Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный, сукцессивный характер возникновения состояния готовности




Психологические, психофизиологические и физиологические закономерности, присущие человеку, таковы, что проявление его возможностей происходит не мгновенно и не без трудностей. Это не симультанное1, а сукцессивное психическое явление, сложная си-

стемная внутренняя деятельность (адаптация, настройка), имеющая временную протяженность и связанная с особыми «переходными» внутренними процессами. Благодаря им потенции (скрытые, хранящиеся, «дремлющие» возможности) человека постепенно реализуются в особенностях нового, актуального (существующего в данный момент) функционального состояния психической деятельности, реально регулирующего поведение человека в конкретной ситуации.

Процессы, сопровождающие, воплощающие и осуществляющие изменения в ходе смены психических состояний могут носить линейный и нелинейный характер (рис. 9.3). Изменения в мотиваци-онной, познавательной, эмоциональной, волевой, психофизиологической сферах человека — не плеяда параллельных кривых. Одни происходят быстрее, другие медленнее. По-видимому быстрее актуализируются неспецифические возможности человека, а медленнее — специфические, требующие более точной настройки на новую ситуацию. В этом есть своя внутренняя логика системных изменений, которая дополнительно объясняет внутренние трудности смены психических состояний, обнаруживающиеся и в вовне.

Завершаются переходные внутренние процессы установлением (стабилизацией) некоторого функционального уровня (рис. 9.4), характеризующего новое состояние психической деятельности. Он бывает недостаточным, адекватным или завышенным (см. рис. 9.4а); первый и третий вызовут определенные проблемы при действиях человека в экстремальной ситуации. Завершающая фаза стабилизации (см. рис. 9.46) имеет монотонный или осцилляторный (синусоидальный) вид.

1 От лат. simul — совместно. В психологии и физиологии под симультанностью понимается мгновенность и одновременность возникновения всего сложного явления. В противовес ему сукцессивность (от лат. succendo — идти вперед) — процесс, протекающий во времени, в ходе которого постепенно возникает новое сложное и целостное явление.

Можно провести условные аналогии:

-двигатель автомашины, находясь в холодном состоянии, после запуска не только не развивает полную мощность, но порой затрудняет даже трога-нье с места. Полную мощность он даст после прогрева до 80—90 градусов;

- компьютер, телевизор тоже требуют некоторого, хотя и меньшего времени, чтобы войти в рабочий режим;

- ракета, самолет нуждаются в работе в течение некоторого времени вхолостую, чтобы оказаться готовыми к старту.

Суть в том, что переход из спокойного, неработающего состояния в рабочее, пригодное для выполнения функций, которые присущи разным системам, требует специального «прогрева», в ходе которого они приобретают функциональные свойства и возможности, имеющиеся до этого лишь в потенции.

Достаточно известны переходные физиологические процессы в организме человека. Чтобы показать, например, высокий спортивный результат в беге, прыжках, метаниях, боксе, играх и др., спортсмены проводят разминку; где-то она допустима короткая, а где-то нужна длительная (порой более часа). Проводимая непосредственно перед началом соревнования, она предназначена для приведения функционального состояния организма и психики спортсмена в максимально близкое к соревновательному. Во время разминки достигается повышение соответствующих физических кондиций (силы, ловкости, скорости реакций и пр.), а также налаживание согласованного, как единого целого, функционирования всех систем организма (сердечной, мышечной, теплообменной, кровоснабжения, дыхательной, обогащения крови кислородом и др.). Если не провести разминку и перейти от обычного состояния сразу, скажем, к соревновательному бегу на 10 км, функциональная настройка будет происходить,

но на первых километрах бега, что вызовет дополнительные трудности, и спортсмен за это время отстанет от других. Более того, функциональная перестройка работы организма в форсированном режиме приводит в какой-то момент к кризисному состоянию, когда бежать дольше уже нет сил. Только волевой спортсмен способен продолжить бег, ждать, когда наступит «второе дыхание», но до финиша он доберется скорее всего в числе последних. Разминка позволяет избежать большого перепада в смене состояний организма, начать соревнование в состоянии, когда трудности «переходных» процессов уже позади; возможности, сформированные на тренировках, воплощены в готовности организма к принятию соревновательных нагрузок, и спортсмен способен с самого начала действовать наилучшим образом.

Важно в этом примере и другое: значительная часть упражнений, выполняемых при разминке, носит специальный характер, т.е. они максимально приближены к специфике нагрузок при соревновании: бегун на длинные дистанции долго бегает, спринтер берет несколько стартов, боксер ведет «бой с тенью», выполняя подготавливаемые удары по воздуху и т.п.

Схожие, но более сложные, процессы настройки происходят и на уровне психики.

Можно представить себе такую ситуацию. Врач собирается сделать вам укол, например, под лопатку. Он чуть дотрагивается до места укола теплой рукой, протирает его смоченной спиртом ваткой и ласково приговаривает: «Сейчас сделаем укольчик. Не бойтесь. Это совсем не больно. Чуточку потерпите. Все будет очень быстро. Вот так. Молодец». Собравшись с духом, вы переносите молча эту неприятную процедуру и по ее окончании радостно благодарите врача.

Теперь другой вариант: вы сидите в учебном классе. «Шутнику», сидящему сзади, приходит в голову «ради смеха» сделать вам укол. И делает он его внезапно для вас. Игла, место укола, глубина те же. Но вас не предупредили, и вы не подготовили себя к перенесению неприятных ощущений. Вашу реакцию и произнесенные при этом слова лучше не описывать.

Расплох, как говорят, и медведя губит.

Даже простейшие психические явления имеют временное измерение: скорость распространения возбуждения по нервным путям — чуть больше 10 м/сек., скорость простейшей реакции отдергивания руки при уколе — около 0,1 сек.; глаз при рассматривании окружающего не может сразу «сфотографировать» все, а совершает скачки с одного признака (объекта, детали) на другой, каждый из которых длится порядка 0,1 сек., а чтобы «увидеть» точку, на которой мгновенно взгляд остановился, — еще надо как минимум, 0,3 сек.; чтобы разглядеть в деталях — до 8 сек. и т.п. Комплексные изменения при переходе от одного психического состояния к дру-

гому складываются из множества таких микрозатрат времени и измеряются минутами, десятками и больше минут.

При переходе от предрабочего периода к работе на дежурстве (вахте, карауле, посту и пр.) высший уровень качества работы человека (для каждого работающего свой) устанавливается не сразу, а через 5— 25 мин. (в зависимости от сложности работы, обстановки, индивидуальных особенностей — рис. 9.5) и связано это с постепенным налаживанием системы функционирования психики, адекватной новым, более сложным и напряженным обстоятельствам дежурства. Это психологическое явление называется рабочим врабатыванием. По его завершении эффективность работы повышается примерно на 40%.

Рис. 9.5. Схема типичных изменений эффективности действий оператора в первые минуты дежурства (рабочее врабатывание)

Представленные на рис. 9.5 изменения эффективности интегральны. Отдельные показатели ее изменяются не одинаково: одни с самого начала высоки, другие возрастают постепенно, третьи быстро в начале, а затем с замедлением (рис. 9.6).

В обычных рабочих условиях с врабатыванием можно часто не считаться. Когда же речь идет о дежурствах, да еще боевых, служащих интересам безопасности страны, нельзя не видеть его негативную сторону, поскольку экстремальная (боевая) ситуация может возникнуть и в первые 5—25 минут работы заступившего на дежурство человека, когда его действия окажутся не наилучшими. Необходимы специальные меры по исключению некачественных действий.

Рис. 9.6. Изменение различных показателей успешности работы оператора радиолокационной станции (РЛС) в фазе врабатывания

То психическое состояние, которое устанавливается в результате врабатывания, выступает как новый, более высокий уровень состояния готовности несущих дежурство. Но он может и не находиться на должном, высоком уровне. Тогда, если на дежурстве произойдет внезапное осложнение ситуации до предельно экстремальной (боевой), предъявляющей к человеку и его действиям всю полноту требований, то обязательно обнаружится явление вторичного (экстремального, боевого) врабатывания (рис. 9.7), а то и срыв.

Рис. 9. 7. Явление вторичного (экстремального, боевого) врабатывания оператора при резком и внезапном усложнении обстановки на дежурстве Сд — состояние активности психической деятельности оператора на дежурстве; Бс — боевое (экстремальное) состояние, требующееся для успешных действий в возникшей резко усложненной обстановке; Тп — начальный момент возникновения резко усложненной обстановки и перестройки психической деятельности дежурного; Тк — конец вхождения в новую обстановку; Вр — переходные психические процессы вторичного врабатывания.

Дополнительные трудности, свойственные переходным процессам и установлению требуемого состояния готовности, обусловлены и тем, что они носят не раз навсегда запрограммированный характер. Вся психика и они, в том числе, подвержены влиянию того, что происходит вокруг. А вокруг — необычные экстремальные события, новые сильно действующие психологические реакции, в том числе и негативные, способные сбить налаживание требующегося боевого состояния.

Следует отметить, что все описанные явления и трудности, связанные с формированием, повышением, сменой состояния экстремальной (боевой) готовности тем выраженнее и интенсивнее, чем:

- ниже уровень общих экстремальных способностей и предварительной экстремальной (боевой) подготовленности человека (группы);

- хуже специальная экстремальная подготовленность к выполнению конкретных, ожидаемых действий;

- больше различий между обычной ситуацией, в которой находился человек (группа) и внезапно возникшей новой, экстремальной, боевой;

- больше различий между деятельностью, которой занимался человек (группа) и теми действиями, которые он должен выполнять в новой, экстремальной, боевой ситуации;

- больше разница между исходным психическим состоянием, в котором находился человек (группа), чем ниже уровень состояния экстремальной (боевой) готовности и тем боевым состоянием, которое должно быть у него для успешных действий в новой экстремальной (боевой) обстановке;

- больше разница не только уровня, но и характера между психической деятельностью человека до наступления экстремальных условий и той, которая должна обеспечить максимально эффективные действия в возникшей экстремальной (боевой) ситуации (максимум различий — между сном человека и немедленным осуществлением сложных и требующих большой точности и эффективности боевых действий после пробуждения по тревоге);

- дольше находится человек в состоянии расслабленности или низкой экстремальной (боевой) готовности до возникновения экстремальной ситуации;

- реже человеку (группе) приходилось раньше поднимать уровень своего состояния готовности до подлинно экстремального (боевого);

- меньше опыт поддержания состояния экстремальной (боевой) готовности на высшем уровне.

Чем выраженнее эти зависимости, тем больше и шансов возникновения негативных психологических реакций, ухудшения качества работы, срывов и нежелательных, опасных последствий.

Все это свидетельствует о важности формирования подлинно высокой экстремальной (боевой) готовности человека перед наступлением экстремальных ситуаций.

И еще одно: сформировать состояние высокой экстремальной (боевой) готовности человека необходимо. Но не менее важно поддерживать его в течение всего дежурства, ибо оно, как и другие психические состояния, динамично, подвержено изменениям даже в короткие сроки. Более того, есть основания полагать, что состояние типа готовности, связанное с высшими уровнями функционирования психики и возможностей личности, требует максимальных усилий для своего сохранения, что и обязывает проявлять усиленную заботу о нем.

Бдительность и готовность

Бдительность — настороженность и повышенное внимание человека к угрозам, выявление и отслеживание их признаков, использование получаемой

информации для оценки их изменений. Она — неотъемлемый элемент состояния экстремальной (боевой) готовности. Отсутствие бдительности — беспечность.

Бдительность к угрозам, несущим разные виды опасностей, нужна всем и почти всегда.

Формирование и поддержание бдительности работающих в вопросах, например, безопасности труда предусмотрено даже государственными нормами. Обучение обеспечению безопасности должно осуществляться повсеместно в системе профессиональной подготовки, а непосредственно на производствах должны постоянно проводиться инструктажи работающих:

- вводный — при приеме на работу;

- первичный — перед допуском к работе на рабочем месте, в течение первых 12—14 смен (в зависимости от характера работы и квалифицированности работника);

- повторный — не реже одного раза в полгода; при работах повышенной опасности — раз в квартал;

- внеплановый — при изменении технологических процессов и оборудования, по требованию надзора, при нарушениях техники безопасности, при перерывах в работе более 30 дней;

- целевой — при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями, при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, при проведении сварочных и т.п. работ.

Роль бдительности в готовности людей к немедленным и эффективным действиям возрастает с повышением уровня угроз, а также возможной тяжести последствий от несвоевременного их обнаружения.

Ныне возросли, например, угрозы стать жертвой преступников. Разумный человек проявляет сегодня повышенную антикриминальную бдительность и стремится снижать уровень своей виктимности (т.е. уровень угрозы из-за собственного пренебрежения мерами безопасного поведения, старается не подставляться под нападения). Преступник тоже заботится о том, чтобы остаться безнаказанным, а поэтому ищет людей послабее, места потемнее и пр. Проявлениями бдительности человека выступает стремление исключить ночные передвижения, а особенно пребывание в криминогенно опасных местах, глухих темных уголках улиц, на безлюдных улицах, окраинах городов и поселков, в ночных пустых электропоездах, на платформах и в подземных переходах, в ночных такси или «попутных» автомобилях, подъездах домов, толкучках и др. Советуют также:

- если крайне необходимо быть в таких местах, то с каким-то хорошо знакомым человеком, лучше несколькими, на которых можно положиться;

-двигаясь по тротуару, дороге, держаться подальше от домов и изгородей;

- носить удобную одежду и обувь, позволяющую легко бегать, проявлять ловкость и не падать;

- не носить дорогую и яркую одежду, привлекающую к себе внимание преступников;

- не держать все деньги в одном месте;

- не показывать в людных местах, что у вас в карманах, сумочках, на руках есть ценные вещи, деньги или документы1.

Особенно велика роль бдительности в государственной политике и воинской деятельности к опасным приготовлениям других государств. Военную бдительность обязан проявлять весь личный состав силовых структур, поддерживая и повышая одновременно и свою боевую готовность. Это повседневная, кропотливая, внимательная и добросовестная работа, требующая упорства и постоянства, не допускающая послаблений, базирующаяся на высокой требовательности к себе и чувстве ответственности перед страной и народом. В ней нет внешней броскости, она не рассчитана на приобретение популярности и аплодисменты. Разными бывают достойные дела, заслуживающие высокого признания. Одни вершатся на крутых поворотах истории, в пору величия духа народа, в моменты величайших опасностей и проявлений героизма. Но проявлением цельной и цивилизованной личностью, ее высочайшего профессионализма, выступает и неустанный каждодневный напряженный труд по поддержанию высокой бдительности и боевой готовности. Это кажется обычным делом, но это тяжелейший и насыщенный по внутреннему содержанию труд, «подвиг военной повседневности». Его совершают тысячи добросовестных и ответственно относящихся к своему долгу

1 Безопасность жизнедеятельности с основами экологии и охраны природы. — С. 133-134.

воинов, следящих за космическим пространством, воздушными и морскими просторами нашей страны, несущих дежурство на командных пунктах, у ракетных пусковых установок, на радарах, боевых постах кораблей, дежурящих в море, и на самолетах в воздухе, охраняющих государственную границу, а также сотрудники милиции, следящие за безопасностью жизни мирных граждан. Такие люди создают тот невидимый, но надежный щит, прикрывающий Россию и играющий важнейшую роль в обеспечении безопасности ее граждан.

Основой экстремальной и военной бдительности выступает чувство служебного долга и ответственности. Задача каждого человека, на которого возложена ответственность за безопасность других, а, тем более, страны, быть бдительным и готовым ко всему. Хорошо, если кто-то ведет разговоры о мире, коллективной безопасности, принимает решения о снижении уровня противостояния и пр., но задача воинов — повышать бдительность и безопасность. Как-то остроумный английский писатель Анатоль Франс сказал, что уроки истории состоят в том, что люди не делают уроков из истории. Это относится и к вопросам бдительности и безопасности. Большинство войн нового времени начиналось внезапным нападением, причем под прикрытием пропагандистских кампаний о мире, «дружбе навек», разоружении и пр. Многим поколениям казалось, что военная мощь стала такой, что воевать больше невозможно и должен наступить всеобщий мир. Но время опрокидывало надежды. Преступно, недопустимо проявлять военную беспечность и потерять боевую готовность сегодня.

Бдительность и боевая готовность не могут строиться только на словах и призывах, но должны культивироваться повседневно организацией службы (у военнослужащих, начиная даже с укладки обмундирования на ночь), боевой учебой, требовательностью к качеству действий дежурных сил, соответствием критериев оценок при всех действиях и проверках высоким меркам бдительности и боевой готовности. Важна забота командиров и начальников о создании такой морально-психологической атмосферы в подразделениях, частях, на кораблях, в штабах, при которой все образцы проявления высокой бдительности и боевой устремленности военнослужащих встречали бы одобрение, поддержку, поощрение; оценивались как проявление высокого профессионализма и личных достоинств, становились предметом подражания, а не насмешек, намеков на трусость, «паникерство», «устарелость», «несоответствие установкам верхов» и т.п. В общественном мнении и отношениях воинского коллектива постоянную бдительность и боевую готовность необходимо увязать с профессиональным долгом, гордостью, проявлением воинской доблести в мирное время. Идея о том, что армия и флот, каждое подразделе-

ние и каждый воин существуют и нужны стране для обеспечения ее безопасности; только для этого и больше ни для чего, будет жить в сознании личного состава, когда ставится остро, принципиально и подкрепляется соответствующей постановкой службы и учебы.

На уровне бдительности и готовности военнослужащих могут негативно сказываться многие обстоятельства мирной жизни. Так, на отношении к военной угрозе, ее реальности сказывается субъективная оценка вероятности сроков начала вооруженного конфликта, в котором воину придется участвовать. В общей и инженерной психологии установлено, что человек в большей мере готовится к тем ситуациям, которые прогнозируются им с большей вероятностью и тем, которые могут наступить раньше. Субъективная оценка вероятности может совпадать и не совпадать с объективно существующей, но именно она психологически отражается на уровне бдительности и готовности человека, дающего ее. Что касается вооруженного конфликта, то большинство людей занижают вероятность его возникновения, а если и считают, что он неизбежен, то в близкие сроки его наступления (особенно в ближайшие дни, сутки, часы) не верят. В голове вертится мысль, что, как бы не было сейчас плохо, вооруженного столкновения удастся избежать, что «гром все же не грянет и туча пройдет стороной». Один из ветеранов нескольких войн писал, что «война всегда подкрадывается неожиданно, как не жди ее... Так уж устроена психология человека, даже военного».

Отрицательно влияет привыкание к военной угрозе, психологическое притупление реальности ее проявления. Чем дольше длится мирный период, тем менее реальной кажется возможность войны, появляется склонность рассматривать очередной военно-политический кризис как временный, выход из которого будет найден. Когда опасность вооруженного конфликта действительно есть и о ней говорят долго, то кое-кто начинает воспринимать эти разговоры не столько как подтверждение реальности угрозы, сколько как некий неизбежный атрибут, фон мирной жизни («политики развлекаются, им это для чего-то надо»). Известно, например, что с начала 1941 г. и до 22 июня руководство СССР, Сталин получали многочисленные донесения от зарубежных доброжелателей и своей агентуры о сроках нападения гитлеровских войск. Было названо 27 сроков, но они наступали, а нападения не было. Названо было и 22 июня, но и к этому сроку, видимо, отнеслись как к очередному ложному.

На притупление бдительности под влиянием привыкания к угрозе строит свои расчеты и агрессор. С этой целью он поддерживает напряженность, чередуя ее с расслаблениями, осуществляет многочисленные ложные угрозы (например, движение групп самолетов к границам с

отворотом в последний момент, проведение маневров вблизи границ, периодические обострения военно-политической обстановки и др.).

Мирная жизнь может породить завышенное представление о собственной боевой готовности, недооценку вероятного противника, трудностей войны. У кого недостаточно развиты интеллектуальные основы бдительности, завышенную оценку своей готовности порождает наблюдение пусков наших ракет, грохот стрельбы и движущихся танков, дружный топот ног по тревогам, четкие и громкие команды и доклады. Создается иллюзия, что это и есть то, что называется высшим уровнем боевой готовности и подтверждением нашего превосходства над вероятным противником. Но опыт истории войн учит: нет ничего опаснее, чем недооценка противника.

Характерная психологическая трудность связана с расслабляющим и отвлекающим влиянием условий мирной жизни и службы. В калейдоскопе событий удельный вес тех, что зримо подтверждают личному составу наличие угрозы, весьма невелик. А повседневные заботы, работа, текущие дела, досуг, быт, семья господствуют по своей продолжительности и силе непосредственного воздействия. Они начинают доминировать в психической деятельности, и внутренняя установка на бдительность и готовность ослабляется, отступает на задний план; опасность кажется малореальной, далекой, небольшой, а то малое, что делается для обеспечения готовности, — вполне достаточным. Вытеснить эти психологически расслабляющие, снижающие бдительность и готовность стихийно возникающие настроения, становится затруднительно. Наиболее радикальный выход из такого положения заключается в максимально возможном приближении повседневной службы и жизни лиц, несущих боевые дежурства и обеспечивающих безопасность страны, к боевым требованиям.

Обстоятельства мирной жизни и службы зачастую вызывают психологическое смещение реально преследуемых целей и усилий по их достижению с боевых на мирные. Повседневные хлопоты, заботы, потребности, проблемы столь многочисленны и велики, что нередко поглощают все внимание начальников, командиров, ответственных должностных лиц, да и всего личного состава. Мало-помалу они могут приобрести главнейшее значение в умах, настроениях при решении всех вопросов, и в воинской части, отряде, штабе, подразделении, отделе внутренних дел, на контрольно-пропускном пункте и пр. начинают складываться привычки и подходы к делу, которые отдаляют службу и работу от подлинных интересов обеспечения высокой бдительности и экстремальной (боевой) готовности. Заботы о них оттесняются заботами мирной деятельности и «текучки»: канцелярской работой, отчетами, бесконечными планами,

совещаниями, проверками, рапортами, цифровыми показателями «успехов», заботами о карьере и пр. В результате можно замучить людей беспрерывной работой по достижению результатов, полезных только для мирных целей.

Существует притча, то ли имевший место факт, обросший со временем определенным комментарием. Речь идет о прусском фельдфебеле времен конца XVIII — начала XIX в., когда, как известно, в прусской армии господствовала строевая муштра и казарменная дисциплина.

В одной из войн принял участие и фельдфебель со своими солдатами. Шли дожди, на полях сражений грязь, кругом взрывы орудийных снарядов, пальба, дым, запахи пороха и другие неприятные ощущения. Солдаты в грязи, оружие не чищено, но они мужественно сражаются, проявляют стойкость, бдительность, боевую смекалку, зачастую не прислушиваются к распоряжениям своего не очень умного фельдфебеля, не вскакивают в условиях сражения по стойке «смирно» при получении от него приказов.

Фельдфебель угрожает:

— Вот возвратимся в казармы, я вам покажу, что такое воинская служба!

Солдат это пугает: им боевая обстановка легче, чем прусская казарменная жизнь.

Предупреждению переворотов всего с ног на голову, психологических смещений и замещений может способствовать только непоколебимая экстремальная (боевая) устремленность деятельности работников штабов, иных управленческих структур, командиров и начальников, превращение в безусловно приоритетные критерии всего, что делается для реально высокой бдительности и экстремальной (боевой) готовности. Верно говорят, что трудно мыслить по военному (по экстремальному) в мирное время. Преодоление этой трудности — главное проявление профессионализма людей, призванных решать экстремальные и военный проблемы.

Большое значение в обеспечении высокой и постоянной бдительности и экстремальной (боевой) готовности принадлежит подготовке, учитывающей их сущность и трудности. Сегодня коренным образом изменилась роль начальных действий при возникновении экстремальных ситуаций и вооруженных конфликтов. Первые неудачи могут решительным образом повлиять на весь дальнейший ход развития и их итоги. Поэтому резко возросла роль высокой бдительности и боевой готовности, обеспечивающих немедленный переход к действиям и достижение успеха в них, ныне резко возросли.

От взглядов персонала, личного состава на требования, критерии и методы достижения высокой экстремальной (боевой) готовности зависит то, какие задачи он ставит перед собой, к чему готовится, как оценивает уровень имеющейся и необходимой собственной выучки, какие методы применяет. Значимость качественного формиро-

вания таких взглядов определяется и тем, что ошибки в них, — о чем свидетельствует история вооруженной борьбы и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, — были нередким явлением. То, что казалось совершенством, оказывалось либо вообще не пригодным, либо нуждалось в радикальном улучшении. Недопущению таких ошибок способствуют:

• качественная постановка общей экстремальной (боевой) подготовки;

• изучение зарубежных доктрин, концепций, теорий катастроф, действий при чрезвычайных ситуациях, в вооруженных конфликтах, соответствующей практики, подготовки сил и средств, совершенствование техники и оружия;

• проведение исследовательских игр, контрольных масштабных учений, приближенных к современной реальности по привлекаемым силам, длительности, создаваемым трудностям, условиям, фактическому учебно-боевому применению техники, средств и оружия;

• оперативное, глубокое и всестороннее изучение опыта участия своих сил и средств в чрезвычайных событиях любого характера с обязательным привлечением специалистов психологов и педагогов (сейчас порой прибегают к помощи психологов, но практически никогда педагогов);

• обстоятельное и детальное изучение с людьми роли, зависимостей, критериев и слагаемых высокой бдительности и экстремальной (боевой) готовности;

• регулярное проведение конференций, дискуссий на занятиях с обсуждением вопросов бдительности и экстремальной (боевой) готовности.

Следует избегать стихийного возникновения и распространения взглядов, негативно влияющих на состояния и действия людей: отрицания возможности внезапности и ее особых сложностей, не допущения даже мыслей о возможности возникновения критических ситуаций и крупных неудач при попадании в чрезвычайные ситуации; рассуждений о вероятном противнике по типу «он не посмеет», «он не сможет»; гиперболизации и абсолютизации роли техники и вооружений и недооценки роли людей; сведения роли бдительности и готовности к узким, внешним критериям и т.п.

Специализация экстремальной (боевой) учебы выражается, прежде всего, в целеустремленной отработке действий по обеспечению бдительности и экстремальной (боевой) готовности: заступления на дежурства, наблюдения, оповещения, развертывания, окончательного изготовления к немедленному началу действий, перехода к действиям, обеспечения успеха первых действий, преодоления вероятных первых трудностей, подготовке к неожиданностям. Хоро-

шо, когда на постах и в помещениях, где несется дежурство, вывешиваются кратко и последовательно, по пунктам изложенные, так называемые, «неотложные действия», которые обязательны к выполнению при возникновении экстремальных ситуаций. Специализация подготовки доводится до предельной конкретности (одно из свидетельств конструктивности ее показано на рис. 9.8). Ее эффективность повышается, когда действия доводятся до совершенства, по возможности на тех местах (или схожих с ними), где они будут выполняться при наступлении экстремального события, совместно с силами, которые будут выполнять их.

Рис. 9.8. Динамика реакции пульса летчика при отказах техники

(двигателя, систем самолета) в зависимости от его информированности

и натренированности по данному отказу1

Специализация психологической подготовки выражается в повышенном внимании к развитию у обучающихся необходимых для несения дежурств способностей, качеств, навыков, умений. Это нужно для:

• длительного (с сохранением высокой готовности) несения дежурств — морально-психологическая подготовленность, ответственность, бдительность, наблюдательность, внимательность, специальная чувствительность органов чувств, воля, умелая оценка обстановки, устойчивость к монотонному однообразию «режима ожидания» или «оперативного покоя» (когда ничего особенного не про-

1 Пономаренко В.А., Завалова НД. Практическая психология: Проблемы безопасности летного труда. — С. 168.

исходит), работоспособность, организованность, дисциплинированность, требовательность к себе, самоуправляемость, помехоустойчивость, коллективизм и др.;

• немедленных и успешных действий — общая экстремальная устойчивость, устойчивость к неожиданностям, резким изменениям обстановки, перегрузкам и первым неудачам, целеустремленность, скорость реакций, сообразительность, находчивость, гибкость, решительность, смелость и др.

Способы развития части этих качеств рассматривались в главах 6 и 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...