Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Натренированность и готовность




Исследования и практика свидетельствуют, что показатели выучки, особенно практической натренированности профессионала, достигнутой в

результате подготовки, не остаются неизменными в дальнейшем (рис. 9.9). Бессистемные занятия и неконтролируемая практика приводят к ухудшению некоторых компонентов выучки: часть знаний утрачивается, происходит ухудшение навыков и умений (снижение скорости действий, показателей качества, пропуск части операций, повышение напряженности), обеднение арсенала используемых знаний и приемов работы, появление «любимых» и «нелюбимых» (хотя и нужных) действий, усиление не всегда полезных индивидуальных черт стиля работы, повышение напряженности и даже неуверенности в выполнении части действий. Сложные навыки, «тонкости» профессиональной работы подвержены более быстрому и энергичному ухудшению, чем простые, элементарные. Сложные умения не менее устойчивы, чем навыки. Недостаточно сформированные навыки и умения более чувствительны к перерывам в занятиях. Имеются данные о том, что перерывы в проявлении качеств отражаются и на их развитости, особенно профессиональной. Стоит прекратить тренировки даже дней на 7—15 как в показателях выучки обнаруживается спад (см. рис. 9.9а). Если тренировки проводятся, но редко, спады будут чередоваться с приемлемым уровнем натренированности (см. рис. 9.96).

Во многих профессиях наблюдается профессиональная деформация личности, создающая проблемы самому профессионалу и другим людям (гипертрофическое, «однобокое», несбалансированное развитие одних качеств в ущерб другим). Это находит отражение в афоризме: «специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».

Установлено, что длительные и систематические занятия спортом вызывают изменения в личности спортсменов. С увеличением спортивного стажа у части их повышается активность, агрессивность, беззаботность, снижается тревожность и склонность к депрессии и фрустрации, развивается склонность к лидерству при общении с другими, чувство уверенности в себе. Имеются данные, требующие перепроверки, о том, что отношение спортсменов к таким ценностям как спортивная честь, благородство менее благоприятно, чем

у неспортсменов. Но большие, не только физические, но и морально-психологические нагрузки, нередко становятся непереносимыми. Профессиональные спортсмены в США, оставившие спорт, часто заявляют, что у них произошел бы психологический срыв, если бы они продолжали занятия.

Длительное увлечение техникой порождает нередко «технарей» — людей, которые не видят и не ценят ничего кроме техники и технических решений. Увлечение экономикой рождает то и дело «узких экономистов», фетишизирующих экономические законы, считающих их объективными и не зависящими от людей, а поэтому забывающих о людях. Длительное занятие учительством превращает иногда человека в многословного говоруна, ментора, поучающего всех и всегда. Не избегают профессиональной деформации часть командиров, привыкающих к командованию повсюду, а также часть юристов, психиатров и представителей других профессий.

Все эти изменения в подготовленности и личности человека особенно отражаются на возможности показывать высшие результаты. Если речь идет, скажем, об умении держаться на воде, то, овладев им, человек проявит его, даже если несколько лет не побывает в бассейне, на море или реке. Но если тот же перерыв будет у быстрого пловца, то спад секунд в преодолении, например, 100 м по воде, окажется ощутимым. Мастера спорта, рекордсмены, чемпионы в

любом виде спорта становятся победителями, находясь на пике спортивной формы, т.е. при высокой натренированности и отличном функциональном состоянии организма. Они не в состоянии быть в наилучшей форме все время, а подводят себя к ее пику, ориентируясь на время важнейшего для них соревнования.

В сущности то же необходимо делать везде, когда человеку надо проявить все свои возможности. Можно сказать, что люди, несущие дежурства, особенно боевые, должны быть на пике профессиональной боевой формы и готовыми, образно говоря, к установлению личного «профессионального рекорда» при возникновении экстремальной ситуации, проявить в ней все лучшее, что у них есть.

Так порождается задача поддержания профессиональной {экстремальной) натренированности лиц и групп, привлекаемых к несению дежурств. Профессиональная натренированность — сохранность достигнутого специалистом, военнослужащим, группой уровня профессиональной практической выучки, обеспечивающего наилучшее ее проявление в любой момент. Нужно и то, что Б.М. Теплов называл «готовностью знаний», — возможность человека немедленно припоминать то, что в данную минуту практически необходимо, постоянная мобилизованность всего наличного запаса знаний1.

Повседневное решение разных профессиональных задач и несение дежурств бесспорно поддерживают натренированность многих навыков и умений, но только тех, которые часто используются на них. Анализ показывает, что число таких умений не превышает 50% от всех необходимых для поддержания боевой формы на высоком пике и нужных в случае наступления экстремального события. Причем в числе не тренируемых и ухудшающихся навыков зачастую находятся важнейшие.

Необходима организация специального тренинга по поддержанию всех компонентов экстремальной (боевой) готовности на высшем уровне. К педагогическим основам его проведения относятся:

• охват тренингом всех лиц, привлекаемых к ответственным дежурствам, вахтам, сменам и пр.;

• тренинг всех, без исключения, компонентов экстремальной (боевой) готовности при приоритетном внимании к тем, которые не поддерживаются на высшем уровне тренированности повседневными действиями и во время участия в дежурствах. Более точно содержание тренировок может быть определено путем ежемесячных (или проводимых в иные сроки) контрольных проверок подготовленности несущих дежурства;

• частое и тщательное подкрепление навыков, затем умений, знаний, качеств, наиболее чувствительных к разрушающему влиянию перерывов;

Теплое Б.М. Психология индивидуальных различий. — С. 341.

• периодичность подкрепления большинства навыков через 10 дней; сроки должны быть уточнены опытным путем, по результатам контрольных замеров конкретно для каждого компонента экстремальной (боевой) готовности;

• индивидуальный подход при повышенном внимании к тем, кто выполняет на дежурствах наиболее ответственные функции;

• сочетание одиночного тренинга с групповым, отработка с группой прежде всего действий при возникновении экстремальных ситуаций;

• сведение на всех тренингах словесных методов к минимуму и проведение упражнений на пределе трудностей и возможностей. В спорте нередко реализуется правило: на тренировках должно быть труднее, чем на соревнованиях;

• предпочтение более частых и коротких тренировок (см. рис. 9.9в) длительным, но редким (лучше 6 тренировок по 15 минут, чем одна продолжительностью 90 минут).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...