Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по самостоятельной работе с литературными источниками для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену по дисциплине




Методические рекомендации по самостоятельной работе с литературными источниками   для подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену по дисциплине                                            

Составление планов

План — это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет» произведения. Примером плана к книге (правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы) является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление о содержании и схеме построения книги. План как форма записи обычно значительно более подробно, чем оглавление книги, передает содержание частей текста. Правильно составленный план прочитанного произведения свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

                                                 Конспектирование

Основное требование к конспекту отражено уже в его опреде­лении — «систематическая, логически связная запись, отража­ющая суть текста». Это одно из основных требований, предъяв­ляемых к конспекту по существу. Поэтому нельзя поставить знак равенства между выписками по изучаемому тексту и его кон­спектом. Конспект — универсальный документ, который должен быть понятен не только его автору, но и другим людям, знакомящимся с ним. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положе­ния, и выписок, которые отображают материал в любых соотно­шениях главного и второстепенного, конспекты при обязатель­ной краткости содержат кроме основных положений и выводов факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

На страницах конспекта может быть отражено отношение са­мого конспектирующего к тому материалу, над которым он рабо­тает. Но надо так организовать текст, чтобы впоследствии, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское, понимание вопроса.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, вне­сенное в текст записи, при невдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи может привести к недоразумению.

 Приступая к конспектированию, внимательно про­читайте текст, отметьте в нем незнакомые вам термины, поня­тия, не совсем понятные положения, а также имена, даты. Выясните, обратившись к словарю, значения новых для вас терминов, занесите их в рубрику «Заметки» своей рабочей тетради.

 

Работа с текстом

Умение делать выписки — основа работы над любой книгой: учебной, научной, справочной, художественной, ценнейшее орудий умственного труда. Выписки помогают собрать огромный материал, объять факты, проанализировать мнения, выявить противоречия, |

 Толковый словарь объясняет понятие выписок так: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, жур­нала, сделать выборки». Сложность выписывания как раз и состо­ит в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких источников. Из книг, журналов и газет выписывают отдельные положения, факты, цифровой и другой фактический или иллю­стративный материал.

Выписки могут быть двух видов. К первым относятся выписки из книг, статей, которые вы изучаете; ко вторым — ваши собственные материалы (дневники, записные книжки, данные эксперимента).

Приводим несколько советов по работе с текстом:

1. Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными, когда мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие фраг­менты текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

2. Яркие и важнейшие выдерж­ки из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки, избегать искажений текста.

3. Цитата, вырванная из контекста, часто теряет свой первона­чальный смысл, нередко приобретая новый. Поэтому, цитируя, старайтесь не обрывать мыслей автора.

4. В процессе работы с текстом важно давать точные ссылки на источники, в част­ности, на страницу книги.

Критерии оценки результатов внеаудиторной

самостоятельной работы студентов

  Формой текущего контроля самостоятельной работы по курсу дисциплины является оценка работы студентов на семинарских занятиях.

           В соответствии с целями и задачами курса выполнение самостоятельной работы предполагает следующие оценки знания:

         Максимальное количество – 5 баллов – студент получает при выполнении следующих условий:

  • выступление с сообщением по одному из вопросов семинарского занятия;
  • активное использование дополнительной рекомендуемой литературы по курсу;
  • умение находить требующуюся информацию, анализировать и интерпретировать ее в соответствии с целями и задачами семинарского занятия;
  • умение ориентироваться во всем массиве изучаемого материала, соотносить новый материал с пройденным;
  • наличие конспекта источников по теме, изучаемой самостоятельно студентом;
  • умение использовать термины;
  • умение сформировать и обосновать свою позицию, аргументировать ее;
  • умение сформулировать общие выводы и тезисы по выбранной теме$
  • оформление конспектов в соответствии с требованиями/

         4 балла студент получает при выполнении следующих условий:

  • выступление с сообщением по одному из вопросов семинарского занятия;
  • использование дополнительной рекомендуемой литературы по изучаемой теме;
  • умение достаточно полно раскрыть тему;
  • умение использовать термины;
  • наличие списка источников по изучаемой теме.

          3 балла студент получает при выполнении следующих условий:

· выступление с сообщением по одному из вопросов семинарского занятия;

· умение достаточно полно раскрыть тему.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...