Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка руководителей (начальников, командиров)




Необходимость

И задачи подготовки

Требования экстремальных ситуаций к человеку и его подготовке к ним высоки. К руководителям они много выше, шире и своеобразнее. Дело не сводится к количественным требованиям: «руководитель

должен меньше бояться, быть устойчивее, лучше владеть собой, обладать более сильной волей» и пр. Дело в другом — руководитель не один из хороших профессионалов, выдвинутый на руководящую работу; это — другой профессионал, профессионал в области управления. Главные задачи, обязанности, ответственность его иные. Он главный специалист, но и организатор деятельности, осуществляемой организацией (предприятием, учреждением, воинской частью, подразделением, отрядом, группой и пр.), он руководитель коллектива, он ответственен не столько за себя, сколько за людей, за успех

1 См.: например, Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995; Баскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. — М., 1995; Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. — М., 1997.

всего дела, за безопасность, сохранность и умножение всего, что этой организации принадлежит. Управленческая деятельность, по преимуществу, имеет особое содержание, формы, средства, методы, поэтому главные проблемы и трудности у руководителя иные; иные и требования к его подготовленности. В повседневных условиях работа руководителя многим представляется одним удовольствием и лишь в экстремальных ситуациях становится ясно — ему не позавидуешь.

Подготовка руководителей к управлению в экстремальных условиях много труднее и ответственнее, чем подготовка рядовых сотрудников, а недостатки в ней отражаются на общем успехе сильнее. При опросах участников острых экстремальных ситуаций о том, в чем чаще всего обнаруживались главные недостатки преодоления трудностей, среди первых обычно называют недостатки в управлении. Руководитель, в сущности, настолько руководитель, насколько он способен осуществлять экстремальное управление.

Подготовка командного состава вооруженных сил к боевому управлению осуществлялось издавна, но в широких масштабах управленческое образование и изучение вопросов управления в различных сферах жизни и профессиональной деятельности (как и наука управления) начало развиваться в нашей стране на рубеже 70-х годов прошлого века. Нельзя сказать, что вопросы экстремального управления не находят сейчас места в подготовке руководителей, но можно утверждать, что это место не то, которое должно быть. К числу распространенных недостатков можно отнести, например, малое количество времени, отпускаемое на изучение экстремального управления, и его ограниченность организационными проблемами. Практически не изучаются человеческие проблемы, психологические и педагогические аспекты экстремального управления и работы с людьми. Между тем именно они находятся среди главных трудностей управления в экстремальных ситуациях.

Вопросы экстремального управления должны занять подобающее место в системе управленческой подготовки. К основным ее психологическим и педагогическим задачам относится подготовка руководителей к:

1) пониманию решающей роли людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, испытываемых трудностей, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически квалифицированной работы с ними;

2) преодолению личных психологических и педагогических трудностей экстремального управления;

3) осуществлению психологически и педагогически грамотного руководства людьми в экстремальных ситуациях;

4) учету психологических и педагогических факторов обеспечения безопасности людей и своей лично в экстремальных ситуациях.

Содержание экстремально-управленческой подготовки

Содержание экстремальной психолого-педагогической подготовки руководителей определяется ее задачами и включает несколько разделов.

Раздел I. Психолого-педагогические факторы, подлежащие мониторингу, принятию во внимание

и управленческим воздействиям в экстремальных ситуациях:

• решающая роль людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, испытываемых трудностей, настроений в группах;

• психологические реакции людей, групп в экстремальных ситуациях и их влияние на успех поведения и действий;

• экстремальные факторы, способные оказывать положительное и отрицательное влияние на поведение и действия людей;

• психологические особенности конкретных типов экстремальных ситуаций, наиболее вероятных в управленческой деятельности данной категории руководителей;

• экстремальные способности и экстремальная подготовленность людей, обеспечивающие их устойчивость в экстремальных ситуациях и успех действий.

Раздел II. Психологические и педагогические особенности личной экстремально-управленческой деятельности руководителя:

• психологическая и педагогическая характеристика экстремально-управленческой деятельности руководителя;

• типичные психологические и педагогические трудности (недостатки в личной экстремально-управленческой образованности, обученности, воспитанности и развитости — слабостях в знаниях, навыках, умениях, качествах), которые руководителю, скорее всего, придется лично испытывать и преодолевать;

• психология и педагогика в активном, наступательном, успешном решении задач в экстремальных условиях (изучение и оценка обстановки, принятие решений, организация их выполнения, преодоление трудностей, достижение целей);

• социально-психологические вопросы обеспечения взаимодействия сил и средств при решении задач в экстремальных ситуациях и предупреждения срывов в нем;

• способы ведения психологическая борьбы с противодействующими силами, подавление их воли к сопротивлению и подчинению своей;

• способы взаимодействия с местным населением, органами власти и представителями средств массовой информации в зоне экстремальных событий;

• морально-психологические аспекты действий руководителя в экстремальных ситуациях;

• самоконтроль, самооценка и саморегуляция своей психической деятельности и поведения руководителем.

Раздел III. Психология и педагогика управления действиями людей в экстремальных ситуациях:

• изучение и оценка морально-психологического состояния людей в экстремальных ситуациях;

• психология паники, слухов и способы их предупреждения и пресечения;

• влияние личного примера, стиля, решений, методов управленческой деятельности руководителя на психологию людей в экстремальных ситуациях;

• создание условий деятельности личного состава, благоприятствующих его психическому состоянию, экстремальной устойчивости, успешности действий и веру в успех;

• психологические и педагогические формы и методы работы с людьми в перерывах действий;

• психологические и педагогические аспекты заботы о людях, повышающие их безопасность;

• педагогика изучения успешного опыта действий и обучение ему других в условиях экстремальных ситуаций;

• психологические пути профилактики возникновения нарушений психической деятельности и расстройств у людей и организация оказания помощи тем, у которых они возникают;

• использование возможностей психологов и педагогов в сопровождении действий людей и обеспечении их успеха, безопасности и оказания им помощи;

• обучение подчиненных руководителей работе с людьми в ходе решения задач в экстремальных ситуациях.

Раздел IV. Психологические и педагогические основы экстремальной подготовки персонала и самоподготовки руководителя (содержание выборочно из глав 6, 7, 8 настоящего пособия).

Вопросы и задания для самопроверки

и размышлений--------------------------------------------------

1. Вспомните основы техники волевой саморегуляции.

2. Что представляет собой аутогенная тренировка?

3. Каковы цели и задачи специальной морально-психологической подготовки и в чем ее методические особенности?

4. Какова психологически обоснованная техника бесконфликтного общения?

5. Расскажите об основных способах преодоления конфликтных отношений.

6. Как следует готовить себя к преодолению экстремальных физических трудностей?

7. Раскройте психологическую структуру экстремального мастерства группы.

8. Что представляет собой специальная подготовленность к обеспечению личной безопасности? Оцените свою подготовленность.

9. В чем заключается специфика экстремально-управленческой подготовки руководителей?


Часть 3

Человек перед,

в и после

ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...