Контроль рекламной деятельности 4 глава
ческого решения явно недостаточно. Хрестоматийным уже стал провал фирмы "Рога Могогз Со" с автомобилем "Еа- зе!", стоившим компании в начале 60-х годов 350 млн дол- ларов. Еще большей была финансовая катастрофа между- народного европейского консорциума "Сопсогае", потери которого после рыночной неудачи сверхзвукового пасса- жирского лайнера составили около 2 млрд долларов. Проведение рекламной деятельности, особенно в об- щенациональном масштабе, также требует очень серьезных затрат. Например, цена минуты телевизионного времени в "горячие" часы по американскому телевидению достигает в некоторых случаях около 150 тыс. долларов. Аналогичный показатель общенациональных украинских каналов более чем на порядок ниже - на канале "Интер", в зависимости от времени трансляции и рейтинга передачи, от 1 тыс. дол- ларов до более чем 10 тыс. долларов ("Поле чудес"). Стра- ница иллюстрированного общенационального американско- го журнала может обойтись рекламодателю в 80...90 тыс. долларов; украинского делового еженедельника "Бизнес" - эквивалент более 5 тыс. долларов. Стоимость же крупной рекламной общенациональ- ной кампании в США (например, по созданию нового имиджа системы американских универмагов "Д. С. Пенни") достигает 50 млн долларов. В связи с этим фирмы в настоящее время предпо- читают снижать степень риска и повышать эффектив- ность рекламной коммуникации с помощью получения до- полнительной информации посредством маркетинговых исследований. Каждый год в мире тратится на маркетин- говые исследования более 6 млрд долларов (из них только в США - более 2 млрд долларов). Эти средства тратятся
на исследовательские проекты, которые помогают их заказ- чикам выявить маркетинговые проблемы и новые возмож- ности в деятельности организаций. Кроме того, исследова- ния позволяют обозначить цели, которые необходимо 4.2. Информационное обеспечение рекламы достичь; определить возможности и, наконец, получить ин- формацию, которая поможет решить проблемы и исполь- зовать имеющиеся возможности. В нашей стране этот вид деятельности находится в стадии формирования, имея, с развитием рынка, серьезные перспективы. Маркетинговые исследования можно определить как систематизированный сбор, анализ и представление определенного круга данных, полученных посредством спе- циально проводимых для этого процедур и необходимых для принятия соответствующих управленческих решений. Рекламные исследования представляют собой раз- новидность маркетинговых исследований. Они имеют об- щую методологическую основу с исследованиями в других функциональных сферах маркетинга и призваны решать следующие основные задачи: измерение (контроль) эффективности мероприятий конкретного типа маркетинговой коммуникации, например рекламы; определение характеристик аудитории носителей рекламы для выбора наиболее соответствующих це- лям продвижения; тестирование сценария (идеи, концепции, разработ- ки вариантов и т.д.) деятельности по продвижению продукта; планирование деятельности торгового персонала и торговых сообщений (ТОП-рекламы). Одной из важнейших задач рекламных исследова- ний является оценка эффективности использования бюджетов рекламы и степени достижения поставлен- ных перед рекламой целей. Из этого следует, что проведе- ние рекламных исследований связано, прежде всего, с це- лями, сформулированными менеджерами для деятельности их фирмы в сфере продвижения. Так, например, если цель рекламной кампании состоит в увеличении доли на рынке,
то может потребоваться исследование по измерению этой доли до и после кампании. Если цель заключается в улуч- шении отношения потребителей к марке, то не избежать исследований вкусов и предпочтений потребителей до и после кампании. Если же цель состоит в создании опреде- Раздел 4. Рекламный менеджмент ленного уровня осведомленности о продукте, то вам пона- добится проведение замера уровня осведомленности до и после кампании (т.н. тест припоминания). Как известно, по степени формализации процесса исследования принято выделять количественные иссле- дования (со строго формализованной процедурой, дающие статистически значимые количественные данные) и качес- твенные (гибкие, менее формализованные исследования, дающие детальное - качественное понимание сути изуча- емого явления) [3, с. 14-17]. Количественные исследования основаны на применении выборочных методов и строгих процедур статистической обработки и анализа полученных данных. Качественные же базируются на индивидуальном понимании исследователем явления или среды, в которой производится исследование. Как правило, рекламные исс- ледования могут быть обоих типов, хотя чаще всего менед- жеры рекламы заинтересованы именно в качественной стороне изучаемых явлений и объектов. В соответствии с общепринятой исследовательской практикой оба типа исс- ледований должны дополнять друг друга, обеспечивая на- дежность и представительность полученной информации. Обычно полученное в результате качественного исследова- ния представление проверяется затем путем проведения количественного исследования, и наоборот. Основными направлениями рекламных исследо- ваний являются следующие: 1. Исследование характеристик потребителей; 2. Анализ товара; 3. Изучение рынка; 4. Анализ медиаканалов; 5. Контроль эффективности решений в сфере рекламы. Как правило, исследования по данным направлени- ям ведутся параллельно, в рамках единой системы. Про- цесс проведения традиционного рекламного исследования проходит ряд этапов (рис. 4.3). Первым этапом рекламного исследования (как и всех других маркетинговых исследований) является опре- деление проблемы и формирование целей. Зачастую это са-
мая сложная и трудоемкая задача, требующая достаточно больших затрат времени [4, с.29-31]. 4.2. Информационное обеспечение рекламы
Определеспиепробле>и/РазработкаиерархииОпрйделение целей возможностеистоящих->вопросов исследования, --> рек(ламного иссле- перед мюнелдаромего концептуализациядования Принятие ркшенийо Анеобходимойинформации
Выбор подходак исследованию Снизу - вверхСверху вниз "~ Обзсэр существУЮ11щейинформацииПодготовка стандартной потемеи обдастгипсследованийпроцеду[)ы исследования ДАЯПОД7пверждения вер- ноститипового решения ИнформаииядостаточнаИнформация недостаточна ОценкаресурсовврекиениВыбор метода Принятие решений финанесв,кад)рови селедованияпо выборке --------->----.--+ Проведениепро!МОП0ПроектгированиеВыбор м<етода обработки иССАВДдвани;яинструмежга измеренияианализа данных (опросиика и т.п.)1 Г \ ь--1"РОВЕДЕНИЕОСНОВНОГОИССЛЕДС)ВАНИЯ + Редактированиеикодирование данных,1 принятие решений потабуляци \ Табуляция ианализ данных + - \ГНаписание отчета <Приняти проблеме<гере/вошения зможнпо остиРеализациярешения >Контроль результатов ------ Рис. 4.3. Основные этапы процесса рекламного исследования Раздел 4. Рекламный менеджмент Цели исследования должны соответствовать марке- тинговым и рекламным целям коммуникатора. Необходимо сформулировать их письменно, вместе с описанием пробле- мы, ставшей причиной проведения исследования. На осно- вании обозначенных целей и проблемы определяется. 1) какая информация должна быть собрана в ходе исс- ледований; 2) какие показатели и единицы измерения будут ис- пользованы для характеристики данной информации; 3) какой из подходов к исследованию будет избран. Необходимо также обеспечить выполнение общих требований, предъявляемых к маркетинговой информации: полнота, системность, разумная достаточность, релеван- тность (соотнесенность) проблеме и т.д. ы.1.;:|Зй:]Йтгжд||::!| яайш,иро|ого::;кй< йаброх 5дм-| хойийпаким ра<вши а| жое Л/ежа/е. 9ои,,торда.йос-
эдэй;;таодвдйж: осот.ы-.эйСйгв с:;1то?1|Эй|ййа:. жамгаакШ/геЖмтаг зйно,"пгижуже№!:1т спщшршоа ::поебй7йеяьсгсого,:ожЭёнмя аншшск1Щфомох( га(№и1опре{ленс сшоггтеесжйойотйс кой. После тгровеДейнму бс-йовь ысс.0 подтвердилась. Йнмэдж-поЗийотйо.> новый оЭг/ктокак кой№><;отос сварить ."настоянуш" (У;:. У,",,,; " Следует отметить, что традиционные рекламные исследования должны начинаться с ответов на следующие вопросы: является ли снижение объема сбыта следствием факторов макросреды маркетинга (падение покупа- тельской способности населения, другие кризисные явления), или же причина - в самой фирме; насколько велика роль конкурентов в ухудшении показателей фирмы; если потребитель предпочел магазины конкурентов, то каких и почему; 4.2. Информационное обеспечение рекламы каким образом реклама могла бы способствовать улучшению ситуации и т.д.. Следующим шагом маркетингового, в том числе рекламного, исследования является исследовательский поиск, т.е. обзор уже имеющейся вторичной информации. К ней относится внутренняя и внешняя текущая марке- тинговая информация. Она включает данные, накопленные ранее для каких-либо иных целей. На этом этапе необхо- димо как можно больше узнать о целевом рынке коммуни- катора, о конкурентах, о деятельности сотрудников, посред- ников и т.д. Основные источники вторичной информации указаны выше при рассмотрении подсистем внутренней от- четности и сбора внешней текущей маркетинговой инфор- мации. Главными преимуществами вторичной информации являются ее относительная дешевизна и быстрота получе- ния. Некоторые данные (например, о состоянии экономи- ки страны в целом, данные переписи и т.п.) фирма не смог- ла бы получить самостоятельно. К недостаткам вторичной информации относят следующее: информация может быть нерелевантной (не соот- ветствующей) целям исследования; информация может быть устаревшей; надежность информации не всегда высока, а методо- логия ее получения не всегда корректна; вторичная информация может быть неполной. В ходе проведения исследовательского поиска кон- кретизируются цели и задачи исследования. В нашем примере с фирмой А на данном этапе бы- ли проведены предварительные беседы с сотрудниками и покупателями; исследована бухгалтерская отчетность фир- мы; изучены материалы газет, касающиеся деятельности фирмы и ее конкурентов и т.д. Исследовательский поиск показал, что по отдельным группам товаров рост объема сбыта был вполне удовлетворительным. В то же время по товарам К и Т этот показатель снизился. Покупатели не
выделяют магазины фирмы А из общей массы аналогич- ных магазинов, конкретные причины их неудовлетворен- ности высказаны не были. Таким образом, общая пробле- ма неудовлетворительного роста сбыта может быть Раздел 4. Рекламный менеджмент конкретизирована. Исследователи сосредотачивают свои усилия на изучении причин сбоев с товарами К и Т и на поиске отличительных особенностей магазинов фирмы А, которые могли бы быть преподнесены в качестве конку- рентных преимуществ. Если анализ вторичной информации предоставил достаточный объем данных, который позволяет решить проблему, стоящую перед управляющими, то исследование переходит в завершающую стадию систематизации и пред- ставления полученных результатов. Если указанной инфор- мации недостаточно, усилия направляются на получение первичной информации, для чего необходимо проведение специальных исследований. Получение первичной информации имеет ряд преи- муществ: заказчики исследования получают новую, свежую информацию; имеется возможность контролировать методические аспекты проведения исследования, что дает гаран- тии большей надежности получаемых данных; фирма-заказчик исследований становится владель- цем получаемой информации, остающейся секретом для ее конкурентов; данные собираются в точном соответствии с постав- ленными целями исследования. Основными недостатками процедуры получения первичной информации являются ее относительная доро- говизна и значительные затраты времени на проведение исследований (иногда до нескольких месяцев). До начала непосредственного проведения исследо- вания необходимо оценить ресурсы времени, финансов и кадров, которыми располагает инициатор исследования. Следующим шагом является выбор метода исследо- вания (опрос, эксперимент, экспертные оценки и т.п.) и инс- трументы получения данных (анкеты, технические приспо- собления и т.п.). Важно также определить и оценить возможные источники первичной информации, объекты исс- ледования и то, каким образом будет получена эта информа- ция. На данном этапе исследователи определяют состав вы- борки потребителей (или иных обследуемых групп). чп .2. Информационное обеспечение рекламы Следующий этап - основной: непосредственное проведение исследования. Существует несколько методов получения первич- ной информации. Из них важнейшую роль играют наблю- дение, опрос и эксперимент. В ходе наблюдения исследователь-эксперт накапли- вает необходимую информацию, визуально отслеживая действия людей, некоторые технологические процессы и т.п. Формы наблюдения достаточно многообразны. Так, наблюдатель может лично следить за действиями продав- цов и покупателей, иногда вступая в беседы с ними, или да- же сам выступая в роли покупателя. Исследователь может на этом этапе изучать структуру и характеристики средств рекламы по месту продажи или в конкретном районе. Для наблюдения могут быть использованы технические средс- тва. Например, приборы фирмы "АгЫггоп", находящиеся в квартире телезрителя, фиксируют телеканалы, которые просматриваются, и время просмотра. Аналогичный прибор компании А.С. №е15еп носит название "Аиштесег". Наиме- нование этого прибора, выполняющего функцию измерения телевизионной аудитории, дало название всей процедуре - аудиметрия. Пиплметрия позволяет с помощью дополнительно- го пульта фиксировать не только, какой канал включен, но и кто именно из членов семьи смотрит (слушает) его в данный момент. Информация об объемах и структуре сбыта в кон- кретном предприятии розничной торговли может быть по- лучена при использовании систем Универсального товарного кода (УТК), именуемого иначе штрих-кодом. Считываемая с его помощью информация поступает непосредственно в ком- пьютер. Специально разработанные приборы позволяют следить за тем, как глаза человека охватывают картинку рекламы, записывают показатели работы мозга, сокраще- ния лицевых мускулов, в какие моменты морщится лоб, фиксируют интенсивность потоотделения и т.п. Эксперимент представляет собой один из методов исследования, когда в контролируемых условиях изменяет- ся один или несколько факторов. Например, в одном из од- нотипных магазинов со схожими параметрами используют- Раздел 4. Рекламный менеджмент ся новые средства рекламы по месту продажи. В других - ситуация остается без изменений. По истечении определен- ного промежутка времени результаты деятельности этих однотипных магазинов сравниваются. Различия в показате- лях работы предприятий тщательно анализируются. Опрос является одним из наиболее часто использу- емых методов сбора первичных данных в исследовании. Задавая вопросы действительным или потенциальным пот- ребителям, исследователь "из первых рук" получает ин- формацию, касающуюся мнения опрашиваемого по поводу фирмы или ее товара, а также мотивов, подталкивающих потребителя к покупке. До начала опроса исследователи решают такие проблемы: 1) определение количественного и качественного сос- тава опрашиваемых; 2) каким образом отбирать членов выборки, т.е. опра- шиваемых, которые будут олицетворять собой всю совокупность потребителей или специалистов; 3) какие инструменты исследования будут использова- ны (анкета, интервью, телефонный опрос и т.п.). Выделяют три основных способа проведения опроса - по телефону, по почте и в ходе личного интервью. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Так, интервью по телефону - наиболее оперативный метод сбо- ра информации, позволяющий достичь высокой степени взаимодействия интервьюера и опрашиваемого (респонден- та). В то же время в выборку входят только респонденты, имеющие телефоны; отсутствуют визуальные элементы кон- такта. Сам контакт должен быть очень коротким. Опрос по почте позволяет достичь самой низкой стоимости информации. С другой стороны, наиболее высо- ка вероятность отсутствия ответа. Требуется достаточно много времени на процедуру опроса. Личное интервью - самый дорогой способ опроса. Интервьюер имеет возможность наблюдать ответную реак- цию респондента, задавать дополнительные вопросы. Личные интервью по числу респондентов могут быть индивидуальными и групповыми, могут основываться на стандартном опроснике или быть глубинными. 4.2. Информационное обеспечение рекламы Глубинное интервью представляет собой свободную беседу, направляемую интервьюером путем наводящих вопросов и уточнений. Основными орудиями сбора данных в ходе опроса являются определенные технические средства (от простей- ших датчиков до сложных устройств типа "детекторов лжи") и анкеты. Анкету по праву можно назвать самым главным и наиболее распространенным орудием сбора первичных данных. Основные требования к вопросам анкеты: просто- та и однозначность, фокусирование на предмете опроса и лаконичность. При составлении эффективной анкеты необходимы специальные знания в сфере психологии, социологии, ста- тистики и, кроме того, определенная искусность. Одновре- менно можно привести и некоторые общие указания по составлению анкет: 1. Сопоставьте цель, стоящую перед анкетированием, с общими целями исследования. Желательно указать цель исследования в начале анкеты, особенно если она связана с пользой для респондента; 2. Определите минимальный объем информации, ко- торая должна быть получена при анкетировании. Анкета ни в коем случае не должна содержать лиш- ние вопросы; 3. Анкета должна быть предельно краткой; 4. Напишите проект анкеты, дающий необходимый минимум данных. После этого надо "отшлифовать" вопросы; 5. Задавайте сначала общие вопросы, а потом - дета- лизируйте их; 6. Расстановка вопросов в анкете должна соответство- вать определенной логике; 7. Избегайте жаргонов, двусмысленных, некорректных, неприличных и обидных вопросов; 8. Избегайте вопросов, которые четко предполагают "запрограммированный" ответ; 9. Задавайте вопросы о возрасте, доходе, семейном по- ложении респондентов и любые личные вопросы в последнюю очередь; РаздеА 4. Рекламный менеджмент 10. В конце анкеты необходимо поблагодарить респон- дента за участие в исследовании (кстати, в некоторых случаях респонденты вознаграждаются материально); 11. Чтобы убедиться в том, что вопросы имеют одноз- начное толкование и достаточно понятны респон- дентам, предварительно протестируйте лично на вопроснике 10...20 человек. Если необходимо, внеси- те корректировку. Проблема разработки анкет под- робно рассматривается в [5, с. 23-25]. После того, как вся первичная информация собра- на, она редактируется, систематизируется, кодируется, сводится в определенные таблицы. Во многих случаях для обработки данных исследований применяются ком- пьютеры. Зачастую используются прикладные типовые компьютерные программы, специально разрабатываемые для тех или иных операций (например, программа "Са11- 1ео" помогает проводить медиаисследования и разрабаты- вать оптимальные медиапланы). Задачей исследователей на этом этапе является изв- лечение из всей совокупности полученных данных наибо- лее важных сведений и результатов, изучение причинно- следственных связей. Результаты анализа представляются управляющим по маркетингу и рекламе. Основная цель этого - содействие уменьшению неопределенности, дефи- цита информации, с которой управляющие столкнулись перед тем, как заказать исследования. :М0р1ЯнйКМЙЯ1Ий1Ж11йЖ |йЮ(ж>1аЮвR ййвЯ<йгай|1рИв йеййДайЭДРЙМ! зультййймйэяротйводейй! .уи-ЯЗЙЕвдйто таповаейоЭУтоатареййтй курё1|ГгиыКЙй1ствах.;И ваннбгб.отвЗДнавбйроИбче :. - Соответственно била лНеетаЙей-аяача::: разрабожгь и реализовать нйтрадициой11ыи,ещё!Не ни конкурентами рекламный?ход.;;Гяав]вое, чтобы пжУебитель увидел, услышал и осознал все, что; ему хотели сказать. Наи- 4.2. Информационное обеспечение рекламы
Одним из важнейших направлений рекламных ис- следований является изучение оптимальных каналов рекламной коммуникации (медиаисследования). Как полагают специалисты Американского фонда исследований в области рекламы (Атепсап Аауег1181п Ке- зеагсЬ РоипсЫюп, США), в идеале необходимо распола- гать шестью различными типами данных относительно но- сителей рекламы. При этом данные должны отличаться в зависимости от того, идет ли речь о рекламе продукта по- тенциальным покупателям или широкой публике. В число этих данных входят: 1. Распространенность носителя: тираж журнала или газеты, или же количество телевизоров или радиопри- емников, доступных для распространения рекламы; 2. Аудитория носителя рекламы: число людей, имевших контакт с носителем. Данный показатель представляет собой число читателей конкретного номера журнала или газеты, или число зрителей конкретной телевизионной передачи. Аудитория но- сителя, как правило, больше, чем его распространен- ность, поскольку один и тот же номер журнала чи- Раздел 4. Рекламный менеджмент тает не один человек, так же, как и телевизор смот- рят обычно несколько людей; 3. Количество контактов рекламного сообщения. число людей имевших контакт с конкретным рек- ламным обращением в носителе. Люди могут иметь контакт с носителем рекламы, но не заметить кон- кретное рекламное обращение из-за его креативных особенностей или природы среды, в которой осу- ществлялся контакт. Этот показатель обычно нам- ного меньше, чем аудитория носителя. С этой точки зрения, для получения данных, с которых мы жела- ем начать, придется искать ответы на вопросы каса- тельно как носителя, так и творческих решений рек- ламных обращений. (Это справедливо и в отношении данных 4, 5 и 6-го типов, перечисленных ниже); 4. Припоминание рекламы: число людей, припомнив- ших рекламное обращение в ходе опроса. Это может быть, конечно, вызвано цветом и размером объявле- ния, местом, занимаемым объявлением в носителе, и типом рекламируемого продукта. Число людей, ак- тивно воспринимающих объявление, обычно мень- ше числа имевших контакты с ним; 5. Восприятие рекламы: число людей, усвоивших смысл и детали рекламного обращения, обычно мень- ше числа тех, кто припомнил объявление; 6. Сбытовой отклик на рекламу: число людей, пред- принимающих покупательские действия в результа- те размещения конкретной рекламы. Еще меньшая часть людей, фактически получивших сообщение, реагирует на него, приобретая продукт. Конкретные процедуры медиаисследований {метод дневниковых записей, аудиметрия, пиплметрия) рас- смотрены нами в подразделе 3.2.3 учебника. С целью снижения риска провала рекламной кампа- нии или же повышения ее эффективности производится предварительная оценка обращения, иначе говоря пред- тестирование. Предтестирование должно обеспечить защиту от оши- бок в разработке рекламной коммуникации. Проверку про- 4.2. Информационное обеспечение рекламы ходят такие параметры, как форма и содержание обращения. Проверяется также правильность выбора фирмой рынка и целевой аудитории, оцениваются средства и каналы переда- чи рекламных обращений. Предтестирование способствует разработке обоснованного бюджета рекламной кампании и, наконец, дает прогноз, какова будет ее эффективность. Решение таких сложнейших задач требует соответс- твующего арсенала инструментов и методов проведения предтестирования. Они могут в "значительной мере разли- чаться в зависимости от используемых рекламных средств, задач, стоящих перед предтестированием, наличия финан- совых средств и т.д. Приведем примеры лишь некоторых методов пред- тестирования. Прямой опрос предназначен для выявления всей полноты реакций на рекламу. Среди задаваемых рес- пондентам вопросов такие: "Что говорит Вам эта реклама?"; "Как Вы думаете, что рекламодатель пытается ска- зать Вам в обращении?"; "Говорится ли в рекламе о чем-либо новом, до это- го Вам не известном? Если да, то что?"; "Хорошо ли сделана реклама? Каковы ее недостатки?"; "Вызывает ли данная реклама Ваше доверие?" и т.д. Из ответов на эти вопросы исследователи заключа- ют, насколько хорошо тестируемое рекламное обращение решает свои основные задачи, обеспечивает достижение фирменных рекламных целей. При этом респонденты ста- новятся практически соавторами обращения. Метод сфокусированной группы (фокус-группы) является одним из наиболее эффективных. Суть его зак- лючается в следующем. Приглашаются приблизительно 8- 10 человек из числа типичных представителей целевого рынка (покупателей) фирмы. На заседании группы обсуж- дается рекламное обращение (концепция рекламной кам- пании). Ведущий группы (модератор), специально подго- товленный сотрудник фирмы, направляет свободную дискуссию в течение 1...1,5 часа. За это время участники высказывают свое личное мнение по поводу обращения. Обмен мнениями характеризует отношение участников дискуссии к тестируемой рекламе. Иногда подобные засе-
Раздел 4. Рекламный менеджмент дания записываются на видео. Во всех случаях подобные беседы тщательно анализируются специалистами. При не- обходимости в обращение вносятся изменения. Более под- робно метод фокус-групп описан в (6, с. 12-14] Метод сравнения в парах и тесты для распозна- вания заключаются в предоставлении респондентам нес- кольких вариантов обращений с просьбой выделить луч- шие, ранжировать их по определенному признаку и т.д. При изучении уровня восприятия рекламные обраще- ния показываются респондентам на очень короткий срок, что должно моделировать обычный рекламный контакт на ули- це, в прессе и т.п. После этого задаются вопросы о характе- ре восприятия тестируемого послания с точки зрения понят- ности, основной передаваемой идеи, силы воздействия и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|