Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение в боевой обстановке




Помимо ведения психологических операций и противодействия таковым, проводимым противником, необходимо психологическое обеспечение боевых действий. Главное — обеспечить насту-

пательное и успешное решение боевых задач. Приходится учитывать появление в боевой обстановке людей, снижающих по психологическим причинам эффективность решения боевых задач вплоть до нулевой. Вероятно наиболее близка к истине цифра, характеризующая число таких людей, полученная в исследованиях И.О. Ко-теневым: примерно одна треть от общей численности, впервые участвующих в боевых действиях, и до 50—60%, если обстоятельства сверхэкстремальные (гиперэкстремальные), отличаются внезапное-

тью, большим количеством человеческих жертв, разрушений, значительной интенсивностью и продолжительностью1.

Психологическое обеспечение боевых действий в ходе их ведения призвано быть системным, стать особым видом боевого обеспечения. Главными средствами его выступают:

психологическое консультирование — соучастие психологов в подготовке различных боевых действий в качестве экспертов по психологическим аспектам (их анализ, оценка, рекомендации по способам учета и изменения, повышению успешности действий); оно может осуществляться и в ходе действий при столкновении личного состава и командиров с проблемами психологической природы; психолог выступает и в качестве консультанта командира, подсказывая психологически эффективные способы руководства подчиненными в боевой обстановке (в Чечне некоторые командиры с шутливостью именовали психологов «адвокатами солдат», но к их советам обычно прислушивались);

психологическое сопровождение — непосредственное участие психологов во всех видах боевых действий и их этапов; находясь рядом с бойцами, они оказывают им помощь советами, наблюдают за состояниями, своевременно предупреждают наступление негативных, способствуют поддержанию и формированию боевых установок, оптимальных психических состояний по ходу событий, подсказывают и осуществляют способы психологического воздействия на противника и его переигрывания в противоборстве;

психологическая поддержка — осуществляемое на поле боя или в его перерывах выявление групп или отдельных лиц, испытывающих психологические трудности или находящиеся на грани срыва; актуализация возможностей воина направлением его сознания и воли на полное использование своих достоинств, подготовленности, и резервов сил; осуществление поддержки выслушиванием на месте испытываемых воинами трудностей, разъяснениями, советом, убеждением, делом, примером, прикреплением к нуждающемуся в поддержке боевого товарища, более опытного воина или ориентацией на это всей группы;

психотерапевтическая помощь — выявление лиц с признаками нарушений нормальной психической деятельности и принятие к ним восстановительных мер. Сюда входит: обеспечение достаточного времени и условий для полноценного отдыха, временное освобождение от обязанностей службы, психологическая регуляция релаксирующего типа, психологическая и фармакологическая экспресс-коррекция состояния, индивидуальные психологические беседы, включение в интересные

1 Котенев И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1994. — С. 16.

отвлекающие занятия, привлечение к уходу за ранеными, применение мер воспитательного характера, эвакуация для проведения специализированных восстановительных мероприятий и др. Многие мероприятия подобного рода проводятся по разрешению командира и согласовываются с руководителем группы психологического обеспечения.

Для решения рассмотренных задач необходимо постоянно оптимизировать основную единицу устойчивости и боеспособности человека — систему «человек в ситуации» (о ней говорилось в начале главы). Работать надо не только с человеком, но и улучшать, в меру возможности, обстановку, благоприятствующую укреплению его сил, стойкости, достижению успеха и повышению безопасности. Это концептуально и практически важнейшее положение воплощается в комплексе организационно-методических мер, включающем пять видов их:

1) индивидуальные — направленные на каждого отдельного человека-личность, с его особенностями, психическими состояниями, мыслями, переживаниями, заботами, потребностями, испытываемыми трудностями и непосредственно ориентированные на мобилизацию и наилучшее проявление его индивидуальных возможностей;

2) групповые — направленные на группу, как общность, боевую единицу и непосредственную социально-психологическую и педагогическую среду, условие успеха деятельности и безопасности каждого воина и ориентированные на создание соответствующих благоприятных социально-психологических условий для его боеспособности и устойчивости;

3) организационно-управленческие — направленные на управление и организационный порядок, под влиянием (в том числе психологическим и педагогическим) которых находится каждый воин, и обеспечивающих в боевой обстановке благоприятность для него всех их элементов;

4) материально-обеспечительные — направленные на помощь в предупреждении недостатков обеспечения боевой деятельности воинов, неблагоприятно отражающихся на боеспособности и устойчивости каждого воина. Участие в них психолога увеличивает возможности положительного влияния на воинов и повышает его собственный авторитет;

5) деятельностные — направленные на обеспечение переноса мыслей воина о себе, собственном положении и состоянии, на активный поиск путей повышения активности и целенаправленности действий, изменения ситуации собственными активными действиями. Следует поднимать уровень размышлений с непосредственно ситуативных на надситуативными. Это достигается активизацией мыслей о народе, стране, о групповой ситуации, поведении и действиях товарищей по ору-

жию, о долге и коллективизме, о единстве и согласованности действий в достижении победы, о командире, несущем всю тяжесть ответственности за воина, весь личный состав, результаты боя.

Психологическое обеспечение лучше всего проводить силами штатных психологов в низовых подразделениях и входящих в психологические службы крупных частей, хотя пока это чаще делается оперативными группами психологов, комплектуемыми временно и направляемыми целевым назначением в зоны боев (сил которых обычно не хватает для полноценного осуществления психологического обеспечения).

А. Г. Караяни справедливо ставит вопрос о необходимости трехуровневой системы психологического обеспечения действий войск: стратегическом, оперативном и тактическом.

Задачи стратегического уровня:

• формирование ясных, эмоционально насыщенных, отражающих жизненно важные национальные интересы; целей применения войск в локальном военном конфликте и сплочение вокруг них всех слоев общества;

• создание образа противника, как сильного, коварного врага, покушающегося на самые насущные интересы государства, общества и каждого его члена;

• повышение статуса военнослужащих, участвующих в боевых действиях, укрепление их психологической связи со всем обществом;

• осуществление психологического прогнозирования и оценки психологических условий предстоящего или осуществляющегося конфликта; выработка научно обоснованных рекомендаций органами военного управления по подготовке войск к боевым действиям;

• психологическое обеспечение разработки и введение в действие нормативно-правовых и боевых документов, определяющих правовое положение, оперативно-тактические способы применения войск в локальном военном конфликте, дополнительные меры стимуляции боевой активности личного состава;

• осуществление материально-технического обеспечения войск, оптимизации возможностей боевой техники и оружия для решения задач в конкретных условиях конфликта с учетом потребностей, психических состояний, мнений, настроений воинов;

• проведение психологического отбора военнослужащих для выполнения боевых задач в соответствии с требованиями, предъявляемыми боевой деятельностью и их психологическими качествами;

• общая психологическая подготовка личного состава, воинских контингентов, привлекаемых к решению боевых задач;

• осуществление психологических акций, направленных на подрыв психологических возможностей противника и предупреждение

его успешных психологических операций против наших войск и населения страны;

• упорядочение работы с информацией о боевых действиях войск на всех уровнях государственного и военного управления, а также со СМИ;

• развертывание и организация функционирования системы психологической и социально-психологической реадаптации с учетом психологических и медицинских норм пребывания людей в обстановке экстремальной деятельности.

Таким образом, на стратегическом уровне решаются задачи создания благоприятной внешней среды и психологических предпосылок для эффективных боевых действий войск1.

Задачи оперативного уровня психологического обеспечения:

• формирование у воинов действующей группировки войск чувства психологического единства, общности интересов, целей, нравственных ценностей, ориентиров и норм поведения, боевых традиций;

• осуществление непрерывного мониторинга психического состояния, настроений и запросов участников боевых действий;

• создание и организация работы нештатных групп психологической помощи военнослужащим:

• осуществление первого этапа социально-психологической реадаптации воинов, завершивших участие в боевых действиях;

• управление психоэргономическими факторами боевой деятельности (длительность пребывания в зоне боевых действий, периодичность участия в боевых операциях и др.).

На тактическом уровне — задачи, решаемые непосредственно в частях и соединениях.

Интересен зарубежный опыт эшеленной системы психологического обеспечения, получающий развитие и у нас. Боевой опыт Второй мировой войны, войны во Вьетнаме и боевых действий в Персидском заливе заставил американцев приступить к созданию трех-эшелонной системы, ориентированной на оказание психологической помощи воинам в боевой обстановке:

• в первом эшелоне (непосредственно на передовой) организуется работа психологов, младших медицинских специалистов, командиров по снятию у военнослужащих стресса. Для этого офицерам в процессе боевой подготовки преподаются основы психологии и психиатрии, а личный состав тренируется в использовании упрощенных методик обнаружения симптомов стресса у себя и сослуживцев, методов разрядки стрессового напряжения. Командирам подразделе-

1 Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава сухопутных войск в локальных конфликтах. — М., 1998. — С. 130—135.

ний вменяется в обязанность своевременное выявление лиц с психическими нарушениями и эвакуация их с поля боя. Критериями нарушений выступают неспособность военнослужащего качественно выполнять функциональные обязанности, неадекватные реакции на опасность, деморализующее воздействие на сослуживцев;

• во втором эшелоне (три-шесть км от линии фронта) осуществляется восстановление психологической устойчивости военнослужащих, подвергнувшихся психотравматизации;

• в третьем эшелоне (более 30 км от линии соприкосновения с противником) проводятся реабилитационные мероприятия с лицами, проявляющими симптомы «психологического оглушения» и прострации1.

В условиях современных локальных конфликтов особую актуальность приобрела проблема восполнения ресурсов воинского контингента воюющих армий. Задача быстрейшего возвращения в строй легкораненых, число которых составляет 40% всех потерь, приобретает особое значение. Эти раненые имеют непосредственный опыт участия в боевых действиях, не утратили профессиональных навыков и в сравнительно короткие сроки при принятии мер по ранней реабилитации могут возвратиться в строй без ущерба для своего здоровья.

В израильской армии для оказания помощи на поле боя медицинским батальонам придаются команды из состава управления психиатрии военно-медицинской службы вооруженных сил. Они действуют в звене «дивизия» на удалении двух-пяти км от линии фронта. Каждая группа состоит из 6-ти специалистов: 1 психиатр, 1—2 психолога, 2—3 социолога. Методы работы группы аналогичны принятым в американской армии: организация отдыха, сна, питания, душа, индивидуальная и групповая психотерапия. Используя такие приемы и средства, благодаря которым группа способна в течение трех суток вернуть в строй подавляющее число (до 60%) психотравмиро-ванных бойцов2. Фактически применяется двухэшелонная система.

Примерно по этой схеме организуется психологическая помощь и в армии Великобритании. В ходе операции «Буря в пустыне» в английских частях создавались специальные подразделения по восстановлению боеспособности лиц с психическими травмами и отряды психологической помощи. В их состав входили психиатры, медицинские сестры и санитары.

' Печень Н., Семикина Г. Особое подразделение, или несколько слов о социально-психологической службе армии США //Военный вестник. 1993. № 31. — С. 75—77. По имеющимся данным в составе вооруженных сил США насчитывается сейчас 8 тыс. дипломированных психологов (5 тыс. военных и 3 тыс. гражданских). 2 Беленки Г., Ной Ш., Соломон 3. Стресс на поле боя: опыт Израиля //Милитери ревью. 1985. № 37. - С. 28-37.

В антитерростической операции в Чечне появился опыт создания в частях Внутренних войск пунктов психологической помощи. Как правило, это были палатки, обеспеченные спальными местами, теплом, питьевой водой, аудио- и видео-средствами для осуществления помощи. Отмечается, что, благодаря их работе, число военнослужащих с выраженными признаками психической дезадаптации сократилось в 4,5 раза1.

Проведение ранней психологической помощи по опыту позволяет возвратить в строй 80% легкоранененых, сократить длительность пребывания их вне части в 1,8 раза, уменьшить нагрузку ведущих лечебных учреждений2.

Положительно оценивая трехэшелонную систему, нельзя не обратить внимание на то, что за рубежом психологическое обеспечение носит практически исключительно медико-психиатрический характер и нацелено на снятие психических расстройств и профилактику тяжелых психических заболеваний у участников боев. В отличие от зарубежной, наша методическая позиция:

исходить в обеспечении не из негативных, а из позитивных установок;

• заботиться не только о профилактике психических расстройств, но и об обеспечении решения стоящих задач;

• начинать обеспечение не с тыла, а с передовых позиций;

• оказывать помощь испытывающим психологические трудности не погружением в пассивность, а организацией без особой задержки посильной активности («трудотерапия»);

• заниматься не приглушением или подавлением негативных психологических реакций, а активизацией здоровых, позитивных, оптимистичных мыслей, мотивов, чувств, настроений, проявлений воли, саморегуляции;

• строить расчет не на действие механизма угасания застойного болезненного очага возбуждения, беспокоящего сознание, а на формирование в высшей нервной деятельности активной доминанты, подавляющей этот очаг своими индукционными влияниями и конструктивно направляющей активность.

1 Лысиков П.Т. Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России при проведении антитеррористической операции //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск России. — С. 69.

2 Белевитин А.Б. Ранняя реабилитация раненых в условиях изолированного гарнизона в районе боевых действий //Проблемы реабилитации. 1999. № 1. — С. 87—92.

Педагогическое

Обеспечение

В боевой обстановке

Опрос участников антитеррористической операции в Чеченской республике о причинах гибели и ранений части ее участников показал, что среди них: профессиональная неподготовленность —

87% ответов, фактическая незащищенность — 62%, слабое оснащение — 32%. Особо отмечалась слабая психологическая подготовка — 89% ответов, а 73% указали на неумение «собраться в нужную минуту»1. Примечательно, что все, направлявшиеся на операцию, тщательно готовились. Этот пример, как и другие, свидетельствует о том, что даже при специально организуемой подготовке что-то можно не предвидеть, каких-то слабостей не избежать, проводить ее не действенно. Взамен раненых и убитых прибывают необстрелянные и их надо срочно учить. Сама боевая деятельность — не какой-то застывший и повсеместно применимый стандарт. Некоторые способы действий, которые отрабатывались, оказываются не лучшими в данных условиях, а другие быстро устаревают. В ходе вооруженной борьбы обе стороны ведут непрерывный поиск более совершенных способов нападения и защиты. Кто-то их действительно находит и им всем необходимо срочно овладевать ими, а воинам противной стороны — искать контраргументы. Все это требует проведения обучения и воспитания военнослужащих в боевых условиях. Полевая, окопная и палаточная жизнь, большие нагрузки, занятость, сильное утомление людей меняют лишь их формы и методы2.

Обучение в боевой обстановке включает:

• индивидуальное обучение, устранение отдельных пробелов в знаниях, навыках и умениях воинов;

• совершенствование навыков использования оружия различными способами с применением приемов обеспечения личной безопасности (см. п. 8.7);

• восстановление навыков обеспечения личной безопасности (см. п. 9.4);

• формирование боевых профессиональных привычек;

• повышенное внимание к отработке навыков, умений и привычек обеспечения безопасности, боевой осмотрительности, осторожности, скрытности, маскировки, которые при учебе в мирное время зачастую формируются формально;

1 Самойлов Г.В. Психология поведения сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях //Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. — М., 1998. - С. 75.

2 Одна из редких работ, посвященных этим вопросам и построенная на опыте Великой Отечественной войны: Ладаное И.Д. Обучение личного состава подразделений и частей в военное время. — М., 1970.

• обучение (или восстановление навыков) психотехникам саморегуляции (см. п. 8.1) и рекомендация пользоваться ими ежедневно (в мирное время к овладению этими навыками молодые люди относятся часто без должной серьезности, иначе — в боевых условиях);

• изучение национальных особенностей противника, особенностей его профессионализма, применяемой тактики действий, его сильных и слабых сторон;

• выявление «боевых секретов» воинов, достигающих успехов, а также успешных способов действий и овладение ими всем личным составом;

• оперативная отработка формируемых небольших групп из двух-пяти человек при действиях в горной, лесистой местности, в населенных пунктах; пар и групп, отправляемых в разведку;

• овладение новыми образцами оружия, поступающими на вооружение;

• специальная подготовка новичков из пополнения.

Необходимы усиленная подготовка офицеров, командного состава, овладение ими искусством боевого управления на реальных фактах боевой деятельности. Особого внимания заслуживает совершенствование их мастерства по руководству личным составом в боевой обстановке. Привычки работы с людьми, сформировавшиеся в мирных условиях, приходится менять коренным образом. Впервые перед офицерами возникает в полный рост задача по-настоящему беречь людей, решать боевые задачи с максимальной заботой о жизни и здо-ровьи солдат. Занятия по вопросам экстремальной психопедагогики вызывают в боевой обстановке повышенный интерес офицеров.

Формами обучения в боевой обстановке выступают занятия, тренировки и учения (обычно при отводе на отдых в ближайший тыл, либо при наступлении затишья в активных боевых действиях), инструктажи с разъяснениями и показами, организация шефства опытных и хорошо подготовленных воинов над новичками и слабо подготовленными, разборы действий и разъяснение путей их совершенствования с практическими упражнениями на месте, изготовление информационных бюллетеней, памяток или инструкций с раздачей их воинам для самостоятельного изучения, организация семинаров по обмену опытом, подражание лучшим воинам и др.

Воспитание в боевой обстановке нацеливается, главным образом, на активизацию, укрепление и совершенствование мотивов боевой активности и устойчивости воинов, морально-психологических качеств и воли, коллективизма и верности долгу, присяге, народу. Задачи воспитания решаются всеми перечисленными выше способами руководства деятельностью личного состава,

поддержанием порядка и дисциплины, поощрением отличившихся, щедростью на добрые слова, проявлениями человечности и понимания, индивидуальной работой, организацией, когда возможно, коллективных мероприятий, безукоризненным поведением и примером командиров. Важно, чтобы подход к ним был педагогическим: понимались воспитательные возможности, ставилась задача использовать эти возможности, продумывалась до мелочей методика, обеспечивающая педагогическую эффективность, при всем этом припоминались и использовались рекомендации общей педагогики и экстремальной психопедагогики1.

Педагогически и психологически грамотная работа вышестоящих командиров и начальников с подчиненными им офицерами показывает пример того, как надо работать с личным составом, стимулирует их активность в ней. Но офицерам следует делать и постоянные тактичные напоминания о работе с людьми, требовать такой работы, оказывать им помощь, поддержку, знакомя с положительным опытом других офицеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...