Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на основе спорта в современных условиях.




Вопрос о возможности и целесообразности современного воссоздания политико-религиозной педагогической воспитательной модели на основе спорта не звучал бы столь остро и актуально, если бы подобную модель вновь и вновь не пытались использовать в своих целях различные политические группировки. Причем, на самом высоком уровне.

Использование молодежи в целях обострения политического противостояния (как показывает новейшая история России, Германии, Китая) в периоды, так называемых, культурных революций или в периоды нагнетания национализма, шовинизма, военной истерии, маскируемых идеями патриотизма, расового превосходства, богоизбранности, есть любимое занятие авторитарной власти, стремящейся чужими руками избавиться от инакомыслящих. Соответственно, в разряд инакомыслящих попадают не только враги, но и люди думающие, сомневающиеся, умудренные жизненным опытом, то есть большинство образованных, зрелых, самостоятельно мыслящих представителей населения страны. С ними в первую очередь расправляются члены молодежных экстремистских организаций, подготовка которых обязательно в немалой степени базируется на физической культуре и спорте. Более того, яркая приверженность к физической культуре и спорту рассматривается в этом случае в качестве одного из фундаментальных показателей политико-религиозной «чистоты», «непорочности», незагрязненности излишней «интеллигентностью» (мягкотелостью, непоследовательностью, гуманностью).

Характерно, что подобную воспитательную доктрину берут на вооружение обе стороны, участвующие в политическом противостоянии и имеющие в своем распоряжении боевые молодежные дружины. Натравливать эти дружины друг на друга, не обнажая при этом явного политического подтекста, лучше всего спекулируя на принадлежности к тому или иному спортивному клубу, движению. Спортивно-политическое манипулирование выступает приоритетной, но не единственной практикуемой формой, скрывающей религиозно-политическое содержание. Такие формы не только не требуют осознания или глубокого понимания ситуации со стороны молодежи, но, наоборот, наиболее эффективны лишь на уровне религиозной агитации, на уровне бездумной и безоглядной веры в чистоту помыслов и благородство идей «своих» лидеров.

Как правило, общественное мнение далеко не сразу разбирается в подобных прецедентах. А потом становится уже слишком поздно и слишком опасно протестовать даже в самой безобидной и пассивной форме.

Вот чем на самом деле оказываются спортивно-политические, военно-патриотические движения и организации, подкрепляемые религиозно-сектантскими настроениями и идеологией.

В свете вышесказанного можно попытаться оценить перспективы ратификации восходящей еще к творчеству основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена идеи о превращении олимпизма в новую современную религию человечества. «В своей деятельности Кубертен никогда не забывал о связи спорта Древней Греции с религией, полагая, что именно эта связь обеспечила Олимпийским играм удивительную жизнеспособность на протяжении многих веков. Олимпизм Кубертена был связан с наивысшими идеалами христианской и других религий. Один из сторонников Кубертена, бывший президент НОК США Дуглас Мак-Артур, определял кубертеновскую философию олимпизма как «…охватывающую высочайшие законы морали и выдерживающую проверку любой этики или философии, когда-либо созданной для развития человека. Она интенсивно следует законам религии, не имеющей лицемерия в своей смелости и простой вере и соединяет людей крепче чем сталь – религия галантной лояльности и благородства спортсменов» [Платонов В.Н., Гуськов С.И., 1994, С.319].

Мы не случайно здесь приводим именно эту цитату, в которой четко проявляются и величайший исторический оптимизм, и величайшее заблуждение антропологических предположений философии Кубертена и его сторонников. Прежде всего, следует отметить, что Кубертен не являлся основоположником идеи антропологической религии. В истории мировой философии теорию антропологического материализма, обосновывающую необходимость и возможность на место религии Бога поставить религию Человека, создал в свое время деревенский учитель Людвиг Фейербах. Кубертен же экстраполировал данную или производную от нее концепцию на сферу физической культуры и спорта. Он совершенно обоснованно предположил, что превращение современных Олимпийских игр в религиозный институт дало бы нужную сильную мотивацию для их мирового развития и стабильного существования, целевую ориентацию на всестороннее, гармоничное развитие спортсмена-олимпийца. Кубертен понимал, что чисто светский политический характер Игр такой мотивации и целевой ориентации не выстраивает. Вот только не всякая религия подходит для указанной цели. Религия Древней Греции в этом смысле уникальна и, как мы уже ранее оценили, не может подменяться другими, неантропоморфными или даже мировыми религиями, не несущими столь явной апологии Человека.

Вряд ли по совокупности работ и по результатам практической деятельности Кубертена последнего можно обвинить в империализме, реакционности, милитаризме, «тоталитарном мышлении», как это делали Алекс Натан или Карл Дием, профессор физического воспитания и член НОК Германии с 1903 г. [см.там же, С.321]. Однако политические реалии, видимо, позволяли назвать «отца олимпизма» «величайшим чемпионом солдафонской школы и открытым милитаристом». Очевидно, политическая действительность использования олимпийского движения в Германии давала основания считать, что «Пацифизм, сентиментальные высказывания о мире были далеки от него», что «Для него спорт был средством тренировки мужчин, чтобы драться» [см.там же]. Здесь речь идет не о самом Кубертене, а о том, как могли интерпретироваться и как реально интерпретировались его идеи в странах с авторитарным, тоталитарным, фашистским политическим режимом. Интересно также представить себе в какой реальной форме была бы реализована идея Кубертена о новой религии Человечества. Исходя из знания олимпийского культа, можно утверждать, что такая религия была бы явно не мировой, а языческой, прославляющей антропоморфных богов и героев, наполненная древней символикой и языческими ритуалами (круги – символы солярного или солнечного культа; вечный огонь – символ мироздания, где «война – отец всего», а пламя – олицетворение религиозно-магического очищения; факельные шествия – ритуал языческого боевого единения и т.д.). Ведь не секрет, что именно на таких моментах акцентировала внимание нацистская «Церковь», признающая одного бога в лице фюрера и вместо молитвы кричащая «Хайль Гитлер!». И это не единственное исключение. По тому же пути было готово пойти украинское Униатство. Да и большевизм в России осознанно или неосознанно старался подобным образом заполнить место, освободившееся в период гонений Православной Церкви. Одно только бальзамирование тела Ленина как нельзя более ярко свидетельствует о возврате к дохристианской языческой ритуальной практике. Звезда, серп и молот, свастика, красный флаг, дубовые листья, возвращение древних лозунгов и воинских кличей, изображение орла, других тотемов – все это и многое другое прямо «кричит» о языческих пристрастиях и нацизма и сталинизма, связанных с возвратом к религиозно-сектанстской изолированности, замкнутости, непримиримости и фанатизму. Вот что в сухом остатке реально представлял собой любой вариант возрожденной в XX веке языческой религии, тем более, возрожденной на основе спорта, имеющего религиозно-военную предысторию и сакральную сущность. Сумела бы со временем виртуальная религия спорта или олимпизма стать общечеловеческой, действительно воплотить в себе заповеди и идеалы мировых религий типа Христианства? Да, очевидно, сумела бы, если бы прошла их путь от секты до церковного государственного института. А путь этот, как показывает история религиозных войн, был очень долгим. Он лежал через кровь и пепел, завоевания и костры инквизиции, страдание и ненависть миллионов и миллионов людей. И что самое страшное, он бы полностью соответствовал царящему в Европе XX века политическому экстремизму. Романтическая мечта о благородной социальной роли спорта, олимпийских игр, случись ей по полной программе действительно воплотиться в жизнь, на наш взгляд, обернулась бы массовым геноцидом, что, собственно, частично и произошло.

Кстати, еще раз обратим внимание на постоянную подмену и отождествление понятий спорт и олимпизм. Мы уже проясняли вопрос о том, что спорт и агоны – это принципиально разные вещи. Путать римский спорт и греческие агоны – означает еще раз подчинить греческую религиозную культуру римскому милитаризму, только уже не в истории Древнего мира, а в современных мировоззренческих представлениях.

В свете всего вышесказанного, решая вопрос разработки спортивно-педагогической воспитательной модели для современной молодежи, не следует забывать известную пословицу: «Добрыми намерениями вымощена дорога в Ад». Не следует забывать о скрытом и явном религиозном и военно-политическом потенциале современного спорта в любой его ипостаси. И если уж принимать решение по использованию спортивно-педагогической модели, то делать это нужно на основе исчерпывающего знания исторических прецедентов и учета наиболее вероятных последствий такого выбора. В данном контексте мы хотели бы высказать несколько принципиальных соображений.

1. Спорт выступает одним из суммарных итоговых продуктов человеческой истории, влияние и значение которого в современных условиях неуклонно повышаются. Поэтому игнорировать его в педагогике было бы преступлением.

2. Спорт эволюционирует по объективным законам развития и функционирования человеческого общества, отменить или видоизменить которые в сущностных моментах невозможно, какие бы красивые и добрые пожелания не управляли умами просветителей и законотворцев.

3. Спорт не монолитен, а гетерогенен, включает в себя несколько начал, составляющих (религиозную, политическую, философскую, художественную, обыденную). Он может тяготеть, в зависимости от развивающих его социальных сил и слоев, к различным сферам – частям социокультурной программы: мирной или военной политике, религии, искусству, науке. Какие именно начала или комбинации составляющих спорта возможно и целесообразно развивать в современных условиях – зависит, прежде всего, от социально-политической специфики современного или текущего момента.

4. Из всех составляющих спорта лишь художественное, творческое начало спорта высших достижений способно дать устойчивую и реальную внутреннюю мотивацию, объективно обусловленное целеполагание на комплексное, всестороннее развитие спортсменов. Поэтому наиболее прогрессивной, с точки зрения гуманистической педагогики (осознающей свою ограниченность и опасность вырождения в абстракцию), представляется педагогическая модель, основанная на органичном и неразрывном синтезе спорта и искусства.

Заключение.

 

Итак, современная сфера физической культуры и спорта не однородна. И не только потому, что для физической культуры характерно преобладание целевой ориентации «на себя», а для спорта - «на результат». Не только потому, что разная степень спортивной квалификации, профессионального погружения в спорт, приобщения к нему качественным образом делит его на массовый спорт и спорт высших достижений. Это суть лишь внешние показатели, явные признаки, практически ничего не говорящие о сущностной природе физической культуры и спорта.

Несколько более показательна социально-классовая принадлежность той или иной физкультурно-спортивной модели (аристократической, буржуазной, пролетарской). Но это также всего лишь внешнее отражение в социальных отношениях чего-то более скрытого, внутреннего, имманентного самой природе рассматриваемой сферы профильной деятельности.

Истинная гетерогенность, неоднородность физической культуры и спорта состоит в том, что они одновременно содержат в себе сразу несколько социокультурных составляющих: политическую (в том числе военную или воинскую), религиозную, художественно-изобразительную, философскую, обыденную. Эти составляющие в разные исторические периоды для разных подразделений профильной сферы играют роль социальных детерминант, усиление или ослабление которых в их сложных, причудливых комбинациях определяет появление на свет, соответственно, различных моделей физкультурно-спортивной деятельности (и отношений вокруг и по поводу последней).

Указанные детерминанты складываются и генетически происходят из нескольких исторически определенных типов общественной деятельности, несут в себе характеристики и существенные черты нескольких типов мировоззренческих конструкций, перемешанных между собой в самых разных пропорциях: религиозного, политического, научного, обыденного, философского, художественного. Педагогика в свете вышесказанного представляет собой еще одну детерминанту физкультурно-спортивной деятельности, серьезно влияющую на профильное моделирование. Но педагогическая детерминанта эта не простая и не рядоположенная с остальными деятельностно-мировоззренческими составляющими сферы физической культуры и спорта. Ее специфика в комплексности, интегративности. Не являясь производной от какого-то особого типа мировоззрения, педагогика профессионально осмысливает и рационально методолого-методически организует любой тип деятельности, обеспечивая возможность его социокультурного воспроизводства и в поколениях, и в отдельной личности. Тем выше ее ответственность перед историей. Тем сложнее ее задача: не только понять и признать гетерогенность спорта, но и разработать эффективные педагогические технологии, позволяющие воспроизводить спорт как тотальность проявления творческой свободы человека в особой форме, в виде телесного изобразительного искусства.

Повторимся, что лишь педагогика, причем, педагогика гуманистическая, способна создать социокультурную программу воспроизводства спорта, а не иллюзии спорта. При этом педагогика спорта не имеет права идти на поводу, плестись в хвосте ни у религии, ни у политики. Ее естественными союзниками выступают искусство и наука. Последняя лишь отчасти, до тех пор, пока ею соблюдаются принципы объективности и конкретности истины. Основанием педагогики спорта может и должна служить философия. Но только философия, которая имманентна, внутренне присуща физкультурно-спортивной деятельности и достоверно отражающему этот онтологический объект научному духовному производству.

Политизированная или религиозная педагогика в сфере физической культуры и спорта никогда не выйдет из проблемного круга, из тупика, рожденного противоречием между официальностью и эффективностью воспитательного процесса. Кратко, его суть состоит в следующем. Официальная государственная институциализированная педагогика призвана поддерживать сложившийся в социуме баланс сил, установленный порядок, социально-политическую стабильность. Выполняя свое поистине конфуцианское призвание, она в своей воспитательной системе неминуемо упирается в эффект двойных стандартов, и из-за этого отторгается большей частью молодежи, становится в плане влияния на молодежь формальной, малоэффективной.

Принимая сторону и заказ оппозиционных или экстремистских сил, педагогика идет по пути создания социально-локальной, ограниченной воспитательной модели. Эта локализованная на конкретный социальный контингент педагогика очень эффективна в силу своего воинствующего и сектантского характера, но она перестает выполнять задачу стабилизации общества, задачу обеспечения стабильного социокультурного воспроизводства. В результате она тут же теряет официальную поддержку государства и института государственной Церкви, вырождается в систему воспитания беспредела, сектантской нетерпимости, еще более циничного поддержания двойных стандартов.

Отсюда вывод о том, что у политизированной и религиозной педагогики вообще и педагогики в сфере физической культуры и спорта, в частности, нет прогрессивного будущего, если за критерий прогресса принимать действующую, а не иллюзорную свободу.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки /Н.Н.Визитей, - М.: Советский спорт, 2009. – 184 с. («Спорт без границ»).

2. Визитей, Н.Н., Манолаки В.Г. Идея олимпизма и реалии современного мира /Н.Н. Визитей, В.Г. Манолаки// Теория и практика физической культуры, - № 01, - 2011, - С. 43-47.

3. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук; пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1988. – 496 с.

4. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Б. Р. Голощапов. – 4-е изд., испр. – М.: Академия. 2007. – 312 с.

5. Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск 1. Международный спорти олимпийское движение с позиции гуманизма: Сборник / сост.и ред.В.И.Столяров, С.И.Курило, Е.В.Стопникова. – М.: МГИУ, 2000. – 302 с.

6. Загайнов Р. М. К проблеме уникальности личности спортсмена-чемпиона / Р.М. Загайнов // Спортивный психолог. – 2005. - №1. – с. 4-16.

7. Кормазева, И.Б. Передельский А.А. Гуманистические философско-педагогические основания подготовки специалистов в сфере единоборств: монография /И.Б.Кормазева, А.А.Передельский. – М.: ООО ВНИПР, 2010. – 100 с.

8. Мандзяк, А. С. Боевые искусства Европы / А. С. Мандзяк. – Минск: Современное слово, 2005. – 352 с.

9. Михалевский, В.И. Футбол как социально-педагогическая система: методология, методика, управление: монография /В.И.Михалевский. – М.: Физическая культура, 2010. – 112 с.

10. Морган У. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего /У.Морганю.-М.: «Лагос», 2006.

11. Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли: учеб. пособие / М. Ф. Овсянников, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984. – 336 с.

12. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.

13. Передельский, А.А. Философия, педагогика и психогогика единоборств: учеб. пособие /А.А.Передельский. – М.: Физическая культура, 2008. – 240 с.

14. Передельский, А.А.Физическая культура и спорт в муниципальном образовании: монография /А.А.Передельский. – М: Физическая культура, 2008. – 128 с.

15. Раевский, Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен: (опыт реконструкции скифской мифологии) / Д. С. Раевский. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1977. – 216 с.

16. Сараф, М. Я. Спорт в культуре ХХ века (становление и тенденции развития) / М. Я. Сараф. – Духовность. Спорт. Культура. Выпуск 3. Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез?: сб. / сост. и ред. В.И. Столяров. – М.: Российская академия образования. Гум. Центр "СпАрт" РГАФК – 1996. – 180 с., С. 25-48.

17. Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова; под ред. В.В. Столбова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 423 с.

18. Столяров, В. И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интерграции с искусством (теория, методологические подходы, программы) / В. И. Столяров, В. И. Самусенкова // Духовность. Спорт. Культура. Выпуск 3. Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез?: сб. / сост. и ред. В.И. Столяров. – М.: Российская академия образования. Гум. Центр "СпАрт" РГАФК – 1996. – 180 с. С. 49-178.

19. Столяров, В. И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) / В. И. Столяров // Взаимоотношение спорта и политики с позиции гуманизма. Выпуск 3. – М., 2005. С. 5-123.

20. Столяров, В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: пособие для специалистов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / под ред. Е. В. Стопникова. – М.: Центр развития спартианской культуры, 2006. – 248 с.

21.Столяров в.И., Неверкович С.Д. Претенциозная, но неудачная попытка переосмысления базовых основ теории физической культуры (критические заметки). В.И. Столяров, С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры, - № 01, - 2011, - С. 32-36.

22. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат,1986. – 576 с.

23. Фролов, И. Т. Введение в философию: учеб. для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т. [и др.] – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...