Способности и подготовленность
Изложенное в предыдущих главах свидетельствует, что поведение человека в экстремальных ситуациях может быть успешным при обязательном наличии у него определенных личных дос- тоинств, обеспечивающих: 1) устойчивость перед лицом экстремальных испытаний; 2) успешное поведение, адекватное целям деятельности и специфике экстремальных ситуаций; 3) личную безопасность. Трудно назвать что-то, что при этом не имеет значение. Об этом, например, наглядно свидетельствует экспериментально выявленный у летчиков набор качеств, представленный на рис. 5.1, от которых зависит надежность их деятельности (причем, по замечанию самих исследователей, это лишь некоторые качества). В общем случае весь комплекс личных достоинств (свойств, качеств, знаний, навыков и др.) можно представить двумя взаимосвязанными группами: экстремальными способностями и экстремальной подготовленностью. Под способностями в науке понимают устойчивые индивидуальные особенности человека (качества, общие умения), выступающие важной субъективной (личной, индивидуальной) предпосылкой овладения им конкретной деятельностью, успешного ее осуществления и прогресса в достигаемых в ней результатов. Способность к определенной деятельности — это не какое-то особое качество. Реально человек обладает множеством индивидуальных особенностей, а о способности его к какой-то деятельности говорят, только оценивая их соответствие требованиям этой деятельности. Разные особенности характеризуют интеллектуальные способности: организаторские, управленческие, математические, художественные, педагогические, ораторские, коммуникативные, технические, конструкторские, криминалистические, музыкальные, спортивные
и др. Наличие у данного индивида определенных особенностей по-разному характеризует и его способности: как отличные к одной деятельности, хорошие ко второй, посредственные к третьей или неспособность к ряду деятельностей (профессий). Роль способностей в успехе человека, занимающегося какой-то деятельностью, тем больше, чем выше ее особые требования к наличию у него определенных свойств, качеств, общих умений. Деятельность в экстремальных условиях относится к тем, которые предъявляют самые высокие и своеобразные требования к человеку, а поэтому важно оценивать его особенности с позиций этих требований и говорить о наличии или отсутствии у него экстремальных способностей. Экстремальные способности человека — это высокая степень соответствия его индивидуальных особенностей требованиям поведения и действий в экстремальных ситуациях, выступающая в качестве важной предпосылки успеха в них и обеспечения своей безопасности. На основе их изучения и оценки можно прогнозировать его поведение при попадании в экстремальные ситуации. Есть общие экстремальные способности и специальные. Оценка первых позволяет делать усредненный прогноз поведения во всяких экстремальных обстоятельствах жизни, а вторые — только в особых, наиболее сложных, профессионально обусловленных (например, спасательных, хирургических, военных, морских, при пожарах, катастрофах и др.). Экстремальные способности, особенно общие, как индивидуальные особенности человека, — достаточно устойчивая его характеристика. Однако они все же поддаются развитию при упорных и компетентных усилиях. Экстремальная подготовленность — особая подготовленность человека (обученность, воспитанность, образованность) к встрече с экстремальными трудностями. В отличие от общих экстремальных способностей она характеризуется наличием у него знаний об экстремальных ситуациях, о том, как в них действовать, как преодолевать трудности; сформированностью навыков и умений, действий в экстремальных ситуациях и пр. Она — продукт специальной (экстремальной) подготовленности человека к действиям в экстремальных ситуациях и тоже бывает общей и специальной. Элементы общей подготовленности формируются, например, у школьников и студентов при изучении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Подготовка же к конкретной профессиональной или особо сложной деятельности и действиям в специфических для нее экстремальных ситуациях призвана формировать полноценную специальную экстремальную подготовленность. Провести такую подготовку относительно легче и быстрее, чем развить экстремальные способности.
Экстремальные способности и экстремальная подготовленность имеют взаимосвязи. При наличии способностей у конкретной личности ее подготовка идет успешнее, а процесс подготовки оказывает инициирующее влияние на развитие способностей (особенно, если об этом проявляется специальная забота, если экстремальной подготовке придается развивающий характер). Можно сделать несколько общих практических выводов из сказанного: • важно знать и оценивать индивидуальные возможности каждого человека противостоять экстремальным трудностям жизнедеятельности, с которыми он может столкнуться; • изучение и оценку строить на основе экстремальных способностей и экстремальной подготовленности человека; • осуществляя помощь человеку, готовя его к преодолению возможных в его жизни и профессиональной деятельности экстремальных трудностей, надо обязательно проводить с ним экстремальную подготовку и стараться развивать экстремальные способности; • осуществляя профессиональную ориентацию и отбирая людей для подготовки к работе в опасных профессиях, надо делать это с оценкой их экстремальных способностей. Экстремальные способности и экстремальная подготовленность сами состоят из многих компонентов (рис. 5.2), которые надо знать, понимать, оценивать и совершенствовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|