Подготовка руководителей (начальников, командиров)
Необходимость И задачи подготовки Требования экстремальных ситуаций к человеку и его подготовке к ним высоки. К руководителям они много выше, шире и своеобразнее. Дело не сводится к количественным требованиям: «руководитель должен меньше бояться, быть устойчивее, лучше владеть собой, обладать более сильной волей» и пр. Дело в другом — руководитель не один из хороших профессионалов, выдвинутый на руководящую работу; это — другой профессионал, профессионал в области управления. Главные задачи, обязанности, ответственность его иные. Он главный специалист, но и организатор деятельности, осуществляемой организацией (предприятием, учреждением, воинской частью, подразделением, отрядом, группой и пр.), он руководитель коллектива, он ответственен не столько за себя, сколько за людей, за успех 1 См.: например, Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995; Баскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. — М., 1995; Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. — М., 1997. всего дела, за безопасность, сохранность и умножение всего, что этой организации принадлежит. Управленческая деятельность, по преимуществу, имеет особое содержание, формы, средства, методы, поэтому главные проблемы и трудности у руководителя иные; иные и требования к его подготовленности. В повседневных условиях работа руководителя многим представляется одним удовольствием и лишь в экстремальных ситуациях становится ясно — ему не позавидуешь. Подготовка руководителей к управлению в экстремальных условиях много труднее и ответственнее, чем подготовка рядовых сотрудников, а недостатки в ней отражаются на общем успехе сильнее. При опросах участников острых экстремальных ситуаций о том, в чем чаще всего обнаруживались главные недостатки преодоления трудностей, среди первых обычно называют недостатки в управлении. Руководитель, в сущности, настолько руководитель, насколько он способен осуществлять экстремальное управление.
Подготовка командного состава вооруженных сил к боевому управлению осуществлялось издавна, но в широких масштабах управленческое образование и изучение вопросов управления в различных сферах жизни и профессиональной деятельности (как и наука управления) начало развиваться в нашей стране на рубеже 70-х годов прошлого века. Нельзя сказать, что вопросы экстремального управления не находят сейчас места в подготовке руководителей, но можно утверждать, что это место не то, которое должно быть. К числу распространенных недостатков можно отнести, например, малое количество времени, отпускаемое на изучение экстремального управления, и его ограниченность организационными проблемами. Практически не изучаются человеческие проблемы, психологические и педагогические аспекты экстремального управления и работы с людьми. Между тем именно они находятся среди главных трудностей управления в экстремальных ситуациях. Вопросы экстремального управления должны занять подобающее место в системе управленческой подготовки. К основным ее психологическим и педагогическим задачам относится подготовка руководителей к: 1) пониманию решающей роли людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, испытываемых трудностей, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически квалифицированной работы с ними; 2) преодолению личных психологических и педагогических трудностей экстремального управления; 3) осуществлению психологически и педагогически грамотного руководства людьми в экстремальных ситуациях;
4) учету психологических и педагогических факторов обеспечения безопасности людей и своей лично в экстремальных ситуациях. Содержание экстремально-управленческой подготовки Содержание экстремальной психолого-педагогической подготовки руководителей определяется ее задачами и включает несколько разделов. Раздел I. Психолого-педагогические факторы, подлежащие мониторингу, принятию во внимание и управленческим воздействиям в экстремальных ситуациях: • решающая роль людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, испытываемых трудностей, настроений в группах; • психологические реакции людей, групп в экстремальных ситуациях и их влияние на успех поведения и действий; • экстремальные факторы, способные оказывать положительное и отрицательное влияние на поведение и действия людей; • психологические особенности конкретных типов экстремальных ситуаций, наиболее вероятных в управленческой деятельности данной категории руководителей; • экстремальные способности и экстремальная подготовленность людей, обеспечивающие их устойчивость в экстремальных ситуациях и успех действий. Раздел II. Психологические и педагогические особенности личной экстремально-управленческой деятельности руководителя: • психологическая и педагогическая характеристика экстремально-управленческой деятельности руководителя; • типичные психологические и педагогические трудности (недостатки в личной экстремально-управленческой образованности, обученности, воспитанности и развитости — слабостях в знаниях, навыках, умениях, качествах), которые руководителю, скорее всего, придется лично испытывать и преодолевать; • психология и педагогика в активном, наступательном, успешном решении задач в экстремальных условиях (изучение и оценка обстановки, принятие решений, организация их выполнения, преодоление трудностей, достижение целей); • социально-психологические вопросы обеспечения взаимодействия сил и средств при решении задач в экстремальных ситуациях и предупреждения срывов в нем; • способы ведения психологическая борьбы с противодействующими силами, подавление их воли к сопротивлению и подчинению своей;
• способы взаимодействия с местным населением, органами власти и представителями средств массовой информации в зоне экстремальных событий; • морально-психологические аспекты действий руководителя в экстремальных ситуациях; • самоконтроль, самооценка и саморегуляция своей психической деятельности и поведения руководителем. Раздел III. Психология и педагогика управления действиями людей в экстремальных ситуациях: • изучение и оценка морально-психологического состояния людей в экстремальных ситуациях; • психология паники, слухов и способы их предупреждения и пресечения; • влияние личного примера, стиля, решений, методов управленческой деятельности руководителя на психологию людей в экстремальных ситуациях; • создание условий деятельности личного состава, благоприятствующих его психическому состоянию, экстремальной устойчивости, успешности действий и веру в успех; • психологические и педагогические формы и методы работы с людьми в перерывах действий; • психологические и педагогические аспекты заботы о людях, повышающие их безопасность; • педагогика изучения успешного опыта действий и обучение ему других в условиях экстремальных ситуаций; • психологические пути профилактики возникновения нарушений психической деятельности и расстройств у людей и организация оказания помощи тем, у которых они возникают; • использование возможностей психологов и педагогов в сопровождении действий людей и обеспечении их успеха, безопасности и оказания им помощи; • обучение подчиненных руководителей работе с людьми в ходе решения задач в экстремальных ситуациях. Раздел IV. Психологические и педагогические основы экстремальной подготовки персонала и самоподготовки руководителя (содержание выборочно из глав 6, 7, 8 настоящего пособия). Вопросы и задания для самопроверки и размышлений-------------------------------------------------- 1. Вспомните основы техники волевой саморегуляции. 2. Что представляет собой аутогенная тренировка? 3. Каковы цели и задачи специальной морально-психологической подготовки и в чем ее методические особенности? 4. Какова психологически обоснованная техника бесконфликтного общения? 5. Расскажите об основных способах преодоления конфликтных отношений. 6. Как следует готовить себя к преодолению экстремальных физических трудностей? 7. Раскройте психологическую структуру экстремального мастерства группы. 8. Что представляет собой специальная подготовленность к обеспечению личной безопасности? Оцените свою подготовленность. 9. В чем заключается специфика экстремально-управленческой подготовки руководителей? Часть 3 Человек перед, в и после ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|