Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах




Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах. Все неустранимые сомнения, противоречия и неяснос­ти актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК). Такое признание осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из сле­дующих обстоятельств:

1) если нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

7) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) иных лиц, обязанности которых установлены НК;

9) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

10) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоя­щие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Институт налоговой тайны в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации

Общая характеристика и состав информации, составля­ющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК) со­ставляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщи­ке, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

По общему правилу сведения о налогоплательщике полу­чают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 НК).

Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 НК).

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, име­ют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

Налоговая тайна не подлежит разглашению не только дол­жностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением слу­чаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности,, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

ЛЕКЦИЯ 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Налоговая система Российской Федерации

2. Сущность налогов и сборов

3. Принципы установления налогов и сборов

Налоговая система Российской Федерации

В первоначальном тексте Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» под налоговой системой понималась совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей. В нем выделя­лось четыре вида платежей налогового характера:

· налог;

· сбор;

· пошлина;

· другой (обязательный) платеж.

При этом в данном Законе все указанные платежи были объединены единым легальным определением. Под нало­гом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обя­зательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными ак­тами.

Действующая налоговая система, установленная НК, предусматривает только два вида налоговых платежей:

• налог;

• сбор.

Сущность налогов и сборов

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмезд­ный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления Денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК).

При установлении налогов учитывается фактическая спо­собность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК).

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из; условий совершения в отношении плательщиков сборов го­сударственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предос­тавление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий) (п. 2 ст. 8 НК).

Действие НК распространяется на отношения по уста­новлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК (п. 3 ст. 1).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...