Предмет философии науки и исторические изменения его содержания
Для понимания предмета «философия науки» как учебной дисциплины и раздела философского знания необходимо дать ответ на вопрос, что есть наука. Подробно этот вопрос рассмотрен в главе 2 первого раздела, поэтому здесь мы ограничимся анализом определений науки, которых много, так как их содержание зависит и от эпохи, и от теоретика, сформулировавшего то или иное ее определение. Определение науки у Р. Декарта или Ф. Бэкона будет отличаться от определения науки у Ницше или К: Поппера. Кроме того, встречаются афористические высказывания выдающихся деятелей человечества о том, что есть наука. В итоге некоторые специалисты фиксируют до двухсот определений науки, в том числе весьма экзотических: «наука - нервная система нашей эпохи» (М. Горький); «наука - это драма идей» (А. Эйнштейн); «наука - это круг кругов» (В.И. Ленин) и др. Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука - это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, человеческого рода) характер. Такой ход мысли позволяет сразу отграничить теоретическое научное знание от теоретического, но ненаучного знания (богословского, например), от знания опытного, обыденного, от образно-художественного знания. Начиная с XVI, а особенно с XVII века, наука приобрела новые сущностные, принципиально важные черты. Она отныне не только особый вид, тип знания, но и социально-практическая сила общества, т.е. сила, способная изменить общество в «лучшую» сторону, позволяющая человеку господствовать над силами природы и стихийными процессами в обществе. Наука определяет технические достижения в обществе и влияет на производство в целом. Зреет мысль, сформулированная позже американским философом, систематизатором прагматизма Дж. Дьюи (1859-1952) о том, что наука не только теория, она —форма практики людей, определяющая производство сила.
Мыслители XVII-XVIII веков (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) сформулировали идею о науке как ценности общества - высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и историю, и религию. Возникают словосочетания «научная история», «научная политика» и даже «научное питание», «научный подход к образованию», «научная экономика» и т.д. Наука как «венец развития» разума смягчает нравы общества, устраняет жестокость, фанатизм, несправедливость — считали французские просветители XVIII века. В конечном счете, все общество может быть построено исключительно на принципах разума и науки. В XIX веке французским философом и социологом, основателем позитивизма О. Контом (1792-1857), немецкими философами, основателями идеологии «научного коммунизма» К. Марксом (1818-1883), и Ф. Энгельсом (1820-1895) были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не существует вне производства, а производство — вне науки. Маркс формулирует идею о науке как «всеобщей общественной произ- водительной силе». И, наконец, наука выступает в виде социального института (подробно см. раздел I, гл. 8). Статусная роль ученого от образованного слуги (которого можно и высечь, и в солдаты отдать) трансформируется в ценнейшую и важнейшую профессию в обществе. Созданные специальные организации ученых (академии, научные институты) играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, политическую, социальную, военную деятельность государств. С середины—конца XIX века наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества.
Предмет философии науки связан с вышеизложенным пониманием сущности и особенностей науки. Впервые термин «философия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Что такое философия науки! У. Селларс (сотрудник католического Нотр-дамского университета, США) считал, что «это - философия, которая берет науку серьезно», так как наука неотъемлемая часть человеческого бытия. По мнению российского естествоиспытателя В.И. Вернадского (1863—1945), философия науки представляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания» в силу того, что «в наше время наука подошла вплотную к пределам своей общеобязательности и непререкаемости... столкнулась с пределами своей современной методики», а потому «вопросы философские и научные слились, как это было в эпоху эллинской науки». Если наука требует себе признания, то она, по словам Г. Гегеля, «обязательно должна оправдать себя перед разумением и мыслью». Философия науки - это то, что философы думают о науке, причем эти «думы» диаметрально противоположны: от признания ценности науки до утверждения о губительном влиянии науки на европейскую цивилизацию. Современный отечественный философ науки В. С. Степин считает, что предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социалъно-культур- ном контексте. Но это понимание предмета философии науки следует расширить: в него входят не только проблемы научного познания, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, политике, религии и т.д. Так, к области философии науки следует отнести и актуальную для современной науки проблему «возникновения слоя плебеев от науки», которые, как писал немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма К. Ясперс (1883—1969), «создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые установления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической наукой». Каждый обладающий «рассудком и прилежанием» «считает себя способным» к науке, «каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил», а в результате рождается бесконечное множество точек зрения, затрудняющих понимание сути дела.
Философия науки включает следующие основные концептуальные составляющие: естественнонаучные теории; историко-философское знание; логические, методологические и лингвистические концепции; историко-научные исследования. Нуждается ли наука в философских «думах» о ней? Прежде всего, следует понимать, что философия науки «не дело улиц или рынков», она «далека от тех дел людей, в которые они вкладывают свои практические интересы, и от того знания, в котором заключена их суетность» (Гегель). Проблемы философии науки значимы для философов и тех ученых, которые пытаются осознать, что и как они изучают. Обосновывая необходимость философского осмысления науки, в частности математики и физики, Гегель неоднократно писал, что математические определения (бесконечность, бесконечно-малое, множители, степени и т.д.) находят свое истинное понятие только в философии, а потому было бы совершенно «неправильно заимствовать их» для философии из математики, «в которой они берутся вне понятия и часто даже бессмысленно». Математика, считал он, «избавляется от труда определения понятий, прибегая к формулам, не являющимися даже непосред- ственным выражением мысли». Установить смысл понятий, с которыми работают математики, может только философия. Философы переводят и «материал физики» «на язык понятия как нечто в самом себе необходимое целое», т.е. «материал, изготовленный физикой на основании опыта», философия «преобразовывает дальше». «Делу философии» принадлежит также «разрешение вопроса, каким образом мы, субъекты, приходим к объектам». Трудности относительно природы познания, считал Гегель, состоят в том, что, с одной стороны, осваивая в познании предметы с помощью мысли, мы «превращаем их в нечто всеобщее; вещи же в действительности единичны, и льва вообще не существует. Мы превращаем их в нечто субъективное, в нечто, произведенное нами, свойственное нам как людям, ибо предметы природы не являются представлениями или мыслями». С другой стороны, «мы предполагаем, что предметы природы как предметы существуют свободно и самостоятельно». Эти противоречивые установки сознания предполагают необходимость объяснения самой возможности познания предметов внешнего мира, которое возможно только в философии. Но философский способ постижения этих проблем, утверждал Гегель, «не есть дело произвола, капризное желание пройтись для разнообразия разочек на голове, после того, как долго ходили на ногах, или разочек увидеть свое повседневное лицо разукрашенным». Философия «делает дальнейший шаг потому, что способ действия с понятием, употребляемый в физике, неудовлетворителен». Идею Гегеля о том, что только философия может уяснить смысл употребляемых наукой понятий, «увидеть» в исторической смене понятийно-категориального аппарата движение научной мысли, поддерживал В.И. Вернадский: «Поскольку анализ основных научных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать». Он считал, что в истории научной мысли никто не учитывает значение понятийно-категориального аппарата науки «и истории его создания нет».
Необходимость философии науки признавал и один из крупнейших мыслителей современности немецкий философ М. Хай-деггер (1889—1976). Эту необходимость он обосновывал тем, что наука ничего не может сказать сама о себе своими научными средствами, не может, например, обоснованно ответить на главный вопрос: «что значит знать?». Это объясняется тем, что наука «дает первое и последнее слово только и исключительно только самому предмету, самим вещам», научное исследование направлено вовне, на предмет, и только в этой своей направленности остается научным. Поэтому, например, вопрос «как возможна наука?» не может быть решен в рамках самой науки и ее средствами познания. Фундаментальное различие между вопросами, которые изучают философы и ученые, немецко-американский философ и логик Р. Карнап (4891-1970) иллюстрирует так: вопросы типа «как образовались лунные кратеры?», «существуют ли галактики, построенные из антиматерии?» решают астрономы и физики; вопросы же о том, как ученые строят понятия, каковы логические и гносеологические свойства этого построения, решают философы науки. Другими словами, если вопрос «касается не природы мира, а анализа фундаментальных понятий науки», то это вопрос для философии науки.
Интерес к философским аспектам науки проявили все выдающиеся физики XX века: Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Так, Эйнштейн признавал, что «в наше время физики вынуждены заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому их вынуждают трудности их собственной науки;... ученый должен стараться полностью понять, до какого предела используемые им понятия обоснованны и необходимы». По мнению французского философа и историка науки А. Койре (1882—1964), «вне всякого сомнения, именно философские размышления вдохновляли Эйнштейна в его творчестве, так что о нем, как и о Ньютоне, можно сказать, что он в такой же степени философ, в какой и физик. Совершенно ясно, что в ос- нове его решительного и даже страстного отрицания абсолютного пространства, абсолютного времени и абсолютного движения... лежит некоторый метафизический принцип». Австрийский физик и философ, представитель неопозитивизма Ф. Франк (1884— 1966) писал, что «всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XX века, должен хорошо освоиться с философской мыслью». Начало философии науки условно. Истоки этой дисциплины можно искать в натурфилософии Р. Декарта, П. Гассенди, в работах Ф. Бэкона «Новый органон» и «Великое восстановление наук» (первая половина XVII в.), в философии И. Канта (1724—1804), поставившего в своем главном произведении «Критика чистого разума» (1788) вопросы о том, как возможна наука, каковы границы науки, как связаны наука, основанная на разуме, и вера с ее внерациональными постулатами, является ли философия наукой и чем должна заниматься философия в науке? Опуская ход рассуждений И. Канта (учение Канта изложено в учебниках по истории философии), рассмотрим их выводы. Вне сферы науки находятся проблемы религии, существования Бога, жизни после смерти, религиозных догматов, происхождение и сущность души человека, свобода человека. Научное знание имеет пределы, за которыми открывается область веры. Видимая граница научного знания - положения, которые можно с одинаковой логической убедительностью доказать и опровергнуть средствами разума. Со второй половины XIX века проблемы строения, оснований и функций научного знания становятся главными в философии. Появляется и утверждается в научном тезаурусе понятие о специфической единице научного знания — научной теории. Одновременно из проблематики чувственного опыта, которую рассматривали практически все философы XVI—XVIII веков, выделяются специфическая для философии науки проблематика эмпирического знания и соответствующие понятия «наглядность», «аналогия». Формируются и другие специфические проблемы философии науки, такие как «научный закон», «математика» и т.д. Дисциплинарно философия науки оформилась во второй половине XIXвека (Г. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Пирс и др.). Этому способствовал ряд обстоятельств: (1) наука к этому времени офор-мцлась в важную и самостоятельную сферу общественной жизни, подкрепив свое значение развитием прикладных разработок и исследований; (2) математиками (французом О. Коши и чехом Б.Больцано) была поставлена проблема логического обоснования и изложения математического анализа. В том же направлении начал размышлять и немецкий философ, основатель феноменологии Э. Гуссерль (1859-1938); (3) кризис механистического мировоззрения потребовал переосмысления обоснования знания. Э. Мах, Г. Кирхгоф, Е. Дюринг, К. Пирсон, Г. Герц, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др. вынесли на обсуждение вопросы: что такое научная теория, какое место занимают в ней механические модели и математические уравнения, как соотносится она с экспериментом и т.д.; (4) стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщепления культуры на научную и художественно-гуманитарную. Эта трагичность состояла в разведении знания и нравственности. Если античный философ Парменид был уверен, что знающий не может не быть по необходимости добрым и справедливым, так как Истина, Добро и Красота тождественны, то уже в философии Канта наука и мораль рассматривались в разных «Критиках»: разум отделился от морали, знание стало выше морали. Такая ситуация породила серьезные этические проблемы науки, особенно в конце XX века. Институционализация и социализация (эти понятия рассмотрены в разделе I, гл. 8) философии науки как научной дисциплины начались в США, где еще до второй мировой войны начинает выходить журнал «Философия науки». В бывшем СССР сразу после войны в структуре Института философии Академии наук создается сектор философии естествознания, впоследствии переименованный в сектор философских вопросов естествознания. Одновременно возникают соответствующие подразделения в академических институтах философии Киева, Минска, Алма-Аты. Содержание предмета философии науки (и понимание сущности науки) менялось исторически. Можно выделить следующие этапы развития философии науки, характеризующиеся спецификой изучаемых проблем. 1-й этап (вторая половина XIX века): исследуются психологические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания. 2-й этап (первые два десятилетия XX века): работы физиков А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической физики: появилась потребность в переосмыслении самых фундаментальных понятий этой науки - «материальное тело», «частица», «масса», «физический закон» и др. Актуализировались проблемы связи физики с математикой: является ли математика структурирующей и смыслообразующей основой физики, или она всего лишь инструмент физического исследования. В особую область философии науки выделились дискуссии по интерпретации квантовой механики. 3-й этап (20-40-е гг. XX века): под влиянием идей австрийского философа Л.Витгенштейна (1889-1951) классический неопозитивизм создает программы анализа языка науки, форм суждений и типов логики, которые применяются в ней. 4-й этап (40—50-е гг. XX века): в конце 50-х гг. публикуются научные исследования американского философа У. Куайна (род. 1908) («Две догмы эмпиризма»), британского философа и специалиста в области методологии наук К. Поппера (1902—1994) («Логика научного исследования»), а также работы американского физика и историка науки Т. Куна (1922-1996), британского специалиста в области физической химии и методологии науки М. Полани (1891-1976), в которых в ходе критики неопозитивизма, эмпирического редукционизма началось тщательное изучение логики научного объяснения и научного исследования. 5-й этап (60—70-е гг. XX века): методологическая проблематика (вопросы строения, функционирования, обоснования знания) пополнилась вопросами методологии истории есте- ствознания и истории математики. Обращение к истории науки, к анализу научных революций остро поставило вопрос о соотношении научного знания и реальности, т.е. вопрос о природе истины. Началось изучение науки как социально-культурного феномена в рамках социологии знания и социологии науки, что привело к размыванию предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией, когнитивной социологией наук. В философии науки сформировалась следующая тематика: (а) социокультурный подход к проблеме оснований научного знания; (б) метафизические измерения науки; (в) соотношение философии и истории науки; (г) проблема роста научного знания; (д) соотношение научной и иных форм рациональности; (е) идеи интерналистского и экстерна-листского подходов к реконструкции развития научного знания; (ж) стали активно разрабатываться понятия «неявное знание», «парадигма», «идеалы естественного порядка», «традиции», «научная картина мира», «стиль научного мышления» и др. Философия науки оформляется как одна из наиболее сложных дисциплин в рамках профессиональной философии, опирающаяся на исследования в области теоретической философии, логики, социологии, культурологии, социальной психологии, истории науки и истории философии и др. 6-й этап (70-80-е гг. XX века): формируются два направления в развитии постпозитивизма: (а) анализ эпистемологических оснований выдвигаемых моделей наук (Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тулмин) и (б) критика философии науки, и даже отрицание философского и общекультурного ее значения (П. Фейерабенд и Р. Рор-ти) (подробно см. раздел I, гл.7). Если обобщить все изложенные подходы, то предметом философии науки можно считать принципы, структуру и методы научного познания, историю науки, социальные и культурологические аспекты научного знания. Центральной является проблема теории научного знания. Г8 В 90-е гг. XX века интерес ученых к философии науки ослабевает, усиливается критика науки и научной рациональности, ставятся под сомнение претензии разума быть единственным средством постижения мира и т.д. Современную ситуацию в философии науки четко охарактеризовали отечественные философы науки И.Т. Касавин и В.Н.Порус: «Нужно в очередной раз дать ответ на сакраментальный вопрос - быть или не быть философии науки и, может быть, на еще более важный — если быть, то какова она должна быть, чтобы ею захотелось заниматься».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|