Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстремальная устойчивость личности




Среди многочисленных особенностей людей есть свойство, которое характеризует жизнестойкость или экстремальную устойчивость

каждого — личную возможность встречать и переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни (которых вовсе избежать нельзя), умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, а добиваться своих целей при любых трудностях. Это личностная особенность, имеющая специальное значение для поведения в экстремальных ситуациях. Как и другие, она отличается разным качеством у людей, имеет индивидуальные вариации, что дополнительно объясняет неодинаковость реакций на жизненные трудности. Индивидуальны опти-мистичность, чувствительность людей к неблагоприятным обстоя-•тельствам, впечатлительность, эмоциональность, стойкость, верность себе и принципам поведения, податливость давлению обстоятельств, степень ситуативное™ поведения, переносимость стрессов и психической напряженности, способность к мобилизации собственных возможностей, умение владеть собой, степень психологической ранимости и способности изживать последствия психологических потрясений и др.

Свойство экстремальной устойчивости — комплексное, системное, личностное свойство. Оно не сводится к какому-то частному качеству,

неотрывно от всего внутреннего мира личности и вместе с тем своеобразно по специфическим компонентам. Каждый человек имеет возможность усовершенствовать его, как и его компоненты, лучше подготовить себя к встрече с экстремальными ситуациями, успешнее обеспечить свою безопасность и лучше решить трудные задачи.

Экстремальность как объективно-субъективный феномен

Изложенное дополнительно подтверждает, что различные обстоятельства экстремальных ситуаций, содержащие в себе возможности негативного психологического влия-

ния на человека, не однозначны и не неизбежно вызывают их. Многое зависит от самого человека, от:

• его личностных индивидуальных особенностей;

• степени их устойчивости по отношению к неблагоприятным факторам;

• личных возможностей самоуправления.

На одних людей, плохо подготовленных к поведению и действиям в экстремальных ситуациях, последние оказывают неблагоприятное влияние. На других, чьи индивидуальные особенности отвечают требованиям должного поведения и действий в любых, в том числе и экстремальных, ситуациях, последние либо не отражаются существенно, либо даже сказываются благоприятно. Поэтому экстремальность в решающей степени — субъективно-объективное, индивидуализированное явление. Одни и те же ситуации для одного могут быть оптимальными, для второго — параэкстремальными, для третьего — экстремальными, для четвертого — гиперэкстремальными. Более того, одни и те же ситуации для одной и той же личности могут менять степень своей экстремальности. Это зависит от психического состояния (готовности, настроя или расслабленности, беспечности), а также изменения личностных особенностей (отсутствия или приобретения знаний о действиях в экстремальных ситуациях, навыков самообороны, повышения или отсутствия натренированности, хорошего опыта или чрезмерно редкого попадания в экстремальные ситуации, развития или ухудшения психологической устойчивости и др.). Если обратиться вновь к рис. 3.3, то это можно представить в виде смещения (увеличения) предела полезности психического напряжения вправо под влиянием специальных занятий.

Существующее сейчас в практике публикаций и работе средств массовой информации увлечение описаниями негативных последствий экстремальных ситуаций представляет собой перекос. Негативные последствия бывают и достаточно часто, но они прежде всего продукт плохой подготовленности самих людей. Вместе с тем, это

демонстрация слабости существующей практики подготовки их к трудностям жизни и труда, тяжелая и недопустимая расплата за массовое пренебрежение людьми и организациями к вопросам экстремальной подготовки, но об этом пишут крайне редко. Предупреждать негативные последствия куда гуманнее, умнее и плодотворнее, чем стенать после того как они возникли. Именно этим, прежде всего, и надо усиленно заниматься.

Вопросы и задания для самопроверки

и размышлений--------------------------------------------------

1. В чем различия и взаимосвязь специфической и неспецифической активностей человека и их роль в экстремальных ситуациях?

2. Изложите основные положения концепции Г. Селье о биологическом (физиологическом) стрессе.

3. Что общего и разного в понимании природы физиологического и психологического стресса?

4. Дайте характеристику основным формам специфической активности человека-личности в экстремальных ситуациях.

5. Как вы поняли сходство и различие психического стресса и психической напряженности?

6. Какова зависимость между интенсивностью психического напряжения и эффективностью действий?

7. Чем обусловлены и в чем проявляются основные виды положительных изменений в психической деятельности значительной части людей в экстремальных ситуациях?

8. Назовите основные компоненты психологического боевого настроя.

9. В чем обнаруживаются в экстремальных ситуациях возможные негативные изменения в функционировании основных сфер и компонентов психической деятельности?

10. Какие трудные психические состояния могут возникнуть в экстремальной обстановке у неподготовленных людей?

11. К каким болезненным нарушениям психической деятельности может привести экстремальная неподготовленность человека?

12. Попытайтесь обосновать или, напротив, опровергнуть утверждение о том, что решающая роль в положительных или негативных реакциях людей в экстремальных ситуациях принадлежит их личностным, индивидуальным особенностям.

13. Почему можно утверждать, что экстремальность ситуаций есть объективно-субъективный феномен?

Психология групп в экстремальных ситуациях

4.1. Группа в экстремальной ситуации

Человек, группа

И экстремальные

Ситуации

Каждый человек проводит свою жизнь в окружающем его мире, существенной частью которого выступает социальное окружение, среда. Мир вокруг человека — не только земля, небо, звезды,

воздух, вода, температура, растения, продукты питания и пр., но и другие люди, все, что связывает его с ними, жизнью общества, достижениями человечества. Это среда семьи, друзей, учебной группы, трудового коллектива, соседей по месту жительства, участников зрелищного мероприятия или какого-то события, толпы на улице, пассажиров в автобусе, отряда спасателей, личного состава органа внутренних дел, воинской части и др.

Единицами человеческих сообществ выступают группы разного масштаба и характера. Реальные группы — сообщества, в которых люди находятся вместе, где объединяющим их началом служит совместная деятельность, одинаковые условия, обстоятельства, события. Отдельный индивид, личность является членом обычно не одной, а нескольких групп[9]. Большую роль в его жизни играют малые группы, важная черта которых не в том, что они малы по численности, а в том, что им свойственны: непосредственные контакты между членами группы (визуальный, информационный, эмоциональный), общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов, мотивов), общая деятельность (образ жизни, поведения, действий). Общественные отношения выступают в них для человека не как абстракции, а как социальные реальности, в непосредственной, чувственной форме, как отношения конкретных людей, а поэтому они психологически повышенно действенны. Каждый человек практически всегда является членом нескольких групп, одна из которых обычно бывает для него самой важной.

Между группой и человеком существуют различные отношения (моральные, правовые, организационные, психологические, педагогические и др.), которые проявляются в том, что человек во многом чувствует себя и поступает так, как чувствуют и поступают окружающие его люди, члены группы. В то же время поведение каждого вносит свой вклад в то, что происходит в группе.

Жить в обществе, в социальной среде, среди людей и не зависеть от них невозможно. Психология человека — это окружающий мир в человеке и человек в мире. Порожденный логикой развития человеческой цивилизации, каждый призван быть на уровне ее достижений и умножать их, вносить вклад в утверждение и укрепление цивилизованных1 начал в собственной жизни и непосредственном окружении. Недостойно быть ниже этого уровня, обладать психологией пещерного жителя и жить стремлением к удовлетворению только потребностей своего тела, а не духа.

Нельзя реализовать себя в жизни и самоутвердиться, не считаясь с социальным окружением, не уважая порожденные опытом человечества социальные ценности, не совершенствуя и не укрепляя благоприятные для себя и одновременно для других людей социальные условия. Не подчиняясь этой необходимости, человек ставит себя вне цивилизованного человеческого сообщества и непременно будет вступать в противоречия с ним, создавая себе многочисленные и серьезные трудности экстремального характера.

Не менее часто человек оказывается в экстремальных ситуациях, находясь в составе группы людей. Очень многое в тех проявлениях активности человека, о которых шла речь в предыдущей главе, зависит от происходящего при этом в группе. Смелый среди трусли-

1 Цивилизация: 1) синоним высокой культурности, высших достижений человеческой духовности; 2) высший уровень общественного развития, духовного развития индивида, образа жизни и поведения человека; 3) ступень развития, следующая за дикостью, варварством, бескультурием.

вых — трус, трусливый среди смелых — смел, — правильно формулирует суть зависимостей народная поговорка.

Проблема группы в экстремальной ситуации представляет интерес и потому, что решение многих трудных задач осуществляется не индивидуальными усилиями, а специальными группами — экипажами самолетов, танков, кораблей, отрядами, группами спасателей, сотрудников правоохранительных органов, подразделений военнослужащих и др.

Психология

Группы и ее

Сплоченность

Отношения, существующие между людьми, либо сплачивают их, побуждают держаться вместе, помогать друг другу, либо напротив — заставляют их быть подальше друг от друга, ставят «по разную

строну баррикад», разделяя неприязнью или враждой. Особенно сильно взаимное притяжение или отталкивание в малых группах, характерных постоянными и тесными контактами между людьми (считается, что их численность не может превышать 50 человек). Прочные контакты в совместной жизни и деятельности способствуют хорошему знанию членами группы друг друга, постоянному обмену мыслями, впечатлениями, отношениями, настроениями, планами, намерениями, а поэтому и взаимной активизации, соревнованию, дружбе и др., в результате чего возникает особая социально-психологическая атмосфера, психология группы.

Психология групп, как и психология человека, имеет отражательную природу. Единство условий жизни, общая история и перспективы, совместная деятельность и ее организация лежат в основе психологии групп. Однако многое в ней порождается контактами между членами группы к которым относятся:

• взаимоотношения — социально-психологические взаимосвязи (контакты) между людьми. Объективной их предпосылкой служат позиционные отношения, особенности статуса, положения, которые, в силу разных причин, занимают одни члены группы в системе связей с другими; ролей, выполняемых ими (отношения мужа и жены, взрослого и ребенка, банкира и вкладчика, прокурора и адвоката, двух групп болельщиков разных футбольных команд, национальных групп и пр.). Сказываются и отношения, возникающие в результате познания и оценки друг друга в опыте совместной жизни и деятельности. Взаимоотношения бывают межличностными, личностно-групповыми и межгрупповыми;

• общение — информационные взаимосвязи (контакты) между членами группы: обмен информацией (коммуникативный аспект общения), воздействия друг на друга при этом (интерактивный аспект), взаимное восприятие, изучение и оценка друг друга — (перцептивный аспект);

• взаимодействие — поведенческие взаимосвязи между людьми, совместный труд, действия, развлечения, решение общих проблем. Люди вступают во взаимодействие прежде всего ради удовлетворения своих потребностей, интересов, реализации планов, целей, намерений, стремлений. Близость или совпадение их определяет тесноту взаимодействия, а различия — отсутствие его или соперничество, противостояние, конфликты, противоборство. Влияет на взаимодействие и степень единства подходов к решению практических вопросов, понимания обязанностей и прав, способов решения возникающих проблем и др.

В процессе контактов, совместной жизни и активности людей начинают действовать и социально-психологические механизмы: социальное восприятие, подражание, внушение, убеждение, заражение, принуждение, групповое давление, «массовая сила» (взаимное усиление), которые укрепляют психологическую силу взаимного сцепления между членами группы и влияние ее на своих членов, энергию их взаимных действий.

Психология коллектива насыщена также массовыми («массовид-ными») социально-психологическими явлениями, присущими группе или большинству ее членов. По преобладающим признакам это явления:

• мотивационно-потребностного характера — групповые цели, потребности, интересы, чаяния, надежды и ожидания, групповые стремления, мотивы, намерения, установки, ориентации;

• познавательного характера — групповое мнение, групповые взгляды, убеждения, представления, восприятия, верованиями, память, суеверия, предрассудки, слухи;

• эмоционального характера — групповые настроения, чувства и переживания, ожидания, напряжения, брожения, аффекты, паника;

• поведенческо-волевого характера — групповая деятельность, решения, действия, поведение, нормы, обычаи, традиции, мода, вкусы.

Описанные явления в совокупности образуют психологию группы — особый психологический феномен, обладающий целостностью, системностью и принадлежащий всей группе. Он присущ каждой организованной и стихийно сложившейся группе, но качественно не одинаков. Психология конкретной группы всегда в чем-то своеобразна и отличается господствующим в ней мнением, настроениями, взаимоотношениями, интересами, нормами поведения, морали и др. При этом качественная характеристика во многом определяется уровнем социально-психологического развития группы, целостно характеризующим степень соответствия особенностей ее психологии циви-

лизованным нормам отношений между людьми, и взаимодействия при совместной жизнедеятельности. Социально-психологическое развитие группы бывает трех уровней и каждому из которых свойственно особое содержание, качество психологии и ее компонентов.

Для высокого уровня социально-психологического развития группы характерны деловая активность и острая нацеленность на качественное решение главной задачи, ради которой создана и существует эта группа; высокие результаты совместной деятельности; она сплочена, в ней здоровые (в социальном и психологическом плане) общественное мнение, настроения, традиции и обычаи, нормы поведения, взаимоотношения, отношения коллективизма (понимания членами группы совпадения основных личных и групповых целей, интересов и потребностей — за рубежом это часто называют корпоративностью), долга и ответственности, солидарности, взаимной благожелательной требовательности, сотрудничества, уважения, товарищества, поддержки, постоянной готовности придти на выручку, оказать поддержку, помощь. Группу людей, занимающуюся общественно и личностно значимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социально-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов, социально-психологической атмосферой, принято называть коллективом1.

Группу низкого уровня социально-психологического развития отличает разобщенность, отсутствие чувства групповой и личной ответственности, пренебрежение цивилизованными нормами отношений и поведения, уважения к своими товарищами, раздоры, конфликты, нарушения дисциплины, безразличие к результатам общей деятельности, забота о личной выгоде, попытка отдельных членов насадить в группе отношения выгодные себе, безразличие к испытываемым другими трудностям и т.п. Изменения в психологии личности большинства членов группы, их воспитанности, интеллекте,

' Нередко, особенно в разговорном языке, любые организованные группы называют коллективами: «коллектив предприятия», «коллектив учреждения», «коллектив школы», «коллектив класса» и др. В них действительно есть один важный признак коллектива — общественно полезная деятельность. Однако им часто не присущи другие психологические признаки коллектива: сплоченность, коллективизм, здоровая морально-психологическая атмосфера и взаимоотношения, полная реализация потенциала, благоприятного влияния на своих членов. Поэтому применяя слово, «коллектив», например, к персоналу цеха, адвокатской конторы, научной лаборатории, фирмы и др., надо не забывать, что в социально-психологическом смысле они далеко не всегда бывают коллективами по уровню своего социально-психологического развития. Правильнее выражаться так: «Это коллектив низкого (среднего) уровня социально-психологического развития» или «Это подлинный коллектив».

культурности, моральности, происходящие в социально-психологической атмосфере группы низкого социально-психологического развития, негативны и сулят проблемы в жизни.

Среднему уровню социально-психологического развития группы свойственны промежуточные между высшим и низшим уровнями характеристики.

Психология коллектива, уровень ее развития определяют главные достоинства и недостатки различных групп, их сплоченность, успехи в совместной деятельности, комфортность и проблемы совместной с другими жизни и труда, способность противостоять трудностям и преодолевать их. От них во многом зависит состояние и поведение людей в экстремальных ситуациях.

Положительные

Изменения в группах

В экстремальных

Ситуациих

Группы людей, как и отдельные индивиды, попадая в экстремальные ситуации, подвергаются серьезным испытаниям и реагируют на них. Происходит групповая адаптация к новым условиям и требованиям, в процессе, которой

одни группы повышают единство, сплоченность, организованность, умножают свои силы, другие — утрачивают остатки единства, дезорганизуются, начинают конфликтовать, теряют способность действовать сообща.

Реакция носит групповой, целостный характер и не сводится к отдельным индивидуально-психологическим изменениям у ее членов или сумме некоторого их числа. Это связано с принципиальным отличием психологии групп от психологии отдельных людей. Она — интегральный продукт совместной жизни, взаимодействия и общения людей, система индивидуально-психологических систем. Это психологический феномер более высокого системного уровня, чем психология отдельных людей. В нем сливаются взгляды, устремления и усилия всех членов группы, и это придает ему особую силу, влияние и свойства. Психология группы может умножать силы членов группы, повышать продуктивность их деятельности, и это происходит, если в ней задействованы исключительные силы сплочения и положительного влияния. Имея в виду высокую боевую сплоченность военных моряков, проявленную в годы Великой Отечественной войны, писатель-маринист Л. Соболев прибегал к такому сравнению: «один моряк — моряк, два моряка — взвод, три моряка — рота». Вместе с тем, негативные характеристики психологии группы (мнения, настроения, интересы и др.) оказывают отрицательное влияние на ее членов.

Общая тенденция поведения людей в экстремальных ситуациях — не быть в одиночестве, находиться вместе, действовать сообща, так

как при этом подсознательно или осознанно они чувствуют себя в большей безопасности. Плечом к плечу — плечи шире (поговорка). Установлено, что один из важнейших путей снижения тревожности индивида — социальная поддержка его со стороны ближайшего окружения, одобрение, подбадривание, уважение (некоторые называют их антистрессом).

Л.А. Китаев-Смык подробно исследовал и описал в монографии «Психология стресса» изменения общения в экстремальных условиях1. Он отметил, что само общение может вызывать стресс; иные стрессовые обстоятельства, перед, после или во время которых оно осуществляется, повышают эмоциональность общающихся. Последнее может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействующих людей; делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Гармонично красивыми или безобразно непривлекательными могут оказаться люди, общающиеся при стрессе. Стресс может побуждать в людях гуманное отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность. Такие различия он связывает с личностными особенностями общающихся людей, а так же социокультурными, национальными, этническими нормами, принятыми в обществе, к которому принадлежат общающиеся люди и которые усвоены ими.

К основным условиям консолидации группы в экстремальных ситуациях Л.А. Китаев-Смык относит:

• возникновение условий, совершенно нетерпимых для большинства людей, составляющих группу; исчерпывание «потенциала терпения», приводящего к выводу, что сплочение возможно лишь при полном единстве и прекращении всяких конфликтных отношений;

• субъективная определенность для большинства членов группы единой позитивной цели, достижение которой: а) избавит от нетерпимого настоящего состояния; б) окупит усилия по достижению цели. Представления о такой цели должны сочетаться с убежденностью в достижимости ее только коллективными усилиями;

• наличие субъективного представления о том, что большинством окружающих людей совершаются действия или у них есть намерения действовать в том же направлении, в котором стремлюсь действовать «я» — индивидуальный субъект действия, т.е. должно быть совпадение индивидуальных целей с целями других;

• осознание реальной возможности «первого шага» на пути освобождения от экстремальных условий и представления о реальности последующих шагов;

1 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — С. 280—297.

• наличие импульса (острого побуждения) внутреннего или внешнего к совершению этого «первого шага». Такими импульсами могут быть: пример «случайных» действий одного или нескольких членов группы, призыв лидера.

Л.А. Китаев-Смык описал «субсиндром стресса» группы в экстремальных ситуациях, к возможным позитивным выходам из которого принадлежат:

• приобретение общением адаптационной направленности, выступающей катализатором, ускоряющим развитие взаимоотношений общающихся людей;

• обнаружение доминирующего характера компонентами межличностного взаимодействия, либо консолидирующих группу (социально-позитивных), либо дезорганизующих ее (социально-негативных);

• усиление тенденций поддерживать лидирующий концепт и выделять лидера;

• проявление у отдельных членов группы склонности к принятию на себя роли носителя или генератора лидирующего концепта, лидера группы, коллектива, лидера в общении;

• возрастание чувства групповой общности, «чувства локтя», дружественности, взаимных симпатий, солидарности, сплоченности, а при наличии общей воодушевляющей цели — проявлений коллективного энтузиазма.

Хорошо подготовленные и обладающие потенциалом экстремальной устойчивости группы с честью выдерживают нагрузки экстремальных ситуаций. Для них характерны положительные проявления группового поведения и групповой психологической динамики:

• возникновение социально-психологического группового состояния, характерного повышением устремленности на достижение успеха, решительностью, предельной собранностью, сплоченностью, уверенностью в своих силах и успехе — состояния, которое часто называют «деловой настрой», «трудовой подъем, энтузиазм», «боевой настрой», «боевой дух», «боевой порыв»;

• повышение единства мнений, оценок, желаний и общей целеустремленности; усиление делового максимализма — ориентации на достижение максимально возможного положительного результата, деловой настрой;

• улучшение управляемости, готовность к быстрому и качественному выполнению указаний, команд и приказов руководителя коллектива, командира, начальника;

• укрепление организованности, дисциплины, исполнительности, более точное и успешное выполнение своих обязанностей;

• улучшение взаимодействия, согласованности действий, повышение ответственности перед коллективом и товарищами, старание и стремление не подводить их;

• увеличение числа хорошо, согласованно и качественно выполняемых действий; повышение производительности труда, успешности результатов деятельности;

• укрепление здорового морально-психологического климата, прекращение деструктивных конфликтов, умножение проявлений дружбы, товарищества, взаимной поддержки;

• более строгое следование боевым и служебным традициям;

• активизация коллективного творческого потенциала, совместный поиск наилучших способов действий, проявления изобретательности, внесение предложений руководству.

К положительным проявлениям относится также усиление внут-ригрупповой самоорганизации. Члены коллектива в нестандартных сложных экстремальных ситуациях инициативно начинают проявлять повышенные требования друг другу, подсказывают более рациональные действия, осуществляют перестановки людей, частично перераспределяют обязанности, берут на себя дополнительные обязанности и нагрузки. Из рядовых совместно действующих членов группы часто самовыдвигаются лидеры, берущие на себя руководство действиями товарищей. Обычно это происходит быстро и без споров на основе общего понимания соответствующей необходимости.

А.П. Самонов1, исследовавший деятельность пожарных подразделений в экстремальных условиях, выявил, что в них очень часто обнаруживается самораспределение пожарными отдельных боевых функций, отличных от официально предписанных табелем боевого расчета. Чаще всего подобное бывает в особо сложных и опасных для жизни условиях, когда наиболее опасную для жизни работу (действия на высоте, по разборке конструкций на линии огня, работу ствольщика и др.) инициативно берут на себя отдельные пожарные, устойчивые к риску, более решительные, с задатками организаторских способностей. Менее опасную, но не менее нужную работу (установку пожарных машин на водоисточники, прокладку рукавных линий, проливку мест, где основной огонь уже потушен и т.п.) выполняют другие. Причем каждый выполняет новые обя-

1 Самонов А. П. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями пожарных. — Автореф. канд. дисс. — М., 1978. — С. 16.

занности с исключительной добросовестностью, взаимопониманием и четким взаимодействием.

Хорошо известен факт взаимозаменяемости членов коллектива. В организованных группах, специально готовящихся к экстремальным ситуациям, обычно предусматривается распределение обязанностей (кто и что делает). Но сплошь и рядом оказывается так, что, когда такая ситуация внезапно возникает, кого-то не оказывается на месте, либо один или несколько человек сразу получают ранения, а то и гибнут. В таких случаях кто-то из коллектива нередко берет на себя выполнение обязанностей других, совмещая со своими. Особенно важна такая заменяемость, когда не оказывается на месте или выбывает руководитель (начальник, командир). Во многих специально предназначенных для действий в экстремальных ситуациях группах профессионалов такая взаимозаменяемость предусматривается и заранее отрабатывается на учебных занятиях: для каждого готовится не менее одного боевого заместителя, а для руководителя — двух.

Положительные изменения в психологии групп благотворно отражаются на психическом состоянии, поведении и действиях их членов. Это находит, в частности, выражение в:

• феномене «социально-психологического облегчения», уменьшения силы негативных эмоций или вообще вытеснения их;

• повышении чувства уверенности;

Американский военный психолог Н. Коупленд пишет о самочувствии солдата: «Каждый солдат чувствует себя спокойным от сознания, что все его товарищи заодно с ним и не просто находятся рядом, а готовы в любую минуту прийти к нему на выручку. Его личность поглощена, а уверенность усилена коллективом»1.

• закономерном улучшении качества действий в присутствии других (если выполняются известные действия; при выполнении новых действий их качество, напротив, снижается)2.

Возможные

Неблагоприятные

Изменения

В группах

Жизнь людей содержит достаточно примеров того, что экстремальные ситуации оказываются непосильными не только для отдельных людей, но и целых групп. У малых организованных групп, типа производственных, служебных, воинских, спортив-

ных, обладающих недостатками организации, управления, комплектования, социально-психологического развития, наиболее типичными

1 Коупленд Н. Психология и моральное состояние войск //Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. — Минск, — 1999. С. 439

2 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., 1979. — С. 247.

нарушениями групповой психологии и адаптации деятельности к новым условиям и требованиям бывают1:

• обнаженное, более демонстративное и частое, чем в обычных условиях, проявление недостатков, свойственных уровню их социально-психологического развития («все плохое всплывает на поверхность»);

• общее ухудшение морально-психологического состояния, появление негативных настроений, обостренных недовольств, нездоровых групповых мнений и оценок по вопросам, связанным с возникшей ситуацией;

• ухудшение взаимоотношений между членами группы и его структурными подразделениями, снижение уровня взаимного уважения, товарищества, коллективизма, солидарности, вежливости, культуры общения, возникновение и обострение существующих конфликтов2, распространение конфликтных отношений с первоначального предмета конфликта на другие вопросы жизни и деятельности коллектива (генерализация конфликта);

• усиление и умножение противоречий в группе, появление и увеличение числа противостоящих друг другу микрогрупп, преследующих разные цели;

• генерализация противоречий, проявляющаяся во все большей поляризации мнений и целей, вовлечении в конфронтацию большинства коллектива, объединение всех конфликтующих в две большие подгруппы, противостоящие друг другу;

• постепенная замена изначально деловой цели конфликтов целью «победы» над инакомыслящим любой ценой, включая использование аморальных, демагогических, недобросовестных средств;

• провоцирующее поведение некоторой части членов группы, подталкивание ими других к неприемлемым морально и профессионально, а порой и противоправным действиям;

• ослабление управляемости группы, распространение непослушания руководству, попытки некоторых членов группы дискре-

1 В перечень излагаемых ниже нарушений включены и упомянутые в работах: Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы //Хрестоматия по социальной психологии — М., 1994; Колобова И.Н. Психология управления: курс лекций. - М., 1996. - С. 128-130.

2 По опыту контртеррористической операции в Чечне в результате накопления усталости и эмоционального напряжения уровень межличностных и межгрупповых конфликтов возрастал в отрядах к концу второго месяца участия в ней (Смирнов В.Н. Гуманистическая ориентация сотрудников органов внутренних дел, как условие повышения психологической устойчивости к экстремальным условиям деятельности //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: сборник тезисов. - М., 2000. - С. 209).

дитировать его, превратить в «козла отпущения», появление требований заменить его;

• ослабление общей целеустремленности деятельности, ухудшение совместной деятельности, усиление ориентации структурных подразделений и отдельных членов группы на «собственные» цели и интересы;

• снижение организационного порядка, дисциплины, распространение неисполнительности, появление прямых отказов от выполнения обязанностей и распоряжений руководства;

• ухудшение качества работы, рост брака, срывы в выпуске и сбыте продукции;

• организационные перестройки группы: замена официальной структуры на неофициальную, насаждаемую не в деловых, а в личных интересах ее апологетов, выдвижение новых лидеров, борьба их за влияние в группе с использованием аморальных и неправомерных средств;

• изменение управления группой, его централизация, появление авторитарного стиля управления, прекращение деятельности демократических институтов группы;

• самостоятельный выход части членов из группы (увеличение «текучести кадров»);

• полный распад группы на несколько самостоятельных мелких групп.

В «синдроме стресса» общения, описанном Л.А. Китаевым-Смык, присутствуют и негативные компоненты, возникающие у части членов группы и способствующие ее дезорганизации:

• возникновение у людей склонности к конфронтации с лидерством и его носителем — лидером, руководителем;

• появление неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми;

• отчуждение от интересов группы, субъективное снижение значимости общих целей и дел;

• появление мыслей о большей эффективности индивидуальных путей выхода из стрессовой ситуации, а не коллективных;

• возникновение агрессивного поведения, насилия в отношении других людей (снижающие уровень стресса у группы и спасающие его членов от психологической травмы. Но какой ценой?).

Например, конфликт между ингушами и осетинами в 1993 г. сопровождался совершением более 5000 преступлений. В вооруженных столкновениях пострадали более 8000 человек, из которых погибли 583, были ранены 939, пропали без вести более 250. Экономический ущерб составил более 50 млрд руб.

Надо иметь в виду, что возникающие конфликты, противостояния, средства, используемые неразборчиво с целью «победы», действия, даже завершившиеся благополучно, оставляют глубокий «психологический рубец», часто надолго сохраняются в подсознании людей и продолжают скрытно влиять на взаимоотношения и совместную деятельность членов группы. Важно предупреждать их, а не рассчитывать на успешное разрешение потом.

Причины различия

Действий групп

В экстремальных

Ситуациях

Основной причиной различных изменений — положительных или неблагоприятных — в малых группах, оказавшихся в экстремальных ситуациях, выступает уровень их социально-психологического развития. В.А. Петровский, всесторонне исследовав-

ший эту зависимость в производственных группах, установил1, что:

• сталкиваясь с угрозой нарушений групповой интеграции, группы, основанные на выполнении совместной деятельности, проявляют активность для ее сохранения и восстановления, особенно по тем ее показателям, в отношении которых существует угроза нарушения;

• способы сохранения групповой интеграции различаются: в коллективах они имеют адекватный характер, а в группах низкого уровня развития — неадекватный;

• группы высоко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...