Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание человеческой природы

Личностно-центрированному консультированию присущ особый взгляд на сущность человека: люди считаются изначально наделенными положительными качествами (Rogers, 1961). Сущность человека определяется такими характеристиками, как «позитивность, устремленность вперед, конструктивность, реалистичность и надежность» (Rogers, 1957, р. 199). Каждый человек, начиная с младенческого возраста, является существом сознательным, направляемым изнутри и движущимся к самоактуализации. Роджерс придерживался взгляда (Rogers, 1959), что дети уже с рождения обладают следующими чертами.

· Все, что чувствует ребенок, является его реальностью. Восприятие младенца – это внутренний процесс, который недоступен сознанию окружающих.

· Все младенцы рождаются с тенденцией к самоактуализации, которая удовлетворяется через целенаправленное поведение.

· Взаимодействие ребенка с окружающей средой является организованным целым, и все, что делает ребенок, – взаимосвязано.

· Переживания младенца могут считаться положительными или отрицательными в зависимости от того, способствуют ли они тенденции актуализации.

· Младенцы поддерживают актуализирующие переживания и избегают переживаний, таковыми не являющихся;

Согласно Роджерсу, самоактуализация является наиболее распространенным и наиболее действенным двигателем существования и охватывает действия, которые влияют на личность в целом. «У организма имеется одна основная тенденция и стремление – актуализировать, поддерживать и расширять деятельность организма» (Rogers, 1951, р. 487). Теоретики, придерживающиеся личностно-центрированного подхода, полагают, что любой человек способен к отысканию личностного смысла и цели в жизни.

Роджерс рассматривает индивида с феноменологической точки зрения: восприятие человеком действительности считается более важным, чем события сами по себе (Rogers, 1955). Такая точка зрения наличность напоминает позицию Адлера. Концепция «я» – это еще одна идея, которая сближает взгляды Роджерса и Адлера. Но для Роджерса это понятие является до такой степени центральным, что его теорию часто упоминают как теорию «я». «Я» – это продукт пережитого опыта человека, и знание особенностей своего «я» помогает человеку дифференцировать себя от других (Nye, 1996).

Для формирования благополучного «Я» (здоровой личности) человек нуждается в положительном отношении – любви, сердечности, заботе, уважении и одобрении. Но в детстве, так же как и в более поздние периоды жизни, человек часто получает обусловленное одобрение от родителей и от других людей. Ощущение собственной ценности развивается у человека тогда, когда он ведет себя определенным образом, потому что обусловленное одобрение приучает человека чувствовать сбою значимость только тогда, когда он приспосабливается к желаниям других. Таким образом, человек может быть вынужден отказываться от собственного восприятия или искажать его, когда некто, чье мнение является значимым для человека, видит ситуацию по-другому. Индивид, сталкивающийся с такой дилеммой, сознает несовпадение между самовосприятием и опытом. Если человек не поступает так, как хотят от него другие, он не будет принят и оценен по достоинству. Однако если человек следует требованиям других, он оказывается перед пропастью между идеальным «Я» (каким человек стремится стать) и реальным «Я» (каким человек является). Чем дальше идеальное «Я» от реального «Я», тем более отчужденным и неприспособленным становится человек.

Роль консультанта

Роль консультанта является холистической (интегрирующей). Он создает и поддерживает благоприятный климат, в котором клиент свободно себя чувствует, ощущая поддержку в раскрытии разных аспектов своего «Я» (Rogers, 1951,1980). Эта атмосфера строится вокруг отношений клиент–консультант, которые Роджерс описывает как особое личностное качество, проявляющееся в отношениях «Я–Ты» («I– Thou»). Консультант понимает вербальный и невербальный язык клиента и реагирует на все, что он слышит или наблюдает (Braaten, 1986). Ни клиент, ни консультант не в состоянии предвидеть, какое направление примут сессии или какие новые цели возникнут в процессе консультирования. Однако консультант доверяет клиенту подготовку повестки дня, над которой тот хотел бы работать. Профессия консультанта – быть фасилитатором, а не руководителем. В личностно-центрированном подходе консультант выступает как эксперт по процессу и как ученик эксперта (клиента). Здесь необходимо терпение (Miller, 1996).

Консультанты, работающие в рамках личностно-центрированного подхода, осторожно относятся к использованию психологических тестов. Они обычно используют их только по просьбе клиента и только после того, как клиент получил возможность отрефлектировать свои прошлые решения. Но если все же консультант прибегает к тестированию, он скорее обращает внимание на значение теста для данного клиента, а не на тестовые показатели. Для выявления особенностей клиента часто используется один оригинальный тест – методика Q-сортировки (Hergenhahn, 1994). Процедура тестирования включает три стадии. Сначала клиенту дают 100 карточек, каждая из которых содержит самоописательное предложение типа «я умный» или «я презираю себя». Затем клиента просят разложить карточки в девять стопок, начиная от «наиболее свойственного мне» до «наименее свойственного мне». После этого клиента просят повторно сортировать карточки, размещая их уже согласно тому идеалу, на который он хотел бы быть похожим. Заключительная стадия процесса состоит в установлении степени корреляции между двумя сортировками; тестирование может проводиться как до начала процесса консультирования, так и во время и после него.

В личностно-центрированном консультировании избегают использования диагнозов, потому что диагноз философски несовместим с целями подхода. Диагноз разделяет людей на категории и подразумевает, что человек не является уникальным. Он также накладывает на консультанта дополнительные обязательства: если. доставлен диагноз, следующим этапом должна быть разработка плана лечения.

Цели

Цели личностно-центрированного консультирования сосредоточиваются на личности клиента, а не на его проблеме. Роджерс (Rogers, 1977) подчеркивал, что людям нужно помочь научиться справляться с обстоятельствами. Один из главных способов сделать это состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться жить полноценной жизнью, стать личностью, которой нет никакой необходимости повседневно применять защитные механизмы. Такой человек начинает больше стремиться к изменению и росту. Он становится более открытым для усвоения опыта, больше доверяет собственному восприятию, глубже вовлекается в самопознание и оценку своего «Я» (Rogers, 1961). Кроме того, полноценно функционирующая личность начинает лучше относиться к себе и другим и эффективнее принимает оперативные решения.

В конечном счете клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал (Boy & Pine, 1982; Miller, 1996). Роджерс (Rogers, 1961) придерживался мнения, что в результате применения личностно-центрированного консультирования клиенты должны стать «более реалистичными в восприятии себя, более уверенными и самостоятельными, положительнее оценивать себя, меньше сдерживаться в проявлении своих чувств, демонстрировать более зрелое, социализированное и адаптивное поведение, меньше подвергаться стрессам и быстрее преодолевать их; больше быть похожими в своих личностных структурах на здоровую, цельную, успешно функционирующую личность» (р. 375). Таким образом, основная цель личностно-центрированного консультирования состоит в установлении гармонии «между действительной и воспринимаемой "я-концелцией" клиента» (Benjamin & Looby, 1998, p. 92).

Методы

Методы личностно-центрированного консультирования разрабатывались на протяжении многих лет. Харт (Hart, 1970) выделяет три периода их эволюции, каждый из которых связан с различными подходами.

· Недирективный период (1940-1950). В течение этого периода консультанты, разделявшие личностно-центрированную теорию, акцентировали свое внимание на формировании отношений с клиентами путем создания атмосферы благоприятствования и невмешательства. Их главными методами было одобрение и разъяснение.

· Рефлексивный период (1950-1957). Эти 7 лет характеризовались особым вниманием консультантов к созданию доброжелательных отношений. Основные методы – отвечать на чувства клиентов и отражать (рефлектировать) основные эмоции клиентов. На протяжении этого периода Роджерс меняет терминологию своей теории, понятие «недирективиая» заменяется на «клиент-центрированная», что отражает перемещение основного внимания с терапевтических техник на терапевтические отношения.

· Эмпирический период (1957-1980). Этот период начался с того момента, когда Роджерс (1957) опубликовал свое заявление о необходимых и достаточных условиях консультирования: эмлатии, доброжелательном отношении (признании) и конгруэнтности (искренности) (Gelso & Carter, 1985; Watt, 1996). Эмпатия – это способность консультанта сопереживать клиенту и демонстрировать свое понимание. Она представляет собой попытку думать «вместе с клиентом», а не «вместо» или «о» нем (Brammer, Shostrom & Abrego, 1989, p. 92). Роджерс отмечал (Rogers, 1975), что «продолжают накапливаться исследования, однозначно подтверждающие тот вывод, что высокая степень эмпатии в отношениях является, возможно, наиболее действенным и, безусловно, одним из наиболее мощных факторов, способствующих изменению и научению» (р. 3). Доброжелательное отношение (Positive regard), также известное как признание, является глубоким и подлинным проявлением заботы о клиенте как о личности, что означает признание личности как самостоятельной ценности (Rogers, 1961, 1980). Конгруэнтность представляет собой условие для установления ясности в терапевтических отношениях путем отказа от ролей и внешних атрибутов (Rogers, 1980). Этот период помог сделать личностно-центрированное консультирование более активным и лучше определить его границы.

После 1980 года консультанты, работающие в рамках личностно-центрированного подхода, опробовали ряд других процедур для работы с клиентами, например метод ограниченного самоотчета о собственных чувствах, мыслях и ценностях (Corey, 1996). Однако личностный рост клиентов происходит в результате осознания собственной взаимосвязи с другими людьми (Cormier & Cormier, 1998). Поэтому Роджерс (1967b) полагал, что «значительное положительное изменение личности» не может произойти нигде, кроме как во взаимоотношениях (р. 73). Он перечислил шесть необходимых и достаточных условий для взаимоотношений консультирования.

1. Два человека находятся в психологическом контакте.

2. Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я». – Примеч. перев.) и является легкоранимым или тревожным.

3. Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения.

4. Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту.

5. Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения (внутренней системы координат) клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту,

6. Клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

Согласно Роджерсу (Rogers, 1959), за исключением первого, эти шесть условий существуют не по принципу «все или ничего», а представляют собой каждое некий континуум.

Методы, которые помогают устанавливать взаимоотношения консультанта и клиента, включают следующие приемы (но не ограничиваются ими): активное и пассивное слушание, точное отражение мыслей и чувств, разъяснение, резюмирование, конфронтацию и рекомендации общего характера (Poppen & Thompson, 1974). Все эти методы применяются и в русле других теорий консультирования, а также в курсах тренингов человеческих взаимоотношений. В целом личностно-центрированное консультирование уделяет минимальное внимание формальным методам и делает максимальный акцент на важности терапевтических взаимоотношений. Классическим примером тому является интервью Роджерса (Rogers, 1965) с клиентом, названным Глория; в этом интервью консультант сконцентрировался на принятии клиентом себя, а не на самой проблеме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...