Подготовка к физическому противоборству и нагрузкам
Задачи, содержание, основы методики Существует общая физическая подготовка (ОФП) и специальная (СФП). Первая предназначена для общего физического развития людей (как гово- рят еще — формирования физической культуры, осуществления физического воспитания): повышения функциональных физических возможностей организма, абсолютной и взрывной силы мышц, скоростно-силовых качеств, координации движений, выносливости и др. СФП имеет особое предназначение: развитие специальных физических и психофизических качеств, отдельных групп мышц и функциональных возможностей, формирование навыков, умений и привычек, отвечающих специфике физических трудностей и нагрузок предстоящей или осуществляемой обучающимся спортивной, профессиональной или иной специальной деятельности. Справедливо считается, что в большинстве случаев следует сочетать эти два основных вида физической подготовки, изменяя их соотношения в 1 Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США). — С. 14. 2 Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности. — М., 1997. зависимости от ее частных видов, задач и категорий обучающихся. Подготовка к физическому противоборству и иным экстремальным физическим нагрузкам носит, преимущественно, специальный характер, точнее — специально-экстремальный и может быть названа специально-экстремальной физической подготовкой (СЭФП). СЭФП предполагает проведение и общей физической подготовки, которая в ее системе тоже приобретает черты специализации. Учитывается и то, что специальные физические упражнения вносят свой вклад в укрепление физической силы, выносливости, быстроты и координации движений занимающихся ей.
В практике общей физической подготовки сотрудников правоохранительных органов уделяется, например, повышенное внимание: . скоростным упражнениям, характеризующимся быстротой движений и перемещений в пространстве (спринтерский бег, уклоны от ударов, быстрые двигательные реакции и т.п.); . силовым упражнениям: перемещениям тяжестей, подъемам штанги, оказанию физического сопротивления внешнему давлению, подтягиванию в висе, отжимам с пола, перетягиванию каната, приседаниям с грузом на плечах и др.; • скоростно-силовым упражнениям, которым свойственна максимальная интенсивность или мощность усилий (прыжки, метания, удары, броски и т.п.); . упражнениям, требующим преимущественного проявления выносливости (бегу на средние и длинные дистанции, плаванию, передвижениям на лыжах, многократному повторению движений, длительности физических нагрузок и т.п.); . упражнениям, требующим точной координации движений (акробатическим, гимнастическим и т.п.); • упражнениям, требующим единовременного комплексного проявления различных физических качеств в условиях переменного режима деятельности (характерным для борьбы, бокса, спортивных игр, рукопашного боя и т.п.)1. Содержание СЭФП предельно специально, адаптируется к проблемам конкретной деятельности, профессии, типу экстремальных ситуаций. Наиболее часто оно связывается с такими вопросами как: • достижение точности, уверенности, скорости, координирован-ности, выносливости в выполнении всех профессиональных движений и действий в ответственной обстановке, при помехах, отвлекающих факторах, в бронежилетах, защитном снаряжении, резиновых перчатках, противогазах, кислородно-изолирующих приборах и др.; 1 Колюхов В.Г., Лисицын В.И. Современный подход к обучению боевым приемам борьбы //Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — М., 1996. № 3. — С. 35—36.
• тщательная отработка специальных двигательных действий, выполняемых только в экстремальных ситуациях; • обучение ведению физического противоборства; • обучение приемам самозащиты; • отработка навыков, умений, тактики выживания в одиночестве, без связи, в лесу, горах, степи, пустыне, на большой высоте при кислородном голодании, без воды, пищи, огня, в мороз, под завалами и др. В методике подготовки спортсменов и других категорий обучающихся к предельным физическим и психологическим напряжениям спортивных и иных единоборств применяются: • учебно-тренировочные бои (спарринги) по самбо, дзюдо, рукопашному бою; • создание обстановки, максимально приближенной к соревновательной; • постановка задач партнерам не «играть в поддавки», а вести вольный бой в полную силу своих возможностей; • требование максимально импровизировать при ведении спортивной борьбы, ибо при прочих равных условиях успеха достигает не тот, кто овладел арсеналом приемов, а тот, кто ведет бой творчески, импровизирует в постоянно меняющихся и трудно предсказуемых условиях и так находит путь, ведущий к победе1; • требование при неудачном ходе спортивных единоборств, игр, соревновании или при большой силе противника не падать духом, не тянуть до истечения времени, а неустанно изыскивать силы и варианты, чтобы переломить ход событий в свою пользу, добиться победы, бороться до последней секунды; • отработка приемов самозащиты не в спортивном зале, а в подъезде, лифте, на лестничной площадке, посту и т.п., при наличии в руках нападающего «правонарушителя» ножа (в начале резинового, деревянного и, наконец, металлического), палки, разбитой бутылки, бритвы, пистолета; • кроссы по пересеченной местности и при плохой погоде на большие расстояния. В практике СЭПФ сложилось блочное планирование последовательности отработки профессионально-боевых силовых действий и приемов (каждый блок длится 6—8 недель): первый — отработка приемов на несопротивляющемся партнере; второй — отработка приемов при их серийном выполнении и в комбинациях при дозиро-
1 Миленин В.В. Физическая и огневая подготовка в системе многоступенчатого образования //Известия Методического центра профессионального образования и координации научных исследований. — 1996. № 3. — С. 30. ванном сопротивлении партнера; третий — отработка реализации приемов в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям физического противоборства и силового принуждения «противника» к капитуляции. Подготовка к физической самозащите История приемов и тактики самозащиты имеет глубокие исторические корни. В новой истории заслуга в их разработке принадлежит А.А. Харлампиеву1. Он изучил опыт народов многих стран, отобрал в нем лучшие приемы самозащиты, объединил в единый комплекс, разработал несколько этапов ведения поединка (разведка, нападение, преследование, активная оборона, встречная борьба, тактическое маневрирование). А.А. Харлампиев предложил к использованию такие методы ведения поединка как внезапность, подавление, изматывание, отвлечение, вызов. Глубокую разработку психологической борьбы при поединке фехтовальщиков выполнил А.А. Аркадьев2. В многочисленных исследованиях психологов и педагогов спорта потом было показано, что занятия боксом, различными видами борьбы, рукопашным боем, русскими боевыми искусствами, дзю-до, каратэ, кикбоксингом также способствуют овладению приемами, которые могут применяться при самозащите. Если заниматься спортом и физической культурой не в чисто спортивных, а в прикладных целях, то не следует увлекаться большим количеством видов и отрабатываемых приемов. Целесообразно отобрать несколько приемов с учетом индивидуальных особенностей и личной заинтересованности обучающегося. Это относится и к профессионалам, и к обычным гражданам для защиты от преступных посягательств на свою личность. Нередко наблюдается погоня за отработкой всех приемов, что неразумно из-за больших затрат времени, недостаточного для совершенной их отработки. Такой необходимости и нет, что подтверждается опытом спортивных единоборств на различных соревнованиях вплоть до мировых. Установлен «закон воронки»: с ростом мастерства спортсмена число приемов, с помощью которых он добивается успеха в поединке (при максимальном сопротивлении противника, предельном физическом и психологическом напряжении), сокращается до 3—53. Бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве овладевший 1—2 приемами и всю схватку ловящий противника на них (даже когда последнему известна эта сильная сторона будущего чемпиона). Поэтому лучше осваивать несколько универсаль-
' Харлампиев А.А. Самозашита без оружия. — М., 1958. 2 Аркадьев А.А. Тактика в фехтовании. — М., 1969. 3 Миленин В.В. Физическая и огневая подготовка в системе многоступенчатого образования. — С. 30. ных, наиболее надежных и эффективных приемов, хорошо зарекомендовавших себя на практике (зашита от ударов уходами, боковая подсечка, задняя подножка, загиб руки рывком, дожим кисти, удар носком ботинка под колено, удар ботинком или коленом между ног и др.), но доводить их выполнение до полного совершенства. Необходимо и возможно самостоятельно совершенствовать свои физические кондиции специальными упражнениями в свободное время. Существуют комплексы упражнений по развитию силы мышц пальцев и кистей рук, бицепсов, плечевого пояса, туловища, скоростных качеств, координации движений, гибкости, равновесия и выносливости. Рекомендуется тренировка организма, чтобы выдерживать удары в голову, туловище, по конечностям1. Весьма откровенные рекомендации по самозащите приводит в своих публикациях А.Е. Тарас2. Если на вас кто-то нападает, значит этот «кто-то» уверен в своем превосходстве, — пишет он. Именно эту уверенность надо выбить из нападающего в первую очередь. Важно вызвать у него растерянность и страх. Первые же контрдействия должны быть для нападающего внезапны. Надо прежде всего научиться быстро превращаться из мирного и доброжелательного обывателя «в яростного хищника»3, стать «взбесившейся крысой, какой она бывает, когда загнана в угол». Обороняться надо решительно, смело и отчаянно. Действия хороши, когда максимально болезненны для нападающего. Приемы, не приносящие ему существенных неприятностей, неизбежно приведут вас к поражению. Нельзя обойтись без, так называемых, «запрещенных приемов» и подручных средств. Наносить удары между ног, под колени, по голени, выворачивать пальцы. «...Хорошо бы взять в руку что-нибудь острое, колючее, граненое. Скажем, кусок стекла или разбитую бутылку, какой-нибудь ржавый гвоздь, строительную арматуру, ножницы, да хотя бы металлическую вилку. Еще лучше взять подходящие предметы в обе руки» и угрожать ими. Плюс использовать локти, колени, стопы, носки ботинок, голову («как большой ударный предмет»), даже зубы. Надо научиться не лезть на рожон, а применять побольше хитростей, обращать агрессивные движения нападающего против него же — уклоняться и с удвоенной силой встречного движения наносить мощные удары. «Стопорящие» встречные удары действуют на нападающего отрезвляюще, либо приводят к утрате самоконтроля и, как следствие, грубым ошибкам, которые обороняющемуся можно будет использовать с еще большим успехом.
Список рекомендаций автора мы прекращаем, ибо если дело дойдет до суда, то скорее всего их использование будет расценено как превышение пределов необходимой обороны и может повлечь уголовную ответственность. 1 См.: подробные рекомендации в книге «Подготовка разведчика». — Минск, 2000. — С. 9-74. 2 Тарас А.Е. Воины-тени: ниндзя и ниндзюцу. — Минск, 1996; Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. — Минск, 1997; Тарас А.Е. Боевая машина / Психология экстремальных ситуаций. Часть II. — С. 364. 3 Тарас АЕ. Боевая машина /Психология экстремальных ситуаций. Часть II. — С. 367. Очевидно, что такому физическому противодействию вряд ли надо специально учиться, хотя выводы для себя сделать полезно. Большинство авторов и официальных документов, особенно зарубежных, не рекомендуют гражданам вступать в физическое противоборство с напавшим вооруженным преступником, ибо самое главное в такой ситуации — сохранить жизнь. В заключение отметим, что научные данные и практический опыт убедительно свидетельствуют о том, что высшие достижения в физических единоборствах, проявлениях силы и выносливости при равных физических возможностях зависят от качеств личности человека, от его стремления к победе, воли, экстремальной устойчивости, морально-психологических качеств. Физически более слабый человек способен одержать победу над более сильным, если он предстает как более сильная и целеустремленная личность. Многие физически талантливые и многообещавшие спортсмены не оправдали возлагавшихся на них надежд, так как им не хватало юли, устойчивости, настойчивости и упорства, выдержки, умения владеть собой. Поэтому и для физических побед нужно воспитание и самовоспитание, совершенствование личных качеств, мотивации, моральных качеств, характера. Индивидуальная подготовка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|