Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решающая роль личностных особенностей




Каждый человек индивидуален, а главные отличия его связаны с особенностями личности. Личностьсистемное социальное

качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В перечисленных ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель. У разных людей личностные характеристики не одинаковы; но именно они определяют поведение в экстремальных ситуациях.

Личность, ее психология, поступки, действия целостны, системны. В ней нет «частей», функционирующих независимо, самостоятельно. Неверно представлять, что одни ситуации и факторы воздействуют на эмоции человека, другие на мысли, третьи на мотивы, четвертые на волю и пр. Поступки и действия также совершают не отдельные качества человека, не эмоции или ум, не подсознание или сознание и пр., а личность в целостности и индивидуальных особенностях ее внутреннего мира. Пытаться протягивать ниточку причинно-следственной связи между неким экстремальным фактором и реакцией на него человека, или между отдельным элементом его внутреннего мира (например, эмоцией) и поступком — значит мыслить бессистемно, репродуцировать давно дискредитировавший себя в психологической науке функционализм, примитивизировать сложный системный внутренний мир человека и сводить его к удручающе прямолинейным зависимостям.

Сложность внутреннего мира человека (Я.А. Коменский, 1592— 1670, именовал его «микрокосмом», а некоторые называют Второй Вселенной) не означает, что в нем все перемешано, хаотично, случайно. Как система, внутренний мир имеет свою структуру, состоящую из компонентов и элементов, функционирующих не беспорядочно (как при броуновском движении молекул), а закономерно. Системная упорядоченность психологии личности выражается, в частности, в иерархических отношениях ее основных сфер (подсистем) и входящих в них психологических элементов (рис. 3.4).

Сфера направленности личности (ее называют еще мотивацион-ной, потребностно-мотивационной, ценностно-целевой, норматив-но-потребностной,) включает в себя ее внутренние побудительные силы — взгляды, убеждения, верования, идеалы, потребности, интересы, желания, стремления, цели, планы, склонности, установки, мотивы и др. Она направляет активность личности, вовлекая в достижение избранной цели все иные внутренние силы. Ей подчиняются мысли, внимание, поиск, эмоции, действия, усилия, воля и отсекается все мешающее. Ради целей, убеждений, потребностей, идеалов — значимых, ценимых, дорогих для данного человека — он преодолевает трудности, выдерживает испытания. Ради высших ценностей люди даже жертвуют жизнью. Поэтому данной сфере направленности принадлежит задающая, приоритетная роль во всей психической деятельности и поведении человека; она в наибольшей степени обуславливает и различия психологических реакций и поведения людей в экстремальных ситуациях.

Операциональная сфера включает элементы внутреннего мира личности, представляющие собой «арсенал» средств и способов, которыми она обладает и которые использует для достижения це-

лей, определяемых сферой направленности. Это освоенные личностью комплексы знаний, навыков, умений, привычек, социальных чувств, моральных, деловых, профессиональных, боевых и иных усвоенных норм поведения, опыт действий и поведения, способности, все, что характеризует образованность, воспитанность, обучен-ность, развитость и опытность личности. Выбор средств и способов из имеющегося «арсенала» определяется направленностью личности: один человек, обнаружив опасность, в страхе бежит; другой, напротив, собирается с силами и готовится к встрече с ней и побеждает.

Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявление. Это обнаруживается в разной силе, подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, сбалансированности, эмоциональной окрашенности процессов внутреннего мира личности и внешне обнаруживающихся поступков и действий. В иерархии сфер психофизиологическая — низшая, обслуживающая.

Все сферы личности участвуют в преодолении трудностей экстремальных ситуаций. Но литература по психологии стресса в изобилии посвящена рассмотрению происходящего в психофизиологической сфере. Это в традициях зарубежной психологической науки, в привязанности значительной части ученых идеям ведущей роли бессознательного, инстинктов, врожденных факторов в поведении человека. Такое увлечение можно оценить минимум как проявление односторонности, а по существу — как биологизаторство, подход к человеку как к простому животному, как к организму, а не личности, социальному существу. Нельзя, конечно, не считаться с тем, что психофизиологическая сфера больше, чем другие, связана с физиологическими процессами, в частности с биологическим стрессом. При определенных условиях (черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга, шоковые состояния и пр.) ее изменения могут приобретать силу, превосходящую регулятивные возможности высшего уровня психологии личности, и переводить психическую деятельность человека в область патологии, болезненных нарушений. Но опять-таки это в подавляющем большинстве случаев зависит от развитости и регулирующей силы сферы направленности, внутренне одобренных данной личностью и принятых для реализации в поведении социальных ценностей (ценностных ориентации) и моральных норм. «Психофизиологическая смута» будет подавлена личностью, для которой любовь к Родине, верность истории народа и его традициям, долг, ответственность, гражданственность, честь, порядочность, человеческое достоинство, совесть и др. присущи ее направленности и моральному облику. Если же в психологии личное-

ти господствуют индивидуализм, эгоизм, корысть, безответственность и т.п., то «психофизиологическая смута» определит психическое состояние, «возьмет в плен» все мысли и намерения человека, а психическая напряженность перерастет все пределы, побуждая только к спасению самого себя любой ценой.

Упорядоченное функционирование различных компонентов психической деятельности обусловлено так же особенностями развития и системной деятельности человеческого мозга.

Эволюция нервной системы в животном мире происходила как развитие органа, обеспечивающего все более совершенную форму приспособления организма к жизни в окружающей среде. Анатомически это началось с появления на переднем конце спинномозговой трубки (простейшей нервной системы, сохранившейся, например, у червей) нервного новообразования, утолщения, ставшего прообразом головного мозга. Возникновение более совершенных видов животных было сопряжено с появлением на этом утолщении все новых и новых нервных образований, которые как бы наслаивались друг на друга, образуя отделы мозга с более сложными функциями. Так, в конце концов, возник человеческий мозг (рис. 3.5).

Одновременно происходило совершенствование функций по закону, названному «принципом анаболии». Новые нервные образования («слои», «этажи», отделы мозга) предназначались для выполнения новых функций по регуляции жизни усложняющегося организма и более совершенного поведения в окружающем мире. Они не отменяли более простые функции нижележащих, но включали

их в более сложную нервную деятельность, которую регулировали. Чем более развит мозг, чем больше у него «этажей»-отделов, тем меньше самостоятельность нижних, тем больше они зависят от работы высших. Акула, обладающая примитивным мозгом, с перерезанным его стволом продолжает плавать как неповрежденное животное, а обезьяна, с мозгом схожим по сложности с человеческим, после такой перерезки почти безжизненна.

Процесс налаживания согласованного функционирования отделов, лежащих на разных уровнях, сложился в вертикальную функциональную организацию системной деятельности мозга, с перемещением центров управления поведением и организмом в вышележащие этажи (этот процесс назван кортикализацией или церебрацией функций). Наиболее сильно он выражен у человека. Высшие регулирующие функции его поведением сосредоточены в больших полушариях головного мозга и их поверхностном слое — коре (здесь находятся центры мышления, речи, целенаправленного произвольного поведения и др.), и целостная работа мозга обеспечивает их. Психофизиологические изменения, сопряженные с переживаниями стресса в экстремальных ситуациях, возбуждают первично низшие отделы мозга, но поведение, в конечном счете, определяют высшие.

Лет 50 назад научный мир бы потрясен сообщениями американцев Д. Олдса и X. Дельгадо об открытии в глубинных отделах мозга «центров потребностей» — удовольствия, страха, голода, жажды, ярости и др. Раздражение их электрическим током или механическим путем вызывало соответствующие эмоции и побуждения. Однако последующие исследования показали, что никакая точка в мозге не может быть центром потребности, хотя может иметь непосредственное отношение к нему. Центр потребности у человека — всегда особая функциональная система с вертикальным строением, включающая в себя группы нервных клеток (в том числе и объявленных «центрами»), расположенных на разных этажах мозга (рис. 3.6). Это системное образование работает как единое целое и только общий продукт его определяет поведение человека по удовлетворению данной потребности. Так, «голодная кровь», вызывает возбуждение в нервных клетках, расположенных в нижележащих отделах мозга. Возникшее возбуждение распространяется (иррадии-рует) по всему функциональному нервному образованию — центру потребности в пище, достигает до его коркового представительства и пробуждает у человека желание и мысли о пище. Но действия по поиску и потреблению пищи человек совершит только тогда, когда в корковом представительстве этого центра, включенного в систему всей высшей нервной и психической деятельности (куда поступают

и другие сигналы возбуждений), подтвердится возможность и целесообразность их осуществления в данное время и в данном месте, или будет принято решение подождать. Возбуждение всего центра может начаться и с коркового представительства, например от разговоров о пище, которое распространится на низшие этажи, пробудит чувство голода и желание поесть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...