Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология и педагогика в повседневном успехе, профилактике угроз и безопасности человека




Стратегия цивилизованной

Жизни как основа ее безопасности

Стратегия жизни и безопасность

«Жизнь прожить — не поле перейти». Эта народная мудрость ясна как солнечный свет в весеннем окне, но до многих людей она доходит не сразу, зачастую

поздно, когда время жизни ушло и изменить судьбу уже нельзя, верны слова из песни «Старинные часы», исполняемой Аллой Пугачевой:

Жизнь невозможно повернуть назад, И время ни на миг не остановишь.

Нельзя беспечно идти по жизни, надеясь, что, авось все будет хорошо, а счастье само свалится с неба. Такая стратегия жизни, а точнее — полное ее отсутствие, неизбежно делает ее рискованной, наполненной опасностями, разочарованиями, личными катастрофами, тяжкими переживаниями, страданиями, а в итоге — отчаянием и причитаниями по поводу упущенных возможностей. Невольно вспоминается стрекоза из басни И.С. Крылова, которая, как известно, «лето красное пропела, оглянуться не успела — как зима катит в глаза».

Жизнь надо строить, строить самому, цивилизованно, осмысленно, начиная с подросткового возраста. Жить полноценной жизнью — значит много бодрствовать, а не спать; жить активно, а не ожидать; с напряжением искать и находить, а не расслабляться, творить, создавать, производить. Только тогда вероятность того, что жизни будет сопутствовать успех, что удастся полностью реализовать себя, стать тем, кем хочется, и добиться того, чем действительно можно гордиться, за что заслуженно будут любить и уважать, будет велика. Это же станет основой обеспечения личной безопасности жизнедеятельности, ибо сведет к возможному минимуму число экстремальных ситуаций бытового, финансового, профессионального, криминального, соматического и иного характера, и обеспечит успешное преодоление встретившихся. Такая стратегия жизни — основа основ решения проблемы

экстремальности в личной жизни человека. Каждый — хозяин своей судьбы и пожинает сегодня, а еще больше в будущем, плоды ее построения, удачи и проблемы. Цицерон (106—43 гг. до н.э.) писал: «наука об исцелении души — есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, — нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим». Обладать стратегией важно, но это не единственное условие успеха и безопасности. Среди сложных вопросов, на которые надо ответить в своей жизни каждому, такие:

• в чем смысл стратегии жизни, что в ней главное?

• что означает «цивилизованная стратегия»?

• каковы потребности человека, которые неизбежно надо удовлетворять и что такое счастье?

• иметь или быть?

Ответить на них — значит своевременно приобрести главные побудительные силы для реализации своих планов, решений и поступков; найти «стержень» своей жизни, главную ценностную ориентацию, проходящую через нее. Как говорится в религиозных писаниях: «Где сокровище ваше, там и будет сердце ваше». Миллиарды людей отвечали и пытаются ответить на приведенные выше вопросы практически своей жизнью. Как магнит, эти вопросы издавна притягивают к себе и внимание философов, писателей, поэтов, работников искусств, ученых. Психологическая и педагогическая науки не остаются в стороне. Ответы на них, как и всюду, отражают разные мнения, порой альтернативные, которые выглядят достаточно привлекательно.

Биологические

Влечения или

Целенаправленная

Активность?

Одна из основных движущих сил развития теории психологической науки (зарубежной да и отечественной) и подхода к решению прикладных проблем — противоречия фрейдизма (и его современного наследника — неофрейдизма) и остальных на-

учных течений. Можно даже сказать, что в нашей стране эти противоречия обострились, так как фрейдизм сегодня несет на себе некий имидж «несправедливо преследовавшегося» в советское время учения, а потому воспринимается повышенно благожелательно и чуть ли не как истина в последней инстанции. Полки книжных магазинов ломятся от переизданных большими тиражами трудов австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939) — отца-основателя фрейдизма и его последователей. В России создаются центры психоанализа (главного метода фрейдизма), проводятся апологетические конференции; критический голос в адрес фрейдизма практически смолк. В этом прослеживается идеологическое влияние момента, переживаемого Россией, мода на «западное», умолчание фундаментальных мето-

дологических и теоретических достижений отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др., а также психологическая неосведомленность большого числа людей — потребителей фрейдистских идей.

Следует остановится на некоторых вопросах фрейдизма и его современных модификаций, поскольку они не согласуются с рядом основных концептуальных положений, лежащих в основе настоящего учебного пособия.

1. Классический фрейдизм, представленный в «чистом» виде в собственных трудах 3. Фрейда, — пройденный уже лет 50—80 назад научный этап. Нет ни одного ученого, оставившего заметный вклад в науке, который бы безоговорочно принял все его взгляды. Даже его любимые ученики А. Адлер и К. Юнг стали «великими еретиками», критиковали его, создали альтернативные теории и заложили основы, так называемого, неофрейдизма (с участием К. Хорни, Г. Салли-вена, Э. Эриксона и др.). То главное, что сохранилось от фрейдизма, — это положение о бессознательном, глубинных слоях человеческой психики, влияющих на ее процессы. Однако неофрейдисты связывали бессознательное не только с инстинктами, и тем более не с половым, который Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения (может быть фрейдизм поэтому и привлекает обывателя?), но и с врожденными психофизиологическими особенностями. Э. Фромм (1900—1980) — один из наиболее ярких современных исследователей, считающийся неофрейдистом (в его трудах действительно проскальзывают мысли, согласующиеся с этим научным течением), пишет: «Наблюдения Фрейда очень важны, но он дал им неправильное толкование...»1. «Фрейд не избежал ошибки своих предшественников, формулировавших, так называемые, основные инстинкты человека». «...Фрейд был настолько проникнут духом своей культуры, что не смог выйти за определенные, обусловленные ею границы. Эти границы не позволяли ему понять даже некоторых его больных и мешали ему разобраться в нормальных людях, а также в иррациональных явлениях человеческой жизни»2. Такая позиция Фромма, тем не менее, не освобождает его самого от противоречий оценки человека и даже расширяет ее. У него человек — и носитель сознания, и пленник бессознательного, дух, бог и чудовище, герой и злодей, интеллектуал и глупец, жизнелюб и страдалец. История учения 3. Фрейда, несогласие с ним его же последователей указывают на то, что некритические ссылки на идеи 3. Фрейда выступают сегодня признаком научной отсталости.

1 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1989. — С. 241.

2 Там же. С. 19 и 20.

2. Интересны оценки, даваемые виднейшими зарубежными психологами последнего времени одной из основных идей 3. Фрейда об инстинктивных влечениях человека, властвующих над ним (образно формулирует это Э. Фромм: «Человеческий мозг живет в двадцатом веке; сердца большинства людей — все еще в каменном»1). Однако Э. Фромм отрицает их единоличную власть и считает свой подход уже социальным (неофрейдист!), говорит о свободе человека от рабского подчинения инстинктам и связывает это с активностью «всей целостной личности человека»2. Он делает вывод равноценный смертному приговору фрейдизму: «Самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности»3. Отрицание той же идеи 3. Фрейда звучит и из уст представителей гуманистического течения зарубежной психологии. А. Мас-лоу (1908—1970) обосновал, например, иерархию потребностей человека, в которой инстинкты организма (пищевые, питьевые, половые и др.) находятся на самом низком уровне, а выше по нарастающей располагаются потребности в безопасности (сохранение жизни, защита от боли, страха, гнева), потребности в социальных связях (в любви, социальной включенности, социальных контактах), потребности в самоуважении (в достижении, в признании другими людьми, в одобрении их), потребности в самоактуализации (реализации собственных возможностей и способностей, понимание ценности и смысла жизни). Еще один видный исследователь В. Франкл (1905—1990) пишет, что «глубинной психологии» противостоит «вершинная психология», связанная с сознанием человека и его ведущей ролью в познании смысла жизни и его реализации. Сексуальность, агрессивность разрастаются прежде всего у тех людей, у которых есть «вакуум» смысла в сознании, непонимание своей ответственности перед жизнью. «Человек это существо, которое всегда может сказать нет своим влечениям»4.

Эти оценки и суждения в своей основе согласуются с положениями отечественной психологии и позволяют правильно понять источники, силы и нормы цивилизованной и успешной реализации жизни.

3. Согласно Фрейду, структура личности включает три инстанции: «Оно» (биологические влечения человека — «природа» человека), «Я» (самосознание, «цензор») и «Сверх-Я» («навязываемые» че-

1 Э. Фромм. Бегство от свободы. — С. 11.

2 Там же. С. 215

3 Там же. С. 21.

4 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 108.

ловеку обществом социальные ценности и нормы, «противоречащие» его «природе»). «Я» постоянно находится между противостоящими друг другу «Оно» и «Сверх-Я», как между молотом и наковальней, и ищет компромиссные способы поведения. Фрейд исходит из врожденной порочности и асоциальное™ человеческой природы. Бессознательное в его понимании — нечто вроде зловонной ямы в человеке, из которой исходят ядовитые пары низменных инстинктов. Человек постоянно внутренне конфликтен и раздираем острым и непримиримым противоборством трех сил и поэтому непрерывно страдает от неудовлетворенности и несчастен. Человеку приходится постоянно прибегать к самообману с помощью методов психологической защиты (вытеснения, регрессии, сублимации, агрессии), и он вынужден фрустрировать. Поэтому ему присущи болезненные переживания и состояния, порождающие невротические симптомы и неврозы. Неофрейдисты, каждый из которых находил новые подсознательные влечения, добавляли в представление о человеке, как обреченном на вечные страдания существе, другие негативные переживания — беспокойства, тревоги, бессилия, угнетенности, одиночества, чувства изоляции, неполноценности, необходимости подавления своих эмоций и врожденного стремления к свободе и индивидуальности, чувства ничтожности в современном мире, неуверенности в современной промышленной системе и т.д., и т.п.

Эта «страдательная психология» заставляет вспомнить фантастическую повесть Герберта Уэллса под названием «Остров доктора Моро». В ней описывается, как некий хирург обособился на небольшом необитаемом островке, заброшенном в океане, и начал проводить эксперименты над животными, преимущественно человекообразными обезьянами, пытаясь превратить их в зверо-людей.

Моро удалось добиться определенного внешнего сходства оперированных обезьян с людьми. Они даже начали что-то говорить, но животная сущность их психологии сохранялась. Доктор вновь и вновь оперировал их, стараясь добиться еще большего сходства с человеком. Он мучил зверо-людей, и над островом то и дело раздавались душераздирающие стоны и крики несчастных.

Попавший случайно на остров потерпевший кораблекрушение путешественник увидел вечером необычайное зрелище. Темные сгорбленные фигуры в кружке, прихлопывая себя длинными руками по бедрам и притоптывая ногами, маловразумительно, нараспев и мрачно повторяли хором:

- Не ходить на четвереньках — это Закон. Разве мы не люди?

- Не лакать воду языком — это Закон. Разве мы не люди?

- Ему принадлежит Дом страдания. Нет спасенья!

- Его рука творит. Нет спасенья!

- Не обдирать когтями кору с деревьев — это Закон. Разве мы не люди?

- Его рука поражает. Нет спасенья!

- Его рука исцеляет. Нет спасенья!

- Нет спасенья!

- Нет. спасенья!

- Нет спасенья!

Особенности фрейдизма находят отражение в практике работы с людьми, осуществляемой его сторонниками, которые отводят решающую роль психиатрическим1 методам и реабилитации, лечению психических травм. К людям, испытавшим тяготы экстремальных испытаний, они однозначно относятся как к жертвам, потерпевшим, психотравмированным, нуждающимся в медицинской помощи больным, клиентам (так их и именуют). К сожалению, подобное отношение распространяется и в нашей экстремальной психологии и психопрактике (подробно см. гл. 11).

«Страдательная психология» однобока, ибо жизни человека больше соответствует «оптимистическая психология», основанная на активности, действии, успехе, вере, надежде, радости, любви, счастье. Это не значит, что нет страдающих людей, но вряд ли поэтому следует всех считать несчастными.

4. Изложенные в пункте 3 позиции фрейдизма не случайны. Сам 3. Фрейд и почти 75% известных зарубежных теоретиков психологии — психиатры по образованию и практическому опыту, и это неизбежно влияло на понимание ими психологии здорового человека. Ими изучались психически больные люди, а выводы делались о сущности и особенностях психики нормального человека. Экспериментальные данные получались специально разработанными с психиатрической установкой методами, чувствительными к симптоматике психических заболеваний, а теоретические заключения делались о параметрах и закономерностях здоровой психики.

Психотерапевтические теории личности жестко критиковал известный американский психолог Г. Олпорт: психотерапевты, по его мнению, создают теории больной личности (точнее под больную личность, для облегчения собственного понимания ее и лечения), а психологической науке нужна концепция здоровой личности. Методические подходы, которые они применяют при исследовании психики здорового человека допустимы, но как вспомогательные, а не главные, и непременно в комплексе с другими, собственно психологическими, чувствительными к признакам нормального функционирования психики человека, которые должны преобладать в психодиагностическом комплексе. В противном случае неумышленно или умышленно происходит психиатризация понимания жизнедея-

' Психиатрия (от греч. psyche — душа, iatreia — лечение) — медицинская дисциплина, изучающая психические болезни, их причины, проявления, течение, способы лечения и предупреждения.

тельности людей, соответствующего объяснения их действий в экстремальных ситуациях и последствий.

Подход с позиций психологической науки — науки о нормальной психике и педагогики — науки об образовании, обучении, воспитании и развитии людей — это подход к человеку и его жизнедеятельности с позиций становления его как личности в процессе прижизненной социализации, возможности и необходимости обретения при этом преимуществ человека современной цивилизации, достойной самореализации себя в жизни на этой основе и самоутверждения.

Ценности

Цивилизованной

Жизни и профилактика

Ее экстремальных

Усложнений

Изложенное свидетельствует о том, что единственно надежным условием жизненного успеха, снижения вероятности частого попадания в экстремальные ситуации выступает осознанная ориентация человека на ценности цивилизованной жизни: общечеловеческие ценности,

ценности самоформирования себя как современной цивилизованной личности, ориентирующейся в жизни на достижения человеческого разума, высокой морали, науки, и способной правомерно участвовать в прогрессе человечества, российского общества, труда и непосредственного окружения. Гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» Э. Фромм переформулировал иначе — «Быть или иметь?». Расшифровывается он так: стремиться быть достойным, цивилизованным, порядочным, культурным человеком, пользоваться честными путями для улучшения материальных условий жизни, или бросить все свои помыслы и силы на материальное обогащение, не гнушаясь никакими подлостями? Гуманистическая западная психологическая школа, как и отечественная, за ответ «Быть!». В работах Э. Фромма и, еще больше, представителя гуманистической школы В. Франкла, делается попытка внести оптимизм в мрачноватые оценки жизни человека ортодоксальными фрейдистами. Ими развиваются идеи обретения человеком смысла жизни, оздоровления его духа, формирования мотивации к достижению успеха и полноты жизни. В. Франкл напоминает слова немецкого философа Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести любое Как». Справедливость этого он подкрепляет примером из личного опыта: в годы Второй мировой войны он сам был узником фашистских концентрационных лагерей Освенцима, Дахау, Терезенштадта. Несмотря на нечеловеческие условия, неврозы в узком смысле слова среди узников не наблюдались; невротики становились даже здоровыми; депрессионные реакции, фобии, истерические симптомы и суицидальные попытки наблюдались лишь изредка1. Он объясняет это стремлением узников выжить, сохра-

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 145—146.

нить «духовный стержень», силу духа. В. Франклом была разработана особая технология работы по оказанию помощи людям в обретении смысла жизни — «логотерапия». Интересные рекомендации, направленные на развитие «положительного мышления», — умения преодолевать барьеры, препятствия, справляться со стрессами — нашли отражение в переведенной на русский язык книге Н.Г. Энкель-манна — последователя В. Франкла. Он высказывает и категоричную мысль: истинным реалистом является оптимист1.

Известный отечественный психолог Л.П. Гримак отмечает, что главный показатель личностной зрелости — самоорганизация. Первый признак ее существования. и развитости — активное делание самого себя1 и своей жизни, обработка, лепка, упорное и цивилизованное совершенствование жизни, а одновременно и себя. Такое должно быть не заоблачной перспективой, ориентацией «на потом», а повседневной, осознанной, волевой практикой, организацией по правилу «здесь и теперь». Все разумно строить с цивилизованной ориентацией: должный образ жизни, образование, труд, добывание средств к жизни, досуг, выбор среды, друзей, взаимоотношения с окружающими, каждодневная линия укрепления предпосылок, обеспечивающих достижения в жизни и безопасности. Народные мудрости гласят: «человек — кузнец своего счастья», «урожай всегда таков, каков посев и уход».

Цивилизованная самоорганизация жизни предполагает, как минимум, следование таким общим правилам:

жить оптимистично, использовать время и возможности жизни ответственно, разумно, цивилизованно;

• стремиться полностью реализовать себя в жизни, добиться возможной для себя вершины («акме», как говорят в акмеологии — комплексной системе знаний о путях максимальных достижений) в личном развитии и делах;

• обладать высоким уровнем духовности и личными качествами, достойными уважения;

• жить честно, поступать порядочно, морально, по совести, неуклонно следовать духовным ценностям и укреплять их в своем окружении;

• уважать права, свободы, личное достоинство, интересы других людей, не создавать им проблем своим поведением, жить с ними в мире и согласии;

• стремиться к материальному благополучию и полному удовлетворению своих потребностей, ни под каким предлогом не отступая при этом от правовых и моральных норм;

1 Энкельманн Н.Г. Власть мотивации: харизма, личность, успех. — М., 1999. — С. 36.

2 Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М., 1991. — С. 206.

• быть в жизни не потребителем, а созидателем; реализовать себя в делах и их результатах, нужных не только себе, но и другим людям и получающим их признание;

• добиваться всего активностью, инициативностью, настойчивостью, умом, трудом, профессионализмом и образованностью;

• родить и воспитать детей как продолжателей своего дела, способных сделать в своей жизни больше и лучше чем родители;

• обеспечить старость своих родителей и уважать их;

• быть достойным гражданином России, делать все возможное для ее процветания и достойной жизни ее граждан.

К общим правилам специальной заботы о профилактике экстремальных ситуаций в своей жизни можно отнести:

• самостоятельно, инициативно, основываясь на знании положений и рекомендаций экстремальной психопедагогики, повышать собственную экстремальную подготовленность и развивать экстремальные способности;

• постоянно закалять свою волю и овладевать умением управлять собой, упражняясь в преодолении лени, слабости, низменных желаний методами волевой саморегуляции и на основе мотива «надо». Свобода человека не в том, чтобы носиться как пушинка в вихрях событий и желаний. Это не свобода, а плен, во вред себе. Свобода в способности поступать 'разумно, вести свою линию в жизни. Умные, как гласит пословица, «делают, что надо, а глупые — то, что хочется»; «силен побеждающий врага, но истинно могуч побеждающий себя»;

• не проявлять жизненную близорукость: не жить только сегодняшним днем, а иметь среднесрочные и отдаленные цели, делая каждый день что-то, что работает на их достижение. Поступать иначе — значит провести жизнь мимо «кисельных берегов» несбывшихся мечтаний и уже через 10—15 лет и позже оказаться в положении у «разбитого корыта», обвиняя кого угодно, но только не себя, а в душе завидуя другим;

• преодолевать пассивность, безвольное следование ходу событий, не пытаясь подчинить его своей воле;

• не быть наивным и беспечным в повседневной жизни, сохранять бдительность и не совершать действий, повышающих вероятность попадания в трудные, экстремальные, кризисные ситуации;

• не ходить «по лезвию ножа», не испытывать судьбу, действуя в рискованных и опасных ситуациях на авось;

• не подставляться под удары судьбы и криминала, не совершать действий, которые позволили бы вашим недоброжелателям и преступникам воспользоваться ими, чтобы поставить вас в трудное положение;

• повседневно пользоваться методами саморегуляции своих психических состояний и поведения;

• не совершать дел, которые неизбежно сразу или со временем вызовут угрызения совести и которых придется стыдиться самому, родственникам, детям. Мудрый древнегреческий философ Демокрит писал: «Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других»;

• быть разборчивым в знакомствах.

Полезны два совета мудрых людей.

Омар Хайям (1048—1123) в одном из своих четверостиший писал: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Б. Ясенский говорил: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство»;

• беречь здоровье и жизнь. Отчетливо понимать, что курение, непомерное потребление алкоголя, токсикомания, наркомания и т.п. — это преднамеренное ухудшение здоровья, сокращение жизни, фактически самоубийство, только растянутое во времени;

• не спешить жить. Психология взросления обычно сопряжена с желанием подрастающего человека побыстрее стать взрослым, считать себя им, имитацией взрослости, совершением «взрослых» поступков; стремлением раньше и без трудовых усилий иметь все, чего взрослые достигают долгими годами упорного труда; раннее вступление в половую жизнь, курение, употребление алкоголя и наркотиков; нетерпеливое стремление к получению удовольствий от пользования всеми благами человеческой цивилизации, созданными старшим поколением и другими людьми, используя для этого нередко аморальные и противоправные способы и пр. Стремиться спрессовать все возрастные потребности и удовольствия в первые 15—25 лет жизни — значит во многом сократить свою психологическую жизнь, девальвировать радости и обеднить последующие годы. Исследования показывают, что поспешность с получением всего комплекса жизненных удовольствий часто формирует у человека психологическую пресыщенность, которая мотивирует поиски «чего-то новенького», повышенно острых ощущений и переживаний. Это одна из причин отхода от разумного и полезного для самого человека образа жизни, возникновения извращенных интересов и потребностей, увлечения ужасами и мистикой, деформированного поведения (всякие хиппи, секты, «бритоголовые» и пр.), разочарования жизнью (от которой

«больше нечего взять»). Психика испытывает при этом повышенные нагрузки и перегрузки, порождающие психические деформации, а в последующем и вероятную необходимость в помощи психиатра.

П.А. Корчемный и А.П. Елисеев дают такой совет: «..не надо путать дело и потеху, будни и праздники. В торжественной обстановке вполне можно выпить бокал хорошего вина, вкусить широкий набор различных деликатесов и сладостей. Однако это должно носить характер приятного исключения. Как правило же, следует ввести режим самоограничения и функциональных нагрузок. Ошибочно думать, что такой образ жизни грустен и тягостен. Усилия нужны лишь по началу: став нормой, он дает человеку бодрость и много новых радостей. В этом нетрудно убедиться, если присмотреться хотя бы к долгожителям Закавказья. В полном здравии они проживают две среднестатистические жизни без участия Мефистофеля, требовавшего душу за долголетие»1.

Новые общественные условия России остро поставили вопрос о цивилизованном понимании гражданами свободы и прав. В средствах периодической печати и массовой информации пишут и говорят только о правах и свободах, словно не существует обязанностей и ответственности. Если кто-то попытается напомнить об обязанностях, дружный хор «свободолюбцев» тотчас усматривает в нем «душителя свободы». Такое однобокое представление демократии — продукт то ли умышленной демагогии, то ли «романтизма», то ли недомыслия, то ли еще чего-то, но только не цивилизованности. Однако во всех случаях люди и общество несут из-за этого потери и возникают немалые трудности в осуществлении общественных преобразований.

Прав без ответственности быть не может — это элементарное положение общей теории управления, функционирования социальных сообществ, да и уроков жизни. Чем больше у человека, общественной структуры прав, тем больше обязанностей и ответственности и наоборот. Разве может существовать право человека на свободу без его обязанности уважать аналогичные права других? Если — да, то тогда и другие свободны от обязанности уважать его права и лишать свободы. Разве может существовать какое-то самостоятельное право, например, главы семьи, кормильца без его обязанности обеспечивать жизнь семьи, заботиться о ее членах? Разве может существовать право на выбор поведения («что хочу, то и делаю») без ответственности за нарушение норм, установленных законом («разрешено все, что не запрещено законом» — популярный у нас в 90-годы куцый лозунг: получается, что все аморальное, если оно не предусмотрено законом, допустимо). Ведущий принцип правового государства, которое мы хотим у себя построить — все по

1 Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: Курс лекций. Часть I — Новогорск, 2000. — С. 103.

закону! Невыполнение обязанности соблюдать правовые нормы кем-то влечет за собой неизбежное привлечение его к административной или уголовной ответственности. «...Здоровый дух демократии будет выглядеть однобоко, если понимать его как свободу от ответственности, — пишет В. Франкл. — Я люблю говорить, что статуя Свободы на восточном побережье США должна быть дополнена статуей Ответственности на западном побережье»1. Надо стремиться не к возможному, а к должному, замечает он2. Очень полезные для нашего сегодняшнего бытия идеи.

Свобода — не вседозволенность, права — не безответственность. Цивилизованное их понимание и исполнение определяется правилом: моя свобода кончается там, где начинается и не нарушается свобода другого человека; мои права есть только там и тогда, где и когда я выполняю обязанности, предписанные мне законом, нормами морали и культуры поведения.

Следовать всем рассмотренным правилам, требующим от человека целеустремленности, сосредоточенности, собранности, воли, нелегко, но нужно даже в личных интересах. В молодости психологически это особенно трудно из-за переполняющей молодого человека радости жизни, красот прекрасного и многообразного мира, приоткрывающего все новые и новые удовольствия и восторги, состояния беспечности, порожденного не знающими предела проявлениями любви и щедрот части педагогически неумных родителей, осыпающих ими повзрослевшее дитя словно из рога изобилия. Кажется, что так будет всегда, и стимулов серьезно задумываться о будущем у многих не хватает. Но молодость — это, как говорят, «недостаток», который неизбежно проходит. Французский писатель Ларошфуко говорил: «Молодость — это постоянное опьянение; это горячка рассудка».

Ю. Щербатых так объясняет порывы молодых людей к совершению смелых, порой безрассудных поступков, и стремление людей в более зрелом возрасте проявлять благоразумие и взвешенную осторожность.

«Во-первых, — пишет он, — молодые люди не думают о смерти. Она кажется им далекой и нереальной, мало относящейся к ним лично. Чем ближе подходит человек к роковой черте, тем больше он склонен ценить жизнь, тем меньше хочет рисковать, чтобы не потерять ее. Во-вторых, молодые люди стремятся «завоевать мир», для чего и готовы совершать подвиги. Они хотят занять свое место под солнцем, жаждут любым способом заявить о себе, поэтому с легкостью совершают героические (как им кажется) поступки, в которых больше безрассудства, чем истинного мужества. В-третьих, молодые более легковерны и принимают за чистую монету чужие лозунги и принципы,

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. — С. 68.

2 Там же. С. 70.

кажущиеся им глубокими и значительными, а на самом деле таковыми не являющимися. Поэтому вожди всяческих революций...так «любят» молодежь — она идеально подходит для их честолюбивых целей — молодыми легче манипулировать, им гораздо проще затуманить мозги и увлечь за собой, чем умудренным жизненным опытом более зрелым людям.

В-четвертых, молодые люди имеют меньше привязанностей к окружающим, им свойственно стремление порвать семейные цепи и вырваться на свободу, самореализуясь в «свободном полете». С возрастом же начинаешь испытывать чувство ответственности за близких, мысль о которых зачастую удерживает на краю пропасти...

Подводя итог сказаннному, можно отметить, что цена храбрости молодых чуть более легковесна, чем мужество людей зрелых, и тот же героический поступок, совершенный человеком в летах, которому есть, что терять, заслуживает большего уважения, чем отважный порыв молодости»1.

Юность, молодость — это очень малая часть жизни, максимум десять лет, а затем главные 50—70 лет жизни. Ее испытания и трудности не заставят себя долго ждать, если в молодости не заложен фундамент успеха и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а время растрачено только на развлечения. Тот, у кого много свободного от учебы и работы времени, не многого достигнет в жизни. Жизнь не любит, когда ее не уважают и слишком долго забавляются ею.

Полезна рекомендация Л.П. Гримака пользоваться методом самоисповеди — детальным и полным внутренним отчетом перед собой, перед своей совестью о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и своей истинной роли в них2. Выразить «наболевшее в душе» в словах прямо, бесхитростно, без лукавства, искренно издавна считалось у людей одним из способов избавления от гнетущих мыслей и «облегчения души». Ведь и церковный обряд исповеди-покаяния, сохранения ее тайны и получения прощения «от самого Господа» многие века служил восстановлению душевного равновесия и предотвращения дальнейших бед. В настоящее время люди обычно все прячут в себе, носят тяжелый душевный груз, тяготящий их и вредящий им. В этих условиях эффективным становится самоисповедь. Полезна и письменная форма ее — ведение личных дневников.

Л.П. Гримак рекомендует развивать и привычку искреннего выражения признательности тем, кто отнесся к вам хорошо, оказал помощь, взял на себя тяготы, чтобы помочь вам, лишил себя чего-то, чтобы отдать это вам, создал себе проблемы, занимаясь помощью и удовлетворением ваших потребностей. Без этого ваш долг перед ними окажется вовсе неоплаченным и ляжет на вашу совесть,

1 Щербатых Ю. Психология страха. — М., 2000. — С. 245—246.

2 Гримак Л.П. Общение с собой. — С. 178—181.

и не исключено, что, если не сейчас, то потом, будет мрачной страницей биографии и воспоминаний о прожитых годах.

Обязательной нормой культурного человека выступает принесение извинений тем, кому доставлены неприятности. Это одна из форм покаяния, снимающая гнетущее чувство вины у человека, обладающего совестью и порядочностью. Извинения уместны непосредственно перед или после действия, несущего трудности и проблемы другим. Вообще можно и нужно жить свободно, но так, чтобы не создавать проблемы другим, не приносить им неприятности. Если же вы пренебрегаете этим, то нечего обижаться, когда с вами поступают также. Уместно принесение извинений и в дни рождения, нового года, других праздников: родительского, ветеранов и престарелых, христианского прощения и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...