 1439-1441
Кафедра в Эчмиадзине
Кириак Верапский 1441 — 1443 Григорий X Джалалабегьян (при нем Киликийская епархия отказалась подчиняться Эчмиадзину) 1443-1462 Аристакис II Аторакал 1462-1470 Саркис II Аджатар 1474-1484 Саркис III Мусаил 1484-1515 Захария II Вагаршапатский 1515-1520 Саркис IV из Грузии 1520-1537 Григорий XI Византийский 1537-1542 Стефан V Салматский 1542-1565 Михаил Себастийский 1564—1579 Григорий XII Вагаршаптский 1579—1587 Давид IV Вагаршапатский 1587-1629 Моисей Татевский 1629-1633 Филипп I Албахский 1633-1655 Иаков VII Джульфский 1655-1680 (Вдовство кафедры) 1680—1682 Елеазар Айнтабский 1682-1691 Нагапет Эдесский 1691-1705 Александр Джульфски 1706-1714 Аштванцвтцр I Амаданский 1715-1725 Карапет II Зейтунский 1725-1729 Авраам II Хошебский 1730-1734 Авраам Критский 1734-1737 Лазарь Джаукский 1737-1751 Мина Эгинский 1751-1753 Александр II Каракасиан 1753-1755 Исаак Кегинский 1755-1760 Иаков Шемахский 1759-1763 Симеон I Ереванский 1763-1780 Гукас I Карийский 1780-1800 Давид Корганьян 1800-1804 Даниил Сурмарийский 1804-1809 Ефрем I Дзарагехский 1809-1831 Иоанн VIII Карабийский 1831-1842 Нерсес V Аштаракский 1843-1857 Матфей I Чухаджиян 1853-1865
Геворк IV Керестеджиан 1866-1882 (Вдовство кафедры) 1882-1885 Макарий I Тер-Петросьян 1885-1891 Мкртич I Хримиан 1892-1907 Матфей II Измирлиан 1909-1911 Геворк V Суренян 1911-1930 Хорен Мурадбегян 1933-1938 (Вдовство кафедры) 1938-1945 Геворк VI 1945-1954 Вазген I 1955-1996 Гарегин 1996-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|