Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1) Возрастные периоды развития ребенка.




ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1) Возрастные периоды развития ребенка.

В организме ребенка в процессе его развития происходят определенные анатомо-физиологические изменения не только количественного, но и качественного характера.

Период внутриутробного развития делят на две фазы: фазу эмбрионального развития до 1, 5-2 месяцев и фазу плацентарного развития (плод).

После рождения различают следующие периоды:

I. Период новорожденного, продолжается 3-4 недели. В этот период организм новорожденного приспосабливается к условиям внеутробного существования. Включается легочное дыхание, планцентарное кровообращение сменяется на внеутробное кровообращение, изменяются константы крови, повышается обмен веществ, происходит физиологическая убыль веса тела за счет потери воды на 6-9 %. Все физиологические функции находятся в неустойчивом равновесии.

II. Период грудного возраста, продолжается до 1 года. Этот период характеризуется интенсивным ростом. Все тела к концу года увеличивается на 200%, длины тела- на 50%. Постепенно возрастает активность желез внутренней секреции. Идет интенсивное становление функции нервной системы. Формируются условнорефлекторные связи, начинается формирование речевых функции. Однако многие вегетативные функции ещё не достигают устойчивого равновесия, особенно пищеварительного тракта.

III. Ранний детский возраст (ясельный или преддошкольный) от 1 года до 3-х лет. В этот период отмечаются бурное становление речи и формирование психических функций. Вегетативные функции становятся более устойчивыми.

IV. Дошкольный возраст (первое детство) от 3 до 7 лет. В этот период физиологические функции достаточно устойчивы. Формируются интеллектуальные особенности ребенка.

V. Младший школьный возраст (второе детство) от 7 до 12 лет. Заканчивается морфологическое развитие центральной нервной системы. Интенсивно развивается мышечная система. Возрастает функция половых желез, поэтому последний этап этого период является препубертатым. Вегетативные функции соответствуют функциям взрослого человека.

VI. Старший школьный возраст. Это период полового созревания (пубертатный период), время наступления которого колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей развития детей. У девочек время полового созревания с 11-13 до 16-18 лет, у мальчиков этот период наступает несколько позднее с 15-16 лет до 19- 20 лет. В этот период заканчивается обратное развитие зобной железы.

Между возрастными периодами не существует строгой границы, и сроки периодов могут колебаться.

С начала ХХ века наблюдаются ускорение физического развития детей, их более ранее половое созревание, увеличение роста и массы тела, называемое акселерацией.

 

2) Характеристика рефлексов новорожденного.

У новорожденных функционируют рефлекторные механизмы, обеспечивающие приспособление к новым условиям существования и нормальное протекание физиологических процессов. Вместе с тем новорожденные беспомощны, они не могут существовать без помощи взрослых. Большую часть времени новорожденные спят (20-21 час в сутки). Просыпаются лишь вследствие усиления пищевой мотивации или в результате раздражения кожи мокрыми пеленками.

Для проснувшегося новорожденного характерны сосательные движения и движения головы, направленные на поиск материнской груди. У распеленатых новорожденных возникают обобщенные (массивные) движения – беспорядочные сгибания и разгибания ног и рук, изменения положения туловища. Движения конечностей слабо координированы и нецеленаправленны. Наряду с относительно резкими, толчкообразными движениями наблюдаются более медленные движения, называемые атетоидыми или червеобразными, которые характерны для пальцев рук и кистей. Типичные защитные координированные движения конечностей у новорожденных не вызываются. Они не способны переворачиваться со спины на живот и обратно, удерживать голову: выпрямительные (установочные) рефлексы у них отсутствуют. Таким образом, функции механизмов управления скелетными мышцами у новорожденных развиты очень слабо. Вместе с тем у новорожденных хорошо развиты сосательный и глотательный рефлексы.

Глаза у новорожденных большую часть времени закрыты, но, если они открыты (чаще при вертикальном положение тела), легко вызывается защитный мигательный рефлекс, например, при вспышке света или при действии на роговицу струи воздуха.

На достаточно сильные раздражения экстерорецепторов (вспышка света, резкий звук) у новорожденных возникает примитивный ориентировочный рефлекс («старт-рефлекс»). Он выражается во вздрагивании ребенка с последующим «замиранием» (торможение двигательной активности, если она была). Сильные раздражения (сильные звуки, щипки или уколы кожи) а также попадание в рот горьких веществ вызывают защитную реакцию: возникает гримаса неудовольствия (проявление отрицательных эмоций) обобщенные движения.

Штриховые раздражения кожи подошвенной поверхности стопы вызывают у новорожденного рефлекс Бабинского, который проявляется в разгибании большого пальца и сгибании остальных пальцев. Иногда наблюдается сгибание всех пальцев с последующим их разгибанием и веерообразным расхождением. Полагают, что особенности рефлекса Бабинского у новорожденных связано с незрелостью как пирамидальной, так и стриопаллидарной систем. Этот рефлекс проявляется до 1 года.

Хоботковый рефлекс – быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед (элемент сосательного рефлекса).

Рефлекс Робинзона (хватательный рефлекс) – при прикосновении к ладоням пальцами или карандашами ребенок схватывает из с такой силой, что иногда можно поднять ребенка (исчезает к 4-6 месяцам).

Рефлекс Моро –при ударе по столику или кровати, на которых находится ребенок, он разводит руки, а затем сводит их. Этот рефлекс возникает и при быстром опускании новорожденного, он относится к статокинетическим рефлексам (проявляется до 4-6 месяцев).

Рефлекс ползания Бауера – в положении на животе легкое давление ладонью на стопы вызывает отталкивание ребенка от ладони и движения типа ползания.

Эти и ряд других рефлексов используются педиатрами для исследования функции ЦНС новорожденных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...