Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзистенциальное консультирование

Экзистенциальный подход к консультированию внутренне неоднороден. Среди экзистенциалистов не существует единодушия по поводу того, как формулировать теорию, чтобы объединить их идеи относительно помощи другим. Экзистенциализм представлен в работах отдельных видных американских теоретиков, включая Сиднея Жорарда, Абрахама Маслоу, Ирвина Ялома, Ролло Мэя, Клеммой Вонтресс и Кларка Мустакаса (Moustakas). Философские корни экзистенциального подхода к консультированию находятся в произведениях таких европейских авторов, как Серен Кьеркегор, Федор Достоевский, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Эдмунд Гуссерль, Фридрих Ницше, Мартин Бубер, Виктор Франкл и Мартин Хайдеггер.

Экзистенциалистам присущ ряд общих убеждений, таких как признание значения страданий, ценностей, свободы и ответственности за человеческую жизнь, а также повышенная озабоченность поиском смысла жизни. В то же время эти подходы широко отличаются своими акцентами. Например, Достоевский придавал большое значение сознанию, Кьеркегор концентрировался на человеческой тревожности и страхе, а Бубер сосредоточивался на лечении людей и на наших отношениях с ними (как с отдельными сущностями). Ролло Мэй (May, 1961) и Виктор Франкл (Frankl, 1962) являются, по-видимому, наиболее известными теоретиками экзистенциального консультирования, и данный раздел посвящен им самим и их идеям.

Ролло Мэй

Ролло Мэй родился в 1909 году в городе Ада, штат Огайо. Подобно Альфреду Адлеру, Мэй был вторым из шести детей в семье. Однако, в отличие от Адлера, Мэй был самым старшим сыном в своей семье. Его отец, работавший в YMCA, поощрял стремление Ролло воспитывать самодисциплину через занятия плаванием. Отношения между родителями Мэя были неблагополучными, и он описывал домашнюю жизнь своего детства как несчастную. Вследствие этого в юности он превратился в одинокого мятежника (Rabinowitz, Good & Cozad, 1989).

В 1930 году Мэй закончил Оберлинский колледж (Oberlin College) по специальности «английский язык» и получил должность преподавателя английского языка в Анатолийском колледже в Греции. В течение двух лет, проведенных в Греции, во время летних каникул он посещал Вену и принимал участие в семинарах, проводимых Альфредом Адлером. В результате Мэй стал интересоваться психоанализом. В течение нескольких лет, проведенных в Греции, он также оставался абсолютно одинок и поэтому постоянно работал. Результатом явилось расстройство, о котором он написал в своей книге спустя много лет: «Я достаточно изучал психологию в колледже, чтобы догадаться, что эти симптомы означали кое-какие проблемы, связанные с моим образом жизни в целом. Я должен был найти новые цели и задачи в жизни и отказаться от моего моралистического, достаточно ригидного способа существования» (May, 1985, р. 8).

В 1933 году МэЙ возвращается в США, чтобы поступить в Объединенную теологическую семинарию { Union Theological Seminary). Там на него оказал сильное влияние Пауль Тиллич (Tillich), экзистенциальный богослов. После непродолжительной карьеры конгрегционалистского священника Мэй решил получить образование по клинической психологии в Колумбийском университете. Но туберкулез прервал его учебу. Мэй боролся с болезнью почти два года; в это время он был сильно увлечен произведениями датского экзистенциалиста Серена Кьеркегора. После своего выздоровления Мэй заканчивает работу над докторской диссертацией в Колумбийском университете в 1949 году и поступает на работу преподавателем в Институт Вильяма Аллансона Уайта (William Allanson White Institute) в Нью-Йорке.

Наиболее влиятельная книга Мэя «The Meaning of Anxiety» была издана годом позже. Мэй полагал, что тревожность, помимо своего отрицательного влияния на людей, может выполнять и положительную роль. Он читал лекции на эту тему в некоторых из наиболее известных университетов США, включая Йельский и Гарвардский, а также продолжал заниматься психотерапией и работал «преподавателем в Новой школе социальных исследований (New School of Social Re s erch) и в Нью-Йоркском университете» (Rabinowitz et al., 1989, p. 437). Мэй был соучредителем Ассоциации гуманистической психологии (Association for Humanistic Psychology) в 1960-х годах и позже написал еще две известные книги: «Love and With (May, 1969) и «The Courage to Create»(May, 1975). В 1980-х годах он вышел в отставку и обосновался в Сан-Франциско, где сконцентрировался на работе над книгой о значении мифов для современного общества; он продолжал пропагандировать гуманистический подход к изучению людей. Мэй умер 22 октября 1994 года в возрасте 85 лет.

Виктор Фраккл

Виктор Франкл родился в 1905 году в Вене, в Австрии. В 1930 году он получил медицинскую степень, в 1949 году стал доктором философии в Венском университете. Франкл основал Центры консультирования молодежи (Youth Advisement Centers) в Вене и руководил ими с 1928 по 1938 год. В 1930-1942-х годах он также занимал ряд должностей в городских больницах.

Хотя Франкл был учеником Фрейда, он под влиянием таких философов, как Хайдеггер (Heidegger), Шелер (Scheler) и Леган (Legan), в 1930-х годах стал интересоваться экзистенциализмом. Уже в 1938 году он приступил к формулированию своих идей относительно экзистенциального подхода к консультированию, используя термин логотерапия (греческое слово logo подразумевает поиск смысла).

В течение Второй мировой войны (1942-1945) Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его родители, брат и жена. Под воздействием пребывания в концентрационных лагерях выкристаллизовывались его мысли о смысле жизни и страдания, и это в какой-то мере предопределило его решение заняться распространением своих убеждений, которые помогли ему сохранить жизнь.

В 1947 году Франкл стал преподавать в Венском университете, а позже связал свою карьеру с Международным университетом в Сан-Диего, США. Он читал лекции во многих престижных университетах и много писал. Его наиболее известные книги – «Man's search for meaning: An introduction to logotherapy» (Frankl, 1962), которая переводилась на 24 языка, и «The Will to Meaning» (Frank!, 1969b). «Coгласно Франклу, стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования» (Dollarhide, 1997, р. 181). Смысл не достигается путем прямого поиска, но он рождается в результате открытия.

Франкл иногда упоминается как основатель третьей Венской школы психотерапии (логотерапии), после первой психоаналитической школы Фрейда и второй школы индивидуальной психологии Адлера. Франкл умер от сердечного приступа 2 сентября 1997 года в возрасте 92 лет в Вене, где и похоронен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...