Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

22. Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного и детей раннего возраста.




22. Особенности нервной регуляции деятельности сердца новорожденного и детей раннего возраста.

Формирование тонуса парасимпатических нервов сердца происходит к 3-м годам.

У новорожденных тонус блуждающих нервов отсутствует, хотя при раздражении периферического конца его у плодов кошек и собак возникает отрицательный хронотропный эффект. Аналогичная реакция возникает и у новорожденных. Это говорит о том, что периферический эффекторный аппарат сердца функционально созревает к моменту рождения. Отсутствие тонуса блуждающих нервов у новорожденных объясняется незрелостью рецепторного аппарата дуги аорты и синокаротидной области. Поэтому у новорожденных отсутствует изменение сердечной деятельности в связи с фазами дыхания.

Усиливающееся тоническое влияние блуждающих нервов после 3-х месяцев приводит к уменьшению ЧСС. Усиление тонуса этих нервов связывают с развитием двигательной активности. У детей с вынужденным ограничением движений ЧСС остается высокой.

После 7 месяцев усиливаются рефлекторные влияния на сердце от прессорецепторов и хеморецепторов дуги аорты и каротидного синуса, что способствуют дальнейшему усилению тонуса блуждающих нервов. В результате повышаются резервные возможности сердца, увеличиваются различия между ЧСС в покое и при деятельности.

Полное формирование тонической активности блуждающих нервов сердца детей происходит к 2, 5 -3 годам.

Занятия физ. культурой и спортом у школьников сопровождаются увеличением тонуса блуждающих нервов и уменьшением ЧСС в состоянии покоя. Во время двигательной активности тонус центров парасимпатической н/с снижается и повышается тонус центров симпатической н/с.

Высокий тонус блуждающих нервов у подростков может сопровождаться брадикардией и замедлением предсердно-желудочкового проведения. У подростков со сниженным тонусом блуждающих нервов наблюдается тахикардия.

 

23. Показатели артериального давления у детей различного возраста.

В первые 15 мин после рождения систолическое давление повышается с 50-60 до 85-90 мм. рт. ст., что объясняется выключением плацентарного кровообращения и увеличением общего периферического сопротивления. Затем в течение 2-3-х часов систолическое давление снижается в среднем до 66 мм рт. ст.

Диастолическое давление в первые сутки после рождения составляет около 35 мм рт. ст. В последующие дни АД повышается, к 7-10-му дню систолическое давление достигает в среднем 80 мм рт. ст., а диастолическое — 40 мм. рт. ст.

С возрастом АД увеличивается. Значительно происходит увеличение в первые 2 недели после рождения. Скорость увеличения остается относительно большой в течение 1-го года жизни. Ориентировочные величины систолического давления у детей этого возраста можно получить путем сложения: СД=76+2м, где м- количество месяцев рождения.

В последующие годы АД увеличивается постепенно. Ориентировочные величины можно получить, суммируя: СД=100+0, 5n, где n- количество лет ребенка.

Диастолическое давление у детей от 1 года до 10 лет изменяется мало, имеет величину около 60 мм рт. ст. Интенсивно увеличивается в подростковом возрасте и юношеском возрасте. АД у детей этого возраста может значительно отклоняться от средних величин. Его величина связана с массой тела, ростом, окружностью груди.

Наблюдаются половые особенности АД. В возрасте 5-9 лет АД у мальчиков выше, а в 9-12 лет ниже, чем у девочек, в дальнейшем оно снова выше у мальчиков.

 

 

Возраст Систолическое АД Диастолическое АД
новорожденные 60-70
1 год
3 года
7 лет
13 лет
16 лет
взрослые 110-139 60-84

 

24. Механизм первого вдоха новорожденного

Рождение вызывает у новорожденного резкие изменения состояния дыхательного центра, приводящие к началу вентиляции. Первый вдох ребенка наступает через 15-70с после рождения, обычно после пережатия пуповины, но иногда до него, т. е. сразу после рождения.

Основным условием возникновения первого вдоха является наличие в крови гуморальных раздражителей дыхания. К ним относятся СО2, Н+ и недостаток О2. В процессе родов, в особенности после перевязки пуповины, напряжение СО2 и концентрация Н+ возрастают, усиливается гипоксия. О значении гуморальных стимулов в возникновении первого вдоха говорит такой факт. Если у новорожденного ягненка посредством перекрестного кровообращения поддерживать постоянный газовый состав крови, свойственный дышащему новорожденному, то после перевязки пуповины первый вдох не возникает.

Вопрос о механизме гуморальной стимуляции не прост. Во-первых, гуморальные стимулы дыхания существуют и у плода. Во-вторых, артериальные хеморецепторы ко времени рождения еще практические не влияют на ДЦ, а у взрослых они- единственные структуры, возбуждающиеся под действием гипоксии. В-третьих, чувствительность центральных хеморецепторов к увеличению концентрации Н+ и напряжению СО2 у новорожденных ниже, чем у взрослых. Таким образом, сами по себе гиперкапния, ацидоз и гипоксемия не объясняют наступления первого вдоха.

2-м фактором, стимулирующим первый вдох, является резкое усиление потока афферентных импульсов от рецепторов кожи (холодовых и тактильных), проприорецепторов, вестибулорецепторов, наступающее в процессе родов и сразу после рождения. Эти импульсы активируют РФ ствола мозга, которая повышает возбудимость нейронов ДЦ.

3-м фактором, способствующим возникновению первого вдоха, является устранение источников торможения ДЦ. Так, раздражение жидкостью рецепторов, расположенных в области ноздрей, сильно тормозит дыхание («рефлекс ныряльщика»). Поэтому после появления из родовых путей головки плода акушеры удаляют с личика слизь и околоплодные воды, а иногда отсасывают жидкость из воздухоносных путей.

Первый вдох новорожденного характеризуется сильным инспираторным возбуждением мышц вдоха, прежде всего диафрагмы. При первом вдохе происходит сильное снижение внутриплеврального давления (на 20-80 см вод. ст., при последующих вдохах — лишь на 5 см вод. ст. ).

Большое падение давления во время первого вдоха необходимо для:

1)преодоления силы трения между жидкостью, находящейся в воздухоносных путях и их стенкой;

2)преодоления силы поверхностного натяжения альвеол на границе жидкость- воздух после попадания в них воздуха.

Обычно уже при небольшом снижении давления по мере развития вдоха начинается увеличение объема легких. Но иногда расширение легких начинается лишь при падении давления на 30-80см вод. ст.

Длительность первого вдоха 0, 1-0, 4с. Объем вдыхаемого воздуха обычно 20-80мл. Особенностью первого дыхательного цикла является большая длительность выдоха ( в среднем 3, 8с). Первый выдох, как правило, является активным: он сопровождается сокращением экспираторных мышц.

Внутриплевральное давление при первом вдохе становится положительным, достигая в среднем 35 см вод. ст. ( от 0 до 70 см вод. ст. ).

Выдох происходит на фоне суженной голосовой щели и сопровождается криком. При первом выдохе ребенок выдыхает в среднем 24 мл ( от 16 до 30мл). Меньший объем выдыхаемого воздуха по сравнению с вдыхаемым обеспечивает начало образования функциональной остаточной емкости легких (ФОЕЛ).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...