Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание человеческой природы

Гештальтисты полагают, что люди в процессе жизни стремятся к целостности и законченности. Каждый человек имеет тенденцию к самоактуализации, которая возникает в личностном взаимодействии с окружающей средой вместе с началом самоосознания. Самоактуализация сосредоточена на настоящем, она «является процессом существования чего-либо, что уже есть, а не процессом стремления стать чем-то» (Kempler, 1973, р. 262). Гештальтистский взгляд на человеческую сущность отводит внутренней мудрости людей большую роль, чем даже личностно-центрированное консультирование. Каждый человек пытается жить целостно и продуктивно, стремясь координировать различные части личности в здоровое, единое целое. С точки зрения гештальт-теории человек, личность – больше, чем сумма его составляющих (Perls, 1969).

Сторонники гештальт-теории придерживаются антидетерминистской позиции: каждая личность способна меняться и нести ответственность за свои действия. В происходящих вокруг них событиях люди являются активными участниками, актерами, а не только пассивными участниками, реагирующими на внешние обстоятельства. В целом мировоззрение гештальтистов является экзистенциальным, эмпирическим и феноменологическим: настоящее – вот то, что действительно. имеет значение. Каждый человек открывает что-то в себе, переживая опыт, а не говоря о нем, и собственная оценка и интерпретация человеком его жизни в данный момент являются наиболее важными.

Согласно гештальт-терапии, множество испытывающих трудности людей находятся в сверхзависимости от интеллектуального опыта (Simkin, 1975). Такая точка зрения умаляет значение эмоций и чувств, ограниченно понимая способность человека отвечать на различные ситуации. Другая проблема – это неспособность гештальт-терапии идентифицировать и (разрешить неразрешенные проблемы, то есть более ранние мысли, чувства и реакции, которые все еще влияют на функционирование личности и сталкиваются с реалиями жизни в настоящем. Характерным примером нерешенных проблем является отказ родителям в прощении их ошибок. Гештальтисты не склонны связывать эти трудности с какими-либо внутренними неосознаваемыми силами. Кроме того, они придают основное значение процессу осознавания, «способности клиента быть в полном ментальном и сенсорном» контакте «с переживаниями, испытываемыми непосредственно в данный момент» (Gilliland & James, 1998, p. 142). Любой человек действует на некотором уровне сознания, от уровня максимальной осознанности до уровня неосознанности.

Здоровая личность – это личность, достигшая наибольшего осознания. Такие люди понимают, что телесные сигналы, такие как головная или желудочная боль, могут указывать на потребность в изменении поведения. Они также сознают собственные ограничения. Например, при возникновении конфликта с другими людьми человек может оказаться способен решить ситуацию, а может просто уйти от нее. Для здоровой личности характерно то, что проблемные ситуации не усложняются фантазированием и «приукрашиванием». Напротив, в каждый момент времени человек концентрируется «исключительно на одной потребности (фигуре), низводя все другие потребности до уровня фона. Когда потребность удовлетворена, то есть гештальт завершен, она сама низводится до фонового уровня, а новая потребность входит в фокус (становится фигурой)» (Thompson & Rudolph, 1992, p. 66). Такое функционирование требует, чтобы люди осознавали внутренние потребности и знали, как манипулировать этими потребностями и окружением (Perls, 1976).

Согласно гештальтистам, человек может столкнуться с трудностями нескольких видов. Во-первых, он может утратить контакт с окружающей средой и с предоставляемыми ею ресурсами. Во-вторых, он может полностью «раствориться» в своем окружении, оказаться «поглощенным» им и, таким образом, перестать быть самим собой. В-третьих, человек может не суметь отложить незаконченное дело. В-четвертых, он может оказаться в состоянии дезинтеграции, другими словами – разбрасываться. В-пятых, человек может переживать конфликт между «победителем» (тем, что, по мнению человека, нужно делать) и «побежденным» (тем, что человек хочет делать). Наконец, человек может испытывать трудности в преодолении жизненных дихотомий типа любви/ненависти, мужественности/женственности и удовольствия/боли.

Роль консультанта

Роль гештальт-консультанта состоит в создании атмосферы, которая помогает клиенту исследовать условия, необходимые ему для развития. Консультант обеспечивает такую атмосферу с помощью интенсивного личного участия в усилиях клиента и своей искренности. Польстеры (Polster & Polster, 1973) подчеркивают, что консультанты должны быть эмоциональными, энергичными и высокогуманными. Консультант работает с клиентом «здесь-и-сейчас», причем «сейчас» понимается как процесс (Perls, 1969). Принцип «сейчас» часто требует, чтобы консультант помогал клиенту сосредоточиться на блокированной энергии и целесообразном и адаптивном использовании этой энергии (Zinker, 1978). «Сейчас» также подразумевает оказание помощи клиенту в распознавании стереотипов в его жизни (Pagan, 1970).

Существует несколько правил, которым следуют гештальт-консультанты, помогая клиентам становиться более осведомленными относительно «настоящего» (Levitsky & Perls, 1970).

· Принцип «сейчас»: всегда использовать в речи настоящее время.

· Принцип «Я–ты»: всегда непосредственно обращаться к кому-либо, вместо того чтобы рассказывать о нем консультанту.

· Использование местоимения «я»: вместо «оно», «это» говорить слово «я», особенно при разговоре о себе.

· Использование континуума осознавания: сосредоточение на «как?» и «что?», а не «почему?»

· Преобразование вопросов: просить клиентов преобразовывать вопросы в утверждения.

Гештальт-консультанты не используют стандартизированные инструменты оценки типа психологических тестов, и при этом они не диагностируют своих клиентов в соответствии со стандартами классификации DSM- IV.

Цели

Цели гештальт-терапии хорошо определены. Они включают сосредоточение Hag «здесь-и-сейчас» и на осознании непосредственного опыта (Bankart, 1997). Важность этих целей подтверждается тем фактом, что термин контакт используется непосредственно в отношении сенсорики и моторики, которые необходимы для познания окружающей действительности (Perls, 1951). Среди других целей а гештальт-терапии – обратить внимание клиента на невербальную и вербальную j экспрессию, а также на усвоение клиентом общего представления, что жизнь предполагает осуществление выборов (Fagan & Shepherd, 1970). Гештальт-подход своей целью считает помощь клиенту в завершении (разрешении) задач прошлого, чтобы тот мог достичь внутренней инегрированности личности. Эта цель связана с осуществлением духовного роста. Духовный рост включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов человека. Главная задача –это примирение полярностей в человеке (Gelso & Carter, 1985). В целом гештальт-терапевты подчеркивают значение действия, подталкивая своих клиентов полностью переживать свои чувства и действия. Они также придают большое значение слову «сейчас». Перлз создал формулу, которая выражает сущность этого слова: «Сейчас = переживание = осознавание = реальность. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Существует только настоящее» (Perls, 1970, р. 14).

Чтобы действовать «сейчас», проявлять зрелость, человек должен периодически сбрасывать невротические тенденции. Перлз (Perls, 1970) идентифицируете пять слоев невроза, которые потенциально мешают проявлению подлинности вконтакте с собой: фальшь, фобия, ощущение безвыходности положения, имплозивность (соглашательство) и эксплозивность (вспыльчивость). Слой фальши выражается в том, что человек прикидывается тем, кем он на самом деле не является. С ним связаны многие игры, протекающие как на уровне реального поведения, так и в воображении. Когда люди станут лучше понимать игры, в которые они играют, они смогут быть более честными, открытыми и лучше переживать неприятности и боль.

Слой фобии проявляется в попытке избежать признания тех своих аспектов; которые человек предпочел бы скрыть. Люди, которым свойственны такие переживания, боятся, что, если они признают себя теми, кем они являются, и предстанут перед другими в этом образе, они будут отвергнуты.

Под слоем фобии располагается слой ощущения тупика, на котором индивиды не знают, как они собираются действовать в сложившихся обстоятельствах. На этом уровне отсутствует какое-либо ощущение направления, и человек дрейфует по течению в море беспомощности и страха.

Четвертый и пятый слои, имплозивности и эксплозивности, часто объединяются. Под влиянием этих образований люди часто становятся слишком чувствительными и ранимыми. Однако, если люди отказываются от созданных за многие годы защитных слоев (имплозивности), они снова «оживают» во вспышке радости, сожаления или боли, которые восстанавливают аутентичность. Когда люди достигают этой точки, «настоящее» может переживаться наиболее полноценно,

Методы

В reштальт-терапии разработан целый ряд новейших техник консультирования (Нагтап, 1997). Эти методы существуют в двух формах: упражнений и экспериментов. Упражнения – это готовые техники типа разыгрывания вымышленных сцен, ролевых игр и психодрамы (Covin, 1977). Они используются для того, чтобы вызвать определенную реакцию клиента – например, гнев – или побудить к исследованию. Эксперименты, с другой стороны, являются действиями, которые вырастают из взаимодействия между консультантом и клиентом. Они не планируются заранее, и информация, получаемая в ходе эксперимента, часто является неожиданностью и для клиента, и для консультанта. Многие из методов гештальт-герапии принимают форму незапланированных экспериментов (Zinker, 1978). Однако в фокусе внимания здесь находятся методы консультирования, ориентированные на упражнения.

Одно из распространенных упражнений – работа со сновидениями. Перлз описывает сновидения как знаки, которые отражают положение человека в определенное время (Bernard, 1986). В отличие от психоаналитиков, консультанты-гештальтисты не занимаются интерпретацией сновидений. Более того, после того как клиенты расскажут сновидения, их просят «побыть» каждой из составных частей сновидения – как бы сделать инсценировку свободных ассоциаций. Таким образом, клиент может достичь большего контакта с разнообразными аспектами своей личности. Заново переживая свои сновидения, возможно понять, ввести в поле осознания незавершенное дело, которое «проникает» в сознание через сновидения и требует каких-либо действий.

Рис. 9.1. Пустой стул

Еще одним эффективным методом является техника пустого стула (рис. 9.1). В этой процедуре клиенты обращаются к различным частям своей личности, например к той части, которая является доминирующей, и к части, которая является пассивной. «Центром» упражнения является пустой стул. Клиент может просто говорить со стулом как с представителем одной части себя или переключать внимание между несколькими стульями, воображая, что каждый из них представляет различную часть личности клиента. В этом диалоге в зону внимания попадают и рациональные, и иррациональные части личности клиента. Клиент не только видит эти стороны, но и становится способным разобраться в своей личности. Этот метод не рекомендуется для лиц с серьезными эмоциональными нарушениями (Bernard, 1986).

Одним из наиболее мощных гештальт-упражнений является конфронтация. Консультанты указывают клиентам на неконгруэнтность их поведения и чувств, например на их улыбку в тот момент, когда они говорят, что нервничают. Действительно нервничающие люди не улыбаются. Конфронтация предполагает задавание клиентам вопросов «что?» и «как?». Вопросов «почему?» избегают, потому что они ведут к интеллектуализации.

Консультант может преднамеренно фрустрировать клиента, чтобы помочь ему выйти из состояния отрицания (Harman, 1975). Консультант надеется, что клиент в результате конфронтации сделает ценные интерпретации. Воздействие методов, ориентированных на работу по принципу «здесь и сейчас», направлено на то, чтобы помочь человеку избавиться от старых привычек и достичь лучшего контакта с собственным «я».

Ряд других действенных гештальт-упражнений, которые являются индивидуально ориентированными, часто используются в групповой работе (Harman, 1997).

· Создание кругов. Это упражнение используется, когда консультант чувствует, что специфическую.тему или чувство, выраженные клиентом, можно адресовать каждому человеку в группе. Клиент может сказать, например: «Я не могу стать кем угодно». Затем его просят сказать это предложение каждому человеку в группе, добавляя некоторые замечания относительно каждого члена группы. «Круговое» упражнение является очень гибким и может также содержать выражения невербальных и положительных чувств. Участвуя в нем, клиенты лучше осознают свои внутренние переживания.

· Я беру ответственность. В этом упражнении клиенты делают утверждения относительно восприятий и заканчивают каждое утверждение фразой «и я принимаю ответственность за это». Техника помогает клиентам объединить и подчинить себе восприятия и действия.

· Преувеличение. Клиенты повторяют и усиливают некое непроизвольное движение или жест. При этом внутреннее значение этих действий становится более очевидным.

· Могу ли я подсказать вам реплику? Консультант, который уверен, что в том,что говорит клиент, подразумеваются скрытые установки (аттитюды) или сообщения, спрашивает клиента, может ли тот подтвердить некоторое предположение (сформулированное консультантом), которое делает мысли клиента явными. Если консультант прав относительно лежащего в основе скрытого сообщения, клиент достигнет инсайта, повторив предложенную консультантом фразу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...