Характеристика боевых действий
Вооруженные столкновения, войны — самые суровые и, к сожалению, пока довольно распространенные испытания для людей. Стихия войны — есть ничем не ограниченное противодействие достижению целей, преследуемых людьми в условиях непрерывной опасности для жизни. «Стихия, в которой протекает военная деятельность, — это опасность», — писал К. Клаузевиц. — «Бой порождает стихию опасности, в которой все виды во- 1 Григорьев С. Чеченская операция в свете ей подобных //Независимая газета. 1995. 21 июня. енной деятельности пребывают и движутся, как рыбы в воде, как птицы в воздухе»1. Какие бы тонкости в психологической устойчивости военнослужащих не изыскивались, но главное в ней — мотивы, то, ради чего человек погружается в эту стихию. Такими мотивами по данным отечественных психологов выступают: патриотизм, верность присяге, чувство гражданского и военного долга, ненависть к врагам Отечества и его народа, коллективизм, чувство мести; стремление к проверке самого себя и самоутверждению, здоровый карьеризм, решение семейных проблем, материальные расчеты. В последнее десятилетие исследователи отмечают некоторое изменение приоритетов у служащих в силовых структурах, тенденция перемещения вверх последних трех мотивов в приведенном перечне и смещение социально зрелых вниз. Такие подвижки в целом, к сожалению, не способствуют укреплению экстремальной устойчивости людей, что должно вызывать общую обеспокоенность. Тем не менее, опора именно на социально зрелые мотивы, их активизация и укрепление составляет основу самоуправления человека в стихии войны и руководства личным составом в боевой обстановке. «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству», — писал Жан Жак Руссо.
Ни одна профессия не имеет дело с «обработкой» столь агрессивного и злонамеренного объекта, каким является вооруженный противник. Его противодействие не ограничивается сопротивлением, а характерно стремлением, в свою очередь, превратить воина в объект собственной «обработки». Командир, воин строят свои планы, но их реализация зависит и от противника. Победа не приходит сама. Ее можно только вырвать у противника в вооруженном противоборстве. Важная особенность — чрезвычайные трудности достижения целей, сложность условий и способов решения. Современный характер вооруженной борьбы предъявляет высокие требования к мышлению воинов (его широте, глубине, оперативности, гибкости, способности действовать строго по обстановке, находчиво, со сноровкой), к их непоколебимой воле, обеспечивающей мужество и самообладание, к способности действовать смело, дерзко, не пасуя перед трудностями и не отчаиваясь при неудачах. На войне мало хотеть, недостаточно и уметь; надо превосходить противника по своей боевой подготовленности — быть умнее, быстрее, правильнее оценивать обстановку, быть более умелым в использовании оружия, в тактике действий, более волевым, целеустремленным, упорным, находчивым. Клаузевиц К. О войне. Т. 1. Изд. 5-е. - М., 1941. - С. 40, 108. Вооруженной борьбе сопутствует мощный и трудный психологический фон. Ей присущи почти все психогенные факторы и психические реакции, которые рассматривались в главах 2 и 3. Ни один вид деятельности, ни одна задача не поглощают так человека, не требуют от него такой духовности, самоотдачи и самоотверженности как боевая деятельность. Самые сильные чувства, напряжение ума и воли, любовь и ненависть, радость и страдание, подъем и упадок сил человек испытывает на войне. Участие человека в боевых действиях — это чередование большого напряжения с предельно большим, это суровое испытание его выдержки, самообладания, стойкости, воли.
Современная вооруженная борьба — борьба коллективная. Это не десятки и сотни мушкетерских дуэлей на шпагах. Победа дается только дружным, сплоченным, сработавшимся, держащимся и поддерживающим друг друга коллективам настоящих воинов. Американский психолог Хукер Р.Д., анализируя причины неудач американских войск во Вьетнаме в 60-е годы, сделал вывод: «...как можно было ожидать хороших результатов от плохо обученных новобранцев, сражающихся в непопулярной войне и в компании чужих им людей»1. Боевая деятельность протекает в обстановке приказа, строжайшей дисцишины и суровых военных законов. Тут нет места «хочу — не хочу», а есть приказ, который должен быть выполнен беспрекословно и в срок. Невыполнение приказа — под трибунал. Такая особенность — не во вред: она позволяет каждому найти в себе силы, когда в критических случаях своей воли не хватает. Боевые действия выполняются днем и ночью, в зной, мороз, в дождь, в пыли, грязи. И все это надо переносить, решать задачи в любых условиях. Например, при неудовлетворительном климате в боевой машине пехоты (танке) скорость ее движения может снижаться водителем на 19%, время выполнения огневых задач возрастать на 35%, число промахов — на 40%; каждый день наступательной операции снижает боеспособность экипажа на 7—10%2. Бытовые трудности остаются пока спутником боевой деятельности: окопная или палаточная жизнь, проблемы соблюдения гигиены, режима питания, чистоты и сухости одежды, не регламентированный рабочий день, сокращенное время для отдыха, отрыв от семьи, невозможность продолжения привычных занятий (спортом, 1 Современные проблемы морально-психологического и информационного обеспечения деятельности вооруженных сил США и ФРГ //Реферативный обзор материалов зарубежной печати. — М., 1977. — С. 20—26. 2 Логинов И.Л. Морально-психологический потенциал воинской деятельности. М., 1997. - С. 34-35. музыкой, чтением литературы, просмотром телепередач и пр.). Обстановка войны — это обстановка лишений, терпения, изнурения. Нашим силовым министерствам стоит перенять, однако, опыт ряда развитых государств, которые предпринимают немалые усилия для того, чтобы «окопная жизнь» солдат возможно меньше отличалась по своей обеспеченности от обычной.
Война психологически неоднородна и обладает особенностями в начале, середине и конце. Этим объясняются попытки ее временной психологической периодизации. Традиционно особо выделяется начальный период войны с его большими и своеобразными психологическим трудностями, а также основной и завершающий (или усталости, конечного боевого подъема) периоды. Большинство исследователей называет такие их сроки: первый — 15—30 дней, второй — до двух-трех месяцев1, третий — после этого срока и до конца участия в боевых действиях. П.А. Корчемный приводит более детальную периодизацию: . первый этап — 1,5 месяца. Резкое изменение всех жизненных условий, связанное с началом боевых действий. В начале периода происходит ухудшение самочувствия воинов, плохое понимание происходящего и совершение немалого числа ошибок. Воины подвергаются повышенной опасности ранения и потери жизни. К концу периода наступает максимально возможная для каждого воина адаптированность; . второй — 1,5—7 месяцев. Этап максимума возможных проявлений и устойчивости мотивов, способности решать боевые задачи, стремления к взаимовыручке, дисциплины. Однако на пятом-седьмом месяце появляется усталость, желание уединиться, равнодушие, пассивность, обостренные реакции на сложности быта, досуга, ухудшение самочувствия, снижается бдительность; • третий — от шести-семи до 9—9,5 месяцев. Боевая эффективность поддерживается еще высокой, но достигается это ценой физиологических ухудшений состояния организма, проявляющихся в усталости, тяжести в голове, плохом сне, разбитости, ухудшении функций внимания, памяти, мышления, активности и др.; . четвертый — 9—11 месяцев. Боевая эффективность снижается из-за истощения компенсаторных резервов и переутомления; 1 По немецким данным, при нахождении личного состава на переднем крае боев в соприкосновении с противником пик его морально-психологических возможностей наступает через 20—25 суток, а после 30—40 суток его действия делаются непродуктивными (Военная психология: методология, теория, практика. Часть 1. — С. 128). Схожее мнение у Н.И. Архиповой и В.В. Кульбы: пик успешности на 15—22 сутки, истощение после 45 (Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. — М., 1999. — С. 245).
Некоторые специалисты считают, что для военнослужащих срочной службы предельный срок — 3 месяца, а для военнослужащих по контракту (офицеров, прапорщиков) — 45—50 суток. Если это так, то возникает вопрос, как производить смену личного состава? Менять командный состав, оставляя солдат и сержантов под руководством вновь прибывших, просто недопустимо. • пятый — некоторое повышение боевой эффективности при получении сообщения о готовящейся замене и отправке в тыл. Характерен улучшением настроений, оживлением, возможно и появлением халатности, беспечности, снижением требовательности к себе и товарищам («синдром замены», «дембельный синдром»)1. По данным Л.С. Узуна2 многое зависит от специфики трудностей разных ситуаций. Так, в сложных климатических и географических условиях ведение специальных операций чрезвычайно затруднено. Темп передвижения составляет в горах не более 1 км/ч, а расстояние среднесуточного передвижения личного состава в пешем порядке по горной и пустынной местности — 8—12 км/сут. К исходу дня личный состав доходит до предела физических возможностей, приводящего порой к «срывам» выполнения боевой задачи. После четырех-пяти дней боевых действий требуется, как минимум, суточный отдых. Даже адаптированные к жаркому климату водители могут при температуре в кабине от 36°С до 46°С работать без риска тепловых поражений от 1,5 до 2,5 час. В экспериментальном исследовании пешего марша мотострелкового батальона (150 военнослужащих с выкладкой 20 кг) на расстояние 200 км по типичной горной и пустынной местности в Средней Азии установлено, что к исходу 4-х сут. от 60 до 70% личного состава теряют работоспособность. Обращало на себя внимание частое, в первые два дня, появление коллап-тоидных состояний у военнослужащих (у 8—10%), имеющих рост более 180 см. Наблюдались также случаи теплового поражения, развивающегося с нарушением водно-солевого равновесия с судорогами (у 10%). Столь резкое падение боеспособности подразделения в конце марша исследователи объясняют двумя причинами: во-первых, неудовлетворительными эксплуатационными качествами обуви и, во-вторых, недостаточным вниманием командиров к маршевой подготовке личного состава с полной выкладкой. Имеющиеся у нас данные свидетельствует о том, что периодизация может быть динамичной и во многом зависит от общих экстремальных способностей, экстремальной подготовленности, готовности и изначальной психологической установки людей на определенный срок участия в экстремальных событиях. Последняя формируется непроизвольно при сообщении им срока перед отправкой в зону экстремальных событий. Это наблюдалось у направлявшихся в Чечню, а так же у подводников, участвовавших в длительном несении боевой службы в море. В планируемых и объявленных сроках от 1 до 5 месяцев существенных изменений в эффективности действий не наблюдалось. Однако продление командованием срока, при его приближении к концу, воспринималось людьми крайне негативно, вызывало резкий спад в настроениях, работоспособности и качестве действий.
1 Корчемный П.А. Психические состояния личного состава в экстремальных ситуациях и управление ими //Гуманизация взаимоотношений военнослужащих, разрешение конфликтов и психотерапия. — М., 1995. — С. 21—24. 2 Узун Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях. — СПб., 1998. — С. 3, 41, 166. Попытки педагогической периодизации не известны. Тем не менее, педагогически значимые изменения у личного состава бесспорно происходят. Абсурдно отрицать, что участие в боевых действиях сопряжено с изменениями профессиональных и боевых знаний, навыков, умений, привычек, воспитанности и развитости их участников. Механизмами этих изменений выступает научение в опыте и специально организуемые педагогические воздействия опытных начальников и командиров. Война — суровая школа, в которой надо быстро, успешно и непрерывно учиться. Отметки тут выводятся не чернилами в зачетной книжке, а орденами на груди или ранами на теле. Можно выделить два основных педагогических периода: 1) экстренная доработка боевых навыков и умений; 2) непрерывный рост боевой подготовленности: мастерства, воспитанности, развитости. Первый характеризуется быстрой коррекцией имеющихся у военнослужащих навыков и умений, повышением уровня их отработанности, устранением элементов выучки, пригодных только для мирного времени и вредных для боевой обстановки, экстренным пополнением мастерства новыми, реалистичными боевыми знаниями, навыками и умениями. По продолжительности этот период близок к крайним срокам первого психологического периода — 30—45 дней. Второй педагогический период — до конца участия воина, сотрудника МВД в боевых действиях. Его можно представить графически в виде непрерывно, но медленно поднимающейся линии, на которой встречаются участки застоя и. крутых подъемов. По содержанию он характерен экстремальным (боевым) совершенствованием трех основных педагогических свойств личности: обученное™, воспитанности и развитости бойца, командира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|