Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактики и надежности действий группы




Первой задачей тактической подготовки выступает отработка трех—семи типичных («штатных») вариантов тактических действий группы

в экстремальных ситуациях. Всякая гибкость

базируется на отработке основных типов действий, а варианты возникают тогда, когда есть чем и между чем выбирать. Отработка типовых тактических вариантов — важный шаг на пути подготовки к непредсказуемым ситуациям.

Варианты отрабатываются последовательно, начиная с основных и переходя к менее вероятным. Следующий вариант осваивает-

ся после основательной отработки предыдущего, доведенного до средней быстроты, качества и сложности условий. Усложнением не следует увлекаться до тех пор, пока не будут отработаны на том же уровне все отобранные варианты. Основные формы занятий — практические, тактические летучки, игры, учения. Место — реальная местность, полигоны, действующая техника, транспорт, средства связи, боевые посты, командные пункты и, если есть, специальные тренажеры и игровые комплексы для подготовки групп. Тщательное внимание уделяется формированию элементов тактической подготовленности. Методы — объяснения, упражнения, разборы, советы. Рекомендуется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами. Так возникают навыки тактического взаимопонимания, а на их основе в упражнениях по совместным действиям — и навыки тактического взаимодействия. Большое внимание так же, как в одиночной подготовке, уделяется приближению внешних и внутренних (психологических) условий и трудностей к реальным с помощью средств имитации и моделирования. Что касается использования оружия подразделениями силовых структур, то в начале это просто имитируется, затем применяются холостые заряды, а завершается применением боевых пуль, снарядов, бомб, ракет с принятием всех мер безопасности.

Занятия проводятся руководителем — командиром группы или старшим начальником; при этом боевому управлению обучается и он сам.

Значительное время отводится второй задаче тактической подготовки — формированию экстремальной надежности действий группы. Групповые занятия, игры и учения начинают проводиться со все большим усложнением решаемых задач и условий и включением в них таких, которые предварительно не отрабатывались, и группа ставится перед необходимостью оперативно и самостоятельно находить выход из незнакомой ситуации по ходу действий. Таких неожиданностей становится все больше, и они усложняются.

Специальное внимание уделяется отработке элементов экстремальной надежности путем введения в занятия обстоятельств, требующих их проявления: поддержки и оказания помощи соратникам; быстрой ликвидации сбоев связи, взаимодействия, обеспечения, работы техники, взаимозаменяемости. Целесообразны и специальные практические занятия по отработке навыков по этим элементам.

Заслуживают пристального анализа повторяющиеся причины даже мелких сбоев, слабостей отдельных членов группы, снижающих общую ее надежность, и их тщательное устранение.

Подлинная надежность возникает, когда состав группы стабилен и опыт совместных действий в трудных условиях велик, а не изме-

ряется несколькими учениями. В туризме есть хорошее выражение: группа должна быть «схоженной».

Подготовка к обеспечению личной безопасности

Необходимость и сущность подготовки

В нашей стране необходимость специальной подготовки людей, занимающихся опасными профессиями (военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.), к обеспечению собствен-

ной безопасности была осознана по-настоящему лишь в середине 90-х годов. Этому способствовала криминализация обстановки в стране, борьба с терроризмом в Чеченской республике, более глубокое и беспристрастное изучение зарубежного опыта, в котором к этому времени уже имелось немало полезного. Специальный «менеджмент безопасности» за рубежом давал положительные результаты, особенно разительные в сравнении с нашими. Так, в середине 90-х годов среднее количество убитых полицейских составляло: в США — 89, в Италии — 16, во Франции — 7, в ФРГ и Канаде — по 4, в Великобритании и Бельгии — по 1, в Швеции, Финляндии, Дании — одно убийство за 2—3 года1. В России число погибших сотрудников правоохранительных органов в год исчисляется сотнями.

Не случайно вопросы подготовки к обеспечению собственной безопасности стали особенно активно разрабатываться в юридической педагогике. Анализ причин гибели и ранений сотрудников милиции выявил, что среди них: потеря бдительности, неумение предвидеть и оценить опасность, игнорирование очевидных признаков опасности, переоценка своей подготовленности, отсутствие контроля за другими людьми, неверие в возможность стать объектом нападения и др. Именно недостатки в подготовке и качествах сотрудника милиции определяют его предрасположенность к несчастным случаям {«профессиональную виктимностъ»). Чем выше уровень подготовленности сотрудника к обеспечению личной безопасности, тем ниже уровень его профессиональной виктимности и тем выше его шансы остаться живым и невредимым в ситуациях столкновения с вооруженным преступником. Стали применяться новшества при проведении огневой подготовки, приучающие применять при стрельбе защитные меры в виде уклоняющихся действий (резкой смены позиции, переката, приседания, стрельбы из-за укрытия и пр.). Однако разработка комплексной педагогической системы обес-

Politia internationale. 1996, № 3, p. 13.

печения личной профессиональной безопасности была выполнена и стала внедряться в практику лишь в 1995—1998 гг.1 Этот опыт поучителен и заслуживает использования в других опасных профессиях.

Содержание

Подготовки

Профессионалов

Содержание подготовки определяется пониманием структуры подготовленности профессионала к обеспечению личной безопасности, т.е. того, чем он должен обладать и чему он обучен. В США

повелось изображать структуру в виде пятиконечной звезды, на концах лучей которой умственные способности, владение оружием, физическая подготовка, тактика, экипировка. У нас полагают, что это упрощенное представление и делаются попытки усовершенствовать понимание, а, значит, и содержание подготовки.

Конечно, подготовленность к обеспечению личной безопасности имеет общую связь с уровнем профессионализма. Поэтому все, что писалось выше о профессиональном мастерстве, морально-психологической, огневой, физической, профессионально-психологической подготовке, вооруженном противоборстве, умении владеть собой относится и к укреплению личной безопасности. Важно другое — что еще нужно, что должно стать предметом специальной педагогической заботы и учебного курса или программы? Такими специальными компонентами в мастерстве выступают:

• отчетливое понимание профессионалом наличия постоянного риска, возможных с определенной вероятностью внезапных экстремальных обострений в его деятельности, опасных лично для него;

• умение оценивать наличие опасности в ситуациях профессиональной деятельности, ее степень, возможности нарастания и формы реального проявления;

• понимание роли постоянной бдительности, готовности к немедленному реагированию на угрозы и опасности при выполнении профессиональных функций;

• умение использовать экипировку, повышающую личную безопасность;

• владение тактикой постоянного превентивного обеспечения личной безопасности при повседневном выполнении служебных функций;

1 Буданов А.В. Методика использования материалов зарубежного опыта в профессиональной подготовке сотрудников МВД. — М., 1995; Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел /Тактика и психология безопасной деятельности. — М. 1996; Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. — М., 1997; Сафронов А.Д., Карпов B.C. Пособие по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997; Буданов А.В. Методика разработки учебных курсов по проблемам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов (на опыте США и России). — М., 1998.

• владение тактикой, методами и приемами обеспечения безопасности при решении типичных задач, сопряженных с повышенной опасностью;

• владение тактикой, методами и приемами усиления мер личной профессиональной безопасности при реальном возникновении непосредственной опасности;

• владение тактикой, методами и приемами пресечения пикового нарастания опасности;

• умение опережать носителя опасности во всех действиях, в том числе и использовании оружия.

А.В. Будановым на основе определенной им структуры подготовленности к обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительных органов разработана программа спецкурса «Тактика и методы обеспечения личной профессиональной безопасности»1 с такими темами:

1. Система обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудника.

2. Управленческое обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников.

3. Профессиональный риск и профессио-

нальная безопасность конкретной категории сотрудников.

4. Тактика и методы обеспечения личной профессиональной безопасности в ситуациях шантажа и провокаций.

5. Действия сотрудника по обеспечению личной психологической безопасности.

6. Тактика обеспечения личной физической безопасности.

7. Действия данной категории сотрудников по обеспечению личной физической безопасности.

Вопросы методики

При подготовке уделяется внимание формированию соответствующих знаний, навыков и умений; однако в ней есть и выраженная воспитательная направленность.

Обучающимся надо не только знать, что и как делать, но и хотеть делать, не пренебрегая тем, чему учат. Необходимо формирование у них установки на выживание, исключающей беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей о ней и необходимости личной защиты. Существует международная практика изучения и подписания каждым профессионалом (в опасных видах деятельности) особого документа — «Обязательство о вы-

1 Буданов А.В. Методика разработки учебных курсов по проблемам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов (на опыте США и России). — С. 39-48.

живании»1. Для формирования установки на выживание систематически приводится тренинг анализа служебных ситуаций, содержащих угрозу опасности, используются разъяснения, убеждения и требования по вопросам личной безопасности.

Сотрудники силовых структур обучаются пользованию индивидуальными средствами защиты: головы (пулестойкий защитный шлем, пулестойкий радиофицированный шлем, средство для маскировки и защиты лица и шеи и др.), туловища (бронежилет, пулезащитная куртка, штурмовые защитные комплекты и др.), конечностей (противоударная рукавица, кольчужные перчатки, защитный комплект «Щиток» и др.), а так-

же специальные личные средства самозащиты. Об этом обучающимся не только говорят, но и учат практически пользоваться средствами защиты и одновременно решать боевые (служебно-боевые) задачи.

Изучаются теоретически и отрабатываются практически тактика, методы и приемы обеспечения безопасности в типовых, наиболее часто встречающихся, лично опасных профессиональных ситуациях. Формируются навыки и умения их выполнения по обычным методикам, завершающиеся в условиях, максимально приближенных к реальным.

Вот как, к примеру, алгоритмизировано описывается порядок действий бойца, выполняющего задачи при вооруженных конфликтах и обнаружении им растяжек мин и взрывоопасных предметов, которым должен овладеть обучающийся:

«Если вы идете пешком:

остановитесь;

внимательно осмотрите местность;

определите характер и состояние обнаруженного предмета, не касаясь его;

на бросайте в подозрительный предмет камень и не стреляйте в него;

поверните назад, оставаясь на той же тропе, по которой вы пришли;

отметьте заминированный участок тем, что окажется под рукой;

сообщите командиру, в штаб, в дежурную часть;

оповестите окружающих»2.

Для практического применения и одновременно формирования привычки к бдительности и активизации установки на выживание, рекомендуется напоминать выходящим на выполнение заданий и несение службы в караулах, патрулировании правила соблюдения личной безопасности, а при разборах и подведении регулярных (недельных, месячных и иных) итогов, оценивать их выполнение.

1 См.: Панкин АИ. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел /Тактика и психология безопасной деятельности. — С. 23; Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудника органов внутренних дел. — С. 105.

2 Сафронов А.Д., Карпов B.C. Упом. изд. С. 92—93.

О педагогике личной

Безопасности граждан

Плохая подготовленность граждан в вопросах безопасности приводит их к неприятностям, сложным психологическим переживаниям, неприятным последствиям, социальным, финансовым, материальным утратам, заболеваниям, физическим страдани-

ям. Угрозу стать жертвой преступника несут в себе и недостатки личных качеств жертвы, ее взаимоотношения с преступником, рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, неосторожное, распущенное, провокационное, опасное для самой себя (виктимное) поведение. Есть целесообразность и возможность специально обеспечить понимание гражданами причин всяких неприятностей, заключающихся в самом себе, и помочь в устранении их. Это уже нашло, в частности, воплощение в появлении книг и пособий, ориентирующих широкие круги читателей в вопросах личной безопасности1. Радикальнее задача может бы быть решена учебными курсами «Обеспечение личной безопасности» («Самоохрана», «Виктимология») в объеме 10—30 часов (в зависимости от категории обучающихся). Способствовали бы улучшению подготовки серии передач на телевидении, радио, публикаций в периодической печати, а также занятия по месту жительства. Особенно нужны они подросткам, юношам и девушкам, молодым и пожилым людям. Для желающих полезны были бы углубленные курсы по отдельным вопросам безопасности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...