Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании

 

Иногда мне кажется, что я впустую трачу силы, когда мы распутываем клубок ваших мыслей и чувств.

С моим опытом я мог бы работать в любой клинике мира, иметь собственный офис, отделанный плюшем, с глубокими мягкими креслами, с проворным секретарем в своем распоряжении, вместо этой комнаты в блочном розовом доме, где во время дождя течет крыша и слышен шум за дверью.

Но, уходя, вы, задержавшись на мгновение, прошептали: «Спасибо за то, что я могу быть здесь, когда мне плохо».

Эти слова оборвали мои фантазии, я вернулся к действительности, которая, как неиссякаемый источник, начинает наполнять меня живительными знаниями, бурлящими, словно водопады, в моей голове; так, встречая вас, когда вы переполнены болью, я познаю себя.

 

«Here and now», by S. T. Giadding, 1975. Personnel and Guidance Journal, 53, 746.


Аффективные теории – это теории, которые сосредоточиваются на оказании эмоционального воздействия на клиентов с целью вызвать изменение. Эта глава посвящена трем известным аффективным теориям: личностно-центрированному консультированию, экзистенциальному консультированию и гештальт-терапии. Согласно Хэкни и Кормьеру (Hackney & Cormier, 1996), наиболее распространенной аффективной теорией является личностно-центрированное консультирование, затем следуют гештальт-терапия и экзистенциальное консультирование.

Всем аффективным теориям присущ ряд общих характеристик: Во-первых, все аффективные теории основываются на предположении о первичности аффекта, как причины или побудителя развития определенных человеческих действий и реакций (Zajonc, 1984). Во-вторых, приверженцы этих теорий усматривают свою задачу в том, чтобы помочь клиентам овладеть своими эмоциями или изменить их, что и будет предпосылкой для других изменений в жизни. В-третьих, аффективные теории обращают внимание на мир субъективных переживаний человека и на то, как субъективное представление об окружении влияет на поведение. В-четвертых, эти теории характеризуются личностными отношениями между консультантом и клиентом. Наконец, они придерживаются гуманистической ориентации, выражающейся в признании уникальности роста и развития каждого отдельного человека. Кроме того, ряд аффективных теорий объединяются общей проблемой – неопределенностью в описаниях своих методов. Среди аффективных подходов, представленных в данной главе, в этом смысле особенно уязвимым является экзистенциальное консультирование, тогда как гештальт-терапия – наиболее сильна.

С аффективными теориями связаны такие известные имена, как Карл Роджерс, Анжело-Бой, Джеральд Пайн, Ролло Мэй, Виктор Франкл, Ирвин Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс, Фриц Перлз, Лаура Перлз, Уильям Пассонс, Ирма Ли Шеферд (Shepherd) и Джоан Фэйген (Fagan).

Личностно-центрированное консультирование

Карл Роджерс

Карл Роджерс, чье имя чаще всего идентифицируется с личностно-центрированным консультированием, родился в 1902 в Оук-Парк – пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Он был четвертым из шести детей. Его родители – фанатичные христиане – отговаривали Роджерса от дружбы с уличными мальчишками из-за плохого влияния, которое они могли бы на него оказать. Роджерс (Rogers, 1980) описывает свое детство как одинокое, «без близких друзей и с неглубокими личностными контактами» (р. 29). Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму неподалеку от Чикаго; именно там у Роджерса развился сильный интерес к науке и чтению. Среди его ранних научных экспериментов было исследование разновидностей моли.

Будучи подростком, Роджерс прочитывал все, что попадало ему в руки, включая энциклопедии и словари. Однако позже он вспоминал (Rogers, 1967a), что был социально неподготовленным к средней школе. Главным поворотным пунктом в его жизни было поступление в 1919 году в Университет штата Висконсин, где он занялся изучением сельского хозяйства. Там он вступил в группу YMCA (организацию молодых христиан) и приобрел хороших друзей. Он стал ходить на свидания и начал доверять другим людям. Огромным событием для Роджерса оказалось шестимесячное путешествие в столицу Китая Пекин, предпринятое им в 1922 году в числе десяти американских студентов, приглашенных на Всемирную конференцию Федерации учащихся христиан. Поездка познакомила его с людьми других культур, религий и способов мышления.

После своего возвращения Роджерс вышел из-под опеки родителей и обратил свой главный интерес на изучение истории, поставив перед собой цель в конечном счете стать священником. После окончания университета в 1924 году он был зачислен в Нью-Йоркскую объединенную теологическую семинарию { New York' s Union Theological Seminary), но через два года он разочаровался в перспективе стать духовным лицом. Он перевелся в Учительский колледж Колумбийского университета, «очаг радикального бихевиористского мышления 20-х годов» (Bankart, 1997, р. 239). Там он стал изучать клиническую и педагогическую психологию и получил в 1928 году степень магистра медицины, а в 1931 году – доктора философии. В течение этого периода, будучи аспирантом, Роджерс недолгое время был учеником Альфреда Адлера, который преподавал в Институте по оказанию помощи трудным детям { Institutefor Child Guidance) в Нью-Йорке в 1927-1928-х годах, когда там обучался Роджерс (Watts, 1996).

После завершения образования Роджерс получил должность в Ведомстве по работе с трудными детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. 12 лет его пребывания в этом обществе оказались весьма продуктивными и значительно повлияли на возникшую позже теорию консультирования. Роджерс столкнулся с тем, что при работе с тревожными людьми психоаналитический подход, который доминировал в то время, оказывался трудоемким и часто неэффективным. Инсайт сам по себе был способен вызвать лишь небольшие изменения; а клиенты, с которыми Роджерс устанавливал открытые и доверительные отношения, как оказалось, действительно шли на поправку. В это время на клинические взгляды Роджерса оказали влияние труды Отто Ранка (Rank) и его последователей (Raskin & Rogers, 1995).

Роджерс оставил Рочестер в 1940 году, чтобы принять профессорскую должность в Университете штата Огайо. Двумя годами позже он опубликовал свои идеи в первой собственной книге по теории консультирования «Counseling and psychotherapy» (Rogers, 1942). В процессе широкомасштабных исследований, проводившихся в 1950-х и 1960-х годах в университетах Чикаго и Висконсина, Роджерс уточнял и совершенствовал свою теорию. В Висконсине он впервые исследовал эффективность своего подхода в условиях больницы на больных с диагнозом шизофрения. В 1964 году он стал постоянным научным сотрудником Западного Института бихевиоральных наук. В 1968 году он способствовал учреждению Центра изучения личности в Ла Хойе (La Jolla), штат Калифорния.

Роджерс оказался плодовитым автором и издал более 200 статей и 15 книг (Heppner Rogers & Lee, 1990). Среди его наиболее примечательных книг – «Clientcentered therapy» (Rogers, 1951), которая принесла ему известность, и «On becoming a person» (Rogers, 1961), которая «упрочила его профессиональную репутацию» (Whiteley, 1987, р. 8). Уже в возрасте старше 65 лет он написал 5 книг, в том числе «Freedom to learn» (Rogers, 1969), «Carl Rogers on encounter groups» (Rogers, 1970), «A way of being» (Rogers, 1980). Роджерс считал, что его теория будет постоянно развиваться, распространяясь за пределы индивидуального консультирования, и будет применима для понимания групповых, супружеских, семейных и международных отношений, особенно движения за мир 1980-х годов (Goodyear, 1987; Rogers, 1987). Он умер в возрасте 85 лет 4 февраля 1987 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...