Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Армянская Церковь в настоящее время. Управление.




В современной иерархической системе Армянской Церкви высшей властью являются два католикоса и два патриарха, которые возглавля­ют армянскую паству в различных местах земного шара. Это католикос всех армян в Эчмиадзине, Киликийский в Анталиасе (Ливан), патриархи Константинопольский и Иерусалимский. Однако в силу исторических событий, традиций Армянской Церкви и ее обычаев преимущество всегда имел тот католикос, у кого хранилась правая рука святителя Григория, Просветителя армян. После Флорентийского собора мощи Святителя оказались в Эчмиадзине, где по преданию проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, и где сам святитель Григорий учреждал Армянскую Церковь. Католикос Эчмиадзина из-за постоянных набегов вынужден был менять место своей кафедры, которая находилась в Аштишате, Вагаршапате, Двине, Ахтамаре, Аркине, Ани, Жаминте (близ древней Амасьи), Рум-Кале и Сисе. Теперь, находясь в Эчмиадзине (с 1441), католикос носит титул "Раба Божия, Великого Патриарха и Католикоса всех армян". Хотя ему и не подчиняются прочие католикосы и патриархи, однако он имеет первенство чести, его духовная юрисдикция простирается на всех армян. Католикос всегда епископ, однако во время его поставления совершается чин, напоминающий хиротонию, во время которой рука святителя Григория кладется на его голову. Одновременно двенадцать епископов также возлагают свои руки на его голову и затем мажут святым миром. Эчмиадзинский католикос имеет преимущество рукополагать патриархов Константинопольского и Иерусалимского.

Сейчас католикосом является избранный в 1996 г. Гарегин, который живет в Эчмиадзинской обители. Синод состоит из семи архиепископов, двух епископов и двух вардапетов. При Синоде имеется монастырский совет и издательский комитет.

В юрисдикции Эчмиадзинского патриархата находятся следующие епархии: Араратская во главе с епископом Комитасом, Ширакская (Ленинакан), Грузинская (Тбилиси) с епископом Георгием, Азербайджанская (Баку) с епископом Юсиком и Ново-Нахичеванско-Российская (Москва) с епископом Паркевом. Всего 60 священников, академия и семинария с 50 студентами в Эчмиадзине. Обучение: три года в семинарии и три — в академии.

Кроме того, имеются епархии и за границей. В Иране — Тавризская, Тегеранская и Исфаханская. Индийские армяне составляют епархию Индии и Дальнего Востока. В Ираке находится Иракская епархия с центром в Багдаде (1500 армян), где армянский нефтяной магнат Гульбекян построил огромный храм. Египетская епархия включает в себя Эфиопию и Судан. Греческая епархия, состоящая из десяти тысяч армян, имеет десять храмов и духовную школу в Афинах. Имеются также епархии в Болгарии, Румынии, Западной Европе (Париж), Аргентине, Бразилии, Уругвае, Чили, Венесуэле. Епархия Американская и Канадская с центром в Нью-Йорке — самая многочисленная из всех зарубежных епархий (100000). В 1962 г. из Египта в Канаду прибыло около 11000 армян. Нью-Йоркский епископ, будучи старшим армянским иерархом американского континента, избирается на четыре года. Калифорнийская епархия, которая включает также и Мексику (с центром в Лос-Анжелесе), насчитывает до 60000 армян.

Второй католикос — Киликийский — с 1299 г. имел кафедру в Сисе (недалеко от Аданы), однако в 1921 г. под давлением турок армяне вынуждены были покинуть пределы Турецкой республики и в количестве приблизительно 120000 человек переселились в Сирию, куда перенес свою кафедру и католикос. Однако в июле 1939 г. принадлежащая Сирии область Александретта (Хатай) была передана французскими мандатными властями Турецкой империи, а жившие на этой территории армяне вынуждены были переселиться в Сирию и Ливан. Католикос Киликийский Исаак II (1903-1939) перенес свою резиденцию в Анталиасский монастырь (близ Бейрута), так что с тех пор его преемники Петр Сараждан (с 1940), Гарегин Ховсепян (1952), Сарех Пайаслян (1956-1962) и, наконец, правящий ныне Арам (с 1996) имеют здесь свою кафедру, объединяя в своей юрисдикции более 600000 верующих. Католикос Киликийский равен по чести католикосу Эчмиадзина, следуя за ним по чину, имеет те же церковные привилегии рукополагать епископов, благословлять святое миро, выдавать разводы, соблюдать церковные каноны и высказывать компетентное мнение по богослужебным вопросам. Католикос имеет сегодня шесть архиепископов и двух епископов, из которых один в США, и около 130 священников. Его юрисдикция простирается на Сирию, Ливан, Кипр, Грецию (с 1958), Персию и некоторые приходы в Европе. Три школы-монастыря имеются в Бейруте, Латакии и Дамаске.

Киликийский католикос, помимо своей духовной власти над армянами своей юрисдикции, имеет еще и светскую власть, которая была дана ему на основании конституции 1860 г., утвержденной турецким правительством (1863) с целью урегулирования вопросов армянского населения в Турции. После выделения Сирии и Ливана в самостоятельные государства правительства этих стран, а также Балкан, Европы и Египта признали ее частной конституцией, регулирующей церковную и национальную жизнь армянских общин. С 1941 г. эта конституция была дополнена двумя законодательными пунктами: 1) об избрании католикоса и отношении его к епископам (38 статей) и 2) о правилах монашеской общины и монашеского братства Католикосата, — получила наименование "Особого Киликийского Положения". Между прочим 11-я статья этого "Положения" дает Киликийскому католикосу два голоса при избрании Эчмиадзинского католикоса, который имеет ту же привилегию при избрании Киликийского. Несмотря на то, что оба католикоса были совершенно независимы в управлении своими Церквами, отношения между ними бывали порой натянутыми. Так, хиротония Киликийским католикосом епископа Анкары, находившейся в юрисдикции Эчмиадзина, вызвала раскол, ликвидированный Иерусалимским собором 1652 г. Эчмидзианский католикос Геворк IV (1866-1882) со своей стороны стремился к тому, чтобы управлять всей Армянской Церковью, и возникшее от этого столкновение с Киликийским католикосом Мекертихом I закончилось лишь со смертью Георга IV, когда его преемник Мекертих I Керимян (1892-1907) направил поздравительное послание Киликийскому Исааку II, вследствие чего положение урегулировалось. Оба католикоса, стремясь укрепить братские связи друг с другом, приняли решение (Эчмиадзинский в 1925, а Киликийский в 1941), предусматривающее представительство другого католикосата во время выборов кандидатов на патриарший престол. Однако это решение вызвало в дальнейшем новые затруднения. После смерти в июне 1952 г. Киликийского католикоса Гарегина Ховсепяна местные армяне высказались за кандидатуру Сареха Паясляна (1956—1962), однако патриарх Вазген выступил против этого избрания. Начинается период недоразумений между двумя католикосатами. Чтобы показать свою каноническую независимость, Киликийский католикосат назначил выборы на февраль 1956 г. Тогда Вазген прибыл без приглашения в Анталиас для участия в выборах, чтобы по возможности лишить Сареха шансов на избрание. Однако, не добившись своей цели, он уехал в Каир, где созвал собор армянских епископов своей юрисдикции и объявил недействительным избрание Киликийского католикоса. Своими действиями Эчмиадзинский католикос стремился подчинить себе всех армян. Однако эти притязания были отвергнуты. Тогда Вазген приступил к избранию нового кандидата на Киликийский престол, архиепископа Када Ахабагяна (из Киликийской юрисдикции). В дальнейшем события развивались так, что армянские общины Ирана, Греции и США (1958-1960) решили отказаться от юрисдикции Эчмиадзина и перейти в юрисдикцию Анталиаса. Архиепископ Дамасский также решил создать свой армянский патриархат на Ближнем Востоке. Начался раскол в духовной семинарии в Бикафайе. Все это произвело сильное впечатление на Сераха, и в феврале 1963 г. от сердечного приступа на 49-м году жизни он скончался. После выборов на Киликийский престол Хорена I наблюдается некоторое смягчение в отношениях двух католикосов. Тем не менее представители Киликийского патриарха не присутствовали (1969) в Эчмиадзине на торжествах мироварения, которое бывает раз в семь лет.

Третьим католикосом был Ахтамарский с кафедрой на озере Ван. После разрушения арабами в IX в. Армении католикос Иоанн V (899-931) прибыл сюда и поселился на небольшом острове Ахтамар, рукоположив себе преемника. В 1113 г. архиепископ этого города отказался признать католикосом Григория Пахлагуни (1113—1166), стремясь сам занять престол, однако был низложен синодом. С тех пор его юрисдикция простиралась только на этот остров и окрестности озера Ван. После первой мировой войны этот католикосат был упразднен.

Кроме того, имеются еще два патриархата: Иерусалимский и Константинопольский.

Иерусалимский был основан в 1311 г. в результате отказа монахов монастыря святого Иакова в Иерусалиме принять определения Сисского собора (1307). Однако созванный в Иерусалиме (1652) собор примирил с Эчмиадзинским католикосом не только Киликийского католикоса, но и Иерусалимского патриарха. С XVIII в. "Апостольская кафедра иерусалимских армян" могла уже освящать себе миро, однако позднее это было отменено, так же как и право рукополагать самостоятельно себе епископа. В 1957 г. на престол был избран Тигран Нерсоян, однако иорданское правительство запретило ему как приверженцу Эчмиадзинского католикосата приступить к управлению Церковью. В августе 1958 года он вместе с епископом и шестью священниками был изгнан за пределы страны. В марте 1960 г. был избран местоблюститель патриаршего престола Егише II Дердерьян, приверженец Киликийского католикосата. Во время своей поездки в Америку (1964) он собрал пожертвования для своего бедного патриархата. Кафедра его находится в монастыре святого Иакова. У него викарный архиепископ, два епископа и четыре вардапета. Его юрисдикция ограничивается Палестиной. 6 января 1964 г. папа Павел VI нанес визит Иерусалимскому патриарху Егише II, в юрисдикции которого 10000 верующих.

Начиная с Сисского собора (1307) в Константинополе уже был епископ для духовных нужд находящихся там армян. Однако после падения Константинополя султан Махмуд II объединил всех монофизитов под начало армянского епископа Бурсского Иоакима, которого вызвал из Бурсы в Константинополь и сделал (1461) патриархом всех армян с юрисдикцией над всеми единоплеменниками, живущими в Оттоманской империи. В период Оттоманского султаната он был наиболее влиятельным из всех армянских патриархов, хотя и признавал первенство Эчмиадзинского католикоса, следуя по чину за Киликийским. До 1828 г. он канонически подчинялся католикосу Эчмиадзина, но когда Великая Армения отошла к России, турецкое правительство сделало его независимым с титулом "Патриарха всех армян Турции". С 1961 года во главе стоит Снорк Калустиан, который является главой 100000 армян, живущих в Турции (в районах Стамбула, Анкары, Сиваса, Малатьи и Диарбекира). В 1954 г. в пригороде Константинополя Скутари была открыта армянская семинария.

Католикос в Армянской Церкви является духовным главой верующих армян и избирается духовно-светской сессией, причем утверждается в этом звании двенадцатью епископами, после чего помазывается миром. Он носит перстень, рукополагает епископов, освящает миро, имеет право вето при разводах. Епископы главным образом из неженатого духовенства. Во второй степени священства первое место занимают вардапеты, которые являются священниками-богословами, имеющими право проповедовать и управлять особыми округами, где обладают правом носить пастырский жезл. Затем идут протопресвитеры, затем неженатые священники, за которыми следуют женатые.

 

Догматическое учение

Армянская Церковь признает первые три Вселенских собора вместе с установленными на них догматами. Символ веры у нее Никео-Цареградский с небольшими видоизменениями, Афанасиевский символ, и Символ, читаемый во время хиротонии (XIV в.). Последний носит еще название "Исповедание Православной веры" и составлен на основе Никео-Цареградского символа, Апостольского и Символа веры святителя Афанасия. Он читается во время хиротонии. Помимо Символов веры имеются так называемые исповедания, которые также выражают догматическую позицию Армянской Церкви. Это - исповедание святителя Григория (951), изложение веры католикоса Нерсе-са IV, посланное императору Мануилу I Комнину, три исповедания католикоса Нерсеса V, исповедание Нерсеса Дамбрасского, прочитаное на соборе в Тарсе (1196).

Христология Армянской Церкви содержится в ее "Исповедании" в следующих словах: "Веруем, что Бог Слово, Одно из Лиц Святой Троицы, родившийся от Отца прежде век, во времени сошел в Деву Марию Богородицу, воспринял Ее природу и соединил со Своим Божеством. Пребыв девять месяцев во чреве непорочной Девы, совершенный Бог стал совершенным человеком с духом, душой и плотью, одним Лицом и одной соединенной природой. Бог стал человеком, не претерпев изменения или преложения. Он был зачат бессеменно и родился непорочно. Как безначально Его Божество, так бесконечно Его человечество, ибо Иисус Христос Тот же ныне и присно и во веки веков. Веруем, что Господь Иисус Христос ходил по земле, в возрасте тридцати лет принял крещение, и Отец свидетельствовал свыше, глаголя: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». И Дух Святый в виде голубя сошел на Него. Он был искушаем сатаной, но победил его. Он проповедовал спасение людей, страдал телесно, испытывал усталость, голод и жажду. Потом Он по Своей воле пострадал, был распят, умер телесно и остался живым в Своем Божестве. Его тело, соединенное с Божеством, было положено во гроб. Душой с нераздельным Божеством Он сошел во ад". В христологии армяне основной акцент делают на единстве двух природ, Божественной и человеческой, опасаясь двуипостасного понимания союза во Христе. Отец Армянской Церкви святитель Иоанн Мандакуни (V век) выступая против двойственности в вопросе соединения двух природ, говорит, что "Слово восприняло плоть и сделалось человеком, соединив тем самым с Собой нашу низменную плоть, всю душу и тело, так что плоть действительно стана плотью Бога Слова. Поэтому и сказано о Невидимом, что Он видим, и о Непостижимом — что Он пострадал, был распят, погребен и в третий день воскрес, ибо Он страдал и вместе с тем был бесстрастным, был смертным и бессмертным. Иначе, как мог Господь Славы быть распятым? Чтобы показать, что Он — Человек и Бог, требуется выражение «воплотившийся Бог»". Однако в период христологических споров армяне приняли монофизитство таким, каким оно было после акакиев-кого раскола (484—519), то есть в теопасхитском виде. И на Двинском соборе (525) они приняли теопасхитство Севира Антиохийского при содействии императора Анастасия (491—518), который одобрил выражение Петра Гнафевса "распныйся за ны" в Трисвятой песни. Эту вставку католикос Нерсес IV относит к человеческой природе Христа, однако принять Халкидонский собор.армяне не соглашаются, подозревая в нем скрытое несторианство. В переписке с Константинопольским Патриархом Фотием вардапет Исаак на предложение первого принять Халкидонский собор отвечает: "Наши отцы отвергали Халкидонский собор и учили о Христе как Едином из двух природ, соединенных без смешения или разделения. Халкидониты делили Его на две природы, две воли и два действия, следуя тем самым ложному учению Нестория. Однако они изображали Его также и Единым, дабы привлечь на свою сторону простодушных, говоря, будто далеки от несторианской ереси". Однако Исаак находит абсурдным единство личности без единства природы, находя в этом скрытое несторианство. В подтверждение он приводит аналогию с человеком, который состоит из души и тела, однако представляет одно существо, к которому обращаются как к единому и целостному организму. В переписке с митрополитом Метиленским Феодором армянский богослов Самуил от имени католикоса Хачика (X в.) сравнивал союз двух природ со светом лампы, который соединяется с солнечным светом и не может отделиться от него. Другими словами, человеческая сущность соединена с божественной нераздельно и не действует обособленно по своей собственной воле, ибо Сильнейший превосходит слабейшего соединением его с Собой и обожением.

Для армянских богословов термин природа, понимаемый в абстрактном смысле, то есть в смысле обозначения свойств, принадлежащих Божеству и человечеству во Христе, был более понятным и приемлемым, чем томос Льва Великого о двух природах. Отсюда вытекало непринятие Халкидонского собора. Для нас основой христологии всегда была фраза "И Слово стало плотью", где, так сказать, субъектом всегда был Бог Слово, а человеческая Природа не пребывала сама по себе во Христе, а была воспринята Богом и стала Его собственной.

Величайший богослов и католикос Армянской Церкви Нерсес IV в своем диалоге с Феорианом (XII в.) подчеркивал неразрывность и неслиянность этого союза: "Те, которые говорят, что страдал один, а другой не страдал, впадают в ошибку, так как не было никого иного, кроме Слова, Которое страдало и претерпело смерть во плоти, ибо То же самое Слово, будучи бесстрастным и бесплотным, согласилось подвергнуться страстям, чтобы спасти человечество Своими страстями". "Мы согласны с теми, кто исповедует две природы не разделенными, как Несторий, и не слиянными, как учат еретики Евтихий и Аполлинарий, но соединенными неслитно и нераздельно <...> Мы не думаем о человеке как о душе и теле, но как о соединении обоих понятий. Так и о природе Христа говорят, что она одна, не слиянная, но две природы неразрывно соединены одна с другой <...> Однако, по писаниям Отцов, после соединения двойственность в смысле разделенности исчезает. Следовательно, когда говорят об Одной природе как о неразрывном и нераздельном соединении, а не о смешении, и когда говорят о двух природах как о неслиянных, неразрывных и нераздельных, то те и другие остаются в рамках Православия". Епископ Гарегин Саркисян, говоря о способе соединения двух природ во Христе, заключает: "Когда мы говорит об одном, мы всегда говорим о соединенном одном, а не о числительном один ".

Таким образом, христология Армянской Церкви из-за отсутствия подходящей терминологии для выражения понятия союза двух природ остается умеренно монофизитской.

Учение об исхождении Святого Духа является православным, несмотря на то, что латиняне утверждают, будто до XIII века Армянская Церковь держалась учения о филиокве.

Армянский катехизис ясно излагает учение Церкви о семи таинствах. Крещение совершается через троекратное погружение, затем, как и у православных, совершается миропомазание. Божественная Евхаристия совершается на пресном хлебе и вине без воды. Созванный католикосом Иоанном III (717—729) собор в Моназкерте (719 или 726) своим 8-м правилом осудил применение квасного хлеба. Соборы в Сисе (1307) и Адане (1313) постановили смешивать вино с водою за литургией, однако Сисский собор 1359 г. под председательством католикоса Месропа снова запретил применение воды. Причащение совершается под обоими видами. Таинство священства совершается через возложение на хиротонисуемого руки епископа и призывание Святого Духа. Безбрачие епископата было введено в XIII веке. Брак после хиротонии разрешается только диаконам. Таинство исповеди совершается, как у православных. Брак считается нерасторжимым, кроме случая нарушения супружеской верности, причем право разводить имеет только католикос. Армянская Церковь не принимает учения об очистительном огне и отвергает индульгенции, но молится, как и Православная Церковь, за умерших.

 

Канон Священного Писания

Изобретение армянского алфавита святым Месропом Маштоцем дало в результате перевод Священного Писания на армянский язык (412) с той копии перевода Семидесяти, которая была дана ему Константинопольским Патриархом Аттиком (406—425). Многие склонны утверждать, что армянский перевод Ветхого Завета является самым точным воспроизведением текста Семидесяти. 24-е правило Партавского собора (767) установило употребляемый ныне канон Священного Писания Армянской Церкви. Неканонические книги Ветхого Завета, хотя и входят в канон, никогда не читаются в церкви.

 

Богослужение

Все армянские службы совершаются на классическом армянском языке. Существующая в настоящее время литургия Армянской Церкви ведет свое начало с IV-V веков, хотя окончательную форму она приобрела в IX веке. В древней Церкви было по крайней мере десять анафор и литургия Преждеосвященных Даров. Очевидно, это объясняется тем, что некоторые монастыри пользовались привилегией применять свои литургийный тип. В настоящее время применяется только одна литургия, которая в сущности является переведенной на армянский язык литургией Василия Великого с некоторыми видоизменениями в результате сирийского влияния. На Сисском соборе (1342) упоминается о литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста как о прототипах армянской литургии.

Ранними основными авторами армянского богослужения являются святитель Григорий Просветитель (301-325), католикос святитель Нерсес Великий (353-373), Исаак Парфянский, который был католикосом в 337-439 гг. святитель Месроп Маштоц (V в.), католикос Иоанн Мантакуни (478-490) и Моисей Хоренский (V в.). Эти авторы составили основные молитвы и песнопения служебника и прочих церковных богослужебных сборников. Песнопения Рождества Христова и Крещения приписывают Моисею Хоренскому, Святой Седмицы и Кресту -Исааку Парфянскому. Песнопения в честь пророков, апостолов, отцов Церкви и Преображения были составлены Иоанном Мантакуни. Архиепископ Стефан Сюнийский ввел систему канонов в сборник церковных песнопений и написал пасхальные песнопения. Григорий Нарекский (951-1003) составил молитвы и песносения в честь Божией Матери, за что был назван "Пиндаром Армении". До XV века армянское богослужение обогащалось различными песнопениями, вошедшими с тех пор в повседневное церковное употребление.

В период Великой Четыредесятницы и во время поста Аратшаворац с понедельника до пятницы включительно литургия не совершается.

Рукописи армянской литургии, хранящиеся в европейских библиотеках, восходят к XIII веку, а переводы их были впоследствии напечатаны и изданы монахами-мхитаристами в Венеции, в Константинополе (1706, 1825, 1844), в Иерусалиме (1841, 1873, 1884) и Эчмиадзине (1873).

Повседневными чинопоследованиями в Армянской Церкви, как и у православных, являются полунощница, утреня, первый, третий, шестой и девятый часы, вечерня и повечерие. Литургия начинается возгласом Благословенно Царство...". Херувимская песнь не поется. После причащения — отпуст, перед которым читается отрывок из Евангелия от Иоанна (1:1—18), а в период от Пасхи до Вознесения — отрывок из того же Евангелия (21:15-20).

 

Богослужебные книги

В обычном употреблении имеются следующие богослужебные книги: Донаштойц, соответствующий православному Типикону, Кортадедр, книга таинства Божественной Евхаристии, содержащая чинопоследо-вание для служащего священника и некоторые возгласы диакона; Диашоц с отрывками из Евангелия и Апостолов для чтения за Литургией; Тербруциун, книга хиротоний; Сараген, книга песнопений и молитвословий за Литургией; Ямакирк, Часослов Армянской Церкви; Хайшмавурк, Синаксарий с житиями святых и поучениями на Господские праздники; Машдоц, содержащий чинопоследования таинств и прочих треб.

Армянские богослужебные книги впервые были напечатаны в 1512 г. в Венеции.

Церковная музыка

Современное нотное обозначение покоится на более древнем, главнейшим создателем которого был Бабе Амбарцумян. В XII веке Кациадур из Дары преобразовал древнее написание гласных и тем самым внес замечательный вклад в историю армянской музыки. За богослужением применяются два музыкальных инструмента: цинцга, состоящая из двух медных дисков, которыми ударяют как кимвалами, и кешоц - литургийные рипиды, на которых кругообразно подвешены колокольчики, издающие мелодичные звуки. В настоящее время введено уже полифоническое пение, не изменившее, впрочем, характера древнего армянского пения. В Эчмиадзине пение сопровождается органом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...