25.Особенности отрицательного давления в плевральной полости у детей.
25. Особенности отрицательного давления в плевральной полости у детей. При первом вдохе происходит сильное снижение внутриплеврального давления (на 20-80 см вод. ст., при последующих вдохах — лишь на 5 см вод. ст. ). Большое падение давления во время первого вдоха необходимо для: 1)преодоления силы трения между жидкостью, находящейся в воздухоносных путях и их стенкой; 2)преодоления силы поверхностного натяжения альвеол на границе жидкость- воздух после попадания в них воздуха. Обычно уже при небольшом снижении давления по мере развития вдоха начинается увеличение объема легких. Но иногда расширение легких начинается лишь пр падении давления на 30-80см вод. ст. Внутриплевральное давление при первом вдохе становится положительным, достигая в среднем 35 см вод. ст. ( от 0 до 70 см вод. ст. ). Легким новорожденных свойственна низкая растяжимость. Зато растяжимость (податливость) стенок грудной полости высока, она в 2-4 раза выше, чем у легких (у взрослых растяжимость легких и стенок грудной полости приблизительно равно). Поэтому стенки грудной полости сильнее втягиваются отрицательным давлением в плевральной полости, чем у взрослых. Сочетание высокой растяжимости стенок грудной полости и низкой растяжимости легких является причиной низкой величины эластической тяги легких при вдохе, что определяет значительно меньшее отрицательное давление в плевральной полости у новорожденных (0, 2-0, 9 см вод. ст. ), чем у взрослых (около 3 см вод. ст. ). Зато снижение давления в плевральной полости при вдохе у новорожденных имеет большую величину (5 см вод. ст. ). Растяжимость стенок грудной полости с возрастом снижается. Растяжимость легких и стенок грудной полости в подростковом возрасте почти уравнивается. Этим объясняется увеличение «-» давления в плевральной полости в конце спокойного вдоха.
Ребра у детей раннего возраста стоят почти перпендикулярно к позвоночнику, т. е. занимают горизонтальное положение. В связи с этим увеличение объема грудной клетки за счет поднятия ребер почти невозможно, что ограничивает возможность грудного дыхания. У новорожденных и грудных детей наблюдается диафрагмальное дыхание. С возрастом ребра несколько опускаются книзу передними концами, эпигастральный угол становится более острым, а грудная клетка из инспираторного положения переходит в экспираторное. Это создает анатомические предпосылки для развития реберного типа дыхания.
26. Особенности вентиляции легких в детском возрасте. Внешнее дыхание новорожденного характеризуется частым и не очень стабильным ритмом, равномерным распределением времени между вдохом и выдохом, небольшим дыхательным объемом, низкой скоростью воздушного потока и короткими дыхательными паузами. Частота дыхания у новорожденных — от 40 до 70 в минуту. В течение первого года жизни ребенок находится как бы в состоянии физической одышки. С возрастом происходит уменьшение ЧДД, ритм дыхания становится более стабильным, фаза вдоха становится короче по отношению ко всему циклу, а выдох и дыхательная пауза продолжительнее. У новорожденных и грудных детей наблюдается диафрагмальное дыхание. С ростом и развитием организма изменяются общая емкость легких и ее компоненты.
С возрастом увеличивается ДО и МОД. До 8 лет вентиляция легких у девочек и мальчиков примерно одинакова. В 15-16 лет ДО соответствует величинам взрослых. В пубертатный период МОД может превышать его величины у взрослых.
Легочная вентиляция может оцениваться более объективно по величине отношения МОД к кг веса тела: новорожденные- 190 мл/кг 1год- 300мл/кг 14 лет- 130мл/кг взрослые- 100мл/кг. 27. Особенности регуляции дыхания у детей. После рождения возбудимость инспираторных нейронов ДЦ продолговатого мозга резко возрастает. Первый вдох возникает еще до перевязки пуповины. С момента рождения прекращается газообмен за счет плацентарного кровообращения, вследствие чего изменяется газовый состав крови ребенка — возникает недостаток О2 и избыток СО2. Первый вдох обусловлен возбуждением ДЦ низким содержанием О2 в крови. Чувствительность ДЦ новорожденных к избытку СО2 ниже, чем к недостатку О2. Другими стимуляторами дыхательных движений являются раздражения терморецепторов и механорецепторов кожи разностью температур и самим актом рождения. Через 1-3 дых. движения легочная ткань становится равномерно воздушной. На первый вдох ребенком затрачивается энергия в 10-15 раз больше по сравнению с последующими вдохами. Это энергия расходуется на преодоление упругости легочной ткани. Наличие сурфактанта, выстилающего внутреннюю поверхность альвеол, способствуют быстрому расправлению легких. У новорожденных в связи незрелостью нервных центров и рецепторного аппарата каротидного синуса и дуги аорты возбудимость ДЦ значительно снижено. Низкая возбудимость ДЦ сохраняется и у грудных детей. Она проявляется в нерегулярном ритме дых. движений и появлений различных видов периодического дыхания. Низкой чувствительностью ДЦ можно объяснить и устойчивость грудных детей к гипоксии (недостатку О2). Возбудимость ДЦ к СО2 вырабатывается и укрепляется лишь к школьному периоду, когда она достигает уровня взрослого человека. В период полового созревания можно обнаружить повышенную возбудимость ДЦ к действию гуморальных факторов. У подростков в этот период значительно повышается чувствительность к недостатку О2. Блуждающие нервы включаются в регуляцию дыхания сразу же после рождения с момента первого вдоха. Вследствие расправления легких рецепторы растяжения начинают реагировать на изменение объема легких. Это доказывается тем, что рефлекс Геринга-Брейера воспроизводится у детей легче, чем у взрослых. Таким образом, рефлекторный аппарат автоматической регуляции смены вдоха выдохом включается сразу после рождения. Реакция хеморецепторов каротидного синуса и аорты у новорожденных на понижение напряжения О2 в крови нестойкая и непродолжительная. С 10-12 месяцев жизни у детей наблюдается уже выраженная реакция на изменение напряжения СО2 в крови.
Произвольная регуляция дыхания развивается вместе с развитием речи. Совершенствование этой регуляции отмечается в первые годы жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|